Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
.
Предмет - литература
Класс - 5
Тема урока "Русские народные сказки. Жар-птица и Василиса-царевна".
Тип урока - урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- повышение познавательного интереса к изучению родной литературы;
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- уметь проводить самооценку на основе критериального оценивания;
- определять позитивные и негативные причины успешности;
- определять и поддерживать учебную мотивацию;
- осознание значения жизни человека.
Предметные:
- расширение и углубление знаний об историческом контексте в его связи с литературой;
- умение отличать художественный вымысел от исторических фактов и обосновывать его необходимость;
- умение составлять характеристику литературного героя.
Метапредметные:
- уметь определять тему урока и формулировать цели;
- уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать;
- уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- уметь выстраивать цепочку логических рассуждений;
- уметь осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- уметь извлекать информацию, представленную в разных формах;
- уметь работать в группе, находить общее решение.
Техники и технологии: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Техники и технологии: формирующее, критериальное оценивание, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.
Ресурсы:
- технологическая карта;
- текст сказки «Жар-птица и Василиса-царевна». https://nukadeti.ru/skazki/zhar_ptica_i_vasilisa_carevna (короткая ссылка https://clck.ru/NrtHN);
- компьютер, проектор;
- ссылки на интерактивные ресурсы.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы оценивания |
|||
|
Личностные: |
Регулятивные: |
Коммуникативные: |
Познавательные: |
|
||
1. Мотивация к деятельности
|
Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме
Выявляет уровень знаний.
|
Учащиеся Работа с интерактивным образовательным продуктом. Игра «Добрым молодцам и девицам урок»https://learningapps.org/display?v=pr5vwgv3t20 (короткая ссылка )
|
Формирование познавательного интереса.
Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
|
Нацеливание на успешную работу.
Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Умение выделять существенные признаки.
|
Выражение собственного мнения.
Аргументация.
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
|
Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
|
Устное диагностическое оценивание |
2. Постановка учебной задачи. Постановка учащимися цели |
Предлагает учащимся сформулировать тему урока. |
Учащиеся высказывают свои предположения по теме урока. Формулируют (уточняют) тему урока. Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока |
Формирование познавательного интереса |
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже изучено и что ещё неизвестно) |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;
|
Устное диагностическое оценивание |
3. Изучение нового материала.
|
Организует учащихся по исследованию нового материала.
1. Выразительно прочитайте сказку «Жар-птица и Василиса-царевна». https://nukadeti.ru/skazki/zhar_ptica_i_vasilisa_carevna (короткая ссылка https://clck.ru/NrtHN ) |
Читают сказку «Жар-птица и Василиса-царевна». https://nukadeti.ru/skazki/zhar_ptica_i_vasilisa_carevna (короткая ссылка https://clck.ru/NrtHN ) |
Формирование познавательного интереса. |
Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. |
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения.
Приобретение новых знаний.
|
Устное оценивание. |
4. Первичное усвоение новых знаний.
|
Организует составление хронологической линейки опорного развернутого плана по сказке.
Повторяют хронологию событий. Игра «Хронологическая линейка «Жар-птица и Василиса-царевна» https://learningapps.org/display?v=pi1er59j320(короткая ссылка https://clck.ru/NrtPE )
Организует самооценку результатов уч-ся.
Оценивает работу групп. |
Работа в группах. Учащиеся проводят самостоятельное наблюдение в группе: 1) хронологическая линейка (https://learningapps.org/display?v=pi1er59j320 ) (короткая ссылка https://clck.ru/NrtPE ); 2) составляют опорный план по сказке (работа в тетрадях).
Оценивают выполненное задание в группе по критериям. |
Формирование познавательного интереса. |
Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью Анализ с целью выделения ключевых признаков, сравнение, построение схемы. |
Сотрудничество в выборе информации, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение свободно излагать свои мысли (построение устных рассуждений). Умение корректировать свою точку зрения. Конструирование способа общения в группе. |
Приобретение новых знаний.
|
Формирующее оценивание по заданным критериям. |
5. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
|
Организует работу по закреплению.
Задает вопросы: 1. Каких героев мы можем назвать главными, а каких - второстепенными? Почему? 2. Какие положительные и отрицательные черты характера героев вы можете назвать? Аргументируйте свой ответ, подтвердив свои слова текстом. 3. Что такое эпитет? Чем постоянные эпитеты отличаются от непостоянных? Есть ли в сказке постоянные эпитеты?
Предлагает выполнить задание: 1. Игра «Постоянные эпитеты в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна». https://learningapps.org/display?v=pz48vjmtv20 (короткая ссылка https://clck.ru/NrtQm )
2. Рассмотрите иллюстрации к сказке. Составьте портретную характеристику стрельца, царя и Василисы. Если бы вы были художниками, что в изображении героев вы бы изменили? Почему? |
Отвечают на вопросы, приводят примеры.
Учащиеся отвечают на вопросы, делают вывод.
Выполняют задания. Игра «Постоянные эпитеты в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна». https://learningapps.org/display?v=pz48vjmtv20 (короткая ссылка https://clck.ru/NrtQm )
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Повышение познавательного интереса к изучению родной литературы. |
Умение, анализировать, Систематизировать необходимую информацию.
Умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания.
Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза.
Умение осуществлять учебные действия по намеченному плану, умение работать в группе. |
Умение аргументировать свой выбор, личную позицию. Умение обосновать собственную позицию.
Конструирование способа общения в группе.
|
Извлечение информации.
Действие по аналогии.
Осознанное и произвольное построение высказывания.
Приобретение новых знаний.
|
Формирующее оценивание (устная оценка).
|
6. Обобщение и систематизация.
|
Организует работу по обобщению и систематизации. Предлагает выполнить следующие задания: Ответьте на вопросы: 1. Можно ли царя назвать хорошим человеком? Почему?
2. Какие качества стрельца вам понравились? Почему?
3. Какую роль сыграл в сказке рак?
4. Понравилась ли вам эта сказка? Почему?
5. Чему нас учит эта сказка? Оцените полноту ответа вашего одноклассника (по каждому вопросу). Будьте корректны. |
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
Проводят взаимооценивание.
|
Повышение познавательного интереса к изучению родной литературы. |
Умение осуществлять самооценку и взаимооценку.
|
Умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
|
Систематизация знаний. |
Оценивание.
Взаимооценивание.
|
7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
|
Выявляет пробелы в знаниях учащихся.
Напишите несколько предложений, продолжив фразу: «Самым интересным героем сказки «Жар-птица и Василиса-царевна» я считаю …». Обоснуйте свой выбор, опираясь на текст художественного произведения. Используйте цитирование. |
Выполняют письменную работу. |
Повышение внутренней мотивации. |
Способность к аналитическим действиям.
|
Умение аргументировать свой ответ. |
Умение ориентироваться в своей системе знаний.
|
Формирующее оценивание (техника «выборочный тест). |
8. Рефлексия деятельности.
|
Организует рефлексию. Проводит беседу, организует самооценку результатов уч-ся.
|
Учащиеся отвечают на вопросы по усвоению нового материала. |
Повышение внутренней мотивации. |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения нового материала. |
Умение слушать и понимать речь других.
Умение аргументировать свой ответ. |
Умение ориентироваться в своей системе знаний.
|
Формирующее оценивание. |
9. Домашнее задание. Проверь свои знания по теме «Творчество русского народа» https://learningapps.org/display?v=pm7pan0ac20 (короткая ссылка https://clck.ru/NrtSs) |
Приложение
Сказка «Жар-птица и Василиса-царевна»
В некотором царстве, за тридевять земель — в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. У того царя был стрелец-молодец, а у стрельца молодца конь богатырский.
Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою — и наехал на золотое перо жар-птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
- Не бери золотого пера; возьмешь — горе узнаешь!
И раздумался добрый молодец — поднять перо аль нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит; а царская милость кому не дорога?
Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.
- Спасибо! — говорит царь. — Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму птицу; а не достанешь — мой меч, твоя голова с плеч!
Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.
- О чем плачешь, хозяин?
- Царь приказал жар-птицу добыть.
- Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну, да не бойся, не печалься: это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, проси, чтоб к завтрему сто кулей белоярой пшеницы было по всему чистому полю разбросано.
Царь приказал разбросать по чистому полю сто кулей белоярой пшеницы.
На другой день на заре поехал стрелец-молодец на то поле, пустил коня по воде гулять, а сам за дерево спрятался.
Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит жар-птица; прилетела, спустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошел к жар-птице, наступил на ее крыло копытом и крепко к земле прижал, стрелец-молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу веревками, сел на лошадь и поскакал во дворец.
Приносит царю жар-птицу; царь увидал, возрадовался, благодарил стрельца за службу, жаловал его чином и тут же задал ему другую задачу.
- Коли ты сумел достать жар-птицу, так достань же мне невесту: за тридевять земель, на самом краю света, где восходит красное солнышко, есть Василиса-царевна — ее-то мне и надобно. Достанешь — златом-серебром награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню.
- О чем плачешь, хозяин? — спрашивает конь.
- Царь приказал добыть ему Василису-царевну.
- Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди! Ступай к царю, попроси палатку с золотою маковкой да разных припасов и напитков на дорогу.
Царь дал ему и припасов, и напитков, и палатку с золотою маковкой. Стрелец-молодец сел на своего богатырского коня и поехал за тридевять земель.
Долго ли, коротко ли — приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит. Смотрит, а по синю морю плывет Василиса-царевна в серебряной лодочке, золотым веслом попихается.
Стрелец-молодец пустил своего коня в зеленых лугах гулять, свежую травку щипать; а сам разбил палатку с золотой маковкою, расставил разные кушанья и напитки, сел в палатке — угощается, Василисы-царевны дожидается.
А Василиса-царевна усмотрела золотую маковку, приплыла к берегу, выступила из лодочки и любуется на палатку.
- Здравствуй, Василиса-царевна! — говорит стрелец. — Милости просим хлеба-соли откушать, заморских вин испробовать.
Василиса-царевна вошла в палатку; начали они есть-пить, веселиться. Выпила царевна стакан заморского вина, опьянела и крепким сном заснула.
Стрелец-молодец крикнул своему богатырскому коню, конь прибежал; тотчас снимает стрелец палатку с золотой маковкою, садится на богатырского коня, берет с собою сонную Василису-царевну и пускается в путь-дорогу, словно стрела из лука.
Приехал к царю; тот увидал Василису-царевну, сильно возрадовался, благодарил стрельца за верную службу, наградил его казною великою и пожаловал большим чином.
Василиса-царевна проснулась, узнала, что она далеко-далеко от синего моря, стала плакать, тосковать, совсем из лица переменилась; сколько царь ни уговаривал — все понапрасну.
Вот задумал царь на ней жениться, а она и говорит:
- Пусть тот, кто меня сюда привез, поедет к синему морю, посреди того моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано мое подвенечное платье — без того платья замуж не пойду!
Царь тотчас за стрельцом-молодцом:
- Поезжай скорей на край света, где красное солнышко восходит; там на синем море лежит большой камень, а под камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье и привези сюда; пришла пора свадьбу играть! Достанешь — больше прежнего награжу, а не достанешь — то мой меч, твоя голова с плеч!
Залился стрелец горькими слезами, пошел к своему богатырскому коню. «Вот когда, — думает, — не миновать смерти!»
- О чем плачешь, хозяин? — спрашивает конь.
- Царь велел со дна моря достать подвенечное платье Василисы-царевны.
- А что, говорил я тебе: не бери золотого пера, горе наживешь! Ну, да не бойся: это еще не беда, беда впереди! Садись на меня, да поедем к синему морю.
Долго ли, коротко ли — приехал стрелец-молодец на край света и остановился у самого моря; богатырский конь увидел, что большущий морской рак по песку ползет, и наступил ему на шейку своим тяжелым копытом. Возговорил морской рак:
- Не дай мне смерти, а дай живота! Что тебе нужно, все сделаю.
Отвечал ему конь:
- Посреди синя моря лежит большой камень, под тем камнем спрятано подвенечное платье Василисы-царевны; достань это платье!
Рак крикнул громким голосом на все сине море; тотчас море всколыхалося: сползлись со всех сторон на берег раки большие и малые — тьма-тьмущая! Старшoй рак отдал им приказание, бросились они в воду и через час времени вытащили со дна моря, из-под великого камня, подвенечное платье Василисы-царевны.
Приезжает стрелец-молодец к царю, привозит царевнино платье; а Василиса-царевна опять заупрямилась.
- Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться.
Царь приказал налить чугунный котел воды, вскипятить как можно горячей да в тот кипяток стрельца бросить. Вот все готово, вода кипит, брызги так и летят; привели бедного стрельца.
«Вот беда, так беда! — думает он. — Ах, зачем я брал золотое перо жар-птицы? Зачем коня не послушался?»
Вспомнил про своего богатырского коня и говорит царю:
- Царь-государь! Позволь перед смертию пойти с конем попрощаться.
- Хорошо, ступай попрощайся!
Пришел стрелец к своему богатырскому коню и слезно плачет.
- О чем плачешь, хозяин?
- Царь велел в кипятке искупаться.
- Не бойся, не плачь, жив будешь! — сказал ему конь и наскоро заговорил стрельца, чтобы кипяток не повредил его белому телу.
Вернулся стрелец из конюшни; тотчас подхватили его рабочие люди — и прямо в котел; он раз-другой окунулся, выскочил из котла и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.
Царь увидал, что он таким красавцем сделался, захотел и сам искупаться; полез сдуру в воду и в ту ж минуту обварился.
Царя схоронили, а на его место выбрали стрельца-молодца; он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии.
Информационные ресурсы:
Текст сказки и изображения https://nukadeti.ru/skazki/zhar_ptica_i_vasilisa_carevna
Изображения, использованные при оформлении ресурса:
https://avatarko.ru/img/kartinka/4/fantastika_feniks_3485.jpg
https://img.yakaboo.ua/media/catalog/product/3/6/364488_86286136.jpg
http://litcult.ru/u/dd/news/13692/image.jpg
http://persona-stend.ru/assets/image/stend-geroi-detskih-skazok.jpg
https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/19/s_5eec8a4fa6e06/1482484_4.jpeg
http://www.trend-city.ru/images/katalog/chtenie/skazki/skazka-kolobok-chitat-33E0C30.jpg
https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/357/3451.jpg
https://i.ytimg.com/vi/RXlk-klV0Ak/maxresdefault.jpg
https://kazakova-nfdou38.edumsko.ru/uploads/35800/35742/section/780044/20200524_003757.jpg?1590316625876
https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/251/798.jpg
https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/353/1230.jpg
https://content.foto.my.mail.ru/mail/belochka-letyaga/22453/h-22455.jpg
http://122012.imgbb.ru/user/8/86816/1/3b26152dc93fe7f34b10348791a8ae72.jpg
http://www.trend-city.ru/images/katalog/chtenie/skazki/morozko-russkaya-narodnaya-22F7648.jpg
https://sun9-51.userapi.com/CWYJHN1Wu1GKQHHVWDpYWBMrh-2SV3NtlAdLgw/aEMrwUfWxn4.jpg
http://www.trend-city.ru/images/katalog/chtenie/skazki/skazka-kroshechka-xavroshechka-ADEC.jpg
https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/349/3638.jpg
http://www.trend-city.ru/images/katalog/chtenie/skazki/skazka-sestritsa-alenushka-41EA35D.jpg
https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/182/3599.jpg
https://nukadeti.ru/content/images/essence/tale/269/1171.jpg
https://icanread.ru/wp-content/uploads/2017/04/Oag4OT-ikSM.jpg
http://rech-deti.ru/upload/iblock/695/69592b24ea742f20a8d7dfd9c96ee06c.jpg
https://puzzleit.ru/files/puzzles/51/50707/_original.jpg
https://www.culture.ru/storage/images/60156b0641884c2ef3860608a5590185/86a63c6b60d99be14a3cdac612ca6672.jpeg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/02cf/0004488e-a1d86c70/hello_html_70304c6.jpg
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.