Тема: Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное становится явным»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).Тема: Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное становится явным»)
Тема: Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное становится явным»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2
1. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть.
2. Упражнение на развитие читательских умений (вычитывание
фактуальной и подтекстовой информации из предложения, составление
рассказа по предложению).
Ученикам предлагается предложение, записанное на доске:
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
1.
Вычитываем с детьми фактуальную информацию: в предложении
говорится о какомто человеке, который собирается пойти в Кремль
(можно предположить, что либо на экскурсию, либо по какимто делам);
этот человек – мужчина или мальчик (глаголы «взглянул» и «понял» – муж.
© ООО «Баласс», 2013
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
1рода); он понял, что в Кремль не пойдёт, после того как увидел другого
человека.
2. Вычитываем с детьми подтекстовую информацию: с человеком, которого
увидел наш герой, чтото случилось или произошло (причём это было видно
сразу, с первого взгляда), и это чтото стало причиной, изза которой герой
не пойдёт в Кремль.
3. Составляем рассказ по предложению. Возможный вариант:
Один человек собирался отправиться в Кремль. Скорее всего, он хотел
совершить экскурсию, но возможно, у него были и другие причины туда
направиться. Однако пойти в Кремль ему не удалось: появился другой
человек, и чтото было в нём такое, что с первого взгляда наш герой
расстался с мыслью пойти в Кремль.
2 4 2 3 2 1 4
Работа с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».
1. Работа с текстом до чтения.
– Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова М. Сервантеса. Прочитайте их.
«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
– Как вы это понимаете? (О правде всегда узнают.)
– Прочитайте заглавие рассказа В. Драгунского (с. 125). Как понимаете слово
явным? Подберите синонимы. (Известным, всем доступным.)
– Какой пословицей можно озаглавить текст? (Шила в мешке не утаишь.)
– Как вы понимаете заглавие? Прочитайте 1й абзац, сравните ваш ответ с
авторским. Прочитайте тему урока. Что можете предположить?
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 125. Что необычного увидели? Что можете
предположить, если узнаете, что предложение, по которому мы составляли
рассказ, взято из текста рассказа «Тайное становится явным»?
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
II. Развитие
умений.
© ООО «Баласс», 2013
22. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение рассказа (про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?
– Почему было смешно?
– Прочитайте план в тетради (с. 50, задание 1).
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Ты должен съесть всё до конца!»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
«А я остался с кашей наедине».
– Какой это план? (Цитатный.) Последовательно ли он составлен?
Определите последовательность. (Вписываем в кружки соответствующие
цифры: 1, 4, 2, 5, 3.)
3. Повторное чтение рассказа вслух по частям, соответствующим плану.
Беседа после чтения каждой части.
После 1й части:
– Что узнаем о Дениске? (Задумывался над непонятным, имел хорошие
привычки.)
– Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?
После 2й части:
– «Вылитый Кощей» – в каких произведениях Драгунского мы встречали эти
слова?
– Зачем мама заставляла сына есть кашу? (Заботилась о сыне.)
После 3й части:
– Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды,
досады, безысходности и т.д.)
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
© ООО «Баласс», 2013
3– Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу?
Почему автор использует это выражение?
– Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? Как надо
прочитать её слова?
После 4й части:
– Подберите синонимы к слову клеветать.
– Какого человека называют интеллигентным? (Культурного, образованного,
воспитанного.)
– Постарайтесь при чтении передать недоумение мамы, интонацию
милиционера.
– Автор пишет: «...язвительно рассмеялся милиционер». Как это – язвительно?
(Злобно, насмешливо.)
– Как изменилось настроение у Дениски?
– Мы смеёмся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась на его
шляпе, брюках. А что он при этом чувствует?
– Хорошо ли Дениска знал свою маму? Какие слова это доказывают?
– Почему мама сначала говорит строго, громко, а потом тихо? Как меняется её
настроение? (Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает
стыд и неловкость за сына.)
После 5й части:
– Почему мама «смотрела долгодолго» на сына? (Хотела понять, что чувствует
Дениска.)
4. Обобщающая беседа.
а) – Какой же Дениска? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам
мамы, честный, умеет признать свою вину.)
б) – Как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?
© ООО «Баласс», 2013
4в) – Какая проблема волнует автора? (Взаимопонимание детей и родителей,
воспитание детей.) Почему мама не наказала Дениску?
г) – Была ли у вас похожая ситуация, из которой вы извлекли урок?
Расскажите о ней.
д) – К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу?
Игра не доводит до добра.
Кашу свари, да ещё и в рот положи.
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Ι
V. Домашнее
задание.
1. Подготовить выразительное чтение рассказа.
2. Разделить текст на три части, озаглавить их своими словами (задание 2 в
тетради, с. 50).
3. Выполнить задание 3 в тетради, с. 50.
© ООО «Баласс», 2013
5