Тема урока: «Прибавить и вычесть число 3»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: «Открытие нового знания» Задачи урока: - научиться решать примеры вида …+3, …-3; -совершенствовать умение решать задачи; -оценивать себя, границы своего знания и незнания; -работать в паре и оценивать товарища. Ожидаемые результаты: Предметные УУД: Понимать, что значит прибавить 3 и вычесть 3 по частям. Уметь решать задачи. Метапредметные: Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; с помощью учителя добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке . Коммуникативные УУД: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Регулятивные УУД: -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Личностные УУД: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Оборудование: - М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика ч.1», Москва «Просвещение» 2012год; - М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Рабочая тетрадь ч.1. -индивидуальные пособия (карточки, вееры, круги цветные );компьютерная презентация.
Иконка файла материала 000c6e7e-3c639a15.docx

 

 

ПРОЕКТ УРОКА

Учебный предмет: математика

Класс: 1

УМК: «Школа России»

Автор: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. М. Просвещение, 2012.

Тема урока: «Прибавить и вычесть число 3»

Тип урока: «Открытие нового знания»

Задачи урока:

- научиться решать примеры вида …+3, …-3;

-совершенствовать умение решать задачи;

-оценивать себя, границы своего знания и незнания;

-работать в паре и оценивать товарища.

Ожидаемые результаты:

Предметные УУД:

Понимать, что значит прибавить 3 и вычесть 3 по частям. Уметь решать задачи.

Метапредметные:

Познавательные  УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; с помощью учителя добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Личностные УУД:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

- М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика  ч.1», Москва «Просвещение» 2012год;

- М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Рабочая тетрадь ч.1.

 -индивидуальные пособия (карточки, вееры, круги цветные );компьютерная презентация.

 

План урока (этапы)

Время, отводимое на каждый этап

1.       Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

2.       Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

6 мин.

3.       Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

2 мин.

4.       Построение проекта выхода из затруднения

13 мин.

 

 

5.       Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7 мин.

6.       Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7 мин.

7.       Включение в систему знаний.

3 мин.

8.       Рефлексия учебной деятельности на уроке.

2 мин.

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Этап урока

 

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Теоретическое обоснование

I.Мотивация к учебной деятельности

Создаёт положительный настрой на урок. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условие для возникновения у учеников внутренней потребности включаться в учебную деятельность.

 

Настраиваются на работу

Личностные УУД:

-самоопределение.

II.Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует фронтальную устную работу  с классом по презентации.

Актуализация изученных способов действий.

1Игра «Молчанка»(слайд 2 )

(Учитель показывает число)

 

2. «Помоги волшебнику расселить числа в домики по убыванию».(слайд 3 )

 

3.Засели домики.(слайд 4)

(показывают на веерах)

4.-Задача в стихах:

6карандашей у Миши,

2карандаша у Гриши,

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

5- Рассмотрите геометрические фигуры.(слайд  5 )

-Сравните: чем похожи, чем различаются? (похожи: все фигуры треугольники, различаются цветом, формой, размером).

-Докажите, что это треугольники .

 

-Молодцы, а теперь я предлагаю вам следующее задание.

 6.Волк и заяц составляли друг для друга примеры и решали их. Проверьте правильность выполнения заданий.

Заяц.

8+2=10

6-1=5

6+3=8

Волк.

7+1=8

9-2=7

8-3=6

(слайд 6 )

 

Слушают учителя, считают устно.

 

 

Молча выполняют действие, показывают ответ с помощью веера.

 

Вспоминают по порядку числа от1 до 10.

 

 

Вспоминают состав чисел.

 

 

 

 

 

 

Сравнивают, находят общие признаки(все фигуры треугольники), отличительные признаки (цвет, форма, размер).

 

 

 

Доказывают, что у них три стороны, три угла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Пытаются исправить возникшие ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

-оценка-(выделение  и осознание того, что уже усвоено)

Познавательные логические УУД: сериация.

 

 

Познавательные УУД:

Подведение под понятие.

Познавательные УУД: общий приём решения задач (установление отношений между данными и вопросом)

Познавательные логические УУД: сравнение

 

 

 

 

 

 

Логические УУД: доказательство.

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

III.Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Организует  выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

-Кто нашёл значения всех выражений?

Скажите, значения всех ли выражений были найдены правильно?

-В чём причина ошибки, которую допустили  герои?

(заяц и волк не знают, как прибавлять и вычитать число 3)

Организует постановку цели урока.

-Кто скажет: «Чему мы будем учиться на уроке?»

 

 

Под руководством учителя выявляют  место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью учителя ставят цель урока и  формулируют тему урока: «Прибавить и вычесть число 3»

(слайд 7)

 

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной

форме.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя .

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

 уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

 

 

IVПостроение  проекта выхода из затруднения.

-Вспомните состав числа 3.

-Какие знания помогут нам

объяснить нашим героям, как прибавлять и вычитать  число 3?

(мы знаем, как прибавить и вычесть число 1 и число 2)

 

 

-Как  же вы предлагаете прибавить число 3? (по частям)

Практическая работа.

Положите 5 красных кругов. Справа положите 3 синих круга.

-Как  можно прибавлять к 5 число 3 по частям? ( К 5 кругам положить сначала 1круг- будет 6 кругов, потом ещё 1 круг- будет 7 кругов, потом ещё 1- будет 8 кругов.)

-Как это записать? (5+1+1+1=8)

-Какой ещё способ можете предложить? (Можно к 5кругам прибавить сначала 2 круга, а потом ещё 1)

-Прибавьте к 5 кругам 2 круга.

-Сколько стало кругов? (7)

-Как получили 7? (5+2=7)

-Сколько кругов ещё нужно прибавить? (1)

-Почему? (3-это 2 и 1, 2 уже прибавили, осталось прибавить 1)

-Сколько кругов стало? (8)

-Как получили 8?

(7+1=8)

-Сколько кругов было сначала? (5)

-Сколько прибавили всего к 5? (3)

-Как прибавляли 3? (сначала прибавили 2, а потом 1)

Как можно было по-другому к 5 прибавить 3?

(сначала прибавить 1, а потом 2)

-Сделайте вывод: как можно прибавить число 3?

…+1+1+1,

…+2+1,

…+1+2.(слайд 8)

-Теперь положите 4зелёных круга, 2 красных и 1 желтый. Сколько всего кругов положили? (7)

Из 7 нужно вычесть 3. Как это сделать?

(Сначала можно взять 2 красных круга, а потом1 жёлтый.)

-Сколько кругов осталось?(4)

-Как получили?

7-2=5

5-1=4.

-Можно ли было по-другому брать круги? (Да, сначала взять 1 жёлтый, а потом 2 красных)

-Как это записать?

7-1=6

6-2=4.

-Сделайте вывод: как можно вычесть 3? (Можно вычесть сначала 1, а потом ещё 2 или вычесть 2, а потом ещё 1.)

 

 

 

 

Дети вспоминают состав числа3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся придвигают 2круга.

 

 

 

 

Учащиеся придвигают ещё 1 круг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибавляют сначала 1 круг, а потом 2 круга.

 

 

Дети делают вывод, выбирают наиболее рациональный.

 

 

Выполняют практическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу с кругами.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке ;

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других .

Познавательные УУД:

-постановка проблемы.

 

Познавательные УУД:

Знаково-символические действия:

-моделипрование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

-выдвижение гипотез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

-выдвижение гипотез.

 

 Динамическая пауза (слайд 9)

Показывает движения для снятия утомления.

-А теперь мы отдохнём,

Динамическую паузу проведём

Повторяют движения за учителем.

 

 

 

 

 

 

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

-На какие же части мы разбили число 3? (1 и 1 и 1, 2 и 1, 1 и 2).

(слайд 9)

-Посмотрите, я записала несколько выражений, будем находить результат.

Образец рассуждения:

3+3=

1)Определяю, какие числа даны (3 и 3)

2)применяю правило (3 это 2 и 1; 3 это1 и 2).

3)выполняю вычисление удобным для меня способом (к 3+2=5, знаю, что +1 это назвать следующее при счёте число, а за числом 5 при счёте следует число 6, значит к 5+1=6).

4)называю результат (3+3=6)

-Кто запомнил и может повторить, как +-3 по частям?

Работа по учебнику на  стр.104 (вверху)

-Рассмотрите примеры и рисунки к ним. Объясните, как прибавляли к 6 число 3?

(К 6 прибавили 2, получили 8, к 8 прибавили1, получили 9. Значит, если к 6 прибавить3, получится 9. Или к 6 прибавить 1,получится 7, к 7 прибавить 2, получится 9. Значит, если к 6 прибавить 3,получится 9.)

-Объясните, по рисункам, как вычитали число3.

Выполнение №1 на стр. 104

 

 

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа;

Записывают и решают с объяснением  примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый столбик примеров объясняет один ученик всему классу, второй столбик и третий разбираются в парах.

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

уметь прибавлять и вычитать числа, используя правило;

уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Обобщение способа прибавления и вычитания числа 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

-выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные  УУД:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организует самопроверку по эталону;

организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками;

организует самооценку.

.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (карточки) слайд 10

Эталон для самопроверки

6+3=9

3+3=6

8-3=5

10-3=7

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

-В чём причина?

2.Распределить в 2группы и вычислить.

(слайд 11 )

Выполняют задания самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину , исправляют ошибки (если они есть);

выполняют самооценку.

Регулятивные УУД:

уметь прибавлять и вычитать числа, используя правило;

уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь выполнять работу по предложенному плану.

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок .

 

 

 

 

 

 

Логические УУД:

-распределить на группы.

VII .Включение в систему знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII I.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организует выполнение заданий на включение данного материала в систему знаний учащихся.

Учебник с.104 №2,1-й столбик.

Решение задачи №4, №5. На стр.105

Рабочая тетрадь с.38,№1 (с опорой на наглядность).

 

 

 

Организует фиксирование нового содержания, изученного на уроке.

-Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Соотносит цель учебной деятельности её результаты.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-Расскажите чему научились на уроке.

У кого были трудности в прибавлении (вычитании)3?

 

- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

(слайд12)

Выберите смайлик…

Кто научился прибавлять и вычитать 3 и всё верно выполнял- смайлик весёлый.

Кто хорошо работал, но допускал ошибки, кому надо ещё потренироваться – смайлик задумчивый.

Кто ничего не понял на уроке – смайлик грустный.

Прикрепите смайлики на доску.

Подводит итоги индивидуальной и совместной деятельности.

Сегодня вы работали…

(слайд 13).

Спасибо всем  за работу.

 

Выполняют задание на включение нового материала в систему своих знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепляют смайлики на доску.

 

 

 

 

Познавательные УУ:

уметь анализировать, сравнивать, делать выводы .

 

 

 

Познавательные УУД:

-понимание текстов;

-общий приём решения задач ( установление отношений между данными и вопросом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.