Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.
По содержанию урок комбинированный (смешанного типа), проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний. Исходя из этих данных, он имеет свою особую структуру и методы обучения.
7 класс Болезнетворные бактерии - копия.docx
7 класс
Урок № 7
Тема: Болезнетворные простейшие
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии
простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни
человека.
Задачи урока.
1. Образовательные:
на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства
с новым материалом, создать современное представление о многообразии
простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в
жизни человека;
раскрыть особенности строения паразитических простейших;
выяснить основные отличия между представителями различных классов
простейших.
2. Развивающие:
развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения
изученного материала;
развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал,
работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
развивать логическое мышление.
3. Воспитательные:
воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;
прививать экологическую культуру учащимся;
развивать мировоззренческие позиции.
Оборудование: таблицы: « Одноклеточные животные»; «Строение желудка крупно
рогатого скота», «Строение ротового аппарата мухи», рисунки представителей
простейших; карточки; схемы, компьютер, диск с презентацией урока, основной
раздаточный материал.
Структура урока.
По содержанию урок комбинированный (смешанного типа), проблемноразвивающий; урок
повторения и расширения знаний. Исходя из этих данных, он имеет свою особую структуру
и методы обучения.
1. Организационный момент:
1.1.Психологический настрой учащихся.
1.2. Готовность учителя к уроку.
1.3. Мобилизирующее начало урока. Актуализация знаний учащихся.(Создание
проблемной ситуации, постановка цели урока).
2. Основная часть урока. (Содержательная часть)
2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение
ранее изученного:
фронтальный опрос;
самостоятельная работа в группе (по заполнению таблицы);
самооценка выполненной работы;
игравикторина на развитие логического мышления, с повторением межпредметных
связей;
составление схемы в тетрадях и на доске по теме: «Значение простейших в природе и
жизни человека». 3. Изучение нового материала.
3.1.Работа с карточкамиинформаторами в группах, подготовка презентаций.
3.2. Выступление учащихся у доски по теме: «Что я узнал?»
3.3.Выработка памятки профилактики заболеваний, вызываемых простейшими
паразитами.
Давайте тогда с ними познакомимся. (На столах у учащихся есть карточки с названием
простейших и их описанием.Они читают материал и готовят устную презентацию).(Слайды
Класс Саркодовые, вид – Дизентерийная амеба. Человек заражается, проглатывая
цисты паразита с водой или пищевыми продуктами, загрязненными землей. Паразит живет в
кишечнике, питаясь клетками. Может попасть в кровь. Профилактика – соблюдение мер
гигиены.
Класс Жгутиконосцы, вид Трипаносома. Паразитирует у человека и
млекопитающих (овцы, козы, свиньи, иногда собаки). Переносчиком служат муха це
це( это только для Западной Африки). Муха при сосании крови больного животного
заражается трипаносомами, которые попадают в желудок мухи, где активно размножаются.
Кусая человека муха ему передает трипаносом со слюной. Паразиты попадают в кровь и
лимфу, затем переходят в лимфатические сосуды, спинномозговую жидкость, а там, в
ткани головного и спинного мозга. Основная профилактика – уничтожение мухи цеце и
мест её размножения (водоемов).
Среди паразитических жгутиконосцев особое внимание заслуживают паразиты многих
позвоночных –лейшмании. Они очень мелкие: длина их тела всего 24 мкм. Лейшмани
являются внутриклеточными паразитами,так как вызывают тяжелые поражения внутренних
органов и кожи (лейшманиозы). Паразиты передаются через
укусы москитов В организме человека паразит теряет жгутик, а в теле москита его жгутик
восстанавливается.Один из видов лейшманий, распространенных в Южной Европе, Индии и
Средней Азии
Профилактика. Личная – индивидуальная защита от укусов москитов; общественная –
уничтожение природных резервуаров (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д.)
Одновременно рекомендуется проводить санитарнопросветительную работу среди
населения, а также делать прививки.
В кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых
беспозвоночных обитают лямблии. Длина тела этих паразитов 0,008 – 0,03 мм. Лямблии
обитают в верхних отделах тонкого кишечника человека. Попадая в нижние отделы
кишечника, лямблии образуют цисты, которые выводятся во внешнюю среду и служат
источником заражения новых хозяев. Источником заражения служат немытые овощи,
фрукты, некипяченая вода, грязные руки. Иногда заражение лямблиями происходит без
болезненных симптомов. Однако эти паразиты, пронизывают желчный пузырь, вызывают
его воспаление (холецистит). Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая
ими, называется лямблиозом.
Профилактика. Соблюдение правил личной гигиены. Употребление в пищу мытых овощей
и фруктов. Употребление для питья только кипяченой воды. Борьба с загрязнением почвы.
Санитарнопросветительская работа.
Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий,
относящийся к типу Споровиков. Это простейшие животные, ведущие паразитический
образ жизни и обитающие внутри клеток других организмов. В кровь человека малярийный
плазмодий проникает при укусе малярийного комара на стадии очень мелких
червеобразных одноядерных клеток. Они с током крови попадают в печень человека, где
растут и размножаются делением. Образовавшиеся в процессе размножения клетки
попадают в кровяное русло и внедряются в эритроциты, где также размножаются. Когда паразиты выходят из эритроцитов, ядовитые продукты их жизнедеятельности попадают в
кровь – происходит изнуряющий больного приступ лихорадки. Вызываемая малярийным
плазмодием малярия очень опасная болезнь. Раньше от неё умирало много людей.
Распространена малярия в тропиках и субтропиках.
Профилактика. Применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают
болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией
была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных
комаров. Малярийным плазмодием – это возбудитель малярии, одного из древних и до
сих пор широко распространенных заболеваний
Составление памятки профилактики.
Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с
учащимися профилактические меры
соблюдение правил личной гигиены;
кипячение воды;
добросовестное приготовление пи
требования к качеству сырых продуктов;
своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)
научнопросветительская работа среди населения. Разрешение проблемной
ситуации. Закрепление материала, работая по классификации простейших,
учитывая внешние признаки.
О каких видах взаимоотношениях шла речь в отрывке?
Проверка результатов.
И в заключении мне хотелось бы проверить, как вы запомнили особенности простейших и
сможете распределить простейших по систематическим группам.(
4. Закрепление материала, изученного на данном этапе и ранее пройденного.
4.1 Самостоятельная работа учащихся по классификации, на основе внешнего строения.
4.2. Самопроверка.
5. Подведение итогов и результаты урока.
6. Рефлексия
Тема урока "Болезнетворные бактерии"
Тема урока "Болезнетворные бактерии"
Тема урока "Болезнетворные бактерии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.