Тема занятия: «Дети разных национальностей»

  • docx
  • 27.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта занятия.docx

Технологическая карта занятия

Воспитатель: Богданова Гална Геннадьевна

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: «Дети разных национальностей»

Возрастная группа: 5-6 лет старшая группа

Цель занятия: приобретение воспитанниками опыта дифференциации особенностей национальной одежды и жилища эскимосов, башкир, индейцев, его отражения в изобразительной деятельности и создании карты-подсказки для представителей разных этносов.

Задачи занятия:

Обучающие: актуализирует личный опыт в ходе выполнения заданий по отбору национальной одежды и жилища детей разных этносов. Развивающие: сравнивает и отличает особенности национальной одежды и жилища в творческой деятельности.

Воспитательные: обсуждает особенности индивидуальной и совместной работы в изготовлении карты-подсказки для представителей разных этносов; положительный эмоциональный отклик на просьбу о помощи.

Дополнительные задачи: учить детей грамотно отбирать содержание рисунков (наполнять карту-подсказку: иглу, вигвам, юрту соответствующими этносами, на карте распределять место проживания разных этносов).

Словарная работа: обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: национальная одежда эскимосов – калывагын, камлейка, камгык; жилище – иглу. Национальная одежда башкир – тюбетейка, камзол, казакин, чекмень; жилище – юрта. Национальная одежда индейцев – леггины, мокасины, чулки; жилище – вигвам.

Планируемые результаты занятия: употребляют в речи названия одежды и жилища эскимосов, башкир, индейцев; владеют конструктивными способностями создания карты-подсказки для детей разных этносов; делятся полученными впечатлениями в ходе изготовления карты-подсказки для детей разных этносов.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций кукол в народных костюмах разных национальностей.

Материалы и оборудование: использование ИКТ (интерактивная доска, презентация), иллюстрации с жилищами представителей разных народов, энциклопедия, лист формата А3, карта, картинки, карандаши, краски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

-Привлечь внимание детей

Дети играют в игровых уголках. Вдруг раздается звук из ноутбука. Это пришло видеописьмо.  

Воспитатель: Ребята, у нас видеописьмо. Помогите мне открыть его, чтобы узнать от кого оно и что в нем.

Привлечение внимания детей посредством письма.

Дети помогают воспитателю, открывают письмо.

Создание психологически комфортной атмосферы.

2.

Основной этап

-Мотивировать детей на включение в деятельность

 

В письме слайд с изображением детей-представителей разных национальностей: индеец, эскимос, башкирка. Они машут руками ребятам.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Хотите, с ними познакомится?

Гости и дети здороваются друг с другом.

Гости: Мы приехали в ваш город Иркутск на экскурсию и отстали от автобуса. Хотим вернуться домой, но не знаем, куда нам идти, где наш дом? Ребята, помогите нам. Мы очень надеемся, что вы нам поможете!

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь детям?

Дети: Да.

 

Дети смотрят видеоролик, в котором представители разных национальностей просят о помощи.

 

Мотивировать детей в решении данной темы.

Дети активно включаются в предстоящую работу.

2.1.

Этап постановки проблемы

 

Воспитатель: Давайте подумаем, как мы сможем им помочь?

Дети: Сначала нужно узнать, где они живут.

Воспитатель:  А в письме было сказано, где они живут?

Дети: Нет.

Воспитатель: Да, вы правы, к сожалению, в этом письме ничего не сказано о том, где именно они живут. А как же мы узнаем, где они живут?

Дети: По одежде, по внешнему виду и др.

Диалогический

Беседа-диалог.

У детей проявляется интерес в решении данной проблемы.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

- Ознакомить детей с особенностями представителей разных народов, национальной одеждой жилищем.

Воспитатель: Предлагаю рассмотреть внешний вид детей более внимательно. Саша, подойди к ноутбуку и наведи мышку на изображение малыша, которому ты бы хотел помочь первому.

Ребенок нажимает на изображение, например, эскимоса. Появляется картинка, на которой изображен мальчик в национальной одежде в полный рост.

Воспитатель: Предлагаю вам описать его внешний вид.

Дети описывают, во что одет мальчик, затем воспитатель рассказывает, как называется одежда.   Женская одежда – двойной меховой комбинезон (к’алъывагын). Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка.

Традиционная обувь –  меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская — до середины голени, женская — до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде «пузыря».

Воспитатель: Саша, нажми еще раз на мышку.

Появляется картинка, на которой изображена семья мальчика, стоящая рядом с неким строением.

Воспитатель: Ребята, кто эти люди?

Дети: Это, видимо, его семья (называют: мама, папа, брат, сестренка).

Воспитатель: Дети, а что же это за строение такое рядом с семьей мальчика.  

Дети: Это, наверное, их дом.

Воспитатель: Как он называется?

Если дети затрудняются ответить, вспоминаем, что нужно сделать, когда чего-то не знаешь:

- спросить у взрослого;

- поискать информацию в интернете;

- поискать информацию в энциклопедии.

Воспитатель: в данном случае приглашаю вас в наш центр науки и естествознания. Возьмите энциклопедию и поищите изображение, похожее на нашего мальчика.

Дети листают книгу и находят изображение. Читают: эскимосы.

Дети: Это эскимос -  группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Нунавута до Аляски и восточного края Чукотки!

Воспитатель: Даже не знаю. Правы вы или нет. Если вы правы, то где он должен жить?

Дети: В ледяном домике.

Воспитатель: Он называется – иглу. Повторите хором – иглу!

Воспитатель рассказывает детям об иглу.

Воспитатель: ребята, мы узнали об эскимосах?

Дети: Да.

Воспитатель: Теперь предлагаю выбрать следующего ребенка, которому мы поможем, например башкирке.

-Ребята, а вы знаете, как называется дом у Башкиров?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда вспоминайте, что мы делаем, когда чего-то не знаем.

Дети: Мы спросим у взрослого. Марья Ивановна, как называется дом, в котором живут башкиры?

Воспитатель: я с удовольствием вам отвечу. Дом, в котором живут башкиры, называется юрта.

Воспитатель рассказывает детям, что такое юрта, как она выглядит (показывает иллюстрации) и где живут Башкиры (коренное население Башкирии (Башкортостана)).

Воспитатель: посмотрите на экран, вы можете увидеть, как выглядят башкиры. Во что они одеты? ( В составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других народов имеются рубаха (у женщин – платье) и штаны. На голове носят тюбетейку, остроконечную коническую шапку.   В будни поверх рубахи надевали камзол или казакин – кэзэкей. Нередко, выходя из дома, на эту одежду набрасывали чекмень или тканевый халат (елэн, бишмэт), а зимой – шубу или тулуп.

-А теперь посмотрим на родителей нашей башкирки. Дети описывают их.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы думаете, мы гостям нашим помогли?

Дети: Не всем. Остался еще один гость, и его дом тоже нужно найти.

Дети заглядывают в коробку, предложенную воспитателем и достают оттуда диск.

Воспитатель: Интересно, что может быть на этом диске. Как думаете, ребята?

Дети: Мультфильм, картинки, песни.

Воспитатель: Столько мнений, ну и что же нам делать, чтобы точно узнать, что там?

Дети: Включить его на ноутбуке.

Воспитатель:  Тогда помогайте мне. Посмотрим, что же там.

Дети вместе смотрят отрывок из мультфильма: «Зима в Простоквашино».

Воспитатель: Что нарисовал Шарик?

Дети: Жилище индейцев.

Воспитатель: Как оно называется? Давайте проговорим несколько раз – вигвам (воспитатель демонстрирует иллюстрации жилища).

-Ребята, посмотрите на экран, кого вы видите?

Дети: индейцев.

Воспитатель рассказывает, где живут индейцы.

Воспитатель: во что они одеты?

Дети описывают наряд.

Воспитатель рассказывает об одежде индейцев (Мужская одежда включает в себя рубаху, леггины — две отдельные штанины, которые крепились к поясу наподобие чулков. К этому же поясу крепилась и набедренная повязка — длинный узкий кусок ткани, который проходил между ног и, пропущенный под пояс, свободно свисал спереди и сзади. В повседневное время они носили головные уборы из кожи, соломы и коры деревьев, которые напоминали панамы. 

Мокасины были двух типов: древний вариант, сшитый из одного куска кожи, и более совершенный — с отдельно пришивавшейся подошвой из прочной и толстой кожи.

В холодное время экипировка дополнялась накидкой из шкуры бизона или шерстяным одеялом.  Женская одежда состояла из длинного платья из кожи или ткани, мокасин и леггин, которые были короче, чем мужские, и крепились над коленом.  Платье украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Для его отделки применялись также монеты, напёрстки, бубенцы, раковины каури и денталия, лосиные зубы).

Рассматривание, рассказывание

Дети с интересом рассматривают иллюстрации детей разных народов, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с особенностями одежды, жилища эскимосов.

 

Дети ищут необходимую  информацию в энциклопедии.

 

 

Знакомятся с особенностями одежды, жилища башкир.

 

 

Просят помощи у воспитателя (как называется дом, в котором живут башкиры).

 

Рассматривают иллюстрации жилища (юрты).

 

 

Слушают воспитателя про этнические особенности башкир.

 

 

 

 

Достают диск, включают его, смотрят мультфильм.

 

 

 

Дети отвечают на вопросы, беседуют с воспитателем.

 

Рассматривают иллюстрации жилища - вигвам.

 

 

 

 

 

Воспитатель беседует с детьми. Рассказывает об индейцах.

 

 

 

 

 

 

 

Дети могут отличить особенности национального костюма эскимосов. Употребляют в речи называния одежды: калывагын, камлейка, камгык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребляют в речи название жилища эскимосов – иглу.

 

 

 

 

 

 

 

Употребляют в речи название жилища башкир - юрта.

 

 

 

Дети могут отличить особенности национального костюма башкир. Употребляют в речи называния одежды: тюбетейка, камзол, казакин, чекмень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребляют в речи название жилища индейцев - вигвам.

 

 

 

 

 

Дети могут отличить особенности национального костюма индейцев. Употребляют в речи называния одежды: леггины, мокасины, чулки.

 

2.3

Этап практического решения проблемы

- Помочь детям в решении проблемы

- Применить ИКТ (интерактивную презентацию) для закрепления у детей приобретенных знаний

 

А сейчас мы с вами поиграем, но сначала немного разомнемся.

Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обняли друг другу)

С тех пор наши народы живут в мире и согласии.

1 игра:  Давайте же играть скорее.

Посмотрите на нашу доску. Что вы видите?

Да это же наши гости. Необходимо указать где одежда эскимосов, башкир, индейцев. Давайте попробуем?  Подходим к доске. Начинаем! Будьте внимательны, не ошибитесь.

2 игра: Ребята, а кто это у нас? Правильно, это родители наших детей. Давайте соединим детей с их родителями? Будьте внимательны.

3 игра: Посмотрите, на экране вы видите много разных строений. Вспомните, какие жилища у наших гостей и правильно соотнесите их. Начинаем.

-Вот и молодцы! Со всеми заданиями справились, узнали много нового и интересного.

-Ребята, мы с вами узнали в каких странах и  домах живут наши гости. А как же мы им поможем добраться домой?

Дети: Покажем дорогу, сделаем карту.

Воспитатель: Интересная мысль! Я согласна с вами, давайте, сделаем карту, чтобы им легче было найти дорогу домой.

Дети на листе формата А3 приклеивают карту, затем изображения домов, человечков и показывают стрелками, кто в каком направлении должен идти.

Дидактическая игра с использованием ИКТ

Практический, творческий

Дети делают физкультминутку.

 

 

 

Дети выполняют задания. Одевают гостей разных народов в их национальный костюм, воссоединяют их со своими родителями и определяют, где живут представители данных этносов.

Изготовление карты-подсказки для гостей разных этносов.

 

 

 

 

 

 

Могут различить элементы одежды различных этнических групп.

 

 

 

Отличают особенности жилища представителей разных этносов. Употребляют их названия в речи.

 

3.

Заключительный этап

- Подвести итоги

После того, как дети изготовили карту, обращаются к гостям, показывают получившуюся карту, объясняют, где они живут, как называется их дом и как им вернуться домой. Гости благодарят детей за помощь.  

Воспитатель: Прекрасно, что все так благополучно закончилось. Хорошо, что эти дети нашли свои дома, ведь нет ничего важнее в жизни, чем родной дом. Дома все делать проще, дома человек быстрее выздоравливает, дома все дела делаются быстрее, легче. А кто дома может помочь? Мама, папа, родные. То же мы можем сказать и о своем городе, стране.

Анализ, подведение итогов

 

Дети делятся впечатлениями от проделанной работы по изготовлению карты-подсказки для представителей разных этносов).