Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).
Оценка 4.7

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
8 кл
02.04.2017
Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).
Родной край – частица нашей огромной страны. Знаменитый советский ученый А.Е. Ферсман, обращаясь к молодежи, писал: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку, свою речку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!» Любовь к родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце. Красива и щедра нижегородская земля. Как богата и разнообразна природа, сколько чудесных уголков на её территории! Загадочность, таинственность, неизведанность, красота Нижегородской области и её уникальных уголков всегда притягивает учёных, путешественников, исследователей всего мира. А наша Волга! Вряд ли найдется человек, который был бы равнодушен к её красоте, её истории, судьбе. Это не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга – путь исторический, где сходится прошлое и настоящее русского народа и всех народов, населяющих волжские берега. Волга – это исключительное явление природы, связавшее воедино разные географические зоны, уникальный экономический потенциал страны, вобравший в себя старые и новые города, гидростанции, заводы и фабрики, речной флот, агропромышленные объединения
Уникальность природы.doc
муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза Урок географии  (8 класс) ­ метод проектов   Тема: Природные особенности Нижегородской области.                                                                                        Выполнила учитель географии: Пискунова НинаИвановна  г. Перевоз 2017г. Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области.                        Тип урока: урок изучения нового материала, использование метода проектов.                                               Цели урока:                                                                                                                                          Образовательно­развивающие:                                                                                                                            ­ выявить особенности природы Нижегородской области, усвоить взаимосвязь между компонентами  природы, устанавливать связь между географическим положением, природными условиями и  уникальностью Нижегородской области.                                                                                                Дидактические:                                                                                                                                                       ­ создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и  умений в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала  средствами технологии метода проектов самостоятельного обучения.                                                              Воспитательные:                                                                                                                                                  – формирование диалектико­материалистического мировоззрения на основе философских категорий:  «причина­следствие», «целое­часть», «общее – особенное ­ единичное».  Задачи:                                                                                                                                                 Образовательные:                                                                                                                                                  ­ способствовать пониманию закономерностей зонального поясного характера изменения природных  условий в Нижегородской области.                                                                                                                   Развивающие:                                                                                                                                                          ­ продолжить обучение методами географических исследований: системный подход – выделение климата как ведущего элемента в системе ПТК Нижегородской области.                                                        Воспитательные:                                                                                                                                                     ­ формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и обучающихся в процессе группового и  самостоятельного обучения школьников.                                                                                                          Методы: репродуктивный, частично­поисковый, исследовательский.                                                       Формы организации: групповая, фронтальная, индивидуальная.                                                                     Оборудование урока: учебник «География. 9 класс», учебное пособие «География Нижегородской  области», «Географическое краеведение. Нижегородская область», «Географическое краеведение.  Перевозский район», географический атлас Нижегородская область, атласы, настенные карты  «Физическая карта мира», Карта Нижегородская область, карта Перевозский район,  глобус,  энциклопедические словари, выставка творческих работ учащихся  «Природа Нижегородской области»,  презентации,  компьютер, интерактивная доска, Интернет.   Ход урока 1 этап  ­ Погружение в проект –  физкультминутка, настрой учащихся на интересную работу,  чёткое и конкретное объяснение учителем целей и задач урока, составление проектов и его конечного  результата, создание рабочих групп.                                                                                                                       2 этап  ­  Организация деятельности.                                                                                        Учитель. Ребята! Как вы думаете, можно ли природу Нижегородской области назвать уникальной?          Ответы учащихся:  ­да;  ­ много растений;  ­ речка Пьяна;                                                                                                                                                           ­ Ичалковский бор.                                                                                                                                           Учитель: У вас есть желание, больше узнать интересного материала о природе Нижегородской области?  Мы будем составлять проекты.                                                                                                            Сегодня у  нас на уроке присутствуют гости ­ учёные, исследовавшие  Нижегородскую область, ученый и   исследователь,  и прежде чем приступить к  составлению проектов они зададут вам  интересующие их  вопросы, а затем примут участие в оценивании ваших проектов. *Ученый задаёт первую группу вопросов  по  ГП Нижегородской области:                                              1. На какой равнине расположена Нижегородская область? (Восточно­Европейской)                                     2. В состав, какого экономического района входит Нижегородская область? (Волго­Вятского)                    3. Географическое положение Перевозского района? (Расположен на юго­востоке Нижегородской  области) *Исследователь задаёт вторую группу вопросов по истории образования Нижегородской области:              1. С какого года начинается официальная история Нижнего Новгорода и всего нашего  края? («Князь Юрий Всеволодович заложил град на усть Оки и нерече имя ему Новгород  Нижний» ­ с этого сообщения 1221 года, начинается официальная история Нижнего  Новгорода и всего нашего края).                                                                                                              2. О каком городе Нижегородской области так величественно отзывался великий русский  художник И.Е. Репин: «Этот царственно поставленный над всем востоком России город  совсем закружил наши головы. Мы захлебывались от восхищения им, и перед нашими  глазами вставала живая история старой Руси, люди которой, эти сильные люди хорошей  породы, так умели ценить жизнь… Эти не любили селиться где­нибудь и как­нибудь»  (Нижний Новгород).                                                                                                                               3. В каком году было первое официальное упоминание о Перевозе? (Первое официальное  упоминание о Перевозе относится к 1591 году).   Первые отечественные исторические сведения в «Повести временных лет»  (XII век) сообщают, что «…по Оке­реке, где потече в Волгу, мурома язык свой  и черемиса язык свой, мордва свой язык». На стыке первого и второго  тысячелетий нашей эры восточно­славянские племена в низовьях Оки  соседствовали с племенами марийцев и мордвы. В XII веке в этих местах  появились первые города и первые государства. Восточно­славянские владения граничили с Булгарским государством. Учитель. Ребята! На прошлом уроке творческие группы получили домашнее задание составить   характеристику поэтапного заселения Нижегородской области. Используя ваши данные,  занесем  сведения в таблицу. В дальнейшем информацию используем при создании проектов (слайд)                                                                                                                                                                   1 ученик:               1 этап. Как  свидетельствуют  археологические  исследования,  люди на  территории  современной   Нижегородской  области живут  тысячи лет. 2­й ученик:           2 этап. Основание Новгорода  Нижнего  В начале XIII века (1221 год) основан Новгород Нижний при слиянии Оки с  Волгой, который на протяжении всей своей истории играет  выдающуюся роль   опорного центра для окружающих его земель. Несмотря на междоусобицы и  разорения, нижегородская земля экономически успешно развивалась благодаря естественному транспортному водному пути, обеспечивавшему удобные  выгодные торговые связи с другими землями. Через сотню лет после монголо­ татарского нашествия Нижний Новгород стал столицей великого  Нижегородско­Суздальского княжества. Оно объединилось с другими  русскими землями в единое централизованное  государство и в его составе  выполняло важнейшую функцию – восточного форпоста. Нижний Новгород  перестраивается. В начале XVI века был возведен каменный кремль,  сохранившийся до наших дней. На Волге, при впадении Суры, создан  укрепленный пункт – Василь Сурский. Строились и другие укрепления. 3­й ученик:           3 этап.  Интенсивное  заселение земель  Нижегородского  Правобережья   4­й ученик:           4 этап.  Хозяйственное  освоение  Правобережья к  XVII веку  После победы в 1552 году Ивана Грозного над Казанью  Нижегородский  кремль утратил военное значение, а земли Нижегородского Правобережья  начали интенсивно заселяться. В колонизации края большую роль сыграли  монастыри, своеобразные церковно­военные крепости.  Широко известна  деятельность Печерского и Благовещенского под Нижним Новгородом, Дудина – на Оке, Макарьевского – на Волге и других монастырей. Под стенами  монастырских крепостей росли селения. С монастырями того периода связано  развитие науки и искусства. Так, в XIVвеке монах Печерского монастыря  Лаврентий оставил потомкам исторический труд, именуемый Лаврентьевской  летописью. Около монастырских стен  процветала торговля. Организованная в  Васильсурске большая ежегодная  ярмарка (начало XVI века) через сотню лет  была переведена к Желтоводскому Макарьевскому монастырю, где почти два  столетия каждое лето собирался всероссийский торг, перенесенный в Нижний  Новгород в начале XIX века. Нижегородская область имеет богатое историческое наследие, это один из  старопромышленных районов страны. Хозяйственное освоение Правобережья к XVII веку выразилось в основном в развитии землепашества. Этому  способствовало перенеснение границ Русского государства на юго­восток от  нижегородских земель. Феодальные вотчинники вывозили много зерна и вина. В середине XVII века на нижегородских землях боярина Морозова было  организовано массовое производство поташа (буды) на будных станах или  майданах. Поташное производство приводило к массовому уничтожению лесов. Освоение Заволжья началось по времени несколько позднее, чем  Правобережье.   Физкультминутка:                                                                                                                                   Учитель: Ребята, давайте на минутку мысленно представим огромные волжские просторы,  бескрайние поля и леса. Для этого закройте глаза, наклоните голову  на правое плечо, затем на  левое плечо.  Правую руку направляем  на север района, а левую на юг. Выполняем это движение  5 раз. А теперь посмотрите в окно, вы видите  заснеженный пейзаж в Перевозе, какие красивые  деревья в снежном убранстве. Улыбнулись соседу. Присели 5 раз.  3 этап ­ Осуществление деятельности.  Выполнение информационного проекта Учитель: Родной край – частица нашей огромной страны. Знаменитый советский ученый А.Е. Ферсман,  обращаясь к молодежи,  писал: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку, свою речку! Не  бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!» Любовь к родине – одно из  самых прекрасных человеческих чувств. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца  жизни проносит в своём сердце. Красива и щедра нижегородская земля. Как богата и разнообразна  природа, сколько чудесных уголков на её территории! Загадочность, таинственность, неизведанность,  красота Нижегородской области и её уникальных уголков всегда притягивает учёных,  путешественников, исследователей всего мира. А наша Волга! Вряд ли найдется человек, который был  бы равнодушен к её красоте, её истории, судьбе. Это не просто река, не просто вода, не просто водный  путь. Волга – путь исторический, где сходится прошлое и настоящее русского народа и всех народов,  населяющих волжские берега. Волга – это исключительное явление природы, связавшее воедино разные  географические зоны, уникальный экономический потенциал страны, вобравший в себя старые и новые  города, гидростанции, заводы и фабрики, речной флот, агропромышленные объединения. Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит  исследовать особенности  природы Нижегородской области.  Класс делится на 5 групп проектировщиков, каждый участник вносит свой вклад в изучение,  исследование  и охрану природы Нижегородской области.                                                                                 Выполняются информационные проекты по 5 темам:                                                                                   ­ геология Нижегородской области;                                                                                                                       ­ рельеф и полезные ископаемые области;                                                                                                ­  климатические особенности Нижегородской области;                                                                                         ­ растительный и животный мир Нижегородской области;                                                                                   ­ природные особенности Перевозского района.                                                                                                   Цели и задачи проекта:                                                                                                                                         1.Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций, обобщение и систематизация знаний о  природе Нижегородской области.                                                                                                                           2. Показать возможности использования компьютера и интерактивной доски как инструмента  практической и учебной деятельности человека.                                                                                     3.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.                                                                         4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации.             5.Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу  различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и чётко излагать свои мысли.                           6.Уметь слушать и уважать мнение товарища.                                                                                                       7. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи. Этапы осуществления  информационного проекта № Этапы работы Задачи Содержание 1. Погружение в  проект Подготовка 1.Выбор тем   информационных  проектов                                                             2. Организация  деятельности Планирование 3. Осуществление  Исследование деятельности  (отвечают на  вопросы) 1. Определение  источников  информации                 2. Определение  способов сбора и  анализа информации   3. Определение  способа  представления  результатов.                 4. Разделение  обязанностей между  членами команды. 1.Поиск и сбор  информации, решение промежуточных  задач.                            Деятельность  учащихся Каждая группа  обсуждает тему  проекта с  учителем и  получает при  необходимости  нужную  информацию,  устанавливает  цели (вопросы)  Выбирают план  действий,  формируют  задачи Деятельность  учителя Знакомит со  смыслом  проектного  подхода и  мотивирует в  постановке целей  (вопросов) Предлагает идеи,  высказывает  предположения Выполняют  исследование,  решая  промежуточные  Наблюдает,  советует, косвенно  руководит  деятельностью. 2. Анализ  информации,  формулирование  выводов 1. Обобщение               2. Оформление  отчёта 4. Презентация  результатов.  Защита  проектов. Представление или отчёт. 5. Рефлексия Оценки  результатов  процесса в  целом. 1. Высказывание  своей точки зрения      2. Подведение итогов задачи,  анализируют  информацию. Докладывают о  результатах своей работы.   Участвуют в  оценке путём  коллективного  обсуждения и  самооценок. Осуществляют  рефлексию  процесса, себя в  нём с учётом  оценки других.  Проводится  групповая  рефлексия. Учитель организует экспертизу,  привлекая геолога  и полярника,  оценивает усилия  учащихся, качество исполнения и  использования  источников,  качество отчёта. Оценивает свою  деятельность по  педагогическому  руководству  деятельностью  детей, учитывает их оценки 4 этап ­ Презентация результатов. Защита проектов. Учитель: Проекты составлены. Каждая группа представляет свою исследовательскую работу ­ проект.  Эксперты – ученый и исследователь оценят работу. Каждый участник пресс­ конференции выслушивает  представленные проекты, оценивает и высказывает свою точку зрения. Группа №1. Проект «Геология Нижегородской области» Вопросы Содержание проекта Примечания 1. Результаты  геологических  исследований  Нижегородской  области  Атлас  Нижегородск ой области,  презентация  Проектировщики: 1­й: Наш проект основан на результатах исследований Нижегородской области.  Земная кора Нижегородской области – участок Русской плиты древней Восточно­ Европейской платформы. Имеет двухъярусное  строение: нижний ярус сложен кристаллическими  породами архейского и протерозойского возраста.  Верхний этаж плиты – осадочный чехол – состоит из  горизонтально наслоенных осадочных пород морского  и континентального происхождения,  сформировавшихся  в позднепалеозойскую,  мезозойскую и кайнозойскую эры истории Земли. Предлагаем дальнейшее исследование  геологического строения Нижегородской области, в содружестве со всеми заинтересованными научно  исследовательскими организациями.                                 2­й: Если условно снять в пределах нашей области с  поверхности кристаллического фундамента весь Иллюстрации, рисунки,  энциклопедич еский словарь Карта  «Геологическ ое строение  Нижегородск ой области» 2. В чём  особенности  кристаллического фундамента?                                   3. Какие  геологические  территории  находятся под  охраной  государства?  осадочный чехол, то совсем необычный, далеко не  равнинный рельеф предстанет перед нами. Вся южная  её территория окажется приподнятой над северной на  2000 м и более. На юге и крайнем севере области  пермские и триасовые породы во многих местах  покрыты морскими темно­серыми пластичными  глинами и тонкозернистыми зеленоватыми песками. Предлагаем  проложить экскурсионные тропы на  лыжах в зимнее время года.  3­й: В нашей области есть территории с интересными  геологическими заказниками. Один такой заказник –  Ичалковский бор – в Перевозском районе.Там можно  наблюдать удивительные карстовые провалы, пещеры,  пропасти, обнажения известняков и доломитов с  отпечатками моской фауны, встретить необычные для  нашей области растения. Таким образом, можно  обеспечить международную безопасную добычу  полезных ископаемых в научных целях.    Вопрос учителя: Какую оценку данному проекту  даст  ученому?  Ответ ученого: оценка проекту положительная,  потому что знание геологического строения нашей  области дает возможность проследить весь путь  формирования территории в целом. Группа № 2.  Проект  «Рельеф и полезные ископаемые Нижегородской области». Вопросы          Содержание проекта Примечания 1. Рельефообразу­­ ющие  процессы 2. В чём особенность  минеральных  ресурсов области?      Проектировщики:   1­й: Нижегородская область является частью  Восточно­Европейской равнины. Основными  рельефообразующими факторами, формирующими  современную скульптуру поверхности являются  новейшие тектонические движения, речная и  овражная эрозия, плоскостный смыв, подмыв  берегов водами водохранилищ, оползни, карстовые процессы и деятельность человека.Волга делит  область на две различные по рельефу территории –  правобережную возвышенную и заволжскую  (левобережную) низменную.  2­й: Из местных минеральных ресурсов наиболее  важны строительные материалы, а также  минеральные и органические удобрения для  сельскохозяйственного потребления.  Строительные материалы: кирпичные глины или  суглинки, пески­отошители, керамзитовые глины,  песчано­гравийный материал, строительные пески,  карбонатные породы для получения извести и  строительного камня, строительный гибс. Предлагаем экскурсию в Пешеланский музей  горного дела. Вопрос учителя: Какую оценку данному проекту  даст исследователь?                                                      Ответ исследователя: проект оценивается  положительно. Ребята, у вас есть возможность  посмотреть, как  добывается  гибс, посетив «Музей горного  дела» в Пешелани. Физическая  карта России,  Нижегородско й области,  атласы  Нижегородско й области Энциклопедич еский словарь Рисунки,  слайды Атлас  Нижегородско й области. Слайды Группа №3  Проект «Климатические особенности Нижегородской области»     1. Как  формируется  климат  Нижегородской  области?  2. Какое влияние  оказывает климат на  жизнедеятельнос ть людей? Проектировщики: 1­й: Область расположена в умеренном  климатическом поясе, области умеренно­ континентального климата. Климатические условия и  ресурсы Нижегородской области, определяются двумя исходными факторами: солнечной радиацией и  переносом воздушных масс, которые вызывают  потепление или похолодание, а так же выпадение  осадков. Суммарная солнечная радиация   распределяется в целом широтно, то есть зонально,  поэтому имеются различия в поступлении солнечного  тепла на севере и юге области. Средняя годовая  температура воздуха изменяется от 2.3 – 2.9 гр. на  севере области до 3.4 ­3.8 гр. на юге и юго­востоке.  Атмосферные осадки на территории области  распределены довольно равномерно. Ярко выражены 4  времени года. Благоприятны условия для путешествий.   2­й:  В целом климат Нижегородской области  благоприятен для развития хозяйства и жизни людей.  Сумма эффективных температур воздуха изменяется  от 2100 до 2200, а сумма температур поверхности  почвы – от 2400 до 2600 гр. Тепловые ресурсы  достаточны для вызревания озимых (ржи, пшеницы) и  яровых зерновых культур (пшеницы, овса, ячменя,  гречихи) зернобобовых (гороха, бобов), а также льна,  капусты, картофеля. Предлагаю просмотреть видеосюжет о  жизнедеятельности людей в Нижегородской  области.  Вопрос учителя: оценку проекта даёт учёный.               Ответ ученого: проект положительный. Рекомендую  эксперимент по выращивать и более теплолюбивые  культуры, например: бананы.                   Показ слайдов Энциклопедич еский словарь Атлас  Нижегородско й области Показ слайдов Видеосюжет о жизни в  Нижегородско й области Группа №4. Проект «Растительный и животный мир». Вопросы Содержание проекта Примечания   Проектировщики: Презентация  Учебник,  энциклопедиче ский словарь Карта  растительност и  Нижегородско й области Иллюстрации,  фотографии,  рисунки 1.Отличается ли растительность  севера и юга  нашей области? 2. Чем  интересен  животный мир  области? 3. Требуется ли  особая охрана  растения и  животные  Нижегородской  области? 4. Какие  правила  1-й: На территории области преобладает  растительность двух природных зон – смешанных лесов  и широколиственных лесов. Однако на севере нередко  встречаются почти чисто темнохвойные леса –  представители соседней  южнотаежной подзоны. Зона  смешанных лесов делится на две подзоны – северную и  южную. В северной части на участках междуречий  встречаются ельники­брусничники и ельники­ черничники. В заболоченных местах можно встретить  таёжные и сибирские виды растений: таволга, манник,  костяника, осоки, орхидеи.     2­й: Елово­пихтовые леса Заволжья населены  характерными таежными животными: медведь, лось,  рысь, из мелких млекопитающих летяга, заяц­беляк,  пашенная полевка.Птицы: глухарь,мохноногий и  воробьиный сычи, длиннохвостая неясыть, кукша, юрок, трёхпалый дятел, крапивник, завирушка, ремез, овсянка. Встречается самый мелкий и редкий из соколов –  дербник. Из пресмыкающихся можно встретить  живородящую ящерицу и серую жабу; из гадов –  четырехпалый тритон. Южная подзона представлена  широколиственными лесами с участками лесостепной  зоны. Животный мир не богат: птицы­ зяблик, серая  мухоловка, хохлатая синица, лесной жаворонок, клесты; из животных – прыткая ящерица медянка, зеленая жаба;  бабочка­апполон.   3­й:В Нижегородской области многие виды растений и  животных нуждаются в охране. Хотя еще можно в лесу  встретить лисицу, послушать весной соловья, поймать в  реке на удочку серебристую рыбку, полюбоваться  цветком, однако следует помнить, что ещё совсем  недавно животный мир  области был намного богаче.  Вмешательство человека в природную среду сильно  изменило условия существования для многих животных и растений. На значительных пространствах совершенно  изменились ландшафты. Распашка целинного разнотравья степей привела к полному исчезновению сурков и  крупных птиц – дрофы и стрепета. 4­й: Находясь в лесу, не собирайте цветы в букеты,  какими бы красивыми они не были. Вы должны помнить, что ландыш зацветает на шестом году жизни,  купальница – на восьмом, венерин башмачок – на  восемнадцатом. Не разрушайте муравейников. Муравьи  только одного крупного муравейника за лето  уничтожают около 100 тысяч насекомых. Гектар леса,  охраняемый 4­5 муравейниками, абсолютно чист от  вредителей. поведения надо  соблюдать на  природе? 1­й: Предлагаем всем людям бережно относиться к  природе и не нарушать её законы. следить за своим  поведением на природе – соблюдать все правила. Вопрос учителя: оценку проекта дает исследователь.     Ответ исследователя: много интересных фактов  представлено проектировщиками. Оценка проекта  положительная.Природу надо охранять и беречь, а она  не остается перед нами в долгу. Группа № 5: Проект «Природные особенности  Перевозского района». Вопросы Содержание проекта Примечания Проектировщики: 1–й:  Перевозский район находится на юго­востоке  Нижегородской области. На северо­востоке он граничит с Большемурашкинским, на востоке – с Бутурлинским,  на юге – с Шатковским, на западе – с Вадским, на  северо­западе – с Дальнеконстантиновским районами. Карты  Нижегородско й области,   Перевозского  района,   2­й: Перевозский район расположен в центральной части  нижегородского  Возвышенного Правобережья. Его  поверхность имеет волнистый характер, с чередованием речных долин и возвышенностей междуречий. Рельеф  меняется с севера на юг и включает 5 основных форм  рельефа – южную часть Работкинской возвышенности,  речную долину северной ветви Пьяны, возвышенность  Межпьянье, речную долину южной ветви Пьяны, и  северную часть Арзамасской возвышенности. Мелкие  формы представлены  балками, долинами мелких  речушек, овраги, террасы, карстовые провалы.  3­й:                                                                                          По разнообразию полезных ископаемых наш район не  богат. Поверхность нашего края сложена осоадочными  горными породами (доломит, известняк, глина, песок),  образовавшиеся 240 млн. лет назад, когда здесь было  море. Главный вид полезных ископаемых –  строительный камень. Добывают его в Ичалковском  Схемы,  рисунки,  маршрутный  лист  1. Каково  географическое положение  Перевозского  района? 2. В чём  особенности  рельефа нашего района?   3. А какими  полезными  ископаемыми  богат наш  район? карьере. 4­й:   На нашей территории под влиянием воздушных масс,  приносимых с Атлантического океана, формируется  умеренно континентальный климат с ярко выраженными временами года. Зима длится в среднем 5 месяцев,  сначала ноября до начала апреля. Весна протекает  сравнительно быстро, в течение двух месяцев – апреля и мая. Лето приходит в начале июня, когда средние  суточные температуры поднимаются выше +15гр. Осень длится с конца августа до начала ноября. В целом  климат Перевозского района характеризуется холодной  продолжительной зимой и теплым сравнительно  коротким летом. Климат благоприятен для  выращивания овощей, зерновых и плодово­ягодных  культу. 1­й:  К внутренним водам Перевозского района относятся  реки, озёра, болота, подземные воды. Территория  расположена в бассейнах рек Пьяна, Серёжа и  Сундовик. Большая часть района находится  в бассейне  реки Пьяна, впадающей в Суру с левого берега, а та в  сою очередь, является правым притоком Волги.                Пьяна пересекает наш край дважды: на юге и в средней  части. Южная ветвь р.Пьяны течет с востока на запад, а  северная –наоборот. Пьяна примечательна тем, что  является самой извилистой рек в мире.                              Общая протяженность Пьяны 436 км, по области 423  км, по району – 44 км (14 км – южная и 30 км –  северная ветви). Площадь бассейна (водосбора) равна  8,1 тыс. км 2.                                                                          Озёра распространены в долине р. Пьяна. В  Перевозском районе озёра представлены двумя типами  по происхождению: карстовые (провальные) и озёра­ старицы (остатки старого русла реки). Наиболее  крупные озёра района: Карасье и Чайка.                            Болота расположены вдоль  р. Пьяны. Они занимают  небольшую площадь. Образовались в основном за счет  зарастания озёр­стариц и неглубокого залегания  подземных вод.                                                              Подземные воды распространены повсеместно, только  на разной глубине. На возвышенности Межпьянье  глубина залегания подземных вод 5­10 м, а в низинах –  0,5 – 2 м. Подземную воду используют для  водоснабжения населения.                                                    2­й:  Перевозский район находится в лесостепи – переходной зоне между широколиственными лесами и степью.  Современная Припьянская лесостепь, представляет  безлесную, почти сплошь распаханную всхолмленную  достаточно приподнятую равнину. Следов прошлой  4. Радует ли  климат жителей Перевозского  района?  5.Как  характеризу­ ются  внутренние  воды района?  6.Насколько  разнообразен в  районе  растительный  мир?  Климатическая карта Карта  Внутренние  воды России  Карта  Растительный и 7.Охраняются  ли растения в  нашем районе? 8.Какие типы  почв  характерны для Перевозского  района? 9.Какими  видами  представлен  животный мир   Перевозского  района?  животный мир  Нижегородско й области Красная книга  Нижегородско й области степной растительности почти не сохранилось. В  современных небольших дубравных лесах (перелесках)  господствует дуб, ясень, липа, клён, ильм. Из  кустарниковых – лещина, жимолость. На территории  района  распространены отдельными «островками»   берёзовые рощи. В их подлеске растут молодая рябина,  липа, клён канадский, орешник. В южной части района  отдельными «пятнами» распространены сосновые боры,  в подлеске которых – рябина, желтая акация, в нижнем  ярусе – папоротники и мхи. Луговая растительность  сохранилась по балкам и оврагам: злаки ­ тимофеевка  луговая, ежа сборная, мятлик луговой, лисохвост  луговой, костер безостый; бобовые – клевер красный,  люцерна, чина луговая, мышиный горошек и другие  травы.  1­й: В Перевозском районе есть растения, занесенные в  Красную книгу Нижегородской области. Цветковые:  баранец обыкновенный, гроздовик (полулунный,  многораздельный, виргинский), пузырник судетский,  диплазий сибирский, голокучник известковый  (Роберта), многорядник Брауна, адонис весенний,  медуница узколистная, венерин башмачок и др. 2­й:  Почвенный покров представлен тремя основными  типами почв: черноземы – северная ветвь Пьяны, серые  лесные­ преобладающие на территории района,  тундрово­подзолистые – в пределах Ичалковского  заказника. В целом, на почвах района можно получать  хороший урожай.  3­й:  В условиях большой распахонности и густой  заселенности территории животный мир Перевозского  района беден. Он представлен фауной  широколиственных лесов и степей Среди  млекопитающих широколиственных лесов района  типичны кабан, лось, белка, сонливая белка, мухоловка,  орешниковая соня, лесная и садовая сони, ёж; из птиц –  тетерев, кукушка, пёстрый дятел, сизоворонка, горлица, зеленушка, зяблик, ушастая сова, ивалга, пеночека,  славки; из рептилий – ящерица прыткая, уж, гадюка; из  амфибий – зелёная жаба, прудовая лягушка,  краснобрюхая жерлянка, чесночница. На открытых  степных просторах обитают степной хорёк, ласка,  горностай, лисица, заяц­русак, суслик,хомяк, серая  полёвка. Из птиц: чёрный коршун, канюк, пустельга,  ястреб­перепелятник, степной лунь, перепел, коростель, овсянка, чечевица, жаворонок.Животный мир  побережья  водоёмов представлен выдрой, ондатрой,  бобром. Из птиц обитают речная чайка, лысуха, чомга,  кулик, береговая ласточка, болотный лунь, редко серая  цапля, выпь. В реках и озёрах водятся окунь, карась,  подлёщик, плотва, бычок, красноперка, язь, щука, редко встречается карп, сом, налим, уклейка, судак. 10.Какие виды  животных  охраняются   в  нашем районе?  11.Как  осуществляется охрана  природных  памятников  района?   К охотничье­промысловым животным нашей местности  относятся куница лесная, лисица, заяц­русак, заяц­ беляк, лось, барсук, белка, различные виды уток. 4­й:  Среди животных Перевозскогорай она, занесенных в  Красную книгу Нижегородской области, из  млекопитающих – русская выхухоль, ночница(прудовая, аводяная, усатая, Брандта, Наттерера), лесной  нетопырь, северный кожанок, бурый ушан крапчатый  суслик, выдра; из птиц – орёл­могильник, обыкновенный зимородок, филин; из рептилий – обыкновенная гадюка,  обыкновенная медянка; из насекомых – жужелица  шагреневая, мирмика болотная, махаон, эфиопка, сатир  дриада, перламутровка (красивая, малинная). Червонец  голубоватый, пятнашка арион.  1­й: Охрана осуществляется за счет организованных  государственных памятников природы и заказника.  Цель создания заказника – ограничить использование  территорий в интересах охраны природы. В пределах  Перевозского района один заказник – Ичалковский.  Ичалковский природный комплексный заказник был  создан 27.09.1971 г. Площадь 1442 га. На территории  района  пять памятников природы – Ичалковский бор  ( площадь – 936 га; взят под охрану 20.10.1965 г.; место  произрастания папоротника аспления зеленого, летнее  обитание и зимовка рукокрылых); урочище Каменное  (площадь – 25,2 га,произрастание башмачка настоящего, занесённого в Красную книгу России, место обитания и  зимовки летучих мышей, на территории располоджен  заброшенный каменный карьер конца 19­начала 20  века); участки хвойно­широколиственных лесов по  оврагам к северу от с. Ичалки (площадь – 104 га, растет  башмачок настоящий, занесенный в Красную книгу  России), степные склоны у с. Ревезень и д. Киселиха  (типичные участки северных луговых степей. Площадь­  380 га и 65 га.В составе встречаются редкие виды  растений: ковыли красивейших и перистый (Красная  книга России), адонис весенний и ветреница лесная  (Красная книга Нижегородской области). Памятники  природы служат местообитанием махаона – бабочки,  занесённый в Красную книгу Нижегородской области.     Учитель: Комментарии ученого и исследователя: Ответ ученого:  учитывая, уникальность природы  нашего района предлагаю:                                                    ­ проводить просветительскую работу среди населения  всех возрастов и национальностей, проживающих на  данной территории;                                                               ­ рациональное, бережное отношение к ресурсам и  природе родного края.                                                          Проект актуален и может быть принят для дальнейшей разработки.                                                                             Ответ исследователя: уникальное геологическое  строение территории области и района дают  возможность дальнейшего исследования, изучения и,  конечно же,  организацию туристических маршрутов по  родному краю. Будущее за этим проектом. 5. Рефлексия (учащиеся высказывают своё мнение, свою точку зрения по данной теме)                                    * Учитель.  Ребята, а как вы думаете, в чём же уникальность природы Нижегородской области и  Перевозского района?                                                                                                                                               Как вы думаете, какие факторы повлияли на формирование природы Нижегородской области?  (Составление кластера, использование интерактивной доски) Составить кластер  «Природа Нижегородской области».   Подведение итогов. Домашнее задание: №48, творческие задания по выбору:                                                                     ­  создать презентацию на тему: «Растительный и животный мир Нижегородской области», ­ определить и  выписать самое, самое (уникальное) … в Нижегородской области?  Литература  1.Алексеев А.И.  География: Учебник для общеобразовательных учреждений 8 класс.                               Москва: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2012.                                                                                                                        2. География Нижегородской области. Авторы: Э.Г.Коломыц, Г.С. Кулинич, В.В. Николина, И.К.  Орфанов. Нижний Новгород: Волго­Вятское книжное издательство, 1991.                                                       3.Кряжев А.Б. Географическое краеведение: Нижегородская область: учебное пособие для учащихся   Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.                                                                  4. Коршунов М.Ю. Географическое краеведение. Перевозский район: учебное пособие для учащихся .       – Н.Новгород, «Поволжье», 2011.                                                                                                                           5. Нажиткова Н.В. Географическое краеведение. Нижегородская область. – Н.Новгород, Нижегородский  институт развития образования, 2012.                                                                                                                    6. Интернет ­ ресурсы: http://www.antarktis.ru/                                                                                                      7. http://festival.Iseptember.ru/articles/

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).

Тема урока: Уникальность природы Нижегородской области (8 класс, география).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017