Тема «Выявление и сопровождение одаренных детей»
Оценка 4.9

Тема «Выявление и сопровождение одаренных детей»

Оценка 4.9
docx
22.08.2024
Тема «Выявление и сопровождение одаренных детей»
Статья по теме_ «Выявление и сопровождение одаренных детей».docx

Методическая работа

Автор Макеенок Н А

Тема «Выявление и сопровождение одаренных детей»

 Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ра¬нее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный человек решил схитрить и подошел к хо¬зяину лавки:

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

Семена  – это маленькие люди, а какими они станут,  зависит от взрослых.

 

 «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

 

Психолог  Холодная считает, одаренные дети: 

- сообразительные

-блестящие ученики

- креативные

- талантливые

- мудрые.

Портрет одаренного ребенка

1.  Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.  Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.  Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора

7. Чувствителен к красоте.

8. Не конфликтен

9. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

 

Одаренные дети: как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

 

 Формы выявления одаренных детей:

-           наблюдение;

-           общение с родителями;

-           работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-           олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

 

Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

         индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;

         - активные формы обучения

         - дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

         - участие в школьных и районных олимпиадах;

         - проектная деятельность обучающихся;

         - научно-исследовательская деятельность  обучающихся;

         - посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

         - конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

         - создание  портфолио обучающихся;

 

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля.

 

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:

 

• диагностического

• консультационного

• развивающего

• коррекционного.

 

Рассмотрим каждое из направлений более подробно.

 

Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

 

Одним из способов формирования мотивации достижения является работа ребенка с портфолио.

Система портфолио помогает ученику, родителям и преподавателям правильно выстроить индивидуальную программу обучения ребенка.

 

Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного ребенка в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.

 

Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:

 

-формирование у детей уверенности в успехе и признании;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников;

-развитие коммуникативных навыков;

-снижение уровня тревожности;

-формирование адекватной самооценки;

-обучение методам релаксации и визуализации.

 

Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

 

Методы и формы работы с одарёнными детьми.

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

 

В урочной деятельности используются виды деятельности:

•          проблемно-развивающее обучение;

•          работа в малых группах; работа в парах,

•          разноуровневые задания;

•          проектно-исследовательская деятельность;

•          игровые технологии (деловые игры и путешествия);

•          информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

•          модульная технология обучения;

•          задания творческого и нестандартного характера.

 

Формы внеурочной работы с одаренными учащимися

•          групповые занятия с одаренными учащимися (элективный курс, факультативный курс, спецкурсы по углубленному изучению  предметов школьной программы, организация кружковой работы)

•          консультирование по возникшей проблеме;

•          предметные олимпиады;

•          интеллектуальные марафоны;

•          различные конкурсы и викторины; фестивали, спортивные соревнования;    

•          работа по индивидуальным планам  

•          Организация экскурсий, выходов в театр, музеи

•          Организация погружения в предметы по профилям (в каникулярное время)

•          Организация предметных выставок, вечеров и праздников

•          Создание школьного театра. Выпуск стенгазет

 

Летят секунды, мчатся минуты, проходят столетия. И все это время среди нас рождались и жили гении. Так всегда было и будет. Присмотритесь внимательно…

Жизнь одаренных детей не такая уж и простая, они счастливы когда занимаются любимым делом. Воспитать такого ребенка трудно. Но чтобы воспитать в ребенке творчество нужно самому быть творческой личностью.


 

Методическая работа Автор Макеенок

Методическая работа Автор Макеенок

Портрет одаренного ребенка 1

Портрет одаренного ребенка 1

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля

Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного ребенка в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору

Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного ребенка в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору

Формы внеурочной работы с одаренными учащимися • групповые занятия с одаренными учащимися (элективный курс, факультативный курс, спецкурсы по углубленному изучению предметов школьной программы, организация кружковой…

Формы внеурочной работы с одаренными учащимися • групповые занятия с одаренными учащимися (элективный курс, факультативный курс, спецкурсы по углубленному изучению предметов школьной программы, организация кружковой…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2024