Технологическая карта урока.
2.Класс: 5
3. Предмет: история
4. Тема урока: «Восстание Спартака».
Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире.
Задачи:
Оборудование:
Цели урока направлены на достижение обучающимися:
1. Личностных результатов:
- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.
- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
2. Метапредметных результатов:
В области регулятивных УУД:
- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)
- осуществлять целеполагание
- планировать пути достижения цели
- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
- самостоятельно контролировать своё время
- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
В области познавательных УУД:
Общеучебные:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- владеть смысловым чтением
- реализовывать исследовательскую деятельность
- искать информацию
- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Логические:
- установливать причинно-следственные связи.
- анализировать
В области коммуникативных УУД:
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В области личностных УУД:
- осуществлять нравственно-этическое оценивание
3. Предметных результатов:
- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.
Тип урока – изучение нового материала
Педагогическая деятельность была построена на методах:
по источнику знаний:
- словесные (объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация презентации);
- практические (работа с картой, работа с историческими документами)
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний:
- восприятие нового материала;
по характеру движения мысли:
- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:
- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).
- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).
- социальные (работа в группах).
На уроке использовались технологии:исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая,
С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.
Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.
Домашнее задание носит творческий характер.
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Методы и приёмы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Организационный момент Цель: -содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. |
|
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Мы с вами вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму и узнаем об одном из самых значимых событий в истории этого Великого государства Древности. Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Через палитру настроения покажите свою готовность к уроку. Я вижу, что большинство из вас готовы к познанию нового. |
Приветствуют учителя и гостей.
Показывают смайлики настроения. |
Личностные УУД: Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему) |
2. Актуализация знаний. Цели: -установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; -устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
|
- социальный (работа в группах). - словесный (беседа);
|
Проблемное задание. Давайте определимся с темой урока. Для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чём говорится в тексте? «Свобода! Свобода! Богиня богинь! Когда нападут легионы врагов, В мечи превратишь ты оковы рабов! И в странах позора, где царствует гнёт, Пусть самый ленивый оружье возьмёт. Свобода! Свобода! Богиня богинь!» Организует работу обучающихся в группах. А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме. Мы будем работать в группах, которые определили в начале урока по любимому цвету. Каждой группе даётся задание, которое она должна выполнить за 2 минуты. Я могу спросить любого из группы и по его ответу будет оценена вся группа. Задание 1 группе: источники рабства. Задание 2 группе: применение труда рабов. Задание 3 группе: Отношение к рабам.
Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме. Проблемный вопрос: подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам? Итак, тема нашего урока: «Восстание рабов в Древнем Риме». (Слайд1) |
Высказывают свои предположения (О борьбе рабов за свободу)
Работа в группах.
1 группа: 1. завоевания 2. дети рабов 3. ограбление провинций 2 группа: 1. в с/х: на виллах рабовладельцев 2. прислуга в доме рабовладельца 3. рабы-гладиаторы 3 группа: 1. работа от зари до зари 2. кормили впроголодь 3. подвергали истязаниям. 4. не заботились о здоровье.
Высказывают предположения: заговорам, неподчинению, восстаниям.
Записывают в тетрадь тему урока. |
Регулятивные УУД: Прогнозирование (предвидение будущих событий и развития процесса) Коммуникативные УУД: - организация учебного сотрудничества со сверстниками, определение функций участников, способов взаимодействия - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. Познавательные УУД: Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме Логические: установление причинно-следственных связей.
|
3. Целеполагание. Цели: -подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока; -организовать составление совместного плана действий;
|
- дедуктивный (от общего к частному).
- познавательный
|
Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока. Какова цель нашего урока? Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме. Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи: 1. Каковы причины восстания? 2. Ход восстания. 3. Итоги восстания. 4. Значение восстания. (Слайд2) Задание на урок: «Почему рабы потерпели поражение? А могли ли они одержать победу? (Слайд 3) |
Участвуют в постановке цели и задач урока. Высказывают предположения
|
Регулятивные УУД - осуществление целеполагания - планирование путей достижения цели.
|
4. Открытие нового знания. Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала - содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) - обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
по источнику знаний: - словесные (объяснение, беседа); - наглядные (демонстрация презентации); - практические (работа с картой, работа с историческими документами)
по характеру познавательной деятельности: - объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний: - восприятие нового материала;
по характеру движения мысли: - дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации: - эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов). - познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт). - социальные (работа в группах).
|
2. Ход восстания: Мы продолжаем работу в группах. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документы ,карты, определите причины восстания, узнаете как оно проходило (Слайд 4,5) Задания для групп: I группа Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы. «В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу, — говорил Спартак, — чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий.Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.» Вопросы: 1. С чего и где началось восстание рабов? 2. Цель восставших? 3. Чем были недовольны гладиаторы? 4. Кого выбрали своим предводителем? 5. Где первоначально устроили свой лагерь восставшие? II группа Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 247– 248 п.2. Ответьте на вопросы: 1. Какая задача стояла перед Спартаком? 2. По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака? III группа Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы. «У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско. Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?» Вопросы: 1. У восставших был план ведения войны с Римом? 2. По карте учебника на стр. 249 проследите походы восставших. 3. Было ли единство и согласие между рабами? Ребята, внимание, мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете зачитывать предложения (или использовать текст); ответы давать полные. Физминутка Ребята, давайте на минутку отвлечёмся и зайдём на рынок. На торгу мы побывали Много всякого видали! Разбегаются глаза И вертится голова. Я увидеть всё хочу, Может что-нибудь куплю. Для начала шёлк помну, Лисий мех приподниму, Да немного потрясу.
Беседа по вопросам к документам. Слушаем ответы 1 группы Вопросы:
2. Цель восставших? 3. Чем были недовольны гладиаторы? Слайд 6 4. Кого выбрали своим предводителем?
Слайд7 Учитель: Что вы знаете о Спартаке? Дополнительный материал о Спартаке. Слайд 8 Рассказ учителя, работа с иллюстрацией. Слайд 9 К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и были разгромлены. Слайд 9 Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их. Ваш помощник – карта в учебнике на стр. 249 (3минуты)
Учитель: Какие последствия имела победа рабов у Везувия? (Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов). – А теперь слушаем ответы 2 группы: 1. Какая задача стояла пред Спартаком? 2. По какому образцу организовал Спартак свое войско? 3. Из каких частей состояло войско Спартака? Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой. Ответ 3 группы. Слайд10. Учитель: 1.У восставших был план ведения войны? Почему повел свое войско на Альпы? (Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам). 2. Походы восставших – работа по карте. 3. Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился). Почему Спартак повернул назад? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме). Слайд 11. Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их. Ваш помощник – карта в учебнике на стр. 249. (3минут)
Учитель: Новый план Спартака – на остров Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим. Слайд12,13 – Удалось Спартаку осуществить свой план? (Работа с учебником, стр. 249-250 п. 4) Читаем вслух. (Нет.) Римский сенат полностью осознал опасность, вы находитесь на заседании сената, ваше решение? И принял чрезвычайные меры: НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл. Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э. Слайд 14 Римский историк Аппиан о последней битве Спартака (аудиозапись) Слайд15,16 Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима). Слайд 17. Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их. Ваш помощник – карта в учебнике на стр. 249. (3 минуты) 3.Ораганизует взаимопроверку.
4. Подводит итоги восстания: Чем закончилось восстание? Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение? Слайд 18,19. 5. Определяет значение восстания: Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу. Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.
|
Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины и начало восстания восстания. Причины восстания: 1. недовольство рабов своим положением 2. насильственное обучение военному делу 3. несправедливое отношение хозяина
Работа в группах. Заполнение контурных карт после ответов групп (поэтапно)
Сообщение учащегося
В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59 , п. 1-2
В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59 , п. 3-4
Слушают аудиозапись
В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59 , п. 5-7
Восстание закончилось поражением. Высказывают предположения 1. Неопытность воинов армии Спартака. 2. Отсутствие чёткого плана действий восставших. 3. Обман пиратов. |
Познавательные УУД: Общеучебные: - владение смысловым чтением - реализация исследовательской деятельности - поиск информации - структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий Логические: - анализ - выделение причинно- следственных связей Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание
Регулятивные УУД: - самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале - самостоятельный контроль своего времени |
5. Применение нового знания. Цели: -обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. |
- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт). - социальные (работа в группах).
|
Организует работу с кроссвордом. Слайд 20, 21 |
Заполняют кроссворд. |
Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
6. Рефлексия Цели: - выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий; -выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся; -обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. |
- эмоциональные (поощрение,).
|
Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке. Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок Слайд 22. |
Самооценка и взаимооценка деятельности групп на уроке. |
Регулятивные УУД:саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
|
7. Домашнее задание. Цель: -обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
|
Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. 1.Прочитать параграф 51 и ответить на вопросы после параграфа. По желанию: 1.Составить рассказ от имени участника восстания. 2.Нарисовать рисунок “Восстание Спартака”. Слайд 23 |
Записывают задание в дневник. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.