ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся 5-11 классов с различными чрезвычайными ситуациями природного характера, как наводнение, землетрясение, пожары, оползни и т.д. Познакомить с правилами поведения в таких ситуациях.
ОБОРУДОВАНИЕ: разработка урока; таблицы с правилами поведения в различных ситуациях.
Место првед: кабинет НВП
ВВЕДЕНИЕ.
Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.
Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).
УРОК ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ.doc
УРОК ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ.
Когалинская средняя школа
Военрук школы Казангапов ЕС
С. Когалы ТЕМА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.
ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся 511 классов с различными чрезвычайными ситуациями природного
характера, как наводнение, землетрясение, пожары, оползни и т.д. Познакомить с правилами
поведения в таких ситуациях.
ОБОРУДОВАНИЕ: разработка урока; таблицы с правилами поведения в различных ситуациях.
Место првед: кабинет НВП
Время : 45мин
ВВЕДЕНИЕ.
Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной,
производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.
Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих
элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими
свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как
на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с
одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).
Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в
чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и
производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных
воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы,
разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности.
Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также
подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или
окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности.
ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.
По характеру источника чрезвычайные ситуации делятся на техногенные и природные.
Сегодня мы рассмотрим чрезвычайные ситуации природного характера.
1. Землетрясения.
Землетрясения – сейсмические явления, возникающие в результате внезапных смещений и
разрывов в земной коре или верхней части мантии, передающиеся на большие расстояния в виде
резких колебаний, приводящих к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим
жертвам. Разрушительными являются землетрясения интенсивностью более 7 баллов по 12ти
бальной шкале Рихтера, опасными – свыше 5 баллов. Землетрясение – самое страшное стихийное
бедствие. Ежегодно на Земле происходит до 1500 землетрясений, до 300 из них носит разрушительный характер. В последние десятилетия наиболее разрушительные землетрясения
происходили в 1988 г. в Армении, погибло 25 тысяч человек; в 1995 г. в Японии, погибло 6336
человек; в 1995 г. был полностью разрушен город Нефтегорск, из 3000 человек погибло 2000.
При землетрясениях запрещается: пользоваться лифтом, зажигать спички.
Почувствовав толчки, необходимо:
Быстро покинуть здание.
Держаться дальше от стен, заборов, столбов, не входить в здания: толчки могут повториться.
На втором и последующих этажах встать в проем входной или балконной двери, отойти от окон и
занять место в углу, образованном капитальными стенами.
2. Наводнения.
Наводнение – временное затопление суши в результате подъема воды выше обычного (ординара).
Причины:
обильные осадки, дожди;
интенсивное таяние снега;
образование заторов (льдины весной), зажоров (мелкий снег, лед осенью);
разрушение гидротехнических сооружений;
подземные землетрясения (вызывают гигантские волны – цунами)
сильный нагонный ветер на морских побережьях и устьях рек, впадающих в море.
При угрозе наводнения необходимо:
Постоянно слушать информацию об обстановке и порядке действий.
Продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь перенести на верхние этажи.
3. Из опасных районов эвакуировать население.
4. Скот перегнать на возвышенные места.
В процессе наводнения:
1.Спасти людей, где бы они ни оказались.
2. В первую очередь из зоны затопления вывезти детей.
3. Оказать срочную помощь людям, оказавшимся в воде.
3. Оползни, сели.
Оползень– это скользящее смещение масс горных пород по склону под влиянием силы тяжести.
Происходят они на всех склонах, начиная с крутизны 19 , а на глинистых грунтах с 5 – 7 . Меры безопасности:
Наблюдать за обстановкой, поведением животных, дождями.
При первых признаках оползня быстро эвакуировать людей, животных, материальные ценности.
В процессе оползня в здания не входить, к строениям не приближаться, быть в стороне от района
смещения грунта.
Сель– бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных
пород, внезапно возникающий в бассейнах горных рек.
Меры безопасности:
Получив информацию, немедленно эвакуироваться за границы зоны распространения селя.
Уходить на возвышенные места. Оказавшемуся в селевом потоке помочь всеми имеющимися
средствами, выводя его по направлению движения массы с постепенным приближением к краю.
4. Ураганы, циклоны, тайфуны, штормы, смерчи, бури.
Эта ЧС вызвана движением воздушных масс с большой скоростью. Скорость ветра при урагане 30
– 40 м/с, при шторме 20 – 30 м/с, при буре 15 – 30 м/с, при тайфуне более 50 м/с. Циклоны и
тайфуны сопровождаются ливневыми дождями. Смерч – вихревое движение воздуха с огромной
скоростью, иногда превышающую скорость звука, имеющее вид темного столба диаметром от
нескольких десятков до сотен метров. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие
строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы и вырывает с корнями деревья, топит
суда, повреждает транспортные средства.
Получив штормовое предупреждение, необходимо:
закрыть окна, двери, чердачные помещения;
с балконов и лоджий убрать все, что может быть сброшено ураганом;
выключить газ, потушить огонь в печах, подготовить фонари, свечи, лампы;
дома занять внутреннюю комнату, подальше от окон;
запастись водой, продуктами, держать радиоточку, телевизор, приемник включенными;
на открытой местности укрыться в канаве, яме, овраге;
укрыться в защитном сооружении;
подготовить медикаменты и перевязочные материалы.
5. Снежные заносы, метели, ураганы.
Сильные снегопады характерны для большей части Украины. Длятся они иногда несколько суток.
Прогнозируются снежные заносы, как правило, вполне надежно и своевременно.
Получив предупреждение о буре и снежных заносах, необходимо: Создать запасы воды, продуктов, топлива.
Репродуктор радиотрансляции, приемник, телевизор держать постоянно включенными.
Приготовить аварийное освещение, электрические фонари, свечи, керосиновые лампы.
Позаботиться о запасах кормов и воды для животных.
Утеплить помещения.
После бурана:
Принять участие в расчистке дорог и улиц от заносов.
В местах возможного схода лавин внимательно следить за предупредительными знаками.
Если буран застал вас в дороге, подать сигнал помощи, повесив на шест (антенну) яркую ткань.
Периодически прогревать машину.
6. Пожары.
Пожар– неконтролируемы процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение
материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%).
Причины пожаров:
Неосторожное обращение с огнем;
Молнии;
Поджоги.
Характеристикой разрушительного действия пожаров является температура горения и скорость
движения пожаров. По характеру лесные пожары бывают низовыми, подземными и верховыми. При
низовых пожарах огонь движется со скоростью 0,1–1 км/ч. только по надпочвенному слою,
верховые – 310 км/ч, охватывающие кроны деревьев, и почвенные пожары возникают в толще
горючего материала (торф, сланец, бурый уголь). Степной пожар возникает в сухое время года при
созревании трав и хлебов. Скорость такого пожара 2030 км/ч.
Необходимые меры при пожаре:
Захлестывание кромки пожара – самый простой и достаточно эффективные способ тушения.
Забрасывание огня рыхлым грунтом.
Выводить и вывозить людей в направлении, перпендикулярном распространению огня.
Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде.
Рот и нос прикрывать ватномарлевой повязкой, платком. Полотенцем.
7. Инфекционные заболевания. Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызванные болезнетворными микроорганизмами
и передающиеся от зараженного человека или животного к здоровому. Ежегодно на Земле
переносят инфекционные заболевания свыше 1 млрд. человек.
Эпидемия – это массовое распространение инфекционного заболевания людей в какойлибо
местности или стране, значительно превышающее общий уровень заболеваемости.
Самые опасные заболевания ХХ века – СПИД, гепатит Б, В.
Профилактические меры:
Обязательно использовать индивидуальную аптечку .
Повысить устойчивость организма к возбудителям инфекций с помощью предохранительных
прививок.
Носить ватномарлевые повязки. Ограничить скопления людей и их контакты.
При появлении больных необходимо:
Немедленно сообщить об этом в медицинское учреждение. Больного изолировать.
Провести дезинфекцию помещений.
Ужесточить правила личной гигиены, активно выявлять и госпитализировать больных.
В случае возникновения очага инфекционного заболевания, ввести карантин и обсервацию.
ТЕМА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.
ТЕМА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.
ТЕМА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.
ТЕМА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.
ТЕМА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.
ТЕМА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.