Тема урока Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"
Оценка 5

Тема урока Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"

Оценка 5
docx
24.10.2024
Тема урока Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"
Тема урока «Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"» Цели: • актуализировать знания учащихся по изучаемой теме; • обнаружить и углубить знания по школьному курсу физики; • повторение материала по теме «Электромагнитные колебания»; • продолжать закреплять навыки и умения в применении знаний в новых условиях; • воспитывать целеустремлённость, желание достичь положительных высоких результатов на ЕГЭ.
urok_2.docx

Тема урока «Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"»

Цели:

·                   актуализировать знания учащихся по изучаемой теме;

·                   обнаружить и углубить знания по школьному курсу физики;

·                   повторение материала по теме «Электромагнитные колебания»;

·                   продолжать закреплять навыки  и умения  в применении знаний в новых условиях;

·                   воспитывать целеустремлённость, желание достичь положительных высоких  результатов  на ЕГЭ. 

Задачи:

·        отработать практические навыки  расчета периода, циклической частоты.

·         развивать навыки счета. Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую.

·        способствовать умению распределять свое время при решении заданий ЕГЭ;

·        развитие  самостоятельности учащихся

 

 

Тип урока: повторение ранее изученного материала

 

План урока:

1.     Организационный момент (1 мин)

2.     Фронтальный опрос, работа с кодификатором (3 мин)

3.     Разбор заданий №15 + самопроверка (7 мин)

4.     Разбор заданий №16,17+взаимопроверка (6 мин)

5.     Разбор задачи повышенного уровня сложности №27+помощь консультанта

(7 мин)

6.     Разбор качественной задачи №28 (5 мин)

7.     Решение задачи высокого уровня сложности учеником (образцовый ответ)

 (9 мин)

8.     Подведение итогов (1 мин)

9.     Разъяснение домашнего задания (1 мин)

 

 

Ход урока

1.Организационный момент .

Эпиграф:

– Нет ничего, что в большей степени могло бы привлечь внимание человека и заслужило бы быть предметом изучения, чем природа. Понять ее огромный механизм, открыть ее созидательные силы и познать законы, управляющие ею, – величайшая цель человеческого разума, – этими словами начал Тесла свое выступление в Американском институте электроинженеров 20 мая 1892 года, где он прочел одну из своих лучших лекций по теме: «Опыты с переменными токами весьма высокой частоты и их использование для искусственного освещения».

2.Фронтальное повторение формул и основных понятий  по теме ( работа с  кодификатором)

1.     Какие колебания называются электромагнитными?

(Электромагнитными колебаниями называются периодические изменения заряда, силы тока и напряжения, сопровождающиеся взаимными превращениями энергии электрического и магнитного полей)

2.     Что называется колебательным контуром? ( Замкнутая электрическая цепь, состоящая из конденсатора емкости С и катушки индуктивности L, называется колебательным контуром. Если сопротивление проводов =0, то контур называется идеальным)

3.     Какие колебания называются свободными? (Колебания возникающие в системе под действием внутренних сил, называются свободными)

4.     Какие колебания называются гармоническими? ( Периодические изменения физической величины, происходящие по закону синуса или косинуса в зависимости от времени, называются гармоническими колебаниями)

5.     Что такое собственная циклическая частота колебательной системы? ( Величина ω=2πν, равная числу колебаний за 2π секунд, называется собственной циклической частотой)

6.     Что называется периодом колебаний? ( Период колебаний – это время , в течение которого совершается одно полное колебание)

7.     Что называется амплитудой колебаний? (Наибольшее значение колеблющейся величины называется амплитудой колебаний)

8.     Что такое фаза колебаний?(Аргумент косинуса или синуса в уравнении φ=(ω0t+ φ0) называется http://doc4web.ru/uploads/files/29/28424/hello_html_408b56d1.gifфазой колебаний

9.     По какой формуле рассчитать энергию электрического поля?

 

10. http://doc4web.ru/uploads/files/29/28424/hello_html_mfd79877.gifПо какой формуле рассчитать энергию магнитного http://doc4web.ru/uploads/files/29/28424/hello_html_m50ade4a3.gifполя?

11. Чему равна полная энергия?

 

 

 

3. Разбор заданий №15  базового уровня           Решение  типовых задач по физике. Учащийся решает задачу  у доски. Потом каждый решает задачу самостоятельно, ответ сверяя на экране. Анализ результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Разбор заданий №16,17 базового и  повышенного уровня       Решение  типовых задач с вариантами ответов и на изменение физических величин в процессах. Коллективный разбор заданий. Потом каждый решает задачи самостоятельно. Далее взаимопроверка. Анализ результатов.

 

5. Разбор заданий №27 повышенного уровня         Учащийся решает задачу  у доски. Потом каждый решает задачу самостоятельно, консультанты помогают остальным решить и проверить решение задачи . Анализ результатов.

Решение.

Амплитудное значение силы тока в контуре связана с периодом колебаний и максимальным значением заряда конденсатора соотношением

https://ege.sdamgia.ru/formula/54/548f7f8604562148bab631e883c4dd56p.png

Согласно условию,

https://ege.sdamgia.ru/formula/c5/c5a6dee0dad37dff60410c78fca85455p.png а https://ege.sdamgia.ru/formula/c2/c20316d3f86d722c3feac397bf794a3ap.png

Таким образом, для амплитудного значения силы тока во втором контуре получаем

https://ege.sdamgia.ru/formula/d5/d5f609aba31c63bd29ac5e26ebd36b3bp.png

6. Разбор качественной задачи №28 повышенного уровня сложности  Коллективный разбор задачи.

Задание 28 № 4613 

К колебательному контуру подсоединили источник тока, на клеммах которого напряжение гармонически меняется с частотой https://ege.sdamgia.ru/formula/af/af4f7402baa22c65d278bc1028d95b51p.png Индуктивность L катушки колебательного контура можно плавно менять от минимального значения https://ege.sdamgia.ru/formula/28/28f48e9d064f41da930c1cb4d5f09d2ep.png до максимального https://ege.sdamgia.ru/formula/54/5451e01c9989fd831e3f41d2970cc555p.png а емкость его конденсатора постоянна. Ученик постепенно увеличивал индуктивность катушки от минимального значения до максимального и обнаружил, что амплитуда силы тока в контуре всё время возрастала. Опираясь на свои знания по электродинамике, объясните наблюдения ученика.

 

Решение.

В колебательном контуре источником тока возбуждаются вынужденные колебания. Частота этих колебаний равна частоте источника https://ege.sdamgia.ru/formula/af/af4f7402baa22c65d278bc1028d95b51p.png Амплитуда же зависит от соотношения между внешней частотой и частотой собственных электромагнитных колебаний https://ege.sdamgia.ru/formula/4f/4fa59e80e9288886a798c506646ae0cdp.png По мере увеличения внешней частоты от нуля до https://ege.sdamgia.ru/formula/89/89447b31a6ac6fd134a7c07004f76a7bp.png амплитуда растет. Она достигает максимума при резонансе, когда https://ege.sdamgia.ru/formula/55/55a5b44e86cd440e96d0f0c70c534376p.pngПосле этого амплитуда начинает убывать. В данном случае, ученик меняет не внешнюю частоту, а частоту собственных электромагнитных колебаний. При плавном увеличении индуктивности контура от минимального значения https://ege.sdamgia.ru/formula/28/28f48e9d064f41da930c1cb4d5f09d2ep.png до максимального https://ege.sdamgia.ru/formula/54/5451e01c9989fd831e3f41d2970cc555p.png частота уменьшается отhttps://ege.sdamgia.ru/formula/cb/cb88db074018a7d318052969c5d119d1p.png до https://ege.sdamgia.ru/formula/81/81d0f5b2d4a70ad719ec4f44249e526cp.png Из того факта, что амплитуда все время увеличивалась, можем сделать вывод, что частота https://ege.sdamgia.ru/formula/3d/3d5bb5bcf3ea3a27047443dbd4c13374p.png все время приближалась к частоте источника тока, при этом https://ege.sdamgia.ru/formula/90/900cf9e27dac5ee590f62614891a8bd7p.png

7. Решение задачи №32  высокого уровня сложности учеником (образцовый ответ)

Задание 32 № 3036 

В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности https://ege.sdamgia.ru/formula/29/29f96c257eb3dac93b0fd4808bd6fe1cp.png а амплитуда напряжения на конденсаторе https://ege.sdamgia.ru/formula/23/230b9e578a76f3f502d077a4062ebeb5p.png В момент времени tнапряжение на конденсаторе равно https://ege.sdamgia.ru/formula/0d/0d53fe62dff20a9df59b8d041018bbc3p.png Найдите силу тока в катушке в этот момент.

Решение.

В идеальном контуре сохраняется энергия колебаний: https://ege.sdamgia.ru/formula/e5/e5a4870ec3bad184e0722363e754ad04p.png (1), https://ege.sdamgia.ru/formula/bd/bdf0320834ff3010ecd3ab876806bc86p.png(2).

Из равенства (1) следует: https://ege.sdamgia.ru/formula/e8/e897603a7a561a9ee794ab09e0990e89p.png а из (2): https://ege.sdamgia.ru/formula/62/628c35ae2b1592ac43066ae6c17c686bp.png

В результате получаем: https://ege.sdamgia.ru/formula/aa/aa172ba9817fd50c287b15a9126f12b9p.png

 

8. Подведение итогов.

Остались ли у вас вопросы по данной теме?

Рефлексия:

Закончи предложение:
- Я сам не смог(не смогла) справиться с заданием…
- У меня не было затруднений с заданиями…
- Я чаще смотрел (а) готовые решения…
- Я на уроке понял (а) как решать задания ….
- Материал урока мне был …
- За урок я …
- Своей работой на уроке я …

9. Разъяснение домашнего задания:  тест №4682561 по теме «Электромагнитные колебания» (сайт «Решу ЕГЭ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока «Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"»

Тема урока «Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"»

Эпиграф: – Нет ничего, что в большей степени могло бы привлечь внимание человека и заслужило бы быть предметом изучения, чем природа

Эпиграф: – Нет ничего, что в большей степени могло бы привлечь внимание человека и заслужило бы быть предметом изучения, чем природа

Разбор заданий №15 базового уровня

Разбор заданий №15 базового уровня

Тема урока Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"

Тема урока Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"

Разбор заданий №16,17 базового и повышенного уровня

Разбор заданий №16,17 базового и повышенного уровня

Тема урока Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"

Тема урока Подготовка к ЕГЭ по теме "Электромагнитные колебания"

Разбор заданий №27 повышенного уровня

Разбор заданий №27 повышенного уровня

Разбор качественной задачи №28 повышенного уровня сложности

Разбор качественной задачи №28 повышенного уровня сложности

Подведение итогов. Остались ли у вас вопросы по данной теме?

Подведение итогов. Остались ли у вас вопросы по данной теме?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2024