Урок разработан для учащихся 6 классов по истории по теме: "Князь Владимир и крещение Руси". Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин, содержания и итогов крещения Руси.
Основные понятия и термины: язычество, мировая религия.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
1 Язычество урок.docx
Тема: Князь Владимир и крещение Руси
выбора
православия.
значение
историческим источником.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин, содержания и итогов крещения Руси.
Задачи:
Образовательные: причины принятия монотеистической религии; на основе воссоздания
учащимися образов древнерусского государства помочь им осознать выбор византийского
православия;
Развивающие: развитие у учащихся умений выделять главное, проводить причинноследственные
связи давать оценку историческим явлениям;
формирование умений работать с текстом учебника,
Воспитательные: развивать интерес к истории своего государства; воспитывать уважение к
религиозным верованиям людей разных национальностей.
Основные понятия и термины: язычество, мировая религия.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Планируемые результаты:
Предметные: умение формулировать основные понятия темы. Знание основных дат темы. Умение
объяснять причины выбора князем Владимиром православного христианства в качестве
государственной религии. Умение рассказывать о событиях, связанных с Крещением Руси, и
оценивать значение принятия новой веры.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, анализировать текст,
проводить сравнение, устанавливать причинноследственные связи, аргументировать свою точку
зрения, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД: владение основами целеполагания, самоконтроля и самооценки, умение
представлять результаты своей работы.
Коммуникативные УУД: владение монологической контекстной речью, умение слушать и
отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог, высказывать своё мнение.
Личностные УУД: уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемым ими
мнениям. Познавательный интерес к истории России. Понимание значения христианизации Руси,
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Понимание роли личности в
истории. Принятие общечеловеческих ценностей, постулируемых христианской религией.
Ход урока
Организационный этап: приветствие учащихся
Мотивационный этап: «Перепутанные логические цепочки» (начинается, С, успех! Удачи, малой).
«С малой удачи начинается успех!» Как вы понимаете эти слова?
Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть
успешным!
Актуализация знаний
Отрывок из анимированной песни «Крещение Руси» Веры Пеньковой
О чём говорится в песне? – о крещении Руси
Кто крестил Русь? – Владимир.
Что мы сегодня будем изучать на уроке?
Формулируем тему урока: Князь Владимир и крещение Руси (презентация)
Что нам необходимо изучить, чтобы раскрыть тему урока: Князь Владимир и крещение Руси?
Постановка цели урока: понять причины крещения Руси, как происходило крещение и итоги.
Проблемное объяснение нового знания:
Давайте вспомним, какая религия была у восточных славян?
Давайте вспомним определение язычества.
Каких языческих богам поклонялись славян?
Кому ещё поклонялись славяне? Какие мировые религии вы знаете?
Какие государства были соседями Руси?
Какие там утвердились религии?
То есть государства, граничащие с Русью, уже приняли мировые религии.
Перед русским государствам встал вопрос выбора веры.
Работа по рядам парами
1 ряд работа с учебником п.2 стр. 5354
Выписываем причины принятия мировой религии
2 ряд – Почему Владимир отвергает ислам (мусульманство), иудаизм, христианство по западному
образцу?
Источник:
В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а
закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же
вера ваша?». Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: не есть свинины, не пить
вина. После смерти даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен. Но вот что было
Владимиру нелюбо: воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: «Руси есть
веселие пить: не можем без того быть».
Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой», и обратились к
Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на
веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и
месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь
ваша?». И ответили они: «Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», — как
сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши
не приняли этого». Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что
приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы
распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля». И спросил Владимир: «Что
у вас за закон?». Они же ответили: «не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Он же
спросил: «А где земля ваша?». Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она
там?». И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи
наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами
отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по
чужим землям. Или и нам того же хотите?».
Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытии всего
мира. «Если хочешь стать с праведниками, то крестись». Владимиру же запала в сердце мысль
эта… И сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах.
3 ряд Выписываем причины принятия православия п.2 стр. 5455 работа с учебником
Причины:
Внутренние:
Объединение Руси и укрепление власти Киевского князя
Внешние:
Повышение международного авторитета Руси. (1 ряд)
Почему Владимир выбрал православие?
На основании летописи (2 ряд) (Ислам: Владимиру нелюбо: воздержание от свиного мяса, а о
питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть»; католичество: «отцы
наши не приняли этого»; иудаизм: «отвергнуты Богом и рассеяны»; православие: «Если хочешь
стать с праведниками, то крестись». Владимиру же запала в сердце мысль эта…"
Как автор учебника объясняет выбор православия князем Владимиром (3 ряд)
1 С Византией сложились тесные отношения. 2. Византия была высокоразвитой державой.
Т.е. мы видим, что автор учебника Пчёлов и летописец Нестор по разному оценивают причины
выбора религии в пользу православия. Как вы думаете, почему?
При принятии мировой религии Русь должна была попасть в зависимость. Но этого не произошло,
почему? Работа с историческим источником на стр.58.
Работа с историческим источником. (Обстоятельства крещения киевлян).
ФРАГМЕНТ 2. (Обстоятельства крещения киевлян).
Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал
привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей
колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево чтонибудь чувствует, но для
поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей.
Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда
влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого
крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если
пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они
исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его
ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то
богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди,
ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На
следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось
там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые
держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была
видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ.
Учащиеся изучают документ и обсуждают его содержание, отвечая на вопросы:
Где и как крестили киевлян?
Как поступил князь Владимир с языческими идолами?
Охотно ли расставались киевляне со старой верой?
Как вы думаете, все ли охотно принимали новую веру?
Процесс христианизации протекал до 12 в.
Итоги крещения Руси: (учащиеся сами формируют итоги при помощи учителя)
Закрепление:
Физкультминуткаигра:
Кто согласен – встали. Кто не согласен сели.
Вопросы:
1. Перун – это бог грома и молнии? (да)
2. Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)
3. Крещение князя состоялось в 988 г? (да)
4. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
5. Крещение Руси способствовало объединению государства? (да)
Задание: Прочитайте текст и исправьте ошибки
Время выполнения 3 минуты
Большая часть населения современной России исповедует православие, принятие, которого
летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на
византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их
сестру принцессу Ольгу замуж за себя. По возвращению из похода в Киев князь заставил креститься
всех жителей столицы, которые по свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески
сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.
Проверьте друг у друга, выставляем оценку товарищу.
За 0 ошибок оценка «5»
За 1 ошибку оценка «4»
За 2 ошибки оценка «3»
Фамилия Имя отвечающего:
Фамилия Имя проверяющего:
Ошибка в тексте
Правильный ответ
Заключение проверяющего
Оценка:
Подведение итогов урока:
Обращение внимания на вопросы, поставленные в начале урока. На все ли вопросы ответили?
Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с
источниками, текстом учебника, работали в парах).
Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь?
Дифференцированное домашнее задание: § 7
Вариант1
Мы с вами на уроке разобрали главное деяние Владимира крещение Руси. Но личность
Владимира неоднозначная: он в своей жизни совершил множество плохих поступков, но и показал
себя как выдающийся государственный деятель. РПЦ Владимир причислен к лику Святых, а в
народе о нём сохранилась добрая слава, а в историю он вошёл как Владимир Красное Солнышко.
Почему?
Отрицательные поступки
Положительные деяния
Вариант 2
Приготовить рассказ «Владимир креститель».
Рефлексия
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4. За урок я
5. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
6.Домашнее задание мне кажется
Тема: Князь Владимир и крещение Руси
Тема: Князь Владимир и крещение Руси
Тема: Князь Владимир и крещение Руси
Тема: Князь Владимир и крещение Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.