Тема: «Вводные слова, словосочетания и предложения", 8 класс.
Оценка 4.7

Тема: «Вводные слова, словосочетания и предложения", 8 класс.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
05.02.2017
Тема: «Вводные слова, словосочетания и предложения", 8 класс.
Реализация регионального компонента. Урок по рассказу вологодского писателя А.Я. Яшина "Старый Валенок". Цель: формирование способностей к самостоятельному мышлению, творчеству посредством анализа художественного текста и выявления авторской позиции. Вид урока:урок творческого восприятия художественного текста.
Публикация является частью публикации:
Урок русского языка. 8-в класс. Зыкова М.Н..doc

Конспект урока

Дата проведения: 31.01.2017

Класс: 8-в

Тема: «Вводные слова, словосочетания и предложения»

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений.

Направление, методические приемы и средства, демонстрируемые учителем в рамках урока: Реализация  регионального компонента образовательной программы.

Обучение учащихся проектной деятельности (выполнение группового проекта).

Результативнось урока: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение заданий по образцу

         Цели:

1.      Познакомиться с  вводными словами, словосочетаниями и предложениями, с особенностями их употребления и выделения в устной и письменной речи.

2.      На основе материала о роли книг в жизни человека воспитывать в учащихся любовь к книгам,      подвести учащихся к мысли о том, что книга – друг человека, помогающая людям стать нравственно чистыми, умными и грамотными людьми.

Задачи:

 1) научиться находить в предложении вводные слова и определять их принадлежность к той или иной группе;

2) закрепить умение выделять интонацией при произношении и обособлять запятыми на письме вводные слова, производить синтаксический разбор предложений, осложнённых вводными словами;

3) прививать любовь и бережное отношение к книге.

План урока:

1.    Организационный этап

2.      Определение темы и цели урока

3.      Этап изучения новых знаний и способов деятельности

4.    Этап первичной проверки понимания изученного

5.    Этап закрепления изученного

6.    Творческая работа по созданию группового проекта

7.    Рефлексия

8.      Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9.    Оценивание

 

 

Ход урока

1.Организационный момент урока

 - Здравствуйте, 8-в. Доброе утро, уважаемые гости!

 - Первый урок – это, по-моему, хорошо. Вы ещё, думаю, не устали, готовы воспринимать информацию, рассуждать. Безусловно, у на всё получится.

Перед вами подарочный пакет. Что в нём? Предположите?

 - Почему книга? ( Пушкин и книги).

Работаем с эпиграфом: расставляем знаки препинания, объясняем смысл, делаем синтаксический разбор предложения.

Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего.

М.Горький

  - Почему в пакете было книга В.Ф. Тендрякова «Весенние перевёртыши»?

  2.Определение темы и цели урока

3.       Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Составление схемы по учебнику (параграф 35). Работа со схемой.

4.Этап первичной проверки понимания изученного

Запишем предложение и объясним знаки препинания

Книга может быть факелом, разгоняющим мрак.  Вывод: следует различать вводные слова и члены предложения.

Упражнение на умение различать вводные слова и сходные с ними части речи, являющиеся членами предложения: цифровой диктант с последующей взаимопроверкой по ключу

Задание выполняется на слух. Слабым обучающимся выдается текст с предложениями.

1. Эта книга кажется мне интересной.

2. Он кажется предпочитает научно-популярную литературу.

3. Чтение детективов должно быть является одним из самых захватывающих занятий.

4. Оформление книжной выставки в библиотеке должно быть закончено к юбилею писателя.

5. Эта вымышленная автором история не может быть правдой.

6. Я может быть ещё не раз вернусь к любимым страницам произведений писателя.

7. К какому литературному направлению (по)вашему относится творчество Фонвизина?

8. Я прочёл комедию «Недоросль» (по)вашему совету.

9. К несчастью главного героя повести читатели не могут остаться равнодушными.

10. К несчастью имя автора «Слова о полку Игореве» не сохранилось.

Ключ к цифровому диктанту

Вводные слова  2, 3, 6, 7, 10

Члены предложения

1, 4, 5, 8, 9

Раскройте скобки, расставьте знаки препинания, объясните орфограммы

                 1. Друзья мои читайте книги! Они безусловно играли    и продолжают играть главную роль в развити...  нашей цивилизац…. (Во)первых  книги рассказывают о том что человечество совершило передумало чего достигло в далёком прошлом. (Во) вторых объясняют настоящ…е и  наконец увлекают  в  мир  будущего. 2. Как  справедливо  отмечают библиофилы каждому  необходимо знать как пользоваться книгой. 3. По словам С.Бэлзе одни люди заполняют книгами жизнь а другие- только стеллажи.

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу вводные слова.

              Книги издавн… почитались на Руси. Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. Сейчас её следы потеря(н,   нн)ы. Когда (нибудь) она будет найдена. Такая находка поможет узнать много интересного о прошлом нашего народа.

      Сравните

Книги, как известно, издавна  почитались на Руси. Как утверждают летописцы, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сожалению, сейчас ее следы  потеряны. Может быть, когда-нибудь она будет найдена. По мнению ученых, такая находка поможет узнать много интересного  о прошлом нашего народа.

         Справочный материал

      Ярослав Мудрый (княжил с 1019 по1054г.)- один из наиболее знаменитых русских князей.Время княжения Ярослава  стало годами расцвета Древнерусского государства, строительство которого завершилось      именно при этом правителе. Ярослав был  грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи,«днём и ночью», хорошо знал Библию.За это он получил в народе прозвище Мудрого. 

 

Практикум. Вводные и знаменательные слова. Выполняется на карточке.

             Вы верно прекрасно знаете содержание  книги. Вы верно сформулировали главную мысль рассказа. 2.Таким образом книги – мост в мир знаний. Таким образом поэт изобразил уходящее лето. 3. Польза от общения с книгами и в том , что они повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и любовь к языку. (И)так будет всегда.-(И)так без книг невозможно стать полноценным человеком. 4. У  каждого  из вас ,ребята, может быть любимая книга. -Может быть чтение любимой книги заменит вам на некоторое время общение с другом. 

 

     Работа с текстом. Книги и великие люди. Выполняется на карточке.

      Страстным собирателем книг и читателем был  А.С.Пушкин .По словам младшего брата Пушкин когда был еще ребенком иногда пр..водил  бе… со…ые ночи в к…бинете отца «пожирая» все книги попадающиеся ему под руку. Как вспоминают многие лицеисты он поражал всех своей начитанностью. Даже уезжая в путешествия он брал с собой книги и относился к ним очень бережно. Умирая поэт обратил последние слова к книгам своей  библиотеки  Прощайте друз…я!

  Индивидуальное задание (у доски)

Задание: вставить вместо пропусков подходящие по смыслу вводные слова, определить их значение (текст распечатан для каждого ученика).

___________________, когда-то человек изобрёл книгу. Друзья мои, читайте книги! Книги – наши учителя и помощники, советчики. Они, ________________, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. _____________, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далёком прошлом; __________________, объясняют настоящее и,_______________, увлекают в мир будущего. Хорошие книги, ____________________, развивают ум, помогают вырабатываь характер и, _______________, формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том, что они, __________________, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, _________________ , любовь к языку.

Слова для справок: к счастью, безусловно, во-первых, во-вторых, наконец, бесспорно, по мнению многих, без сомнения, конечно.

5.Этап закрепления изученного.

1)Дифференцированная работа:

2 группа (учащиеся с низким уровнем знаний): Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте графически вводные слова (слайд 13):

Книги как извес…но издавн… почитались на Руси. По утверждению летописц…в Ярослав Мудрый владел б...льшой библ…отекой. К сожалению сейчас её следы потер…ны. Может быть когда(нибудь) она буд…т найдена.

1 группа (учащиеся с высоким уровнем знаний): Прослушать текст – рекомендации читателям, в котором использованы вводные слова.

Задание: Выписать вводные слова, определить их значения.

Сколько книг на свете! Между прочим, умение читать – это искусство. По мнению библиофилов, каждый человек должен обладать элементарными знаниями о том, как пользоваться книгой. Во-первых, при знакомстве с книгой запомните её автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нём. Это, разумеется, расширит ваши знания и, может быть, поможет лучше понять произведение, авторскую позицию. Во-вторых, обязательно ознакомьтесь с иллюстрациями, которые, конечно, вас заинтересуют. Кстати сказать, можно на полях делать какие-то пометки карандашом, например, в виде вопросительного или восклицательного знака. Таким образом, можно теперь считать, что вы готовы к чтению. Итак, в добрый путь, друзья!

(Между прочим, по мнению библиофилов (так называют любителей и собирателей книг), во-первых, возможно, разумеется, может быть, во-вторых, конечно, кстати сказать, например, таким образом, итак).

Подготовка к ОГЭ. Задание выполняется в парах и проверяется по образцу.

- Вводные слова встречаются и в тестовой части ОГЭ по русскому языку, а именно в задании №10. И вот как оно выглядит:

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую(-ые) при вводном слове.

Гоша накидывает ей на плечи курточку, (1)остаётся в одной

майке, (2)и кожа на его руках покрывается пупырышками.

Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?

Ага. Вот, (3)смотри, (4)транзистор.

А матери привёз чего-нибудь? Духи, (5) например? Принеси

посмотреть.

Но как же я... Вера, (6) мне же... Ну, (7) неудобно...

- А вы нашли уже эти цифры? Правильно, и записывать их нужно по порядку и без пробелов и запятых.

- А если расставить в нашем эпиграфе урока цифры на запятых, найдёте ли вы в нем вводное слово?

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, (1) то и подарок; всё зернисто, (2) крупно, (3) как сам жемчуг, (4) и, (5) право, (6) иное название еще драгоценнее самой вещи». Н.В.Гоголь.

1.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-

ие) запятую (-ые) при вводном слове.

Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот

вечер Оля. – А она обиделась... И на что?! Академик живописи

рисует гораздо лучше, (2)чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь

его работы. Значит,(3) ты с ним знакома. Художник – это его

творчество». А она вернула мою папку с рисунками.

Ответ____________________

2.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую (-ые) при вводном слове.

Когда мне было лет шесть,(1) наверное,(2) или шесть с

половиной,(3) я совершенно не знал,(4) кем же я в конце концов буду

на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого

художника, (5)который рисует на уличном асфальте белые полоски

для мчащихся машин.

Ответ____________________

3.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую(-ые) при вводном слове.

Портрет Катри,(1) её живые,(2) горящие глаза,(3) притихший

двойник портрета, (4)Иоська,(5) и сам несчастный,(6) уединившийся

здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. Ноги её

как будто приросли к порогу, (7)и, (8)не зная, (9)что ей делать,(10)

она жалостно попросила:

Сыграйте,(11) Яков Ильич.

Иоська, (12)конечно, (13) с готовностью подал отцу скрипку.

Ответ_____________________

4.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую(-ые) при вводном слове.

На следующий день, (1)после того как я смазал по физиономии

Костика,(2) отец сказал:

Драться,(3) конечно,(4) нехорошо. А всё-таки смелый

какой,(5)а! Ниже на две головы, (6)а пошёл в наступление,

(7)решился! Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

Вот до чего доводит любовь!

Ответ________________________

5.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)

запятую(-ые) при вводном слове.

Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более

громко, (1)чем собственными достоинствами, (2)именно потому,

(3)что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности

меня обвинить не могли.

Ты продолжаешь жить чужой жизнью,(4) восторгаешься не

своими успехами, (5) – констатировала мама.

Это,(6) по-твоему, (7)плохо? – удивилась я.

Ответ_______________________

 

6.Творческая работа по созданию группового проекта

Каждой группе выдаётся лист бумаги А-4, фотография с изображением интересного пейзажа Тарногского района. Задание: написать мини сочинение-рассуждение  по фото, используя вводные слова. Итог работы: групповой проект: книжка – альбом «Удивительное рядом».

7. Рефлексия.

– Что на уроке было главным?
– Добились ли мы поставленных целей?
– Имеются ли у вас вопросы по данной теме?
– Что было интересным?
– Чему научились?

Закончите предложения
1.При помощи вводных слов говорящий выражает ….  .
2.Вводные слова могут иметь следующие значения ….  .
3.Вводные слова на письме выделяются … , а в устной речи…

 

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  

1 вариант: Подготовить индивидуальное сообщение по выбору учащегося:
– "Слова-хамелеоны" в русском языке (могут быть и вводными, и членами предложения – в зависимости от контекста)
– Слова, не являющиеся вводными, но похожие на них (исключительно, притом и др.)
2 вариант: Разработать словарный диктант по теме "Вводные слова".
3 вариант: Выполнить упражнение 245

 

9.      Оценивание

Заключительное слово учителя, оценивание работы учащихся на уроке.

Дени́ Дидро́, французский писатель, философ-просветитель и драматург 18-го века, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», говорил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Я желаю вам никогда не переставать читать, ведь никакой интернет не сможет заменить наслаждение общения с хорошей умной книгой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока Дата проведения: 31

Конспект урока Дата проведения: 31

Ход урока 1.Организационный момент урока -

Ход урока 1.Организационный момент урока -

Эта вымышленная автором история не может быть правдой

Эта вымышленная автором история не может быть правдой

Практикум. Вводные и знаменательные слова

Практикум. Вводные и знаменательные слова

Это, разумеется, расширит ваши знания и, может быть, поможет лучше понять произведение, авторскую позицию

Это, разумеется, расширит ваши знания и, может быть, поможет лучше понять произведение, авторскую позицию

Оля. – А она обиделась... И на что?!

Оля. – А она обиделась... И на что?!

На следующий день, (1)после того как я смазал по физиономии

На следующий день, (1)после того как я смазал по физиономии

Закончите предложения 1.При помощи вводных слов говорящий выражает …

Закончите предложения 1.При помощи вводных слов говорящий выражает …

Тема: «Вводные слова, словосочетания и предложения", 8 класс.

Тема: «Вводные слова, словосочетания и предложения", 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017