Технологическая карта занятия
Воспитатель: Богданова Гална Геннадьевна
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: «Дети разных национальностей»
Возрастная группа: 5-6 лет старшая группа
Цель занятия: приобретение воспитанниками опыта дифференциации особенностей национальной одежды и жилища эскимосов, башкир, индейцев, его отражения в изобразительной деятельности и создании карты-подсказки для представителей разных этносов.
Задачи занятия:
Обучающие: актуализирует личный опыт в ходе выполнения заданий по отбору национальной одежды и жилища детей разных этносов. Развивающие: сравнивает и отличает особенности национальной одежды и жилища в творческой деятельности.
Воспитательные: обсуждает особенности индивидуальной и совместной работы в изготовлении карты-подсказки для представителей разных этносов; положительный эмоциональный отклик на просьбу о помощи.
Дополнительные задачи: учить детей грамотно отбирать содержание рисунков (наполнять карту-подсказку: иглу, вигвам, юрту соответствующими этносами, на карте распределять место проживания разных этносов).
Словарная работа: обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: национальная одежда эскимосов – калывагын, камлейка, камгык; жилище – иглу. Национальная одежда башкир – тюбетейка, камзол, казакин, чекмень; жилище – юрта. Национальная одежда индейцев – леггины, мокасины, чулки; жилище – вигвам.
Планируемые результаты занятия: употребляют в речи названия одежды и жилища эскимосов, башкир, индейцев; владеют конструктивными способностями создания карты-подсказки для детей разных этносов; делятся полученными впечатлениями в ходе изготовления карты-подсказки для детей разных этносов.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций кукол в народных костюмах разных национальностей.
Материалы и оборудование: использование ИКТ (интерактивная доска, презентация), иллюстрации с жилищами представителей разных народов, энциклопедия, лист формата А3, карта, картинки, карандаши, краски.
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно-мотивационный этап |
-Привлечь внимание детей |
Дети играют в игровых уголках. Вдруг раздается звук из ноутбука. Это пришло видеописьмо. Воспитатель: Ребята, у нас видеописьмо. Помогите мне открыть его, чтобы узнать от кого оно и что в нем. |
Привлечение внимания детей посредством письма. |
Дети помогают воспитателю, открывают письмо. |
Создание психологически комфортной атмосферы. |
2. |
Основной этап |
-Мотивировать детей на включение в деятельность
|
В письме слайд с изображением детей-представителей разных национальностей: индеец, эскимос, башкирка. Они машут руками ребятам. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Хотите, с ними познакомится? Гости и дети здороваются друг с другом. Гости: Мы приехали в ваш город Иркутск на экскурсию и отстали от автобуса. Хотим вернуться домой, но не знаем, куда нам идти, где наш дом? Ребята, помогите нам. Мы очень надеемся, что вы нам поможете! Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь детям? Дети: Да. |
|
Дети смотрят видеоролик, в котором представители разных национальностей просят о помощи.
|
Мотивировать детей в решении данной темы. Дети активно включаются в предстоящую работу. |
2.1. |
Этап постановки проблемы |
|
Воспитатель: Давайте подумаем, как мы сможем им помочь? Дети: Сначала нужно узнать, где они живут. Воспитатель: А в письме было сказано, где они живут? Дети: Нет. Воспитатель: Да, вы правы, к сожалению, в этом письме ничего не сказано о том, где именно они живут. А как же мы узнаем, где они живут? Дети: По одежде, по внешнему виду и др. |
Диалогический |
Беседа-диалог. |
У детей проявляется интерес в решении данной проблемы. |
2.2. |
Этап ознакомления с материалом |
- Ознакомить детей с особенностями представителей разных народов, национальной одеждой жилищем. |
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть внешний вид детей более внимательно. Саша, подойди к ноутбуку и наведи мышку на изображение малыша, которому ты бы хотел помочь первому. Ребенок нажимает на изображение, например, эскимоса. Появляется картинка, на которой изображен мальчик в национальной одежде в полный рост. Воспитатель: Предлагаю вам описать его внешний вид. Дети описывают, во что одет мальчик, затем воспитатель рассказывает, как называется одежда. Женская одежда – двойной меховой комбинезон (к’алъывагын). Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка. Традиционная обувь – меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская — до середины голени, женская — до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде «пузыря». Воспитатель: Саша, нажми еще раз на мышку. Появляется картинка, на которой изображена семья мальчика, стоящая рядом с неким строением. Воспитатель: Ребята, кто эти люди? Дети: Это, видимо, его семья (называют: мама, папа, брат, сестренка). Воспитатель: Дети, а что же это за строение такое рядом с семьей мальчика. Дети: Это, наверное, их дом. Воспитатель: Как он называется? Если дети затрудняются ответить, вспоминаем, что нужно сделать, когда чего-то не знаешь: - спросить у взрослого; - поискать информацию в интернете; - поискать информацию в энциклопедии. Воспитатель: в данном случае приглашаю вас в наш центр науки и естествознания. Возьмите энциклопедию и поищите изображение, похожее на нашего мальчика. Дети листают книгу и находят изображение. Читают: эскимосы. Дети: Это эскимос - группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Нунавута до Аляски и восточного края Чукотки! Воспитатель: Даже не знаю. Правы вы или нет. Если вы правы, то где он должен жить? Дети: В ледяном домике. Воспитатель: Он называется – иглу. Повторите хором – иглу! Воспитатель рассказывает детям об иглу. Воспитатель: ребята, мы узнали об эскимосах? Дети: Да. Воспитатель: Теперь предлагаю выбрать следующего ребенка, которому мы поможем, например башкирке. -Ребята, а вы знаете, как называется дом у Башкиров? Дети: Нет. Воспитатель: Тогда вспоминайте, что мы делаем, когда чего-то не знаем. Дети: Мы спросим у взрослого. Марья Ивановна, как называется дом, в котором живут башкиры? Воспитатель: я с удовольствием вам отвечу. Дом, в котором живут башкиры, называется юрта. Воспитатель рассказывает детям, что такое юрта, как она выглядит (показывает иллюстрации) и где живут Башкиры (коренное население Башкирии (Башкортостана)). Воспитатель: посмотрите на экран, вы можете увидеть, как выглядят башкиры. Во что они одеты? ( В составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других народов имеются рубаха (у женщин – платье) и штаны. На голове носят тюбетейку, остроконечную коническую шапку. В будни поверх рубахи надевали камзол или казакин – кэзэкей. Нередко, выходя из дома, на эту одежду набрасывали чекмень или тканевый халат (елэн, бишмэт), а зимой – шубу или тулуп. -А теперь посмотрим на родителей нашей башкирки. Дети описывают их. Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы думаете, мы гостям нашим помогли? Дети: Не всем. Остался еще один гость, и его дом тоже нужно найти. Дети заглядывают в коробку, предложенную воспитателем и достают оттуда диск. Воспитатель: Интересно, что может быть на этом диске. Как думаете, ребята? Дети: Мультфильм, картинки, песни. Воспитатель: Столько мнений, ну и что же нам делать, чтобы точно узнать, что там? Дети: Включить его на ноутбуке. Воспитатель: Тогда помогайте мне. Посмотрим, что же там. Дети вместе смотрят отрывок из мультфильма: «Зима в Простоквашино». Воспитатель: Что нарисовал Шарик? Дети: Жилище индейцев. Воспитатель: Как оно называется? Давайте проговорим несколько раз – вигвам (воспитатель демонстрирует иллюстрации жилища). -Ребята, посмотрите на экран, кого вы видите? Дети: индейцев. Воспитатель рассказывает, где живут индейцы. Воспитатель: во что они одеты? Дети описывают наряд. Воспитатель рассказывает об одежде индейцев (Мужская одежда включает в себя рубаху, леггины — две отдельные штанины, которые крепились к поясу наподобие чулков. К этому же поясу крепилась и набедренная повязка — длинный узкий кусок ткани, который проходил между ног и, пропущенный под пояс, свободно свисал спереди и сзади. В повседневное время они носили головные уборы из кожи, соломы и коры деревьев, которые напоминали панамы. Мокасины были двух типов: древний вариант, сшитый из одного куска кожи, и более совершенный — с отдельно пришивавшейся подошвой из прочной и толстой кожи. В холодное время экипировка дополнялась накидкой из шкуры бизона или шерстяным одеялом. Женская одежда состояла из длинного платья из кожи или ткани, мокасин и леггин, которые были короче, чем мужские, и крепились над коленом. Платье украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Для его отделки применялись также монеты, напёрстки, бубенцы, раковины каури и денталия, лосиные зубы). |
Рассматривание, рассказывание |
Дети с интересом рассматривают иллюстрации детей разных народов, отвечают на вопросы.
Знакомятся с особенностями одежды, жилища эскимосов.
Дети ищут необходимую информацию в энциклопедии.
Знакомятся с особенностями одежды, жилища башкир.
Просят помощи у воспитателя (как называется дом, в котором живут башкиры).
Рассматривают иллюстрации жилища (юрты).
Слушают воспитателя про этнические особенности башкир.
Достают диск, включают его, смотрят мультфильм.
Дети отвечают на вопросы, беседуют с воспитателем.
Рассматривают иллюстрации жилища - вигвам.
Воспитатель беседует с детьми. Рассказывает об индейцах.
|
Дети могут отличить особенности национального костюма эскимосов. Употребляют в речи называния одежды: калывагын, камлейка, камгык.
Употребляют в речи название жилища эскимосов – иглу.
Употребляют в речи название жилища башкир - юрта.
Дети могут отличить особенности национального костюма башкир. Употребляют в речи называния одежды: тюбетейка, камзол, казакин, чекмень.
Употребляют в речи название жилища индейцев - вигвам.
Дети могут отличить особенности национального костюма индейцев. Употребляют в речи называния одежды: леггины, мокасины, чулки.
|
2.3 |
Этап практического решения проблемы |
- Помочь детям в решении проблемы - Применить ИКТ (интерактивную презентацию) для закрепления у детей приобретенных знаний
|
А сейчас мы с вами поиграем, но сначала немного разомнемся. Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами» - Вот так народы подружились (поздороваться за руки) - Вот так народы соединились (взяться за руки) - Вот так народы объединились (обняли друг другу) С тех пор наши народы живут в мире и согласии. 1 игра: Давайте же играть скорее. Посмотрите на нашу доску. Что вы видите? Да это же наши гости. Необходимо указать где одежда эскимосов, башкир, индейцев. Давайте попробуем? Подходим к доске. Начинаем! Будьте внимательны, не ошибитесь. 2 игра: Ребята, а кто это у нас? Правильно, это родители наших детей. Давайте соединим детей с их родителями? Будьте внимательны. 3 игра: Посмотрите, на экране вы видите много разных строений. Вспомните, какие жилища у наших гостей и правильно соотнесите их. Начинаем. -Вот и молодцы! Со всеми заданиями справились, узнали много нового и интересного. -Ребята, мы с вами узнали в каких странах и домах живут наши гости. А как же мы им поможем добраться домой? Дети: Покажем дорогу, сделаем карту. Воспитатель: Интересная мысль! Я согласна с вами, давайте, сделаем карту, чтобы им легче было найти дорогу домой. Дети на листе формата А3 приклеивают карту, затем изображения домов, человечков и показывают стрелками, кто в каком направлении должен идти. |
Дидактическая игра с использованием ИКТ Практический, творческий |
Дети делают физкультминутку.
Дети выполняют задания. Одевают гостей разных народов в их национальный костюм, воссоединяют их со своими родителями и определяют, где живут представители данных этносов. Изготовление карты-подсказки для гостей разных этносов. |
Могут различить элементы одежды различных этнических групп.
Отличают особенности жилища представителей разных этносов. Употребляют их названия в речи.
|
3. |
Заключительный этап |
- Подвести итоги |
После того, как дети изготовили карту, обращаются к гостям, показывают получившуюся карту, объясняют, где они живут, как называется их дом и как им вернуться домой. Гости благодарят детей за помощь. Воспитатель: Прекрасно, что все так благополучно закончилось. Хорошо, что эти дети нашли свои дома, ведь нет ничего важнее в жизни, чем родной дом. Дома все делать проще, дома человек быстрее выздоравливает, дома все дела делаются быстрее, легче. А кто дома может помочь? Мама, папа, родные. То же мы можем сказать и о своем городе, стране. |
Анализ, подведение итогов |
|
Дети делятся впечатлениями от проделанной работы по изготовлению карты-подсказки для представителей разных этносов). |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.