Тема: Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами
– Развитие творческих способностей учеников в процессе словопроизводства и создания текстов с использованием «необычных» слов, образованных разными суффиксами.– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».Тема: Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами
Тема: Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с разными суффиксами
– Развитие творческих способностей учеников в процессе словопроизводства и создания текстов с использованием
«необычных» слов, образованных разными суффиксами.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
Проверка домашнего задания.
Опрос.
– Какое значение имеют суффиксы их, иц, енок? (Обозначают
животных (самку) и их детёнышей.)
– Какие вы знаете уменьшительноласкательные суффиксы?
– Какое значение у суффикса очк в слове мамочка? (Ласкательное.)
– У каких суффиксов есть значение «человек по роду занятий»?
(тель, ник.)
– Одинаковые или разные суффиксы в словах ельник и мельник?
Почему?
– Какие значения может иметь суффикс ник?
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
© ООО «Баласс», 2013
1II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие знаний.
III. Развитие
умений.
– Приведите примеры из задания № 8, тема 7 в рабочей тетради, которое
вы выполняли дома. Прочитайте слова и значения, которые вносит в них
суффикс ник.
1 3 3
– Сегодня вы сами будете сочинителями – придумывать слова с
изученными суффиксами и составлять с ними рассказы (сказки).
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Подготовительная работа.
1. Упр. 279.
Дети наблюдают за «авторским словообразованием» девочки.
– На что похожи её слова? (В слове цветонок суффикс онок, с его
помощью образуются существительные, обозначающие детёнышей
животных;
цветоночек – уменьшительноласкательная форма от
цветонок, суффикс ек (ср. зайчонок – зайчоночек); цветиха (ср.
зайчиха, ежиха).
2. Устное сочинение.
– Что могло произойти с этими героями в саду? С чего всё начнётся?
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
2Чем закончится? (2–3 ученика предлагают темы и варианты развития
действия этой сказочной истории.)
2. Сочинение сказки.
Упр. 280. Ученики читают задание про себя и формулируют его вслух.
1. Работа по содержанию сказки.
– Рассмотрите иллюстрацию. Какой по жанру текст мы будем сочинять?
(Сказку.)
– Чем необычна страна, где живут наши герои? Как мы её можем
назвать? (Моросейка, Тучкоград, Мокриха и т.д.)
– Как зовут героев? (Папа – Дождь, мама – Дождиха, дети –
дождятки, сынок – Дождёнок.)
– Что могло случиться в этой стране? (Все стали скучными, одинокими;
заболел сынок; перепили воды и т.д.)
– Чем всё закончилось? Кто помог или навредил? Как развивались
события?
2. Работа над структурой сказки.
– Наша сказка не должна быть длинной. Мы расскажем об одном
приключении из жизни семьи Дождя.
Примерный план:
1) Вводная часть. Где происходят события, когда, с кем?
2) Основная часть.
а) С чего всё началось?
б) Что произошло?
в) Как развивались события?
3) Заключительная часть. Чем всё закончилось?
© ООО «Баласс», 2013
3– Определите фразы, слова, с которых может начинаться вводная часть.
(Жилибыли ...; В далёком царстве, в небесном государстве...), основная
часть (Вдруг..., однажды...), заключительная часть (Так все и решили...,
на этом всё и закончилось..., долго ещё... .)
– Помните, что надо донести до читателей вашу главную мысль.
3. Орфографическая подготовка.
Следует повторить написание имён собственных, слов с буквами
безударных гласных, не проверяемыми и проверяемыми ударением.
4. Самостоятельная работа и самопроверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
4 4
– Вам понравилось придумывать новые слова?
– Что для этого нужно знать?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
© ООО «Баласс», 2013
4V. Домашнее
задание.
1. Проиллюстрировать свою сказку.
2. Задание № 10, тема 7 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно
ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.
© ООО «Баласс», 2013
5