Тема урока «Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"»
Цели:
· актуализировать знания учащихся по изучаемой теме;
· обнаружить и углубить знания по школьному курсу физики;
· повторение материала по теме «Электромагнитные колебания»;
· продолжать закреплять навыки и умения в применении знаний в новых условиях;
Задачи:
· отработать практические навыки расчета периода, циклической частоты.
· развивать навыки счета. Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую.
· способствовать умению распределять свое время при решении заданий ЕГЭ;
· развитие самостоятельности учащихся
Тип урока: повторение ранее изученного материала
План урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Фронтальный опрос, работа с кодификатором (3 мин)
3. Разбор заданий №15 + самопроверка (7 мин)
4. Разбор заданий №16,17+взаимопроверка (6 мин)
5. Разбор задачи повышенного уровня сложности №27+помощь консультанта
(7 мин)
6. Разбор качественной задачи №28 (5 мин)
7. Решение задачи высокого уровня сложности учеником (образцовый ответ)
(9 мин)
8. Подведение итогов (1 мин)
9. Разъяснение домашнего задания (1 мин)
Ход урока
1.Организационный момент .
Эпиграф:
– Нет ничего, что в большей степени могло бы привлечь внимание человека и заслужило бы быть предметом изучения, чем природа. Понять ее огромный механизм, открыть ее созидательные силы и познать законы, управляющие ею, – величайшая цель человеческого разума, – этими словами начал Тесла свое выступление в Американском институте электроинженеров 20 мая 1892 года, где он прочел одну из своих лучших лекций по теме: «Опыты с переменными токами весьма высокой частоты и их использование для искусственного освещения».
2.Фронтальное повторение формул и основных понятий по теме ( работа с кодификатором)
1. Какие колебания называются электромагнитными?
(Электромагнитными колебаниями называются периодические изменения заряда, силы тока и напряжения, сопровождающиеся взаимными превращениями энергии электрического и магнитного полей)
2. Что называется колебательным контуром? ( Замкнутая электрическая цепь, состоящая из конденсатора емкости С и катушки индуктивности L, называется колебательным контуром. Если сопротивление проводов =0, то контур называется идеальным)
3. Какие колебания называются свободными? (Колебания возникающие в системе под действием внутренних сил, называются свободными)
4. Какие колебания называются гармоническими? ( Периодические изменения физической величины, происходящие по закону синуса или косинуса в зависимости от времени, называются гармоническими колебаниями)
5. Что такое собственная циклическая частота колебательной системы? ( Величина ω=2πν, равная числу колебаний за 2π секунд, называется собственной циклической частотой)
6. Что называется периодом колебаний? ( Период колебаний – это время , в течение которого совершается одно полное колебание)
7. Что называется амплитудой колебаний? (Наибольшее значение колеблющейся величины называется амплитудой колебаний)
8. Что такое фаза колебаний?(Аргумент косинуса или синуса в уравнении φ=(ω0t+ φ0) называется фазой колебаний
9. По какой формуле рассчитать энергию электрического поля?
10. По какой формуле рассчитать энергию магнитного поля?
11. Чему равна полная энергия?
3. Разбор заданий №15 базового уровня Решение типовых задач по физике. Учащийся решает задачу у доски. Потом каждый решает задачу самостоятельно, ответ сверяя на экране. Анализ результатов.
4. Разбор заданий №16,17 базового и повышенного уровня Решение типовых задач с вариантами ответов и на изменение физических величин в процессах. Коллективный разбор заданий. Потом каждый решает задачи самостоятельно. Далее взаимопроверка. Анализ результатов.
5. Разбор заданий №27 повышенного уровня Учащийся решает задачу у доски. Потом каждый решает задачу самостоятельно, консультанты помогают остальным решить и проверить решение задачи . Анализ результатов.
Решение.
Амплитудное значение силы тока в контуре связана с периодом колебаний и максимальным значением заряда конденсатора соотношением
Согласно условию,
а
Таким образом, для амплитудного значения силы тока во втором контуре получаем
6. Разбор качественной задачи №28 повышенного уровня сложности Коллективный разбор задачи.
Задание 28 № 4613
К колебательному контуру подсоединили источник тока, на клеммах которого напряжение гармонически меняется с частотой Индуктивность L катушки колебательного контура можно плавно менять от минимального значения до максимального а емкость его конденсатора постоянна. Ученик постепенно увеличивал индуктивность катушки от минимального значения до максимального и обнаружил, что амплитуда силы тока в контуре всё время возрастала. Опираясь на свои знания по электродинамике, объясните наблюдения ученика.
Решение.
В колебательном контуре источником тока возбуждаются вынужденные колебания. Частота этих колебаний равна частоте источника Амплитуда же зависит от соотношения между внешней частотой и частотой собственных электромагнитных колебаний По мере увеличения внешней частоты от нуля до амплитуда растет. Она достигает максимума при резонансе, когда После этого амплитуда начинает убывать. В данном случае, ученик меняет не внешнюю частоту, а частоту собственных электромагнитных колебаний. При плавном увеличении индуктивности контура от минимального значения до максимального частота уменьшается от до Из того факта, что амплитуда все время увеличивалась, можем сделать вывод, что частота все время приближалась к частоте источника тока, при этом
7. Решение задачи №32 высокого уровня сложности учеником (образцовый ответ)
Задание 32 № 3036
В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности а амплитуда напряжения на конденсаторе В момент времени tнапряжение на конденсаторе равно Найдите силу тока в катушке в этот момент.
Решение.
В идеальном контуре сохраняется энергия колебаний: (1), (2).
Из равенства (1) следует: а из (2):
В результате получаем:
8. Подведение итогов.
Остались ли у вас вопросы по данной теме?
Рефлексия:
Закончи
предложение:
-
Я сам не смог(не смогла) справиться с заданием…
- У меня не было затруднений с заданиями…
- Я чаще смотрел (а) готовые решения…
- Я на уроке понял (а) как решать задания ….
- Материал урока мне был …
- За урок я …
- Своей работой на уроке я …
9. Разъяснение домашнего задания: тест №4682561 по теме «Электромагнитные колебания» (сайт «Решу ЕГЭ»)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.