Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
информатика
Взрослым
04.04.2017
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика».
Общеобразовательный курс информатики – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития.
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Изучение информатики в условиях ФГОС.doc
Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Тема по самообразованию:
«Преподавание информатики в условиях ФГОС»
В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования
(ФГОС ООО) курс информатика входит в предметную область
«Математика и информатика».
Общеобразовательный курс информатики – один из
основных предметов, способный дать обучающимся методологию
приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное
развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на
основе методов информатики, становление умений и навыков информационно
учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и
саморазвития.
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики
закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Информатика имеет очень
большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на
уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения,
развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования
информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации.
1
Переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса
информатики. Начиная работу по разработке рабочей программы курса
информатики основной школы изучила документы по ФГОС ООО и Примерную
программу по информатике. Для МОБУ Новобурейской СОШ № 3 разработана
рабочая программа курса информатики, которая содержит:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели
основного общего образования с учётом специфики учебного курса;
2) общую характеристику учебного курса;
3) описание места учебного курса в учебном плане ОУ;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса;
5) содержание учебного курса;
Смирнова Елена Александровна учитель информатики I категории МОБУ
Новобурейской СОШ № 3
2017 – 2018 учебный год Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности;
7) описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного курса.
Предлагаю ссылку на мой персональный сайт, где можно ознакомиться с
рабочей программой и календарнотематическим планированием. Мой Сайт учителя информатики
Системный характер содержания курса информатики определяется
названными тремя сквозными направлениями (представленными в несколько
обобщенном виде):
— информация и информационные процессы;
— моделирование, информационные модели;
— области применения методов и средств информатики.
В рамках этих направлений можно выделить следующие основные
содержательные линии курса информатики:
а) в направлении «Информация, информационные процессы»:
2
информационные процессы;
информационные ресурсы;
б) в направлении «Моделирование, информационные модели»:
моделирование и формализация;
представление информации;
алгоритмизация и программирование;
в) в направлении «Области применения методов и средств информатики»:
информационные и коммуникационные технологии;
информационные основы управления;
информационная цивилизация.
Установленные ФГОС ООО новые требования к результатам обучающихся
вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов
метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
В информатике формируются многие виды деятельности, которые носят
метапредметный характер, способность к ним образует ИКТкомпетентность.
Смирнова Елена Александровна учитель информатики I категории МОБУ
Новобурейской СОШ № 3
2017 – 2018 учебный год Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Это моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и
передача информации; информационный аспект управления процессами и пр.
Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что
она активно использует элементы других дисциплин: математики, философии,
логики, стилистики, психологии и инженерии. Информатика оперирует с
фундаментальными понятиями, которые внешне поразному проявляются в
различных областях знания.
Отличительной особенностью ФГОС ООО является установленные новые
требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и
предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения
содержания общеобразовательного курса информатики.
Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса
информатики, прежде всего, личностных универсальных учебных действий.
Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие
регулятивных и знаковосимволических универсальных учебных действий через
освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и
информационной (знаковосимволической) модели.
Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают
внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов
через инструмент их познания — моделирование к алгоритмам и информационным
технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное
логическое действие — общий прием решения задачи.
В рамках реализации ФГОС учитель информатики должен стать конструктом
новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование
обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов
в освоении знаний.
Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и
каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть
уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на
формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.
Ни один навык не формируется без устойчивого интереса.
Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации
учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно –
значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.
3
Смирнова Елена Александровна учитель информатики I категории МОБУ
Новобурейской СОШ № 3
2017 – 2018 учебный год Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится
обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное
представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы
получаемая информация становилась для них личностнозначимой.
Как спроектировать урок информатики с метапредметным
подходом?
По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не
составлять план урока, а сценировать его.
Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие
должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция — введение обучаемых в учебную деятельность.,
Введение в учебную деятельность предполагает:
а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» — побудитель к
действию, «мотивация» — процесс побуждения, стимулирования мотивов);
б) осознание и принятие учащимися учебной цели.
Таким образом, вначале учебного занятия надо сделать две важные вещи:
заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
4
Вторая функция, которую учитель должен предусмотреть, создавая проект
учебного занятия — создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в
котором будут достигаться учебные цели.
Для создания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые
нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.
Особенность учебных задач состоит в том, что они нацелены на усвоение
способа действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их
мышления, формируются познавательные процессы. Важно помнить, что решение
учебной задачи — это не продукт, а средство достижения целей учебной
деятельности. Именно в процессе решения задач происходит реализация
фундаментальности и метапредметности. При этом речь идет об освоении полного
цикла решения задачи, а именно:
постановка задачи;
построение, анализ и оценка модели;
разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
анализ и использование результатов.
Смирнова Елена Александровна учитель информатики I категории МОБУ
Новобурейской СОШ № 3
2017 – 2018 учебный год Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Именно умения самостоятельно поставить задачу, найти метод ее решения,
построить алгоритм, т. е. описать последовательность шагов, приводящих к
необходимому результату (или применять уже готовые программные продукты),
правильно оценить и использовать полученный результат, делают человека по
настоящему готовым к жизни в современном, быстро меняющемся мире. В процессе
решения задач формируется язык, общий для многих научных областей.
Третья функция, которую должен спроектировать учитель — обеспечение
учебной рефлексии.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
«Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий
ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
«Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся
«места» затруднения, ошибки);
«Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический
вопрос);
«Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на
построение учеником нормы действия).
Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения,
то учитель либо еще раз должен повторить демонстрацию, но с новыми акцентами
на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо прочитать лекцию
(цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи
такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной
ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у обучаемых к учебе». Лекция
читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее «поместить в своей
голове» (потому часто теряют интерес), а «под потребность» — намаявшись с
затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать
педагога. Место теоретической лекции оправдано.
Четвертая функция — функция обеспечения контроля за
деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен
контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения
являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого
обучаемого контроль за правильностью выполнения задания,
означает
направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность
только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
5
Смирнова Елена Александровна учитель информатики I категории МОБУ
Новобурейской СОШ № 3
2017 – 2018 учебный год Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по
информатике, я должна стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать
учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и
осуществлять контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.
6
Смирнова Елена Александровна учитель информатики I категории МОБУ
Новобурейской СОШ № 3
2017 – 2018 учебный год
Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Тема по самообразованию: «Преподавание информатики в условиях ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.