Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Оценка 5

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
изобразительное искусство +1
7 кл
02.02.2019
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Публикация является частью публикации:
сценарий.docx
Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова  Цели урока:     расширить знания по истории России, показать влияние церковной жизни на  процессы, происходящие в стране и в сознании людей; познакомить обучающихся с памятником древнерусской литературы “Житие  протопопа Аввакума, им самим написанное”; показать влияние исторических событий на искусство и их отображение в  литературе и живописи; отметить нараставшее в искусстве стремление показать личность, раскрыть ее  внутренний мир. Задачи урока:    активизировать творческие способности учеников и умение выступать перед  аудиторией; развивать навыки поисковой деятельности с целью самостоятельного нахождения и  изучения материала; развивать устную монологическую речь обучающихся. Оборудование урока: презентация, видеоролики «Раскол», « Боярыня Морозова» Межпредметные связи: история, литература, мировая художественная культура. Ход урока: 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний 3.Изучение новой темы. Учитель ИЗО. Сегодня у нас состоится необычный урок. Необычен он тем, что его ведут  два учителя: учитель  изобразительного  искусства и учитель истории  и тем  как тема  церковного раскола рассматривается  с точки зрения истории и с точки зрения  изобразительного искусства. Кроме того нам будут помогать ученики­историки, ученики­ художники и ученики­литературоведы . Им  были даны опережающие задания по  вышеназванным темам ,с сообщениями по которым они перед вами выступят   .( слайд №  2) Учитель истории. мы с вами попробуем на уроке перенестись мысленно в далекое  прошлое, совершим путешествие в 19 век.  Итак, представьте себе: беспощадный XVII век. Правление царя Алексея Михайловича. Страшный религиозный раскол. Давно известно  было, что в богослужебные книги, существовавшие прежде в одних рукописях, вкралось от  необразованности и небрежности переписчиков много ошибок. Эти ошибки сделались  предметом спора для людей. Например, в этих книгах имя Иисус печаталось Исус; при  крестном знамении предписывалось складывать не два, а три пальца; запрещалось брить  бороды и усы... Люди невежественные не признавали эти ошибки ошибками и твердо  защищали их против тех, кто желал исправить их. В 1654 году царь Алексей Михайлович  поручил это исправление патриарху Никону. В то время произошли первые беспорядки по  случаю новых богослужебных книг, напечатанных по исправлениям Никона. Многие из  духовенства считали эти книги богопротивными, не принимали их и употребляли старые,  отчего и получили название староверов, старообрядцев, раскольников. Раскольников  жестоко преследовали: отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с  крысами, сжигали живьем. (Слайды  3­5 видеоролик) Ученик­ историк. Кроме старообрядцев, раскол Церкви послужил убежищем для тех, кто  был недоволен политикой царя и крепостническими порядками в стране. Государство и  Церковь преследовали староверов, поэтому раскольники уходили в далекие и глухие  места, где основывали свои поселения ­ скиты. Фанатично преданные своей вере, они  нередко устраивали коллективные самосожжения в скитах. Преследование старообрядцев  стало делом государственным и продолжалось еще три столетия. Только в 1971 г. Русская  Православная Церковь отменила решения церковных соборов, предавших старообрядцев  проклятию. Старообрядчество стало всесословным явлением. Верность старым русским традициям,  твердость убеждений, неприятие церковных новшеств — главное для раскольников. Они  отгородились от мира. Причиной тому была враждебность к ним светских и духовных  властей. Примером самопожертвования во имя идеи является протопоп Аввакум.  Решением церковного собора 1666 г. протопоп Аввакум был осужден, лишен сана и предан  анафеме (проклятию). Затем Аввакум был отправлен в ссылку в северный Пустозерск.  Пятнадцатилетнее пребывание в земляной тюрьме не изменили его веры и в 1682 г. за  великие на царский дом хулы Аввакум был сожжен на костре вместе со своими  сподвижниками. ( слайды 6­9) Ученик­ литературовед. Сохранилось великолепный памятник литературы « Житие  протопопа Аввакума», в которой он сам описал свою историю. Послушайте как  великолепно звучит его древнерусский язык  Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на  нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши,  убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет­ бредет, да и повалится, — кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной  томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут.  Мужик кричит: «матушка­государыня, прости!» А протопопица кричит: «что ты, батько,  меня задавил?» Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала:  «добро, Петровичь, ино еще побредем». “ Учитель ИЗО. Среди раскольников были люди всех слоев общества, некоторые из них  пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Такой была боярыня  Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную  боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение  богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда  ее выслали из Москвы.  Перед вами шедевр русской исторической живописи­ картина « Боярыня Морозова» , но прежде нужно сказать несколько слов о самом художнике.( слайд 10) Ученик­ литературовед. Суриков родился в 1848 году  в г. Красноярске в казачьей семье и   очень   гордился     своим   происхождением.   Его   родители   вместе   с   Ермаком   пришли   в Сибирь с Дона. Суриков говорил: «Со всех сторон я природный казак». Василий Иванович, благодаря   сибирскому   укладу   жизни,   смог   сохранить   трепетное   отношение   к   русской старине и в своих произведениях донести до нас самобытность русской культуры. Много лет спустя внучка Сурикова – Наталья Кончаловская напишет книгу о своём деде и  назовёт её «Дар бесценный».( слайд 11 ) А сейчас с вашей помощью мы  рассмотрим картину. Ученик­ историк. Триста лет назад по заваленным улицам ехали простые дровни. В  дровнях на соломе сидела женщина, Закованная в цепи. Это была знаменитая боярыня  ­  Феодосия Прокопьевна Морозова.  Московские жители  выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала «за веру.  Выше мы уже говорили о старообрядцах и их неистовом протопопе Аввакуме. Так вот  боярыня Морозова была его верной помощницей.( слайд 12)  Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову  исправлять на свадьбе почетную должность. Но боярыня отказалась. Она не хотела  изменять "старой вере". Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не  раскается. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.  Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее "преславно и дивно". Царь велел  сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как  цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было Ученик­ литературовед. Протопоп Аввакум писал про боярыню Морозову: "Персты рук  твоих тонкокостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев". Тонкие  пальцы, сверкающие глаза, страстные движения ­ вот и все, что знал Суриков о внешности  своей героини. Но он говорил, что исторический живописец должен угадывать прошлое.  Суриков долго "угадывал" лицо боярыни Морозовой. Учитель ИЗО .Суриков вспоминал: «Раз ворону на снегу увидал.Сидит ворона на снегу и  крыло отставила,черным пятном на белом сидит.Вот эту ворону   я много лет забыть не  мог.Потом  «Боярыню Морозову» написал…»( слайд 13)Он написал нескольких женщин,  но ни в одной не нашел страшной красоты боярыни, ее горячей, исступленной веры, которая, будто молния, воспламеняла всех вокруг. Он приглядывался к старообрядцам ­  их было немало и во времена Сурикова. Среди них были горячо верующие женщины­ начетчицы, до тонкостей знавшие старинные церковные книги. Ученик­ художник "...Я на картине сперва толпу написал, а ее после,­ рассказывал  Суриков.­ И как ни напишу ее лицо ­ толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь  сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В селе  Преображенском, на старообрядческом кладбище,­ ведь вот где ее нашел... Там, в  Преображенском, все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки­ начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к нам начетчица с Урала ­  Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в  картину­ она всех победила".( слайды 14­15) Суриков замечательно "угадал" Морозову. Мы, как и художник, не знаем, какой она была  на самом деле. Но теперь невозможно представить себе боярыню Морозову не такую, как у Сурикова. . Смертельно бледное, изможденное, с горящими глазами, трепещущими  ноздрями и нервными губами, лицо боярыни полно такой страстной убежденности, воли и  огня, что от него трудно оторваться. В худощавой фигуре Ф.П. Морозовой, в тонких  длинных пальцах ее рук, в том, как она сидит, судорожно вцепившись одной рукой в сани, а другая рука взметнулась в двуперстном знамении ­ переданы В. Суриковым ее страстная  жизнь и горестная судьба. Учитель истории. Невидимые нити связывают боярыню Морозову со всеми, кто вышел в  тот зимний день на узкую московскую улочку. Каждый в толпе по­своему относится к  боярыне, к ее страстным словам, к движению ее поднятой руки. Суриков говорил, что он  "каждого лица хотел смысл постичь".   Ученик­ историк. Впереди на коленях старая нищенка. С верой, любовью и жалостью  глядит она вслед боярыне. Её протянутая к Морозовой правая рука почти касается саней,  лицо жалостливо сморщилось. Но к ее религиозному сочувствию примешана еще одна  нотка, типичная для нищенки: сожаление о том, что увозят “благодетельницу” ­ ту, у  которой беспрепятственно кормилась и ютилась эта старушка. Через плечо у неё надета  большая холщовая сума для милостыни. Нищенка упала на колени, т.е. внутренне она  относится к Морозовой как к святой, на которую следует молиться при жизни.  Подперев рукой щеку, задумалась  старуха в расшитом платке. На её лице глубокая  скорбь.  Она почти не смотрит на боярыню. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.( слайды 16­18) Учитель ИЗО. Перед слепеньким в толпе стоит молодая монашенка с бледным лицом. Это один из самых замечательных образов картины. Её лицо окаймляет чёрный монашеский  платок, который окутывает и плечи; лоб закрыт до бровей. У неё огромные серые глаза и  почти бескровные бледные губы. Монашенка стоит рядом с молодыми боярышнями, на которых одежды из дорогих разноцветных тканей и головные уборы, расшитые золотом и  серебром. Монашенка осторожно выглядывает из­за спины боярышни, будто старается остаться  незамеченной. Может, это одна из беглых староверок, которые скрываются от  преследований. Она глядит на Морозову с волнением, тревогой и решимостью, она как бы  угадывает своё будущее( слайд 19) Ученик­ художник. Сразу же за юродивым и нищенкой стоит молодая боярышня в  голубой шубке и жёлтом шёлковом платке. Образ этот имеет большое значение в идейном  смысле и во всей композиции картины. Молодая боярышня одета в красивую старинную  шубку из бархата, с длинными прорезными рукавами. Шубка обшита по краям собольим  мехом, украшена нашивками из серебра. Шёлковый ярко­жёлтый платок боярышни заколот у подбородка. Из­под платка выглядывает полоска алой шапки. Праздничные краски и  драгоценные ткани одежды молодой девушки показывают её принадлежность к тогдашней  знати, к которой принадлежали и боярыня Морозова и княгиня Урусова. Её склонённое  прекрасное молодое лицо с опущенными глазами и скорбным ртом выражает глубокую  печаль и безнадёжность. Молодая боярыня прощается с увозимой раскольницей. Когда  сани проезжали мимо, боярышня проводила Морозову поклоном до земли и после этого  поклона так и не выпрямилась до конца и осталась склоненной. Учитель истории. Образ боярышни в голубой шубке имеет большое обобщающее  значение. Среди сторонников раскола наряду с фанатическими приверженцами, готовыми  пойти на самосожжение, было немало и таких, которые в душе склонялись к старой вере и  даже втайне помогали раскольникам, но не решались встать на путь разрыва с официальной церковью, потому что это означало борьбу с царём. Именно к таким образам относится и  боярышня в голубой шубке Учитель ИЗО.Слева от неё стоит другая молодая боярышня, но в её образе выражен иной  характер и иные чувства. Это совсем юная боярышня со скрещенными на груди руками.  Выражение лица юной боярышни отразило силу потрясения над увиденной сценой.  Боярышня в парчовой шапке ­ это юное жизнерадостное существо, любящее веселье,  наряды, забавы. И вот эта юная тепличная древнерусская красавица оказалась захваченной  жизнью шумной уличной толпы, провожающей боярыню Морозову, и это соприкосновение  с суровостью жизни потрясло всё её существо. В её глазах ­ испуг внезапностью увиденного и жалость при виде Морозовой. Она потрясена увиденным и всей душой жалеет Морозову,  расправа с которой ей представляется бесчеловечной, несправедливой.( слайд 20) Учитель истории. Женщины на картине Сурикова очень красивы. Вспоминая родную  Сибирь, художник говорил об особенной, старинной красоте людей, среди которых жил в  детстве: "Там самый воздух казался старинным. И иконы старые и костюмы. И сестры мои  двоюродные, девушки, совсем такие, как в былинах поется... В девушках была красота  особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные... Все здоровьем дышат. Песни  старинные пели тонкими певучими голосами..." Ученик­. художник Один из главных героев картины Сурикова "Боярыня Морозова" ­  юродивый. Это ­ безумный человек. Но у верующих он пользовался большим почетом. Они  прислушивались к его несвязным словам. Им казалось, что он предсказывает будущее.  На  снегу рядом с юродивым – глиняная миска с брошенными в неё медяками, но он не думает  о милостыне. Нищенство для него не цель, а лишь средство служить богу, и он сам  увеличивает свои страдания: садится на снег голыми ногами, терпит мороз в одной лишь  рваной холщовой рубахе, носит вериги – огромный железный крест с полпуда весом.  .  Юродивый ­ единственный в толпе ­ открыто поддерживает боярыню. Он отвечает на ее  призыв сложенными двумя перстами ( слайд 21) Суриков как бы говорит нам: смотрите, вот жалкий, полуголый, полубезумный нищий, а  какая сила духа в нём заложена! Насколько этот безумный нищий в лохмотьях духовно  чище хитрого и корыстного священника, кутающегося в лисью шубу! Ученик­ историк. Суриков  рассказывал: "Юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он  там торговал. Вижу ­ он... Я говорю ­ идем. Еле уговорил его... В начале зимы было. Снег  талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер... Он в одной  холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ученик­ художник . Позади юродивого стоит странник с посохом, котомкой и надетой на  руку плетеной корзинкой. На первый взгляд странник кажется спокойней всех остальных.  Но сколько внутреннего напряжения в его лице и фигуре! Странник весь ушел в свои  мысли. Он старается понять, что происходит. Но вот подробность ­ он снял шапку. И эта  подробность кричит о его сочувствии гонимой боярыне.( слайд 22) Некоторое время Суриков жил в избе на дороге к монастырю. Он жадно писал всех  странников, которые казались ему интересны. Однажды Суриков нарисовал свой  собственный портрет сбоку ­ в профиль. Черты этого автопортрета остались в лице  странника. В образ человека, который хочет разобраться в сложных событиях жизни,  художник вложил частицу себя. Ученик­ художник.  Рядом с санями идет родная сестра Морозовой, княгиня Авдотья  Прокопьевна Урусова. В ее лице, крепко сплетенных пальцах рук, торопливой походке ­  жалость, страдание, душевная боль. И собственная судьба. Урусова тоже была  раскольница. Ее черед близок. Завтра и на нее наденут цепи, сошлют вместе с сестрой. ( слайд 23) Ученик­ историк. .В картине Сурикова "Боярыня Морозова" возле Урусовой, отодвигая  толпу секирой, шагает стрелец. Его лица не видно. Мы не знаем, охотно несет он свою  недобрую службу или просто выполняет приказ. В ссылке, умирая голодной смертью,  Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. "Не смею",­  отвечал стрелец. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Стрелец стирал в реке сорочку, "лицо свое слезами омывая". Сани увозят Морозову от верного ей юродивого влево вдаль  ­ туда, где встречает её злой  насмешкой священник в богатой черной шубе с рыжим лисьим воротником.( слайд 24) Учитель ИЗО. Мальчишки ­ самые любопытные, самые шустрые участники всех уличных  событий. На картине Сурикова "Боярыня Морозова" вон их сколько в толпе ­ смотрят, как  увозят боярыню. Справа двое, чтобы лучше видеть, взобрались на церковные ступени.  Слева вдали тоже двое устроились на заборе ­ только головы торчат. Вот так же, наверно, и Суриков мальчиком у себя в Красноярске был непременным свидетелем свадеб, гуляний  кулачных боев, казней. "А нравы жестокие были,­ вспоминал художник.­ Казни и телесные  наказания публично происходили..."  Ученик­ художник .Когда первый раз взглянешь на "Боярыню Морозову", кажется, что  мальчишки в толпе ­ бойкие, любопытные зеваки. Но присмотришься ­ все они разные. И на лицах у них не одно любопытство. Первый, кого сразу замечаешь, тот, что бежит за санями. Он спиной к нам, но и по спине видно ­ несется очертя голову, лишь бы не отстать,  поглазеть подольше. Зато как серьезен другой, стоящий чуть впереди. Какой испуг в его  глазах! Какая печаль! Он этого дня вовек не забудет. ( слайды 25­ 27) Учитель истории. По правую сторону саней хохочет белобрысый крепыш в розовой  рубахе. Кто­то засмеялся ­ и ему смешно. Везут боярыню в цепях, она кричит, ругается ­  до чего же весело! Но как потрясен его товарищ ­ он идет впереди княгини Урусовой. Он  шагает рядом с санями и не может ни остановиться, ни отойти. Он не сводит глаз с  Морозовой, боится упустить хоть одно ее слово. В это мгновение в душе его совершается  перелом. Он задумался над главными для человека вопросами. Где правда? Во что верить?  Как жить? Учитель ИЗО. Интересно решение картины в цвете. Художник создавал образ толпы с  помощью групп, а не отдельных лиц. В правой части холста люди характеризуются  сочетанием темных цветов. Затем следует группа в светлых, ярких одеждах. Стрелец и  княгиня Урусова (сестра Морозовой) организуются в особую группу. За ними несколько  человек даны в темной цветовой гамме. Следом ­ девушка в светлом платке, повязанном  поверх шапки, и розовое смеющееся лицо подростка. Далее головы, написанные в общем  голубоватом тоне. Таким образом, вся толпа разделена на части объединенные цветовым  решением. Ученик­ литератор. ( слайд 30) Попрощаться с утренней Москвою Женщина выходит на крыльцо. Бердыши тюремного конвоя Отражают хмурое лицо. И широким знаменьем Осеняет шапки и платки, Впереди­ несчитанные версты И снега светлы и глубоки. Перед ней склоняются иконы, Люди­ перед силой прямоты Яростно земные бьют поклоны И рисуют в воздухе кресты. И над той толпой порабощенной Далеко и сказочно видна, Непрощающей и непрощенной Покидает торжище она Точно бич, раскольничье распятье В разъяренных стиснуто руках,  И гремят  последние проклятья С удаляющегося возка Так вот и рождаются святые­ Ненавидя жарче, чем любя. Ледяные волосы седые Пальцами сухими теребя Варлаам Шаламов

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова

Тема раскола в истории и творчестве В.И. Сурикова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2019