Тема: вербальный способ общения в медицинской деятельности
Передача информации в процессе общения осуществляется как с помощью слов, т.е. вербально, так и без слов, невербально — с помощью жестов, мимики, походки, позы, интонации и т.д. Для практической деятельности медсестры характерна своя специфика вербального общения.
Под простотой общения понимают краткость, законченность фраз, содержащих понятные слова. Медсестре необходимо помнить, что больному человеку бывает сложно оценить суть многословного сообщения и построить на его основе тактику своих дальнейших действий. С другой стороны, сжатая информация может потребовать ее неоднократного повторения или уточнения, поскольку при этом понимание может быть неполным. С особой осторожностью нужно подходить к использованию в общении с пациентом аббревиатур, в том числе вошедших в обиход данного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). При первой встрече с пациентом специальные термины лучше произносить полностью, и только в дальнейшем, когда у медсестры уже появится уверенность в том, что принятые сокращения однозначно понимаются больным, можно начать их использовать.
Критерий ясности информации предполагает, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопросы «что, как, сколько, где, когда, почему», касающиеся его дальнейших действий.
Пациент не всегда может узнать мнение медсестры к какому-либо вопросу, хотя «она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, «моральный долг медсестры «информировать пациента о его правах...»". Правда, с другой стороны, «функции информирования пациента и его близких по преимуществу принадлежат врачу».
Учет индивидуальных особенностей пациента в целом и их изменений во время пребывания в ЛПУ мы считаем самым важным критерием вербальной адекватности передачи ин формации. Именно этот критерий является мерой простоты ясности, уместности, степени доверительности отношений для конкретного пациента.
К вербальным навыкам общения, которыми должна владеть медсестра, можно отнести искусство слушать. Умение слушать – обязательное условие профессионального общения с больным. Последствия неумения слушать многообразны: это недовольство пациента врачом и медицинской сестрой, усиление его эмоциональной нестабильности, которая может трансформироваться в открытую, явную или смещенную на других агрессию.
Умение слушать в отличие от способности просто слышать предполагает наличие определенной дисциплины, требует определенных усилий. При желании это умение можно приобрести, «хотя оно является одним из наиболее трудных аспектов акта общения».
Общие принципы умения эффективно слушать.
Ø Перестаньте говорить, сосредоточьте внимание на пациенте, не прерывайте его.
Ø Устраните отвлекающие факторы: отвлекать могут телефонные звонки, другие люди, шум.
Ø Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит.
Ø Старайтесь уловить основную идею. Уловите тему беседы, а не ее детали.
Ø Вслушивайтесь, как подается суть. Обратите внимание и на то, как говориться. Оцените эмоциональные реакции и чувства.
Ø Отделяйте человека от идеи. Мы более положительно реагируем на мысли людей, которых любим, чем тех, к кому равнодушны. Старайтесь правильно воспринимать то, что говориться.
Ø Уловите то, о чем пациент избегает говорить.
Ø Отделите эмоции от реакции. Избегайте сильных эмоций (гнева, печали), которые могут мешать внимательно слушать и понимать.
Ø Будьте осторожны с интерпретациями. Не судите поспешно.
Ø Уважайте пациента как человека. Проявляйте уважение, интерес, заботу.
Ø Сопереживайте. Поставьте себя на место другого человека, чтобы понять его поступки.
С.В. Кривцова и Е,А. Мухаматулина выделяют активное, пассивное и эмпатическое слушание. Под активным слушанием они понимают слушание, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.
Рекомендации о том, как слушать активно
1. Будьте внимательны. Создайте своим невербальным поведением атмосферу сопереживания. Если вы будете внимательны, чутки, сосредоточенны, если будете смотреть на говорящего, он почувствует свою значимость и станет относиться к вам более позитивно
2. Проявляйте интерес к потребностям собеседника. Помните, что вы должны слушать с пониманием.
3. Слушайте на основе установки «Я — о'кей, ты — о'кей»:
а) вызовите в себе отклик на слова говорящего; пусть ваши идеи и чувства дойдут до него, причем выражать их следует доброжелательно, не критикуя говорящего;
б) не задавайте слишком много вопросов. Помните, что вопросы могут выйти «боком», так как у говорящего может возникнуть ощущение, что он «попал на горячую сковороду»;
в) станьте своего рода «зеркалом»: отражайте то, что, по вашему мнению, чувствует и/или говорит ваш собеседник;
г) не стоит использовать ничего не значащие «успокаивающие» фразы типа «ну, все это не так плохо», «завтра тебе будет лучше», «все перемелется, не стоит так переживать», «нельзя все принимать так близко к сердцу, это все мелочи», «не надо делать из мухи слона».
4. Не допускайте, чтобы собеседник «подцепил вас на крючок». Такое может случиться, если вы разозлитесь, обидитесь или выйдете из себя, позволите себе вступить в перепалку, делать скоропалительные выводы или заведомо осуждать собеседника.
5. Старайтесь показать свое внимание следующими способами:
а) поощряя говорящего с помощью таких междометий и слов, как «Угу», «М-да», «Понятно», «Да, верно», «Интересно!»;
б) поощряя говорящего с помощью невербальных сигналов: кивка головой; соответствующего выражения лица; жестикуляции, непринужденных и естественных движений; прикосновений;
в) произнося фразы поощрительного содержания, например: «расскажите мне...», «мне интересно было бы услышать, что вы об этом думаете», «не хотели бы вы об этом поговорить?», «давайте-ка это обсудим», «меня очень интересует, что вы скажете по этому поводу!»
6. Основные правила:
а) не перебивать;
б) не переводить обсуждение на другую тему;
в) не давать себе отвлекаться;
г) не задавать лишних вопросов («не допрашивать»);
д) не пререкаться;
е) не навязывать своих советов;
ж) отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и словах свое отношение к чувствам говорящего.
Сестрам в силу специфики их профессии часто приходится вступать во взаимодействие с людьми, находящимися в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Ваш собеседник и не является в полном смысле этого слова собеседником, так как уже не контролирует собственные эмоции, не способен улавливать содержание разговора, да он и не старается это делать. Ему надо только одно — успокоиться, наладить самоконтроль; только тогда он будет СЛЫШАТЬ то, что вы ему говорите. В таких случаях эффективно пассивное слушание. Медсестре нужно овладеть навыками пассивного слушания. В противном случае она к концу дежурства вряд ли сможет контролировать свои собственные эмоции, а должности психолога-консультанта по работе со средним медицинским персоналом в наших ЛПУ нет.
Что такое пассивное слушание?
Если вы имеете дело с человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, вам необходимо его просто успокоить. Обычно человек в таком состоянии не очень хорошо контролирует свои эмоции и не очень хорошо понимает, что именно он говорит.
Поэтому отражать его информацию или его чувства — дело совершенно бессмысленное и даже вредное. Это, скорее всего, вызовет у него дополнительный взрыв раздражения. Не помогают и общепринятые в таких случаях слова-штампы: «Успокойся». «Не плачь», «Не надо нервничать».
Поэтому важно просто СЛУШАТЬ человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»:
«Да-да, угу-угу, ну, конечно» и т.п. Дело в том, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки накала, человек начинает успокаиваться и приходить в себя. Если не пытаться остановить маятник, то, выговорившись, человек успокоится и, почувствовав это, вы сможете уже общаться с ним нормально. Не молчите, потому что глухое молчание вызывает раздражение у любого человека, а у возбужденного его усиливает.
Техника эта, таким образом, требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Поэтому в те моменты, когда он замолкает, самым естественным тоном задавайте уточняющие вопросы: «И что он тебе сказал?» или «А вы что ответили?» или «А где была Маша в это время?». Главная ваша задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, что не так-то легко, особенно если эти эмоции направлены на вас, и не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений» и в конечном счете — к очень неприятным чувствам.
Пассивное слушание, таким образом, только по названию пассивное. На самом деле оно требует определенной душевной работы..
Для пациента очень важно, чтобы сестра поняла его и разделила его чувства. Именно это дает ему ощущение облегчения. Поэтому, когда медсестра проводит беседы с пациентом, характер которых в идеале должен быть терапевтическим (например, при подготовке к операции, к какой-либо процедуре, принятию важного решения), для нее должна быть важна не только информация, которую пациент сообщает, но и чувства, которые он переживает по данному поводу. Вот почему медсестре так необходим навык эмпатического слушания, т.е. такого, при котором она способна в какой-то степени испытывать те же чувства, что и пациент, и, подобно зеркалу, отражать их, чтобы он начал лучше понимать себя.
Представить себе эмоциональную жизнь пациента может медсестра, обладающая развитой способностью к переживанию и сопереживанию, т.е. имеющая достаточно высокий уровень эмпатии — понимания эмоционального состояния другого человека, сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я — с вами»),
«Оценка эмпатии оказалась тесно связанной с такими характеристиками хорошего врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, опытность, сила, искренность и др.» Таким образом, терапевтический эффект зависит от того, в какой мере пациент чувствует себя объектом заботы, чуткости и понимания, т.е. от эмпатической связи с медицинским работником.
Существуют различные тренинговые методы, повышающие способность к эмпатии и умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. В условиях дефицита времени необходимо развивать «профессиональную эмпатию», позволяющую медсестре на основе «чтения» экспрессивных элементов поведения пациента проникать в его эмоциональное состояние, а затем всем своим видом и высказываниями показывать ему, что его чувства поняты.
Факторы, препятствующие общению
Ø Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой могут отрицательно повлиять на принятие решение пациентом.
Ø Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания.
Ø Защита людей, которых критикует пациент.
Ø Преуменьшение чувств пациента (да, ничего страшного…)
Ø Обещание пациенту (все будет хорошо)
Ø Поспешные заключения могут вызвать противодействие со стороны пациент. Проверьте факты.
Ø Культурные отличия: язык, нормы общения (широко открытые глаза можно истолковать по-разному: в Японии – это выражение радости, в России – чувство страха).
Ø Стили общения (в одних культурах прикосновение – это проявление внимания, в других – сексуальные проявления).
Ø Различия в возрасте.
Список используемой литературы и публикаций сети Интернет
1. https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/psihologija-upravlenija-personalom/slushanie-kak-vid-kommunikatsii/
2. https://infopedia.su/4x3789.html
3. http://www.strongmed.ru/docs-628-1.html
4. https://vuzlit.com/947136/verbalnyy_sposob_obscheniya
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.