Тема урока: Наследственность и здоровье.
Оценка 4.6

Тема урока: Наследственность и здоровье.

Оценка 4.6
docx
биология
8 кл
27.04.2020
Тема урока: Наследственность и здоровье.
5.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

 

Тема урока: Наследственность и здоровье.

 Цель: ознакомиться с понятием «наследственность»; формировать понимание взаимосвязи наследственности и здоровья.

Задачи:

Образовательные:

  1. сформировать умение характеризовать наследственность как важнейшее свойство живого;
  2. сформировать умение понимать смысл биологических терминов: наследственность, деление клетки.

 Развивающие:

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  1. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
  2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  3. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в текст и пр.).

Воспитательные:

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Тип урока: комбинированный.

 Структура урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Повторение (5 мин.)
  3. Целевые установки (3 мин.)
  4. Проблемная ситуация и актуализация знаний (5 мин.)
  5. Совместное открытие знаний (18 мин.)
  6. Самостоятельное применение знаний (5 мин)
  7. Итог урока. Рефлексия (3 мин.)
  8. Комментирование оценок (2 мин.)
  9. Домашнее задание (1 мин.)

Собственно конспект

  1. Организационный момент:

Взаимное приветствие.

Проверка отсутствующих по рапортичке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение:

- в чем отличие соматических клеток от половых?

- как называется процесс деления клетки?

- назовите стадии митоза.

- охарактеризуйте все стадии митоза.

3) Целевые установки:

Обучающиеся самостоятельно ставят цель и задачи на урок.

4) Проблемная ситуация и актуализация знаний.

  • Может ли кисломолочная бактерия превратиться в возбудителя инфекции? Почему?
  • Как потомки перенимают свойства родителей?
  • Можно ли с помощью изменения образа жизни, рациона, занятий спортом изменить внешность человека, его привычки, потребности в пище и во сне?

 5) Совместное открытие знаний.

1. Что такое наследственность? (фиксирование определения)

2. Если бактерии сохраняют свои свойства, могут ли они изменяться? Что такое изменчивость? К чему приводит?

3. Что такое ДНК? Ищем ответ в учебнике   

4. В результате какого процесса бактерия передаёт ДНК своим потомкам? (Размножение). Когда бактерия сможет приступить к размножению? Что при этом происходит с ДНК? (Она должна удвоиться.)

5. ДНК. Как выглядит у бактерий? Копируется всегда? Последствия изменений?

  1. Понятие о наследственности и изменчивости, их значение в воспроизведении здоровья.

На биологическом уровне функционирования у человека имеются две задачи – выжить и произвести себе подобных.

Реализация первой задачи сопряжена с такими валеологическими понятиями, как адаптация, адаптационный потенциал, уровень индивидуального здоровья.

Вторая задача решается только репродуктивно здоровыми людьми.

Процессы, определяющие здоровье (по г.Апанасенко)

Воспроизведение

здоровья

Формирование

здоровья

Пользование

здоровья

Обновление

здоровья

  • Состояние генофонда;
  • Состояние репро-дуктивной фун-кции родителей, ее реализация;
  • Здоровье родите-лей;
  • Условия протека-ния беременнос-ти;
  • Состояние служ-бы родовспомо-жения;
  • Наличие право-вых актов, которые охраня-ют генофонд и беременность.
  • Образ жизни;
  • Состояние окружающей среды.
  • Культура и характер производства, состояние производственной среды;
  • Социальная активность индивида;
  • Рекреация;
  • Лечение;
  • Реабилитация

Наследственность – присущее всем организмам свойство передавать потомству характерные черты строения, индивидуального развития, обмена веществ. .Что же дети наследуют, кроме внешнего сходства? Оказывается очень многое: особенности строения и функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, характер обменных процессов, адаптационные возможности, уровень реагирования на воздействие внешних факторов, степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям, то есть основные отличия иммунной системы. Однако не нужно понимать это прямолинейно: если у когото в роду была наследуемая патология, то она обязательно повторится. Нет, такой абсолютной зависимости в природе не существует. Ведь ребенок наследует признаки и от родителей, и от дедушек и бабушек, и от всех предшествующих поколений. Так что генетический портрет каждого человека является сложнейшим сплавом наследуемых признаков – сложнейшим и неповторимым, что и определяет его индивидуальность. Потомуто мы так похожи на своих родичей и так отличаемся от них.

Генетический материал принадлежит к биологическим, внутренним факторам здоровья, детерминируя его с рождения, и составляет как бы «капитал здоровья».

Ген – это элементарная единица наследственности, представлен отрезком молекулы ДНК. По современным оценкам, у человека имеется около 30-40 тыс. генов, каждый из которых обусловливает определенную функцию в организме

Генофонд совокупность генов вида или популяции.

Хромосома – нитевидные структуры клеточного ядра, содержащие наследственную информацию; главным химическим компонентом хромосом является ДНК. У человека имеется 23 пары хромосом (22 пары – соматические и 1 пара- половые хромосомы).

Мутация (лат mutatio - изменение, перемена) изменение в наследственных структурах (ДНК, ген, хромосома).

Изменчивость – свойство живой системы приобретать в процессе индивидуального развития новые структурно-функциональные признаки и особенности развития, отличающиеся от родительских. Она может быть ненаследственная (фенотипическая) и наследственная (генотипическая)

По наследству могут быть переданы признаки не только нормального, но и измененного болезненного, патологического состояния организма. Как указывалось ранее, эксперты ВОЗ в 80-х годах прошлого столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производных. Из них генетические факторы определяют 20% здоровья каждого из нас.

Генетические факторы, влияющие на здоровье, могут быть:

  • укрепляющие – здоровая наследственность, отсутствие морфо - функциональных предпосылок возникновения заболевания;
  • ухудшающие – наследственные заболевания и нарушения, наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Наследственные заболевания – это заболевания, вызываемые нарушениями в генетическом аппарате половых клеток одного из родителей или у более отдаленных предков. Однако совсем недавно выделена группа генетических заболеваний, возникающих в результате мутаций в соматических клетках (генетические соматические болезни, к которым относят некоторые опухоли, отдельные пороки развития)

Хромосомы половых клеток (и гены) могут подвергаться вредным влияниям в течение всей жизни будущих родителей.

Возможные причины «поломки» генов:

  • неблагоприятные экологические факторы

Þхимическое загрязнение окружающей среды и , связанное с этим поступление в организм химических мутагенов- нитратов, диоксина, который признан в ООН средством экологического геноцида;

Þфизическое загрязнение окружающей среды (радиоактивное)

Острота и масштабность влияния загрязнения окружающей среды на генетический фон связана с тем, что экологические нарушения не локальны, а захватывают большие регионы и даже целые континенты (радионуклидный след Чернобыля, пестициды в Арктике и пр.). Для обеспечения генетической безопасности человека необходима система генетического мониторинга в популяциях людей, проживающих в регионах с разной экологической обстановкой.

  • рост используемых в пищевой промышленности и быту синтетических препаратов (некоторые пищевые добавки, пестициды и др.);
  • неконтролируемое использование фармакологических средств (особенно цитостатики, иммунодепрессанты, психотропные и другие препараты); Существует более трех десятков лекарственных препаратов, способных спровоцировать действие мутантного гена
  • вредные привычки родителей (употребление алкоголя, наркотиков). Особую опасность представляют нарушения ЗОЖ родителей в период созревания тех половых клеток, которые примут непосредственное участие в оплодотворении.
  • психические перегрузки;
  • близкородственные браки. Издавна замечено, что у супругов-родственников часто рождаются больные дети. Поэтому-то, вероятно, у народов и сложились отрицательные отношения к кровно-родственным бракам. При этом говорят, как правило, о неполноценности, вырождении потомства. Объяснение вреда кровнородственных браков следует искать в том, что вероятность встречи редкого патологического гена с подобным ему партнером увеличивается в данной семье в десятки и сотни раз. Чем реже встречается ген, тем легче он даст двойную сходную комбинацию при близкородсьвенных браках, которые способствуют тому, что мутантные гены, преобладающее большинство которых пребывает у обоих родителей в «молчащем» (рециссивном) состоянии, комбинируются в организме ребенка и ведут к проявлению болезни. Например, в Закарпатской, Ивано-Франковской областях в селах, разделенных по национальному признаку – румынских, венгерских и других – преобладают и в наше время близкородственные браки. Именно там отмечено рождение большого числа слабых слепых детей.

.Наследственные заболевания следует отличать от врожденных,признаки которых выявляются сразу после рождения. Врожденными могут быть различные уродства, дефекты, обезображивающие внешность ребенка, инфекционные заболевания. Не всякое врожденное заболевание относится к наследственным. Врожденное заболевание или уродство может быть вызвано внутриутробным заражением плода какой-либо инфекцией (врожденный сифилис, токсоплазмоз), действием каких-либо вредоносных факторов на организм женщины и плода тольков период данной беременности(рентгеновское излучение, курение, прием алкоголя и др.), но не быть результатом аномалии в генетическом аппарате родителей и, следовательно, не повторяться при последующих беременностях.

Точно также не каждое наследственное заболевание является врожденным: непосредственно после рождения проявляется около 25% из них, другие – к трем годам жизни, к концу пубертатного периода, а некоторые (главным образом – болезни с наследственной предрасположенностью) – после 20-30 лет у взрослых.

Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемныйвопрос.

 

 6) Самостоятельное применение знаний.

Работа по учебнику (отвечают на вопросы).

 

7) Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Что нового узнали? Кто доволен своей работой? Почему?

 

8) Выставление аргументированных оценок.

 

9) Домашнее задание:

Подготовить сообщения (по 2 минуты) о возбудителях заболеваний (дизентерия, холера, бруцеллёз, дифтерия, столбняк, чума).


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Собственно конспект Организационный момент:

Собственно конспект Организационный момент:

Реализация первой задачи сопряжена с такими валеологическими понятиями, как адаптация, адаптационный потенциал, уровень индивидуального здоровья

Реализация первой задачи сопряжена с такими валеологическими понятиями, как адаптация, адаптационный потенциал, уровень индивидуального здоровья

Хромосома – нитевидные структуры клеточного ядра, содержащие наследственную информацию; главным химическим компонентом хромосом является

Хромосома – нитевидные структуры клеточного ядра, содержащие наследственную информацию; главным химическим компонентом хромосом является

Существует более трех десятков лекарственных препаратов, способных спровоцировать действие мутантного гена вредные привычки родителей (употребление алкоголя, наркотиков)

Существует более трех десятков лекарственных препаратов, способных спровоцировать действие мутантного гена вредные привычки родителей (употребление алкоголя, наркотиков)

Итог урока. Рефлексия. Подведение итогов урока

Итог урока. Рефлексия. Подведение итогов урока
Скачать файл