Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"
Оценка 4.9

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
воспитательная работа
Взрослым
19.11.2018
Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"
тема самообразования по воспитательной работе. Содержит материал о формах сотрудничества классного руководителя и родителей .Родительское собрание. Работа родительского комитета.Индивидуальные беседы и консультации. Родительский кружок. Родительский классный час. Заочные конкурсы. Родительские рейды. Круглый стол. Праздники. Семейные вечера.День открытых дверей.Результативность опыта.Памятка эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.
тема самообразования.doc
Тема по самообразованию:  « Взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся»  Подготовила:  учитель нач. классов Селлер В.В. Педагогическая деятельность ­ сложная и многокомпонентная. 2016­2017г. Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.  Для   того,   чтобы   воспитание   и   обучение   было   эффективным,   у   ребёнка   необходимо   вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нём воспитать или чему хотим его научить. А то   или   иное   отношение   всегда   формируется   в   деятельности,   через   сложнейший   механизм взаимоотношений и общения.  В  общении   складывается   важная  система  воспитательных   взаимоотношений,  способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Кроме   того,   эффективность   воспитания   ребенка   зависит   от   того,   насколько   тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Учитель является связующим звеном между школой и семьёй. Именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители  не будут принимать участия в жизни ребенка.    Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной   школе,  когда ребенок только начинает  обучение в школе. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная  и чётко организованная  система    сотрудничества. Спонтанные  плохо  организованные  собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги,   не могут вызвать у отцов и матерей.  Педагоги,   работающие   с   младшими   школьниками   ,   знают,   какие   тревожные   чувства   и   какое опасение может вызвать у маленького школьника  начало учебы в школе . Не меньше волнений вызывает оно у родителей учащихся. Родителям необходимо помогать   становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценить.  Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании   условий для нормальной жизни ребёнка ( комфортной, радостной, счастливой.), для развития его индивидуальности   в общем доме «школа­семья».  Это взаимодействие осуществляется   по следующим направлениям: 1) Просвещение родителей по вопросам психологии  и   педагогики. 2)   Формирование   у   родителей   понимания     принадлежности     к   школьному   образовательно   ­ воспитательному пространству. 3) Диагностика.        4) Коррекционная работа.  Первое родительское собрание всегда начинаю со слов: «С этого дня ваши дети стали и моими детьми.   Радости   и   огорчения   теперь   у   нас   общие».   Такое   начало   располагает   родителей   к учителю, указывает на единство наших устремлений. Ну, а дальше профессиональная этика и накопленный опыт помогают мне налаживать отношения полного взаимопонимания. Главным   направлением   в   организации   сотрудничества   классного   руководителя   и   родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно­ воспитательному пространству.  В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями: организационные  тематические текущие  итоговые  1. Родительское собрание. Проводится 1 раз в четверть обязательно и при необходимости дополнительно 1­2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:      Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным только тогда, когда педагог планирует собрание, пишет его своеобразный сценарий. Очень   важно,   чтобы   уже   в   ходе   первой   встречи   с   педагогом   родители   четко   знали   сроки проведения родительских собраний , заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный   год.   Это   дисциплинирует   родителей   и   дает   понять,   что   школа   целенаправленно занимается проблемами семьи  и уделяет такому сотрудничеству большое внимание. В дальнейшем при подготовке родительских собраний я учитываю интересы родителей. Задавали ли Вы себе вопрос: " Для чего родители приходят на родительские собрания?" Правильно, для того чтобы как можно больше узнать о своём ребёнке: как учится, как себя ведёт, на что нужно обратить внимание, чтобы обучение его ребёнка было успешным. Как можно рассказать о каждом из 30, подробно, да ещё с рекомендациями? Тем более каждый из нас знает, что стоит один раз сказать, что ­ то негативное в адрес его ребёнка при всех, и вы этого человека больше не увидите на своём родительском собрании.  К  каждому   родительскому  собранию   я  стараюсь  подготовить   диагностический   материал  для родителей   или   статистический   материал,   связанный   с   изучением   отдельных   сторон   жизни  учащихся   класса.   Для   того,   чтобы   родительское   собрание   было   полезным   родителям   и   им хотелось в нем участвовать, каждый из пришедших на него родителей  должен получить то, что для него особенно актуально. Для этого в содержание родительского собрания можно ввести такие собрании. Такими  традиционными рубриками могут быть следующие  рубрики:           Большое значение я уделяю формированию традиций  в проведении родительских собраний. Это позволяет   сформировать   интерес   у   родителей   к   участию   в   собрании   ,   ответственность   и потребность в участии  в делах классного коллектива. Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными?  Из истории воспитания детей в семье; Великие педагоги мира; Традиции воспитания народов мира; Крылатые фразы о воспитании; Азбука воспитания детей в семье; Советуем прочесть; Книжная полка родителей; Обсудим вместе с ребенком; Шкатулка мудрости; Творческая мастерская семьи уместны   каждом   которые   будут     рубрики,   на В первую очередь, это традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Поощрение родителей может осуществляться в различной форме. Это может быть награждение грамотами,   дипломами,   сувенирами,   сделанными   руками   учащихся.   В   честь   родителей   – помощников   может   быть   подготовлена   концертная   программа,   выпущены   именные поздравительные газеты. Огромное   значение   для   родителей   ,   дедушек   и   бабушек   имеют   благодарственные   письма, которые   классный   руководитель   может   послать   как   домой   ученику,   так   и   на   работу   его родителей.   Очень   здорово,   если   такое   благодарственное   письмо   родители   получают   в   день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей. Хорошей   традицией   родительского   собрания   является   и   введение   в   его   ход   определенных ритуалов.   Например,   ритуал,   который   условно   можно   назвать   «Волшебная   шкатулка.»   Этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт, надписывают и помещают письмо в волшебную шкатулку, которая стоит в помещении , где проходит собрание. Такие письма ребята начинают писать уже в первом классе. В своих письмах они  рассказывают о том, что их волнует,  о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух. Если такой ритуал становится традиционным, родители его с нетерпением ждут. Иногда такая традиция становится семейной традицией. 2. Работа родительского комитета. Родительский   комитет   класса   –   это   объединение   родителей   для   всемерного   содействия педагогическому   коллективу   учителей,   работающих   в   классе,   классному   руководителю   в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.  Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.  В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса. Председатель   родительского  комитета   выбирается  из  числа  избранных  членов  родительского комитета на первом заседании. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием. Родительский   комитет   помогает   классному   руководителю   в   налаживании   контакта   с коллективом родителей, вовлекает родителей в совместную деятельность с детьми, влияет на формирование культуры родительского общения.  3. Индивидуальные беседы и консультации.  К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести   следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом   для   приглашения   родителей   на   консультацию   может   быть   результат   наблюдений педагога   за   ребенком,   проблемы   в   общении   ребенка   с   классом   и   педагогом,   конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Именно   в   индивидуальных   беседах   больше   затрагиваются   проблемы   воспитания   отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты. В плане воспитательной работы я завела отдельную страницу, где отражаю: когда, с кем и по какому вопросу проведена беседа или консультация. У родителей могут возникнуть вопросы, которые можно обсудить только в личной беседе. Если родитель не сможет своевременно решить возникшую у него проблему, получить ответ на свой вопрос, у родителя может остаться негативный осадок, чувство тревоги, недоверия к учителю, школе. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителя. Поэтому наряду с родительскими собраниями я провожу индивидуальные консультации с родителями. Каждый из родителей моего класса знает, что по четвергам с 18­00 до 19­00 их классный руководитель ждёт их в родном кабинете и готов выслушать. Создайте необходимые условия для общения с вами. 4.   Родительский   кружок.  Огромное   значение   имеет   привлечение   родителей   к   кружковой   и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. Любой, увлеченный родитель, может организовать работу кружка в классе. Его направленность, охват учащихся решается конкретно в каждом случае. Учитель в этом случае не устраняется от работы, а является непосредственным помощником. Форма проведения занятий различна: беседы, экскурсии, фотовыставки, оформление газет и др. 5. Родительский классный час. Одним   из   направлений   организации   сотрудничества   классного   руководителя   с   родителями учеников является привлечение родителей  к внеклассной  работе и даже проведению уроков. Часто   бывает   так,   что   родитель,   выступая,   пусть   на   короткое   время,   на   один   урок,   в   роли учителя, начинает понимать суть требований предъявляемых  школой и педагогом к ребёнку, семье. . В некоторых школах есть интересная практика, когда в начальной школе каждая семья должна подготовить один Родительский урок в учебном году. Его тема обсуждается с классным руководителем, а все остальное – творчество семьи.  В планировании воспитательной работы я большое внимание уделяю участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях. Родители младших школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и в музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей.   Родительский   классный   час   я   провожу   вместе   с   родителями   2   раза   в   год.   На   первом родительском   собрании   выбираем   родителей   для   подготовки   и   проведения   классных   часов. Таким образом, за 4 года обучения в начальной школе родители попробуют себя в роли учителя. Тематика   может   быть   определена   учителем,   а   может   быть   предоставлена   на   усмотрение родителей.  Могу сказать, что родители серьёзно подходят к подготовке. Некоторые пользуются помощью библиотекарей, другие готовятся вместе с учителем. Такие классные часы проходят интересно и оживлённо.  6.Заочные конкурсы.            Многие родители из­за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я проводила конкурсы «Рисуют мамы»   (выставка   рисунков,   выполненных   мамами),   «Лучший   почерк»   (в   прописях   у первоклашек), «Папины руки» (выставка поделок, выполненных папами). Тематика конкурсов, вовлечение в них родителей, бабушек и дедушек зависят от выдумки учителя. Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав жюри таких конкурсов можно приглашать детей из других классов, администрацию. Подведение итогов обязательно. Вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, желательно это делать в присутствии детей.  7. Родительские рейды.  В нашем классе мы проводили рейды по проверке тетрадей. Это могут быть рейды по поверке дневников,   состоянию   учебников   и   другие.   Рейды   проводят   члены   родительского   комитета. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. На   усмотрение   родителей,   детей   можно   наградить   по   итогам   рейда.   Например,   на   лучшие тетради, мы одевали «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей – дарили закладки. Важно то, что лучшая тетрадь определяется не по степени грамотности, а по степени аккуратности. Поэтому, даже слабый ученик вполне может стать победителем. 8. Круглый стол.  Лучше проводить его в неформальной обстановке, за чашкой чая. Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или   подготовленный   родитель   в   общих   чертах   освещают   проблему,   далее   идет   дискуссия, выводы. Чтобы родителей не собирать отдельно, можно провести круглый стол перед началом текущего собрания, где нет больших вопросов. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос,   вступать   в   диалог,   вносить   предложения.   Задача   круглого   стола   не   только   решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.  9. Праздники.           Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей,   как   на   интересных,   творческих   людей.   Праздник   создает   особую,   доверительную атмосферу.   В   каждом   классе,   есть   свои   традиционные   праздники.   Часто   родители   сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед   каждым   праздником,   родительский   комитет   обсуждает   детали   (чаепитие,   оформление класса, призы и т.д.) Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.). 10. Семейные вечера. При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Моя семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной   инициативе.   Их   необходимо   настроить,   заинтересовать   в   мероприятии.   Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Бал поколений», «Любимые бабушки наши» и др.) Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.  11. День открытых дверей. Такое   название   носит   символический   характер,   так   как   двери   школы   всегда   открыты   для учеников   и   родителей.   Но   все   же,   родители   чаще   всего   бывают   участниками   внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто­то занят на работе, кто­то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри. Родители   могут   являться   непосредственными   участниками   любого   мероприятия.   Они   могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить   родителей   в   том,   что   их   помощь   необходима   в   образовательном   и   воспитательном процессе класса. Зачастую родители ведут себя как дети: они стесняются проявить инициативу, выделиться   из   толпы.   Родительский   коллектив   класса   должен   стать   надежной   опорой   для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций.  Важными   формами   групповой   работы   являются   также   конференции,   родительские   клубы,  встречи  родителей  с  администрацией   школы,   специалистами   в различных  областях  знаний,   с педагогическим коллективом. Результативность опыта. Родители в моих классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия.  В своей практике, я ежегодно веду учет «Участие родителей в жизни класса». Напротив фамилии каждого ученика я ставлю +, если родители принимали участие в каком­либо мероприятии и ­, если нет. В конце года я подсчитываю количество баллов (+) и довожу их до сведения детей и родителей.  Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание   будущего   поколения,   создание   комфортных   условий   для   полноценного   развития личности. Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.  Все это одно из важнейших условий завоевания классным руководителем авторитета у детей и родителей. Памятка эффективного  взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.  Родителям нужна поддержка , помощь и добрый совет . Если вы ими располагаете , ­ создайте необходимые  условия  для общения  с  вами !  Не беседуйте с родителями  второпях , на бегу ; если вы не располагаете временем , лучше договоритесь о встрече на другое время!  Разговаривайте с родителями спокойным тоном , не старайтесь назидать и поучать; это вызывает  раздражение  и негативную реакцию со стороны родителей !  Умейте   терпеливо   слушать   родителей       ,   дайте     возможность     высказать   по   всем наболевшим вопросам !  Не спишите с выводами ! Обдумайте хорошо то , что вы от родителей услышали !  То, о чем  родители вам  поведывали  , не должно стать достоянием других родителей , учащихся и педагогов!  Если  есть профессиональная    необходимость  поделиться  той  информацией.    Которую сообщили родители ещё с кем­то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить. что любой родитель   хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на бедующее!  Каждая   встреча   с   семьёй   ученика     должна   заканчиваться   конструктивными рекомендациями      для родителей и самого ученика!  Если педагог в какой­то  проблеме или ситуации некомпетентен , он должен извиниться перед родителями и предложить им обратится за консультацией к специалистам !  Если родители принимают активное участие  в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены  классным руководителем   и администрацией школы!

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"

Тема самообразования " Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018