Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
физическая культура
5 кл—9 кл
01.06.2017
Цель проекта: разработать систему мероприятий с помощью которых осуществляется тьюторское сопровождение детей – инвалидов к социальной адаптации через занятия адаптивной физической культурой и спортом
Задачи:
1. Определение индивидуальных познавательных интересов учащихся
2. Организация деятельности тьютора.
3. Диагностика психофизического состояния детей.
4. Проведение анализа итогов деятельности и определение смысла работы старшеклассников в адаптации детей - инвалидов.Тьютерское сопровождение детей-инвалидов в условиях санаторной школы-интерната
проект тьюторство.doc
Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской
области «Санаторная школа – интернат г. Петровска».
Выполнили: Ткаченко. М.Г. Панова Н.Л.
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в
условиях санаторной школы – интерната».
«Есть только один путь
постижения
– действовать»
П. Коэльо.
Актуальность темы,
посвященной работе с детьмиинвалидами,
обусловлена тем, что в настоящее время процесс реабилитации и адаптации
детей с особенностями развития является предметом исследования
специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы,
социологи, педагоги, социальные психологи изучают различные аспекты этого
процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии, факторы и проблемы данного
направления.
Последние данные свидетельствуют о том, что к настоящему времени в
Российской Федерации число инвалидов уже достигло 12 миллионов человек,
из них около 700 тыс. детиинвалиды. По некоторым другим данным за
последние двадцать лет численность детейинвалидов в нашей стране
увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их
достигнет 1,21,5 млн.
Инвалиды не должны быть изолированными от общения с обычными
людьми. Они должны принимать участие в общественной жизни (в мире
насчитывается достаточно много политиковинвалидов), им должна
предоставляться работа, или же право занятием спортом. А для этого им
должна оказываться помощь и поддержка со стороны школы, общества и
государства в удовлетворении потребности и желания заниматься любимым
делом или спортом. Им необходима поддержка и помощь в адаптации в
современном обществе, и не чувствовать себя «другими».
Анализ ключевых документов в области образования в Российской
Федерации – «Закон об образовании в РФ», ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО,
позволяет отметить тенденцию индивидуализации в образовании. Ян Амос
Каменский в своей книге «Великая дидактика» сформулировал цель
всеобщего обучения «Научить всех – всему». Я.А.Коменский уже тогда
понимал, что реализовать эту цель возможно за счет специальных
педагогических средств – форм и методов обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику, опираясь на индивидуальные
особенности учащихся.
В современной педагогике такой подход в образовательном
процессе называется индивидуализацией. Принцип индивидуализации состоит
в том, что каждый проходит собственный путь к освоению того знания,
которое именно для него сейчас является наиболее важным. В этом случае
цель педагога при реализации данного принципа заключается в помощи
каждому учащемуся в определении собственного образовательного пути.
Такой тип педагогического сопровождения и называется тьюторским
сопровождением.
В России тьюторство появилось совсем недавно – в 80е г.г. уже
прошлого века. Главным образом оно связано с именем Ковалевой Татьяны
Михайловны – тогда директора первой в России частной школы, а ныне
доктора педагогических наук, под руководством которой в разных регионах
России в образовательных учреждениях разрабатываются модели тьюторского
сопровождения учащихся, как детей, так и взрослых.
Тьютор – это наставник, который сопровождает ребенка в процессе
освоения им новой деятельностью и организует условия для складывания и
реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка.
Изучая новые федеральные стандарты, методическое объединение
учителей ЛФК, приняли решение использовать в своей работе с детьми –
инвалидами тьюторское сопровождение. В качестве тьюторов привлекать
старшеклассников, таким образом, решив одну из проблем это социальная
адаптация детей – инвалидов посредством занятий адаптивной физической
культурой и спортом. Адаптивная физическая культура это область
физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья,
включая инвалидов. Адаптивная физическая культура это комплекс мер
спортивнооздоровительного характера, направленных на реабилитацию и
адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными
возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих
ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего
личного вклада в социальное развитие общества.
В нашем г.Петровске также работает спортивноадаптивная школа для
инвалидов РИФ. Целью организации такой школы является создание
необходимых условий для занятий адаптивной физической культурой и
спортом. Занятия адаптивной физкультурой и спортом в этой школе являются
важной и неотъемлемой частью жизни воспитанников, помогают им
адаптироваться в современном обществе, способствуют развитию физических качеств, положительно влияют на состояние организма, предоставляют
возможность самореализации.
Цель проекта: разработать систему мероприятий с помощью которых
осуществляется тьюторское сопровождение детей – инвалидов к социальной
адаптации через занятия адаптивной физической культурой и спортом
Задачи:
1. Определение индивидуальных познавательных интересов учащихся
2. Организация деятельности тьютора.
3. Диагностика психофизического состояния детей.
4. Проведение анализа итогов деятельности и определение смысла работы
старшеклассников в адаптации детей инвалидов.
Участники проекта: дети – инвалиды 5 го, 8 го классов, учителя ЛФК,
учащиеся 9 го класса, психолог, врачпедиатр.
Тип проекта: социальный коллективный.
Предполагаемые результаты:
1.Привлечь детей – инвалидов к занятиям адаптивной физической культуры и
спорта.
2.Проведение мониторинга результативности тьюторского сопровождения.
3.Поднять на новый уровень отношений между участниками проекта.
4.Сформировать у детей – инвалидов сознательного отношения к своему
здоровью.
5 Выявить уровень психо эмоционального состояния.
5.Подобрать виды спорта по диагнозам заболеваний для занятий адаптивной
физической культуры и спорта.
Мы убеждены, что именно тьюторское сопровождение детей инвалидов
поможет, совместно с ребенком, составить индивидуальный образовательный
маршрут, который в свою очередь, даст реальную возможность детям
адаптироваться в обществе. Проведя мониторинг в 9 классе, мы выбрали троих учащихся, которые
согласились участвовать в проекте. Мониторинг включал в себя
анкетирование, опрос, наблюдения на предмет эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования:
Тьюторское сопровождение может стать эффективным средством
формирования тех знаний, умений и навыков, которые будут способствовать
социальной адаптации детей с особенностями развития здоровья.
Предмет исследования – тьюторское сопровождение детей с особенностями
развития здоровья.
База исследования: ГБОУ Санаторная школа – интернат, ДЮСЛШ «РиФ».
Средства и формы реализации тьюторского сопровождения.
1. Обучающие консультации учителей ЛФК, психолога с тьюторами.
2. Тьюторские встречи с детьми.
3. Индивидуальные консультации.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Обмен информацией (интернет, обучающие фильмы).
Новизна и практическая значимость проекта для методического
объединения учителей ЛФК.
Разработка алгоритма тьюторского сопровождения детей с
особенностями в развитии, а также методических рекомендаций по работе
тьютора с данной категорией детей.
Разработка плана или тьюторского маршрутного листа.
I Первый компонент в тьюторском сопровождении состоит в выявлении
познавательного интереса к занятиям физической культуры и спорта.
Если интерес определен правильно, то ребенок целеустремлен и способен
на волевые усилия, если интерес поверхностен или формален, то школьник
довольно быстро теряет желание чтото делать для его удовлетворения.
Для определения познавательного интереса используются разные приемы:
1. Проведение анкетирования для выявления интересов.
2. Написания минисочинения: «Мой сказочный мир» выдуманный
ребенком мир, где он живет и чем занимается.
3. Проведение беседы, основой которой является тьюторский вопрос.
Вопросы о жизни ребенка, о спорте, о паралимпийских играх, о видах
спорта, о желании заниматься адаптивной физической культурой и
спортом в ДЮСЛШ «РИФ». II Диагностика психофизического состояния детей.
Методы диагностики:
1.Тестирование.
2.Анкетирование.
3.Наблюдение.
4.Беседы.
5.Мониторинг здоровья детейинвалидов и качественный анализ
полученных результатов
. Особенности диагностики психофизического здоровья.
1. Мониторинг психофизического здоровья учащихся.
Уровень мониторинга
здоровья учащихся.
1. Оценка социально
психологической
адаптации детей.
2. Характеристика
физического развития,
физической
подготовленности и
функционального
состояния.
3.Психофизиологические
показатели.
Комплексная поэтапная
Исполнитель.
диагностика.
Успеваемость, учебная
Учитель, тьютор
активность,
межличностные
отношения, социальная
самооценка человека,
ценностные ориентации,
готовность к обучению.
Рост, вес, уровень
физического развития,
физической
подготовленности,
адаптивность
кардиореспираторной
системы на нагрузку.
Сила, подвижность,
уравновешенность,
лабильность нервных
процессов, тип ВНД.
Работоспособность
головного мозга.
Врачпедиатр,
учительЛФК
Психолог.
4. Психоэмоциональное
состояние.
Уровень личностной и
школьной тревожности,
Психолог, тьютор,
учитель
уровень
стрессоустойчивости,
мышление, личностные
свойства.
5. Состояние
Диагноз заболевания,
Врачи: педиатр, физического здоровья.
группа здоровья.
ортопед.
Методика диагностики физического и психического здоровья, а также
уровень физической подготовленности позволит увидеть степень
психофизического здоровья, а также поможет найти способы реализации
тьюторского сопровождения детей – инвалидов.
2.Методика исследования самооценки.
( Щур Якобсон).
Инструкция: ребенок должен нарисовать три лесенки из пяти ступенек и
показать свое место на каждой из них.
_ _ _
_| _| _|
_| _| _|
_| _| _|
_| _| _|
Счастье Здоровье Ум
С завышенной самооценкой не было учащихся.
С адекватной самооценкой показали все учащиеся.
С низкой самооценкой не было учащихся.
3. Методика исследования психоэмоционального состояния.
Для исследования эмоционального состояния детей использовалась
следующая методика: вопросник (самочувствие, активность, настроение),
шкала самооценки СпилбергаХанина. Ответы заносятся в специальный бланк,
далее подсчитываются результаты.
Диаграмма показателей шкалы самооценки детей – инвалидов на уроках ЛФК
в начале учебного года.
1 – самочувствие, 2– активность; 3 – настроение.
. Диаграмма показателей шкалы самооценки детей – инвалидов на занятиях в
ДЮСЛШ «РИФ» в начале учебного года.
Вывод: эмоциональное состояние детей в начале года на занятиях в ДЮСЛШ
«РИФ» было нестабильное, так как социальная адаптация детей не была
проработана.
Диаграмма показателей шкалы самооценки детей – инвалидов на занятиях в
ДЮСЛШ «РИФ» в середине учебного года после участия в соревнованиях. Вывод: к середине учебного года самооценка и уверенность в себе
повысилась, а значит и социальная адаптация, можно сказать проходит
нормально.
Особенно ярким проявлением тьютрского сопровождения являются
результаты выступления детей – инвалидов в соревнованиях. Второго
февраля в г.Петровске на базе спортивного клуба ФОКгазовик проходили
областные соревнования «Лыжня России – 2016» , где принимали участие и
наши дети – инвалиды. Перед началом забегов состоялось торжественное
построение. Участников мероприятия приветствовал глава администрации
района Юрий Заигралов, который от души поздравил всех с замечательным
спортивным праздником и пожелал крепкого здоровья, заряда бодрости и
удачи. Победителем в лыжной гонке на 1км стала выпускница нашей школы
Барская Юлия. В общекомандном зачете Петровский район занял призовое
второе место. Победители, призеры и участники получили грамоты и подарки.
Но главный приз, который получили все, это ощущение праздника, и,
конечно, хорошее настроение. Все болельщики, организаторы и судьи,
наблюдая и обслуживая эти соревнования, испытывали не жалость к
участникам, а великую гордость за этих людей, которые, имея в движениях
эстетические погрешности, все равно стремились к совершенству, изменяя
свои физические качества, создавая свой индивидуальный стиль,
неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и
силу духа.
Барская Юлия является ярким примером для всех учащихся нашей
школы.
Адаптивная физическая культура и спорт несомненно придают её характеру,
поведению и образу жизни новый колорит, который позволяет повысить
самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином
своего общества, т.е. социализироваться в нем. Предполагаемая
дата проведения
мероприятия.
Этапы проекта
Сентябрьдекабрь
I этап
Аналитический
Ноябрь – февраль
II – этап
Диагностический
Декабрь – май
III этап
Реализация
проекта.
Разработка
индивидуальных
маршрутов детей –
инвалидов
Декабрь – май
IV –этап
Организационная
деятельность
Рабочий план реализации проекта
Содержание проекта
Ответственный
за выполнение
Изучение методической литературы:
изучение теоретических основ
тьютора в процессе сопровождения
детей с особенностями
развитияздоровья в условия
санаторной школыинтерната;
выделение проблемы, изучение
актуальности и имеющегося
теоретического и практического
опыта;
подбор диагностических методик;
разработка модели тьюторского
сопровождения.
Составление списка участников
проекта;
выявление готовности тьюторов
работать с данной категорией детей.
понимание мотивации к проекту;
Систематическое отслеживание :
психологопедагогического статуса
ребенка и динамика его
психофизического развития в
процессе обучения.
Обсуждение результатов диагностики.
Составление маршрутной карты и
реализация модели тьюторского
сопровождения;
разработка графика встреч с
тьютором.
Врач педиатр,
психолог,
учителя ЛФК,
тьюторы.
Психолог,
учителяЛФК,
тьюторы.
Психолог, врач
педиатр, учителя
ЛФК, тьюторы.
Сотрудничество учителей ЛФК с
психологом и тьюторами в создании
условий для тьюторского
сопровождения.
Психолог, врач
педиатр, учителя
ЛФК, тьюторы тьюторского
сопровождения
Май
V – этап
Рефлексия
Заключение:
Анализ деятельности тьютора в
процессе сопровождения детей –
инвалидов.
Обсуждение позитивных и негативных
моментов в работе над проектом;
планирование дальнейшей
деятельности.
Врач педиатр,
психолог,
учителя ЛФК,
тьюторы.
Работа, которая проводится в рамках проекта, важная и нужная, причем
нужная для всех участников проекта:
Учащимся и тьюторам для понимания и правильного оценивания
перспективы дальнейшей жизни, толерантного отношения к различным членам
общества, умения жить в многонациональном обществе;
Детямсиротам и детям – инвалидам для расширения круга общения,
адаптации к современным условиям в обществе, изживанию комплекса
неполноценности, реализации своего потенциала, а также умению работать в
команде (формирование коммуникативной компетенции).
Мы благодарны нашему государству в реальной помощи детям –
инвалидам и сиротам, оставшихся без поддержки мамы и папы. Безусловно,
материальное обеспечение играет не последнюю роль в становлении ребенка
как личности. Но, к сожалению, помощь государства, в общем, не решает
проблем каждого ребенка в отдельности. Поэтому, совместно с нашими
учащимися тьюторами, стараемся помочь детишкам реализовать свои
возможности, раскрыть таланты, научиться общаться и помогать друг другу,
вовлекать и информировать в привлечение внимания всех слоев общества к
проблеме сиротства и инвалидности.
Взаимодействие со СМИ,
государственными органами, а также с широким кругом общественности для
решения проблемы сиротства и инвалидности.
Участвовать в этом может каждый, но, решая эту проблему внешне, не
нужно забывать: «Ничего не добиться, если не трудиться над умножением
любви в своем сердце. Это главное".
Литература: . ru)
. thetunor
1.Сайт межрегиональной общественной организации «Межрегиональная
Тьюторская Ассоциация» (www
2 Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое
наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 –
416с. (Бка учителя).
3.Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на
разных ступенях обучения: материалы международной научнопрактической
конференции (2830 марта 2012г., г.Пермь) / под общ. ред. Л.А.Косолаповой;
ред. кол.: Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм.гос. гуманит.пед.
Унт. – Пермь: ПГГПУ, 2012. – 205с.
4. Сунагатова Л.В. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию
инвалидов (Текст) / Л.В.Сунагатова, У.А. Марченкова// Молодой ученый –
2012. – с 603607.
5.Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
(дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности
спортивных школ в Российской Федерации от 21.03.2006г. №СК0210/3685).
6. Федеральный закон от 04.12.2007 №329ФЗ «О Физической культуре и
спорта в Российской Федерации».
7. Рубцова Н.О. К проблеме формирования инфраструктуры системы
физической культуры и спорта для инвалидов // Теория и практика физ.кры.
1998. №1.С.1618.
8.Теория и организация адаптивной физической культуры (Текст): учебник. В
2 т.Т2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и
характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П, Евсеева. – М.:
Советский спорт, 2005. – 448 стр.
9. Комплексная реабилитация инвалидов. Учебное пособие для студ. высш.
учеб. Заведений / Т.В.Зозуля, Е.Г.Свистунова, В.В. Чешихина и др.: под ред.
Т.В. Зозули. – М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.
:
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Тема проекта: «Тьюторское сопровождение детей – инвалидов в условиях санаторной школы – интерната».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.