Тема любви в творчестве АИ Куприна.
Оценка 4.6

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
классное руководство
8 кл
26.03.2018
Тема любви в творчестве АИ Куприна.
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).
Тема любви в творчестве АИ Куприна.doc
Тема любви в творчестве АИ Куприна. Цель урока. На примере повестей “Молох”, “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Поединок” раскрыть острые социально ­ нравственные проблемы затронутые в этих произведениях. Учитель. А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста   и   правдоискателя,   с   не   меньшим   основанием   можно назвать   и   певцом   возвышенной   любви,   подарившим   читателям   три повести   ­   “Гранатовый   браслет”,   “Олеся”   и   “Суламифь”,­ объединенных этой прекрасной темой. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь   для   этого   в   глубину   веков   (“Суламифь”),   забираясь   в лесную глушь Волынской губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку влюбленного   отшельника,   последнего   романтика   в   жестоком   и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”). Приступая   к   анализу   повести   “Гранатовый   браслет”   (1911), необходимо   кратко   остановиться   на   сюжете   произведения,   что поможет уяснить основные проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства   трагической   любви   “маленького   человека”, почувствовать время, в рамках которого происходят события повести. Ученик.   Мелкий   чиновник,   одинокий   и   робкий   мечтатель, влюбляется   в   молодую   светскую   даму,   представительницу   так называемого   “высшего   сословия”.   Восемь   лет   продолжается безответная   и   безнадежная   любовь.   Письма   влюбленного   служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат­Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок ­ гранатовый браслет ­ вызывает бурю   негодования   брата   княгини,   товарища   прокурора   Булат­ Тугановского.   уничтожить   “плебея”, осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие   княгине   люди   считают   бедного   телеграфиста ненормальным,   маньяком.   И   только   старый   генерал   Аносов,   с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных   Он   готов   растоптать, мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: “А ­ почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно   такая   любовь,   о   которой   грезят   женщины   и   на   которую больше   не   способны   мужчины”.   Любовь   “маленького   человека” заканчивается   трагически.   Не   выдержав   столкновения   с   миром жестокости   и   равнодушия,   с   озлобленностью   очерствевших   душ, герой повести погибает. Учитель. Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой   половины   XIX   в.   Николая   Ленау,   который   имеет   связь   с содержанием повести “Гранатовый браслет”: Молчать и гибнуть... Но милей, Чем жизнь, волшебные оковы! Свой лучший сон в очах у ней Искать не проронив ни слова! ­ Как свет застенчивой лампад Трепещет пред лицом Мадонны И, умирая, ловит взгляд, Небесный взгляд ее бездонный!.. “Молчать и гибнуть” ­ вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все­таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему   силы   переносить   страдание   любви.   Любви   страстной, испепиляющей которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее  смерти. Он благодарен той,   которая   вызвала   в   его   сердце   это   прекрасное   чувство, возвысившее   его,   маленького   человека,   над   огромным   суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни,   он   благословляет   свою   возлюбленную:   “Да   святится   имя твое”. Ученик.   Могла   ли   быть   такая   любовь   в   действительности? “Гранатовый браслет” ­ чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее? Учитель. Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и   образы   для   своих   произведений.   В   основу   повести   положены факты   из   семейной   хроники   князей   Туган­Барановских.   В   октябре 1910 г. Куприн сообщал об этом своему другу, критику  и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: “Это ­ помнишь? ­ печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Желтикова, который был так   безнадежно,   трогательно   и   самоотверженно   влюблен   в   жену Любимого (Д. Н. Теперь губернатор с Вильне)”. Ученик.   Так   что   же   все   таки   любовь   ?   В   повести   Куприна старик­генерал   Аносов   ратует   за   сильную   любовь,   которая “заключает весь смысл жизни  ­  всю вселенную!” Любовь и вселенная ­ это же абстракция! Учитель. Не совсем так. Любовь не может быть изолированной. Она проявляется во всем спектре человеческой жизнедеятельности. Истинная   любовь,   по   мысли   Куприна,   является   основой   всего земного. И не только земного. Возможно поэтому влюбленные часто обращают свои взоры к звездному небу. Великий итальянский поэт Данте   Алигьери   не   случайно   стихом   каждой   из   трех   частей “Божественной комедии” сделал слова: “Любовь, движущая солнцем и прочими   звездами”.   А   теперь   давайте   вместе   попробуем   еще   раз найти   в   тексте   повести   слова,   выражающие   взгляды   Куприна   на любовь. Попытаемся сформулировать их. Ученик.   Писатель   рассматривает   любовь   как   глубокое нравственно­психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит,   что   это   чувство   не   должно   быть   не   легкомысленным,   ни примитивным,   ни,   тем   более,   основываться   на   выходе   и   корысти: “Любовь   должна   быть   трагедией.   Величайшей   тайной   в   мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Второй ученик. Любовь, по Куприну, должна основываться  на высоких,   возвышенных   чувствах,   на   взаимном   уважении,   симпатии, доверии,   верности,   искренности,   честности   и   правдивости.   Она должна   стремиться     к   идеалу.   “Вы   видели   когда­нибудь   такую любовь,   дедушка!”   ­   тихо   спросила   Вера.   Ответ   старика   был отрицательным. Таким образом, мы говорим о любви, которую надо нести в себе всю жизнь,   следовать   ей,   не   предаваясь   мимолетным   страстям   и увлечениям, о которых, кстати, и вспоминал генерал. Учитель. А. М. Горький, который раннее критиковал Куприна за отход от реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В одном из писем он писал: ”А какая превосходная вещь   “Гранатовый   браслет”   Куприна...   Чудесно!   И   я   ­   рад,   я   ­   с праздником! Начинается хорошая литература!”. Чем объясняется, по­вашему, такая оценка? Второй   ученик.   Куприн   вскрыл   духовную   ограниченность представителей   “высшего   сословия”,   проявляющуюся   перед   лицом чистой, бескорыстной любви. Третий   ученик.   Автор   показал,   как   буржуазный   Молох врывается   в   “святая   святых”   человеческих   чувств,   разрушая   и извращая их красоту и естественность. Учитель. Итак, повесть “Гранатовый браслет” ­ подтверждение того,   как   Куприн   ищет   в   реальной   жизни   людей,   “одержимых” высоким   чувством   любви,   способных   подняться   над   окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее   ненависти,.   Вражде,   недоверию,   антипатии,   равнодушию.     В письме к Ф. Д. Батюшкову (1906) он утверждает: “Любовь ­ это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости,   не   в   уме,   не   в   таланте..,   не   в   творчестве   выражается индивидуальность. Но в любви”. Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести   ­ “Олеся” (1898). Давайте вспомним сюжет этого произведения. Ученик. Написана повесть сразу после знаменитого “Молоха”, в котором   Куприн   показал   жестокий   мир   капитала   со   всеми   его ужасами и пороками. События, изображенные в ней, происходят в Волынской   губернии,   на   окраине   Полесья,   куда,   казалось   бы,   не должны   были  проникнуть  злоба   и  обман,  от  которых  бежит   герой повести ­ Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с “дочерью природы” ­ полесской   девушкой   Олесей.   Красота   “больших,   блестящих   темных глаз,   которым   тонкие,   надломленные   посредине   брови   придавали неуловимый   оттенок   лукавства,   властности   и   наивности”, “первобытное и яркое воображение”, “гибкий, подвижный ум” Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича. Учитель.   Все   ли   так   безоблачно   в   повести?   Невежество, стяжательство,   ложь   успели   свить   гнездо   и   в   этой   полесской деревушке.   Свободная,   смелая   Олеся   не   по   нраву   суеверным поселянам,   считающим   ее   колдуньей.   Они   ненавидят   ее   и преследуют.   Противостояние   очевидно.   В   полярных   отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся, кроме всего, Олеся и Иван Тимофеевич. Давайте вспомним как характеризует его писатель. Ученик.   Его   характеристику   Куприн   дает   устами   героини повести.   Во   время   гадания   Олеся   говорит   Ивану   Тимофеевичу: “Человек   вы   хотя   и   добрый,   но  только   слабый...  Доброта   ваша   не хорошая, не сердечная. Слову вы  своему не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите но подчиняетесь”. Учитель.   Выросший   в   царстве   жестокого   Молоха,   Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Так он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир “дочери природы” и его собственной.   Он   понимает   невозможность   совместного   счастья. Понимает   это,   а   вернее,   догадывается   и   Олеся   “Наивная, очаровательная сказка” любви заканчивается разлука. И виной тому, как   уже   говорилось   невежественные   поселяне,   но   и   Иван Тимофеевич. Какая же основная мысль повести? Что хотел сказать Куприн, что предложить, от чего предостеречь? Ученик.  Только  вдали   от  цивилизации,   от  капиталистического города   можно   найти   человека,   способного   любить   бескорыстно, преданно.   Только   в   единении   с   природой,   в   сохранении естественности   человек   способен   достигнуть   духовной   чистоты   и благородства. Учитель.   Завершается   повесть   удивительно   характерной художественной   деталью.   Давайте   вспомним,   какой   именно,   и попытаемся объяснить, для чего она понадобилась автору. Ученик.   Иван   Тимофеевич   после   поспешного   исчезновения Олеси и ее бабки  находит в опустевшей хате оставленную  ему на память нитку красных бус. Этот простой бесхитростный подарок не столько   память   о   “нежной,   великодушной   любви”   Олеси,   сколько символ   ее   чистого   естественного   чувства,   символ   ее   негаснущей любви. Каждая бусинка, как огонек этой любви. Есть что­то общее между Олесиными “кораллами” и гранатовым браслетом, подаренным телеграфистом Желтковым княгине Вере. Учитель. что ж, можно принять такое толкование. Естественное чувство любви воспето Куприным еще в одной повести “Суламифь” (1908), созданной по мотивам библейской книги “Песнь песен”. Кто напомнит сюжет повести? Ученик. В  ней  рассказывается   о  взаимной любви  Суламифь  ­ воплощение чистой и жертвенной любви ­ противопоставлена злой и завистливой   царице   Асис,   отвергнутой   Соломоном.   Царь­мудрец покорен   чистотой   любви   безродной   девушки.   Горячие   и   нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Учитель.   Но   даже   смерть   не   может   победить   ее   любовь. Пораженная   мечом   Элиава,   которого   подослала   коварная   Асис, Суламифь   говорит   своему   возлюбленному:   “Благодарю   тебя,   мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой   ты   позволил   мне   прильнуть   устами,   как   к   сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Ученик.   Эти   слова   напоминают   сказанное   чиновником Желтковым в “Гранатовом браслете”: “Да святится имя твое”. Учитель. Да связь между повестями ”Гранатовый браслет”,  “Олеся” и “Суламифь” очевидна. Все вместе они ­ гимн женской  красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн  возвышенному первозданному чувству. Все три повести имеют  глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают проблемы,  которые будут вечно волновать человечество

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.

Тема любви в творчестве АИ Куприна.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018