Тема: Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).Тема: Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
Тема: Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым
словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Ход урока
1 2
1. Введение в раздел.
1. – Прочитайте слова Г.К. Жукова, прославленного полководца Великой
Отечественной войны, Маршала Советского Союза, которые станут эпиграфом
этого урока:
«Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа
помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к
Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам
сопутствуют, и всегда победа будет за нами».
– О чём мы будем читать в новом разделе? Как его можно было бы назвать?
Проверьте свои предположения, откройте учебник на с. 184–185 и прочитайте
название.
2. Беседа «Что мы знаем о войне».
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
© ООО «Баласс», 2014
1– Что вы знаете о празднике День Победы?
– Какие события из семейной истории времён Великой Отечественной войны
вам известны? (Кто воевал, работал на заводе, воспоминания очевидцев,
награды, ранения и т.д.)
– Какие фильмы о войне вы смотрели? Что запомнилось?
– Каких знаете героевземляков? Какие улицы носят их имена?
– Почему во многих городах, сёлах, на улицах и площадях стоят обелиски,
памятники, горит Вечный огонь?
– Какую песню вы чаще всего слышите 9 Мая? («День Победы», муз. Д.
Тухманова.)
– Прослушайте её. (Звучит запись песни.)
Вопросы после прослушивания:
– От имени кого звучат слова песни? (От имени защитников Отечества: солдат,
тружеников тыла, командиров, всего нашего народа.)
– Почему «это праздник со слезами на глазах»?
– Какие подвиги нашего народа вспоминает автор? (Борьба на фронте, трудовой
подвиг народа, освобождение Европы от фашизма.)
3. Рассказ учителя о подвиге советского народа. Учитель может подробнее
рассказать о подвиге защитников Брестской крепости, о сражениях за
Москву, Сталинградской битве и т.д. Хорошо, если в рассказе учитель
использует краеведческий материал, прочтёт стихи или фрагменты
прозаических произведений о войне.
2. Чтение авторского текста (с. 186).
Вопросы после чтения:
– Почему День Победы – праздник грустный? А почему торжественный?
– Согласны ли вы с ответом Настиного папы?
© ООО «Баласс», 2014
2II. Развитие
умений.
2 4 2 3 2 1 4
Чтение стихотворения А. Ахматовой «Памяти друга».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название, имя и фамилию автора. Посмотрите на год рождения
стихотворения. Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что можете
предположить?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Вы поняли, кого автор называет другом? (Безымянного солдата, погибшего на
войне.)
– Все ли слова были понятны, когда читали? Уточните, как вы понимаете слова
зарево, вдова, безымянная (могила). (Зарево – отсвет пожара на небе; вдова –
женщина, у которой умер муж; безымянная – на которой не указано имя.)
3. Чтение вслух по частям.
После чтения 1–4й строчек:
– Обратите внимание: заря не просто розовая, она красная, как зарево, т.е. в
цвете зари поэтесса видит отблески пожаров – память о войне.
– Что вы представили, когда прочитали 3ю и 4ю строчки? (Слушаем ответы
детей.)
– Да, в могиле под обелиском с красной звездой похоронен солдат, имя
которого неизвестно, поэтому на его могилу не придёт вдова. Кто же горюет,
скорбит по погибшим? (Весна; поэтесса создаёт такой образ: веснавдова у
могилы солдата.)
После чтения 5–8й строчек:
– В первой части мы увидели красный цвет: цвет пожара, цвет Знамени Победы.
А в этой части – какие увидели цвета? (Зелёный: почки, трава и жёлтый:
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2014
3Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
бабочка, одуванчик – это цвета жизни.)
4. Обобщающая беседа, подготовка к выразительному чтению.
а) – Какими чувствами наполнено стихотворение? (Грусти, печали, скорби и
чувством красоты весенней природы, счастьем жизни...)
б) – Почему лирический герой не называет имени своего друга? (Друг тот, кто
поможет в трудную минуту. Их много, не перечислить имена тех, кто спас
Родину и всех живущих.)
в) – Как нужно читать это стихотворение? (С печалью, торжественно – 1ю часть
и с более светлой, спокойной интонацией – 2ю.)
5. Выразительное чтение (дети, затем учитель).
3. Работа с текстом после чтения.
– Почему это стихотворение А. Ахматовой открывает раздел? Чего ждёте от
чтения других произведений?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
1. Выучить стихотворение наизусть или читать выразительно.
2. Прочитать 1ю часть рассказа «Арбузный переулок». В. Драгунского или весь
рассказ (по желанию).
ΙΙΙ
. Итог.
Домашнее
IV.
задание.
Примечание.
© ООО «Баласс», 2014
4Часть урока можно посвятить анализу письменной работы, которая проводилась на прошлом уроке (перечитать текст и
прокомментировать выполнение каждого задания, сформулировать ответы).
© ООО «Баласс», 2014
5