Тема урока
Стихотворения В. Берестова
«Знакомый»
«Кисточка»
Цель: ознакомить учащихся с творчеством В Берестова; развивать навыки выразительного правильного беглого чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; повторить понятие олицетворения; прививать интерес к чтению детской литературы.
Учебные задачи:
Направленные на достижение предметных результатов:
1) обучать правильному, выразительному чтению целыми словами;
2) развивать умение анализировать стихотворения, творческие способности, речь, память, мышление;
3) воспитывать внимательное отношение к другим людям.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
1) принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
2) с помощью учителя выполнять обобщения и формулировать выводы;
3) использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
Направленные на достижение личностных результатов:
1) уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
2) начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
3) понимания значения литературы в жизни человека.
Ход занятия
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
- Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Здравствуйте, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
|
- Здравствуйте. |
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
2. Этап проверки домашнего задания. |
- Ребята, какое домашнее задание было задано на сегодняшний урок?
- Пожалуйста. Есть желающие? |
- Выучить стихотворение Эдуарда Успенского. Чтение наизусть. (дети читают стихотворения наизусть) |
|
2. Этап актуализации пробного действия |
- Прочитайте считалку (её сочинили дети). (На экране считалка) - Раз- картошка, два- картошка Под моим растет окошком. Я водички вскипячу И картошечку сварю. Я и сам поем немножко, Остальное кину кошке, А потом пойду гулять- Раз, два, три, четыре, пять. - Прочитайте её скороговоркой. - Теперь прочтите её выразительно. |
- дети читают. |
Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждения о произведение; коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. |
3. Этап выявления места и причины затруднения
|
- Ребята, тему сегодняшнего урока я предлагаю определить вам самим. Отгадайте, чьи это строки: - Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. - И ещё послушайте: Гляжу с высоты На обиду. Теряю обиду Из виду. - (Краткое знакомство с жизнью и творчеством В. Берестова) - Правильно, сегодня мы познакомимся со стихами еще одного детского писателя- Валентина Дмитриевича Берестова. - Слушайте внимательно, в конце урока я буду вам задавать вопросы по прослушанному материалу. -Валентин Дмитриевич Берестов пишет для детей замечательные стихи и сказки. Точно так же, как и Корней Чуковский, детским писателем Валентин Берестов стал случайно, когда решил пересказать историю из дочкиной жизни знакомому детскому писателю. А до этого он закончил исторический факультет МГУ и был археологом. Валентин Дмитриевич известен не только как детский писатель и поэт, он написал воспоминания о своем наставнике и друге Корнее Чуковском, о Самуиле Маршаке, с которым тоже был знаком. Известен он и как переводчик. - Ребята, давайте познакомимся с одним из стихотворений Берестова, которое называется "Знакомый". Откройте учебники на стр.150. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы поставьте пальчик и следите за мной. - Что вы узнали о друзьях?
- О какой встрече рассказывает автор? Кем оказался знакомый мальчика?
- А у вас есть такие знакомые? Как вы к ним относитесь? - Почему друзья обращали внимание на кошку? Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто?
-Давайте выразительно прочитаем стихотворение. |
- дети слушают учителя, смотрят презентацию.
- Это строки Валентина Берестова.
- Что они очень рады видеть друг друга, что они- неразлучные друзья. - О встрече мальчика и его друга. Знакомым мальчика оказался щенок. Ответы детей.
- Потому что один из друзей был собакой, а собаки неравнодушны к кошкам. Кошка боялась собаку, поэтому кралась, чтобы её не заметили. (читают стихотворение) |
Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
- Прочитайте название следующего стихотворения. - Как вы думаете, о чем и о ком будет это стихотворение? - Давайте проверим наши предположения и прочитаем его.
-Можем ли мы назвать это стихотворение юмористическим? Почему? - О чем же это стихотворение? - Найдите строчки в стихотворении, в которых описана дружба мальчиков.
- Чему помогает дружба ребят?
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
|
- Путешественники
- дают свои ответы.
(дети читают стихотворение)
- Можно, т.к. мужчины не пропадут без сушеных груш. Посмеивается, т.к. маленькие мальчики, которым ничего не страшно отправляются в поход имея с собой только сушеные груши. - О дружбе. - Я у Старкова за спиной, Спешит Красильников за мной- Назад не повернуть. Взлетают палки наши в лад, И наши лыжи в лад скрипят. - С помощью дружбы, ребята преодолевают трудности в путешествии. |
|
5. Физминутка |
- Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. |
- дети выполняют движения. |
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. |
- Прочитайте, пожалуйста, название следующего стихотворения. - О чем говорится в стихотворении?
- На кого похожа кисточка? Чем она машет? - Что рисует девочка? - Ребята, а вы любите рисовать? - Ребята, давайте проверим как хорошо вы знаете учебные предметы. Я предлагаю вам отгадать загадки. (Загадки про учебные предметы.) - Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует, А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. - Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает. - Хоть я и не прачка, друзья, Стираю старательно я. - Я люблю прямоту и сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. - Посмотрите на меня — Сбоку у меня поля, Для задачек будут, детки, На моих страницах клетки, А для разных упражнений, Я — в линейку, без сомнений. Это — лёгкая загадка: Каждый знает, я — ... . Все вы хорошо знаете учебные принадлежности. Молодцы ребята! - Итак, что объединяет все 3 стихотворения? Какая тема? |
- дети читают. - о кисточке и красках. (дают свои ответы) - На кошку. Как кошка машет хвостом. - Куклу. Дают ответы.
(Отгадывают загадки про учебные предметы.)
- Карандаш.
- Книга.
- Ластик
- Линейка.
- Тетрадка
- Тема дружбы. |
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону |
- Выберите одно из стихотворений, которое больше всего вам понравилось, и прочитайте его выразительно. |
- дети читают ответы. |
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности |
- Ребята, давайте вспомним с вами, какие стихи мы читали сегодня на уроке? - А кто автор этих стихов? Что вы запомнили о Берестове? - А сейчас, ребята, я вас попрошу открыть рабочие тетради на стр. 83. Это задание будет вашей домашней работой. Давайте разберём его. Ваша задача- перечислить учебные принадлежности, которые изображены на картинке в учебнике, слова, которые помогают представить тот или иной учебный предмет. И последнее задание. Придумать историю о школьном предмете. В этом вам поможет план, который вы можете при необходимости дополнить. - Вам понравился урок? Давайте посмотрим, насколько он вам запомнился. Если всё было понятно, то поднимите руки вверх домиком. парту. Спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать.
|
- «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка». - К. Ушинский, ответы детей. - Валентин Берестов.
(Дают ответы) Выполняют рефлексию.
|
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.