Класс: 1
Тема: «Знакомство с буквой А, а»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: знакомство с гласным звуком [а], формирование умения выполнять звуковой анализ слов.
Задачи:
Дидактическая: познакомить с буквой и звуком [а] и научить распознавать его в словах.
Развивающая: развивать фонематический слух, речь, дикцию
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению
Планируемые результаты:
Предметные:
- научиться распознавать гласный звук [а] в словах;
- умение находить гласный звук в начале, в середине, в конце слов;
- развивать навык чтения.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение искать необходимую информацию из учебника;
- умение выделять существенный признак изучаемого объекта;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- уметь оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;
- слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.
Личностные:
- принятие и освоение роли обучающегося;
- готовность к обучению, положительное отношение к чтению;
- проявлять интерес к познавательной деятельности.
Методы: наглядный, практический, словесный
Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник «Букварь» 1 класс, 1 часть (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова)
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Игоревна, и сегодня урок чтения у вас проведу я. Давайте с вами повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите. Ответить хочешь - не …, А только руку …. Учитель спросит - надо …, Когда позволит сесть- то …. Ты сиди за партой … И веди себя …. |
Приветствие учителя
Шуми Подними Встать Сядь Спокойно Достойно |
2. Актуализация знаний в пробном учебном действии - Ребята, давайте мы с Вами вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. - На какие звуки разделяются буквы? - На какие группы звуков подразделяются согласные звуки? - Итак, я буду загадывать Вам загадки, а Вы будете определять первый звук в ответах и показывать мне карточки соответствующего цвета: Согласный твердый звук – синяя карточка; Согласный мягкий звук – зелёная карточка Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы Уши больше головы? (заяц) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто же это? (лиса) Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи собирает! (воробей) Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу. (медведь) - Молодцы! Ребята, скажите, а какие согласные звуки, всегда твердые. - Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие. - Верно. |
На гласные и согласные звуки Твердые и мягкие
Заяц, синяя карточка
Лиса, зеленая карточка
Воробей, синяя карточка
Медведь, зеленая карточка
Ж, Ш, Ц
Ч, Щ, Й |
3. Выявление места и причины затруднения Сегодня к нам на урок пришел гость. Давайте отгадаем загадку и узнаем кто он: Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... - Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя? - Почему у доктора такое необычное имя? - А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где? - Отгадайте ягоду. Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны, Так приятен он на вкус! И зовут его – (Арбуз) - Родина этой ягоды – Южная Америка - Айболит, ай, Африка, арбуз, Америка. Что общего у этих слов? - Ребята, как вы думаете, с какой буквой и звуком, мы с вами познакомимся сегодня на уроке? Ребята, а давайте, опираясь на тему нашего урока, попробуем сформулировать цель? Что будем делать на уроке? Мы должны познакомиться с буквой и звуком [a]. Будем учиться находить этот в звук в словах. |
Айболит
- Это доктор, который лечит животных. Сказку о докторе Айболите написал Корней Чуковский. - Животные, приходя к нему, кричали “Ай, болит!” - Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.
Арбуз
Они начинаются со звука [а]
Мы познакомимся с буквой и звуком [a]
|
4. Построение проекта выхода из затруднения Давайте с вами проведем небольшую разминку. Что нужно говорить, когда доктор осматривает горло? - Ребята, как вы думаете, как работают рот, зубы, язык? - Какой это звук? - Назовите имена девочек, которые начинаются со звука [а]. - Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звука [а] - Ребята, давайте мы откроем букварь на странице 30. Поработаем со звуковым анализом слов. - Назовите имя девочки, чтобы подходило к схеме. Я дам Вам подсказку, эта девочка попала в страну чудес. Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову? Ребята, давайте проверим схему. Правильно ли мы её составили? |
А-а-а-а
Рот и зубы открыты, язык лежит спокойно. Гласный, потому что его можно петь и тянуть.
Ответы обучающихся
Произносят слово Ученик выходит к доске и составляет схему
Алиса
Ученик составляет схему у доски
Да |
5. Реализация построенного проекта Физкультминутка Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. - Ребята, давайте прочитаем слово «Алиса», выделяя каждый звук и охарактеризуем их. - Прочитайте слово, выделяя первый звук. Какой это звук? - Прочитайте слово, выделяя второй звук. Какой это звук? - Прочитайте слово, выделяя третий звук. Какой это звук? - Прочитайте слово, выделяя четвертый звук. Какой это звук? - Прочитайте слово, выделяя пятый звук. Какой это звук? - Где мы слышим звук [a] в слове Алиса? - Верно! |
Выполняют физкультминутку
А-а-алиса, гласный звук, так как можно петь и тянуть, красная фишка Ал-л-лиса, согласный звук, так как нельзя петь и тянуть, мягкий, зелёная фишка Али-и-иса, гласный звук, так как можно петь и тянуть, красная фишка Алис-с-са, согласный звук, так как нельзя петь и тянуть, твердый, синяя фишка. Алиса-а-а, гласный звук, так как можно петь и тянуть, красная фишка - В начале и конце слова. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Ребята, вот мы изучили с вами звук [а]. - На доске висят картинки, назовите, что на них нарисовано. - Вам нужно распределить все эти слова по группам: Первая группа: звук [a] стоит в начале слова Вторая группа: звук [a] стоит в середине слова Третья группа: звук [a] стоит в конце слова |
Аист, шар, пчела, автобус, кран, луна, мак
Дети выполняют задание, по одному ученику вызывается к доске. Первая группа: аист, автобус Вторая группа: шар, кран, мак Третья группа: пчела, луна |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Ребята, доктор Айболит предлагает вам самостоятельно, отгадать кроссворд на стр. 31 |
Дети выполняют задание |
8. Включение в систему знаний и повторение Ребята, а теперь давайте возьмем в руки карточки, которые я вам раздала. На них написаны цифры: 1,2,3. Эти цифры обозначают, где стоит звук [a]. Если вы слышите звук [a], в нескольких местах, поднимайте две или три карточки. Я буду говорить вам слова, а вы будете определять, где стоит звук а. Заяц, арбуз, ананас, лиса, оса, малина, апельсин, рыба, мышка. |
Дети внимательно слушают учителя и выполняют задание |
9. Рефлексия (итог урока) Ребята, доктор Айболит прощается с нами и говорит, что мы большие молодцы! Давайте еще раз расскажем доктору Айболиту, что мы узнали на уроке. С какой буквой и звуком мы познакомились сегодня на уроке? Давайте охарактеризуем наш звук Где может стоять звук [a]? - Молодцы! Спасибо за урок! До свидания! |
Познакомились с буквой и звуком [a] Гласный звук, его можно петь и тянуть В начале, в середине, в конце слова. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.