Тема урока: «Ты можешь научить меня всему на свете…»: о творческом пути Э. Хемингуэя, 11 класс
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:
· Создать условия для развития умений «приостановить» свою деятельность.
· Обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого.
· Содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия.
Обеспечить развитие умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.
Образовательные задачи:
1. Обеспечить мотивацию учения школьников.
2. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.
3. Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).
Оборудование: портрет писателя, репродукции картин Ван Гога «Море в Сен-Мари», К.Моне «Скалы в Этрета», «Скалы в Бель-Иль», А. Марке «Везувий», Р. Дюфи «14 июля в Довиле», музыкальная поэма Чюрлениса «Море», цветные карандаши.
Эпиграф урока:
…Человек не для того создан,
чтобы терпеть поражения.
Человека можно уничтожить,
но его нельзя победить.
Э. Хемингуэй
Ход урока.
1.Психологическая установка. Прослушивание музыкального фрагмента И.-С. Баха «Токката и фуга реминор» и запись эпиграфа урока.
2.Слово учителя о личности и творческом пути Э. Хемингуэя.
Американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961) был эталоном мужественности в первой половине 20 века. Прожил яркую, полную трагических событий жизнь, он, с десятками душевных и физических шрамов, сумел сохранить юношеское, нестареющее сердце. Колоритный, самобытный человек, гуманист, преданный идеалам правды, он всегда беззаветно любил жизнь. Уже в детстве в нем зародился азарт охотника и рыболова. Тому способствовало отцовское воспитание сына в спартанском духе. Будучи не намного старше вас (18 лет), Эрнест Хемингуэй отправляется на фронт первой мировой войны добровольцем. Но горький опыт войны принес лишь боль и разочарование, лишил душевного спокойствия и веры в благополучную цель войны (краткое сообщение по роману «Прощай оружие!»). Но отчаяние не стало для него все подавляющим чувством. Фактически принадлежа к «потерянному поколению», Хемингуэй нашел в себе силы жить дальше без ощущения пустоты, так как у него была цель – создавать правдивые произведения. А для этого надо было учиться, искать себя в литературе. Он много читает, в том числе и русских писателей – Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, своих соотечественников – Джеймса, Твена, Андерсона и др., но никогда не подражал им.
Правдивость, жизненность произведений этого писателя во многом обусловлена его характером: склонностью к риску, желанием переживать острые ситуации. Хемингуэй никогда не умел быть равнодушным наблюдателем. Он всегда деятель, участник событий.
Он не равнодушен к судьбе человека. В дни гражданской войны в Испании Хемингуэй становится председателем Общества американских друзей испанской демократии, снаряжает для республиканцев несколько санитарных машин, отправляется в Республику в качестве корреспондента, а фактически – участника борьбы против фашистских захватчиков. Защищает он Человека и будучи участником 2-й мировой войны. Это война его состарила, но не сломила.
Еще в конце 1940 года Хемингуэй покупает недалеко от Гаваны (Куба) виллу «Финка Вихия», где и происходит два последних десятилетия жизни великого писателя, его «кубинский период».
Универсальным средством познания мира и человека, самого себя для Хемингуэя всегда был дар писателя А потому в каждом его произведении встречаем элементы его автобиографии – этапы жизненного поиска. Он был участником четырех войн. Четыре войн за одну человеческую жизнь – это слишком много даже для такого отважного, стойкого, любящего риск человека.
Но сквозь разочарование, горечь, боль он нес в себе надежду, он хранил в своем сердце свет любви к людям, веру в их разум и совесть.
Итоговым произведением жизненного и творческого поиска писателя стала его повесть «Старик и море», где художник Хемингуэй реалист возвышается над миром.
Повесть написана в последнее десятилетие жизни писателя, когда, казалось, его преследует исступляющее разочарование. Но Вдруг к нему возвращаются творческие силы, и он пишет повесть. Пишет стремительно, на одном дыхании, испытывая удивительное состояние. В письме к издателю он пишет: «Это – проза, над которой я работал всю свою жизнь, которая должна быть легкой, простой и лаконичной и в то же время передавать все изменения видимого мира и сферы человеческого духа. Это самая лучшая проза, на которую я сейчас способен».
Повесть имела огромный успех, она разошлась в пяти миллионах экземпляров в журнале «Лайф», а затем (через неделю) в отдельном издании тиражом 50 тысяч. Это произошло так же быстро, как и было написано.
Повесть получила признание не только читательской аудитории, но и критиков. За эту «философскую притчу» 28 октября 1954 года Эрнесту Хемингуэю была присуждена премия по литературе.
4.Установка на восприятие повести.
А) прослушивание отрывка из симфонической поэмы «Море» Чюрлениса
Б) работа с репродукциями, выявление впечатления (Почему море столь привлекательно для самых разных художников)
4) Аналитическая беседа по повести , выразительное чтение фрагментов.
В одном из своих интервью Хемингуэй сказал: «Ни одна хорошая книга никогда не была написана так, чтобы символы в ней были придуманы заранее и вставлены в нее. В «Старике и море» я старался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их достаточно правдиво, они могут значить многое».
Сегодня мы попытаемся понять, что же «многое» они могут значить.
1) Как рисует море писатель? (живой, особенный мир, полный своих красок и звуков)
2) Один из главных образов повести – старик. Что мы узнаем о нем уже в начале повести? (внешность: «все старое», кроме глаз, а глаза «цвета моря»)
3) Если перечитать начало, создается ощущение обреченности. Но как описание глаз Старика меняет представление о нем? (в начале старик идет один в море, парус его лодки «напоминает знамя наголову разбитого полка», но все это внешняя сторона. Главное пока скрыто в старике – это его сила)
4) Каковы жизненные принципы, нравственные законы старика Сантьяго? (Надо уметь прощать, быть благодарным, не жить в долг)
5) Уже в начале повести Сантьяго говорит: «Я не обыкновенный старик». Что дает ему право такие слова?
6) Что дает ему силы жить? (Прожив долгую, трудную жизнь, Сантьяго сохраняет в себе веру в будущее, в свои силы и надежду, которая не только не угасает, но все более укрепляется)
7) Почему терпя неудачу 84 дня, старик вновь и вновь выходит в море?
8) Как изображается старик в море? (Он дает имя морю, знает все до мелочей; он – часть этого мира)
5.Творческая работа на развитие эстетических реакций:
А) Используя цветные карандаши, отразите ощущения Сантьяго, с которыми он вышел в море (Какого цвета его ощущения?)
Б) Чем же является море для старика? (Это сама жизнь. Любовь к жизни)
В) НА 85-й день старик вновь выходит в море, надеясь на встречу с рыбой. Что происходит с ним, когда дрогнуло «удилище»? (он взволнован, рад, упрашивает рыбу заглотить крючок. Это встреча, которую ждут всю жизнь)
Г) Как состоялась встреча старика и рыбы?
Д) Сантьяго признает, что убийство рыбы несправедливо, и все-таки настаивает на его необходимости. Почему? (Его определение судьбы: «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, но ведь для этого я родился»)
6. Мелодекламация. На фоне симфонической поэмы «Море» Чюрлениса звучит фрагмент от слов «Послушай, рыба…» до «…покачивалась на волнах».
7. Проблемная ситуация:
Почему Сантьяго принимает решение «драться, драться, пока не умру», видя, что рыба уже безнадежно изуродована акулами? (он защищает не только себя, но и «благородную» рыбу; он защищает достоинство Человека; он сделал открытие, что «человека можно уничтожить, но победить его нельзя»; что на берегу ждет его и верит в него мальчик Манолин)
8. Мелодекламация от слов «Все его тело ломило…» до «…тоже можно править».
9. Проблемная ситуация (продолжение):
У старика нет рыбы (остался лишь ее остов), нет вознаграждения. Имели ли смысл эти испытание, этот риск, эта борьба?
10. Задание на дом: Ответить на вопрос «Почему повесть «Старик и море» Э. Хемингуэя называется притчей?» (письменно – минимум 1 стр.)
11. Итоги. Оценки. Пожелания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.