Тема: Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое
– Развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ выражения главных членов – подлежащего и сказуемого, а также различать члены предложения, отвечающие на вопрос что?
Орфоэпическая разминка.
На доске записаны слова: ожить, ожил, ожили, ожила.
– Поставьте ударение в словах.
– Проверьте себя. (Учитель открывает запись: ожить, ожил, ожило, ожила. Хоровое чтение слов.)Тема: Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое
Тема: Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое
– Развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ
выражения главных членов – подлежащего и сказуемого, а также различать члены предложения, отвечающие на вопрос
что?
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Орфоэпическая разминка.
На доске записаны слова: ожить, ожил, ожили, ожила.
– Поставьте ударение в словах.
– Проверьте себя. (Учитель открывает запись: ожить, ожил, ожило,
ожила. Хоровое чтение слов.)
2. Словарная работа.
1. Игра «7 слов на одну букву».
– Все ваши ответы должны начинаться на букву «к». Для ответов
выбирайте изученные словарные слова.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию
из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
1) Название рыбы. (Карась.)
2) Название домашнего животного. (Корова.)
3) Название предмета для письма. (Карандаш.)
© ООО «Баласс», 2014
1II.
Формулирование
проблемы.
III. Развитие
умений.
4) Единица массы. (Килограмм.)
5) Предмет одежды. (Костюм.)
6) Напиток, приготовляемый на завтрак. (Какао.)
7) Болотное растение. (Камыш.)
– Сверьте с записью на доске. Есть ли расхождения в написании?
2. – Составьте одно предложение с двумятремя этими словами. (В
камышах рыбак поймал килограмм карасей.)
1 3 3
В записанном предложении два ученика так подчеркнули
грамматическую основу:
В камышах рыбак поймал килограмм карасей.
В камышах рыбак поймал килограмм карасей.
– Кто из них прав? Сформулируйте цель урока. (Учиться находить
грамматическую основу.)
– Составим план урока.
План (примерный)
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 406 – развивается умение находить грамматическую основу с
опорой на рассуждение, представленное в задании к упражнению.
Выполняется под руководством учителя.
Методическая рекомендация: учитель может обратить внимание
детей, что в русском языке – свободный порядок слов в предложении,
поэтому подлежащее может стоять и перед сказуемым, и после
него.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
© ООО «Баласс», 2014
21. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
интонации,
П. – Зависит это от того, что хочет подчеркнуть говорящий (от
логического ударения). Если подлежащее стоит после сказуемого, то
говорящий хочет выделить действующее лицо в предложении, привлечь к
нему внимание читателя.
2. Упр. 407 – совершенствуется умение находить грамматическую
основу.
Выполняется в парах с опорой на рассуждение, образец которого дан в
упр. 406. Затем в парах подчёркивают и объясняют орфограммы в
словах, разбирают слова по составу.
Упр. 408 – совершенствуются умения характеризовать
3.
находить
предложения по цели высказывания,
подлежащее и сказуемое, определять, какими частями речи они
выражены.
Можно предложить выполнить самостоятельно, а затем проверить.
При этом дети указывают:
1) Какое предложение по цели высказывания.
2) Какое предложение по интонации.
3) Находят грамматическую основу и определяют части речи, которыми
выражены подлежащее и сказуемое.
Методическая рекомендация: можно спровоцировать разброс
мнений во 2м предложении, так как на вопрос что? отвечают два
слова: солнце и предгорья.
– Вспомните, что нужно знать о подлежащем, кроме того, что оно
отвечает на вопрос что? и называет то, о чём говорится в предложении.
я
Разбор по составу слов: гор ы , предгорь я .
П. В слове предгорья выделяется суффикс [й']. Для доказательства
нужно изменить слово (предгор[й'э]м, в предгорь[й'э], к предгорь[й'у]),
ы
© ООО «Баласс», 2014
3этот звук [й'] остаётся во всех формах, следовательно, он не входит в
окончание я.
Этот звук подписывается сверху над буквой я и обозначается значком ^.
4. Выборочный диктант.
– Запишите только грамматическую основу каждого предложения.
Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В
лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка. Под сосной спрятался
в сугробе пушистый заяц.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания? (Предметные,
метапредметные.)
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
4 4
– Продолжите ряд: главные члены предложения = …… .
– Какая была цель урока? Какой получен результат?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
© ООО «Баласс», 2014
4V. Домашнее
задание.
Упр. 5, с. 157.
© ООО «Баласс», 2014
5