"Моделирование. Классификация
Тема:
моделей."
9 класс
Цель: познакомить с различными видами моделей, понять в чем разница между
натурными и информационными моделями
Задачи:
Ознакомить учеников с основными понятиями темы: натуральные модели,
информационные модели, формализация;
Формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового
материала, воспитание информационной культуры у учащихся;
Оборудование: ПК, Интерактивная доска, MS PowerPoint
Развить умение определять и анализировать объем информации
I. Организационный момент:
Ход урока:
Приветствие учащихся. Объявление хода урока и цели: познакомит
раз
личными видами моделей, понять
в чем разница между натурными и
информационными моделями.
II. Изучение нового материала:
ь с
Что такое модель? Что мы о ней знаем?
Модель – это некий новый объект, который отражает некоторые
существенные свойства изучаемого явления или процесса.
Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании
моделей.
Классификация моделей материальные(натуральные),
информационные:
Материальные (натурные) модели воспроизводят геометрические и
физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение (детские
игрушки, наглядные учебные пособия, макеты, модели автомобилей и самолетов
и пр.)
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая
свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также их взаимосвязь с
внешним миром.
Вербальные модели словесное описание на естественном языке.
Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными
знаками (средствами любого формального языка).
o Математические математическое описание соотношений между
количественными характеристиками объекта моделирования.
o Графические карты, чертежи, схемы, графики, диаграммы, графы
систем. o Табличные объект свойство, объект объект, двоичные матрицы,
прочие.
В науке существует еще одна разновидность моделей: воображаемые
(идеальные) модели – материальная точка, абсолютно твердое тело,
математический маятник, идеальный газ, бесконечность, геометрическая точка и
пр.
Моделирование натуральное и информационное:
Натуральные: манекен, кукла, производственный робот, скульптура.
Информационные: фотография, анкета, видеофильм, мед. карточка.
Формализация
Что такое формализация? В этом слове заключается суть информационного
моделирования. Информационная модель описывает объект моделирования в
форме какихлибо знаков: букв, цифр, картографических элементов,
математических или химических формул и т. п.
Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта
моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.
Свойства модели зависят от цели моделирования. Модели одного и того же
объекта будут разными, если они создаются для разных целей.
Типы информационных моделей:
Информационная модель одному и тому же объекту можно поставить в
соответствие разные информационные модели (вербальные, математические,
табличные, графические); все зависит от цели моделирования.
Вербальная модель – это письменное или устное представление инф
ной модели средствами естественного языка.
Примеры вербальных моделей:
информация в учебниках
произведения художественной литературы
тексты, описывающие алгоритмы
текстовое описание объектов и процессов
Математическая модель описание математическими формулами
соотношений между количественными характеристиками объекта
моделирования.
Примеры математических моделей:
модель прямолинейного перемещения тела
математическая модель периода колебаний пружинного маятника
Табличная информационная модель – это модель, в которой
объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения
размещаются в ячейках прямоугольной таблицы.
Типы табличных моделей:
•
таблицы типа «объектсвойство»
Еще одной распространенной формой информационной модели является
прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц
•
•
•
•
•
• настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных
объяснений.
В качестве примера рассмотрим таблицу
Таблица. Домашняя библиотека
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая
интересует пользователя. Например, кроме тех сведений о книгах, которые
включены в таблицу 2.1, существуют и другие: издательство, количество страниц,
стоимость. Однако для составителя таблицы 2.1 было достаточно сведений,
которые позволяют отличить одну книгу от другой (столбцы «Автор», «Название»,
«Год») и найти книгу на полках книжных стеллажей (столбец «Полка»).
Предполагается, что все полки пронумерованы и, кроме того, каждой книге
присвоен свой инвентарный номер (столбец «Номер»).
Таблица 2.1 — это информационная модель книжного фонда домашней
библиотеки.
•
•
таблицы типа «объектобъект»
Другим распространенным типом таблиц являются таблицы, отражающие
взаимосвязи между разными объектами. Назовем их таблицами типа «объект
объект». Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости.
Строки относятся к ученикам — это первый вид объектов; столбцы — к школьным
предметам — второй вид объектов. В каждой клетке на пересечении строки и
столбца — оценка, полученная данным учеником по данному предмету.
двоичные матрицы
В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется
матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется
двоичной матрицей. Числовая часть таблицы 2.4 представляет собой двоичную
матрицу. В ней приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех
факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение,
ноль — непосещение. Из этой таблицы следует, например, что Русанов посещает
геологию и танцы, Семенов — геологию и цветоводство и т. д.
В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный
характер связи между объектами (есть дорога — нет дороги; посещает — не
посещает и т. п.)
Графическая информационная модель – это наглядный способ
представления объектов и процессов в виде графических изображений.
Примеры графических информационных моделей: карта, чертеж, схема,
граф, диаграмма, график.
Закрепление нового материала:
Давайте выполним с вами тест на оценку, по пройдённому материалу. Вам 3 мин
на повторение, потом садимся за компьютеры и выполняем тест.
Проверка теста и запись оценок.
Опрос по теме: 1. Что такое модель?
2. Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели?
• Муляжи продуктов в витрине магазина;
• чучело птицы;
• заводной игрушечный автомобиль.
3. Что такое информационная модель?
4. Поясните разницу между технической моделью самолета и информационной
моделью самолета (чертежом).
5. Можно ли элементы следующего списка считать информационными моделями?
Если «да», то что для них является объектом моделирования?
• Расписание уроков;
• программа телевидения;
• рецепт на получение лекарства.
6. Придумайте несколько вариантов описания одного и того же объекта для разных
целей.
7. Назовите процессы или явления, которые невозможно или очень сложно
воспроизвести в натурных моделях.
8. Что такое формализация? Можно ли выставление учителем оценки за ваш ответ
на уроке назвать формализацией?
Домашнее задание:
На след занятие принести на флэшносителе информационную модель любого
типа о своем любимом животном.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.