Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)
Оценка 5

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
30.03.2018
Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)
Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс) Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. Цель: Дать понятие о трении, причинах его возникновения, сформировать знания о силе трения, как физической величине. Задачи: Образовательные • изучить три вида сил трения (трение покоя, скольжения, качения); • выяснить природу, направление сил трения, от чего зависит сила трения; • способы увеличения и уменьшения её, полезное и вредное значение; • проверить и закрепить полученные знания Развивающие • формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать явления, делать выводы и обобщения
5008020720.doc
Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс) Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  Цель: Дать понятие о трении, причинах его возникновения, сформировать знания о силе  трения, как физической величине. Задачи: Образовательные     изучить три вида сил трения (трение покоя, скольжения, качения); выяснить природу, направление сил трения, от чего зависит сила трения; способы увеличения и уменьшения её, полезное и вредное значение; проверить и закрепить полученные знания Развивающие   формировать умение делать логические заключения на основе анализа, сравнивать явления, делать выводы и обобщения развивать творческие способности учащихся.  Воспитательные    воспитание убежденности в возможности познания природы. развивать сотрудничество, выслушать товарищей, уважать мнение других.  Оборудование:  Презентация по теме: “Сила трения”,компьютер (ноутбук), мультимедийный  проектор, набор грузов, динамометры, трибометры, бруски лабораторные. I. Орг. момент Настрой на урок Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.  Ход урока II. Повторение изученного материала.           На последних уроках мы с вами изучали силы, существующие в природе, сегодня мы  продолжим изучать эту большую тему, но прежде, давайте повторим ранее изученный  материал и поработаем устно. 1. Что такое сила? (мера взаимодействия тел ) 2. Какие силы вам известны? (­сила тяжести, ­сила упругости, ­сила трения) 3. От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от  её модуля, направления, точки приложения.) 4. Какую силу называют силой тяжести?(Сила с которой Земля притягивает к себе  тела.) 5. Какую силу называют силой упругости?(Силу, возникающую при деформации тел и направленную в сторону, противоположную приложенному усилию.) III. Изучение нового материала. 1 Из всех сил, существующих в природе, мы уже познакомились с силой тяжести и силой упругости, а какую силу мы будем изучать сегодня? ( силу трения) Тема нашего урока: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. Откроем тетради и запишем число и тему урока.           С явлением трения мы знакомы с раннего детства. Но многое нам с вами ещё  непонятно. Что такое трение? Трение – явление. Враг оно нам или друг? Это знают все вокруг: Если б трение пропало Чтоб со всеми нами стало? Мы ходить бы не смогли, Оттолкнувшись от земли. Помогает трение  Начинать движение Всем машинам, тракторам, Мотоциклам, поездам. Ну а также тормозить  И их всех остановить. Но при том приносит вред И не мало разных бед: В станках, приборах Трутся части  И это главное несчастье. И поэтому вопрос Не настолько уж и прост Тренье друг нам или враг? Ответ двоякий: так и так!           Оказывается, что первые исследования трения проведены великим итальянским  ученым Леонардо да Винчи, более 400 лет назад, но его работы не были опубликованы.  Законы трения открыли французские ученые Гильом Амонтон (1699 г) и Шарль Огюстен  Кулон (1785г).  Сегодня мы с вами проведем небольшие исследования, найдем ответы на основные  вопросы.  определение силы трения;( дадим определение этой силе) причины возникновения трения; (выясним причины  её возникновения) виды сил трения; (рассмотрим виды трения) способы уменьшения силы трения; (узнаем способы изменения этой силы)       трение  в природе и технике;( выясним роль силы трения в повседневной  жизни) 2 Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их  относительному движению, называется трением. Сила трения – сила возникающая, при взаимодействии тел, направленна против скорости  движения. Сила трения обозначается Fтр  Прикладывается в точку взаимодействия тел. Направлена против движения тел. Виды трения  Трение скольжения   трение качение трение покоя   Для дальнейшего изучения этой физической величины каждой группе учащихся  предлагается провести эксперимент  и сделать вывод по результатам эксперимента. Задания для групп учащихся 1. Измерить силу трения покоя, скольжения и качения.          Для измерения силы трения покоя расположите деревянный брусок на линейке и  при помощи динамометра определите силу, при которой брусок начинает движение.         Для измерения силы трения скольжения расположите деревянный брусок на  линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой брусок скользит по  поверхности линейки.          Для измерения силы трения качения расположите деревянный колесо на линейке и при помощи динамометра определите силу, при которой  происходит качение. Результаты запишите в тетрадь: Fпокоя=                       , Fскольжен.=                      , Fкачения= Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.  Измерить силу трения при скольжении различных поверхностей. 2.        Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при  помощи динамометра определите силу, при которой брусок  скользит по деревянной  линейке.           Используя разные бруски определите F1=                , F2=              , F3=             .            Результаты запишите в тетрадь. Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента. 3.   Измерить силу трения при скольжении брусков разной массы.  3 Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при  помощи динамометра определите силу, при которой брусок  скользит по  деревянной линейке.     Используя брусок с 1 грузом,  2 грузами и 3 грузами.     Определите F1=                , F2=              , F3=         .  Результаты запишите в тетрадь. Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента. 4.     Измерить силу трения скольжения при разной поверхности соприкосновения  одного и того же бруска.     Для измерения силы трения расположите деревянный брусок на линейке и при  помощи динамометра определите силу, при которой брусок  скользит по  деревянной линейке. Брусок необходимо располагать различными способами,  каждый раз записывая значение силы трения скольжения.     Определите F1=                , F2=              , F3=         .  Результаты запишите в тетрадь. Сравните полученные значения и сделайте вывод по результатам эксперимента.     Для проведения эксперимента отводится 5 минут. Далее следует отчет каждой группы учащихся о проделанной работе с оглашением результатов и выводов. Физическая пауза  IV. Закрепление изученного. Итак, подведём итоги  Причины возникновения силы трения: 1. шероховатость соприкасающихся тел (рисунок 2) 2. взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел (рисунок 3) А теперь попробуем ответить на вопрос : приносит трение нам пользу или от него вред? Польза    Вред Если сила трения нам мешает, приносит вред, можно ли что­нибудь с ней сделать чтобы она не мешала? Замена трения скольжения трением качения • • Смазка 4 • Шлифование А обратная ситуация, когда она приносит пользу? • Использование специальных материалов Ответьте на вопросы: 1. Зачем зимой дорожки посыпают песком?  2. Зачем зимой на задние колеса автомобилей надевают цепи?  3. Зачем на обуви, шинах автомобилей наносят протектор?  4. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло?  5. Зачем спортсмены­лыжники на лыжи наносят особую смазку?  6.  Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь с шипами?  • • • • • • Объясните поговорки: • Не подмажешь – не поедешь!  • Пошло дело, как по маслу.  • Угря в руках не удержишь!  • Лыжи скользят по погоде.  • Из навощенной нити сеть не сделаешь.  Учитель:  Сегодня   на   уроке   мы   познакомились   ещё   с   одной   силой,   которая называется силой трения. Эта сила очень важна для нас. Благодаря  силе трения  мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить   той   жизнью,   к   которой   мы   привыкли.   Сила   трения   возникает   при соприкосновении  одного тела с другим и препятствует  его движению.  Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, хорошо решали задачи, внимательно слушали и принимали активное участие в работе. Как для каждого прошел урок, мы сейчас увидим по результатам самодиагностики. V. Домашнее задание к следующему уроку. § 30,31,32, прошу вас написать рассказ на тему «Если бы не было силы трения на Земле» ( задание выполняется по желанию). VI. Подведение итогов урока, объявление оценок учащимся, рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… • было интересно… • было трудно… • я выполнял задания… • • я понял, что… • теперь я могу… • • • • • • • меня удивило… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… 5 урок дал мне для жизни… • • мне захотелось… Урок окончен, можете идти. До свидания. 6

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)

Тема: Сила трения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018