Тема урока: «Ты можешь научить меня всему на свете…»: о творческом пути Э. Хемингуэя, 11 класс
Оценка 5

Тема урока: «Ты можешь научить меня всему на свете…»: о творческом пути Э. Хемингуэя, 11 класс

Оценка 5
doc
09.11.2021
Тема урока: «Ты можешь научить меня всему на свете…»: о творческом пути Э. Хемингуэя, 11 класс
МЛ-эпос.doc

Тема урока: «Ты можешь научить меня всему на свете…»: о творческом пути Э. Хемингуэя, 11 класс

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:

·        Создать условия для развития умений «приостановить» свою деятельность.

·        Обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого.

·        Содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия.

Обеспечить развитие умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

Образовательные задачи:

1.     Обеспечить мотивацию учения школьников.

2.     Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

3.     Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

Оборудование: портрет писателя, репродукции картин Ван Гога «Море в Сен-Мари», К.Моне «Скалы в Этрета», «Скалы в Бель-Иль», А. Марке «Везувий», Р. Дюфи  «14 июля в Довиле», музыкальная поэма Чюрлениса «Море», цветные карандаши.

Эпиграф урока:

…Человек не для того создан,

чтобы терпеть поражения.

Человека можно уничтожить,

но его нельзя победить.

Э. Хемингуэй

Ход урока.

1.Психологическая установка. Прослушивание музыкального фрагмента И.-С. Баха «Токката и фуга реминор» и запись эпиграфа урока.

2.Слово учителя о личности и творческом пути Э. Хемингуэя.

Американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961) был эталоном мужественности в первой половине 20 века. Прожил яркую, полную трагических событий жизнь, он, с десятками душевных и физических шрамов, сумел сохранить юношеское, нестареющее сердце. Колоритный, самобытный человек, гуманист, преданный идеалам правды, он всегда беззаветно любил жизнь. Уже в детстве в нем зародился  азарт охотника и рыболова. Тому способствовало отцовское воспитание сына в спартанском духе. Будучи не намного старше вас (18 лет), Эрнест Хемингуэй отправляется на фронт первой мировой войны добровольцем. Но горький опыт войны принес лишь боль и разочарование, лишил душевного спокойствия и веры в благополучную цель войны (краткое сообщение по роману «Прощай оружие!»). Но отчаяние не стало для него все подавляющим чувством. Фактически принадлежа к «потерянному поколению», Хемингуэй нашел в себе силы жить дальше без ощущения пустоты, так как у него была цель – создавать правдивые произведения. А для этого надо было учиться, искать себя в литературе. Он много читает, в том числе и русских писателей – Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, своих соотечественников – Джеймса, Твена, Андерсона и др., но никогда не подражал им.

Правдивость, жизненность произведений этого писателя во многом обусловлена его характером: склонностью к риску, желанием переживать острые ситуации. Хемингуэй никогда не умел быть равнодушным наблюдателем. Он всегда деятель, участник событий.

Он не равнодушен к судьбе человека. В дни гражданской войны в Испании Хемингуэй становится председателем Общества американских друзей испанской демократии, снаряжает для республиканцев несколько санитарных машин, отправляется в Республику в качестве корреспондента, а фактически – участника борьбы против фашистских захватчиков. Защищает он Человека и будучи участником 2-й мировой войны. Это война его состарила, но не сломила.

Еще в конце 1940 года Хемингуэй покупает недалеко от Гаваны (Куба) виллу «Финка Вихия», где и происходит два последних десятилетия жизни великого писателя, его «кубинский период».

Универсальным средством познания мира и человека, самого  себя для Хемингуэя всегда был дар писателя А потому в каждом его произведении встречаем элементы его автобиографии – этапы жизненного поиска. Он был участником четырех войн. Четыре войн за одну человеческую жизнь – это слишком много даже для такого отважного, стойкого, любящего риск человека.

Но сквозь разочарование, горечь, боль он нес в себе надежду, он хранил в своем сердце свет любви к людям, веру в их разум и совесть.

Итоговым произведением жизненного и творческого поиска писателя стала его повесть «Старик и море», где художник Хемингуэй реалист возвышается над миром.

Повесть написана в последнее десятилетие жизни писателя, когда, казалось, его преследует исступляющее разочарование. Но Вдруг к нему возвращаются творческие силы, и он пишет повесть. Пишет стремительно, на одном дыхании, испытывая удивительное состояние. В письме к издателю он пишет: «Это – проза, над которой я работал всю свою жизнь, которая должна быть легкой, простой и лаконичной и в то же время передавать все изменения видимого мира и сферы человеческого духа. Это самая лучшая проза, на которую я сейчас способен».

Повесть имела огромный успех, она разошлась в пяти миллионах экземпляров в журнале «Лайф», а затем (через неделю) в отдельном издании тиражом 50 тысяч. Это произошло так же быстро, как и было написано.

Повесть получила признание не только читательской аудитории, но и критиков.  За эту «философскую притчу» 28 октября 1954 года Эрнесту Хемингуэю была присуждена премия по литературе.

4.Установка на восприятие повести.

А) прослушивание отрывка из симфонической поэмы «Море» Чюрлениса

Б) работа с репродукциями, выявление впечатления (Почему море столь привлекательно для самых разных художников)

4) Аналитическая беседа по повести , выразительное чтение фрагментов.

В одном из своих интервью Хемингуэй сказал: «Ни одна хорошая книга никогда не была написана так, чтобы символы в ней были придуманы заранее и вставлены в нее.  В «Старике и море» я старался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их достаточно правдиво, они могут значить многое».

Сегодня мы попытаемся понять, что же «многое» они могут значить.

1)                      Как рисует море писатель? (живой, особенный мир, полный своих красок и звуков)

2)                      Один из главных образов повести – старик. Что мы узнаем о нем уже в начале повести? (внешность: «все старое», кроме глаз, а  глаза «цвета моря»)

3)                      Если перечитать начало, создается ощущение обреченности. Но как описание глаз Старика меняет представление о нем? (в начале старик идет один в море, парус его лодки «напоминает знамя наголову разбитого полка», но все это внешняя сторона. Главное пока скрыто в старике – это его сила)

4)                      Каковы жизненные принципы, нравственные законы  старика Сантьяго? (Надо уметь прощать, быть благодарным, не жить в долг)

5)                      Уже в начале повести Сантьяго говорит: «Я не обыкновенный старик». Что дает ему право такие слова?

6)                      Что дает ему силы жить? (Прожив долгую, трудную жизнь, Сантьяго сохраняет в себе веру в будущее, в свои  силы и надежду, которая не только не угасает, но все более укрепляется)

7)                      Почему терпя неудачу 84 дня, старик вновь и вновь выходит в море?

8)                      Как изображается старик в море? (Он дает имя морю, знает все до мелочей; он – часть этого мира)

5.Творческая работа на развитие эстетических реакций:

А) Используя цветные карандаши, отразите ощущения Сантьяго, с которыми он вышел в море (Какого цвета его ощущения?)

Б) Чем же является море для старика? (Это сама жизнь. Любовь к жизни)

В) НА 85-й день старик вновь выходит в море, надеясь на встречу с рыбой. Что происходит с ним, когда дрогнуло «удилище»? (он взволнован, рад, упрашивает рыбу заглотить крючок. Это встреча, которую ждут всю жизнь)

Г) Как состоялась встреча старика и рыбы?

Д) Сантьяго признает, что убийство рыбы несправедливо, и все-таки настаивает на его необходимости. Почему? (Его определение судьбы: «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, но ведь для этого я родился»)

6. Мелодекламация. На фоне симфонической поэмы «Море» Чюрлениса звучит фрагмент от слов «Послушай, рыба…» до «…покачивалась на волнах».

7. Проблемная ситуация:

Почему Сантьяго принимает решение «драться, драться, пока не умру», видя, что рыба уже безнадежно изуродована акулами? (он защищает не только себя, но и «благородную» рыбу; он защищает достоинство Человека; он сделал открытие, что «человека можно уничтожить, но победить его нельзя»; что на берегу ждет его и верит в него мальчик Манолин)

8. Мелодекламация от слов «Все его тело ломило…» до «…тоже можно править».

9. Проблемная ситуация (продолжение):

У старика нет рыбы (остался лишь ее остов), нет вознаграждения. Имели ли смысл эти  испытание, этот риск, эта борьба?

10. Задание на дом: Ответить на вопрос «Почему повесть «Старик и море» Э. Хемингуэя называется притчей?» (письменно – минимум 1 стр.)

11. Итоги. Оценки. Пожелания.

 

 


Тема урока: «Ты можешь научить меня всему на свете…»: о творческом пути

Тема урока: «Ты можешь научить меня всему на свете…»: о творческом пути

Э. Хемингуэй Ход урока. 1

Э. Хемингуэй Ход урока. 1

Республику в качестве корреспондента, а фактически – участника борьбы против фашистских захватчиков

Республику в качестве корреспондента, а фактически – участника борьбы против фашистских захватчиков

Повесть получила признание не только читательской аудитории, но и критиков

Повесть получила признание не только читательской аудитории, но и критиков

Что дает ему силы жить? (Прожив долгую, трудную жизнь,

Что дает ему силы жить? (Прожив долгую, трудную жизнь,

Мелодекламация от слов «Все его тело ломило…» до «…тоже можно править»

Мелодекламация от слов «Все его тело ломило…» до «…тоже можно править»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021