Доклад на тему "Этнокультурная направленность уроков русского языка"
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
русский язык +1
Взрослым
01.02.2017
В докладе речь идёт об использовании на уроках русского языка материалов с этнокультурной направленностью. Это способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи, интереса к родному языку, к родной земле. В тексте есть примеры заданий на данную тематику и указаны виды работы.
ДОКЛАД (Этнок.).doc
В последнее время много говорят и пишут о
культурологическом подходе к преподаванию русского языка.
Ещё в 19 столетии в русском обществе пробудился интерес к
жизни народа, его быту, фольклору. Обращение к народному
языку, «живому» русскому слову считалось необходимым и
обязательным условием успешного преподавания родного языка
в школе.
Формирование культуроведческой компетенции, помимо
лингвистической и коммуникативной, сложнейшая задача
учителя на уроке обучения языку. Подход (главное
стратегическое направление, которое определяет все
компоненты системы обучения: его цели, задачи и содержание,
пути и способы их достижения, деятельность преподавателя и
ученика, технологии и приёмы обучения, критерии
эффективности образовательного процесса, систему контроля)
к преподаванию русского языка в культуроведческом плане
многоаспектен. Рассмотрим одно из направлений –
этнокультурную направленность уроков русского языка.
Речь идёт об утверждении этнокультуроведческого подхода
к преподаванию, под которым понимается изучение тем курса
русского языка на специальном материале, включающем
сведения о традициях, обычаях, обрядах, праздниках русского
народа, словом – о традиционной культуре русского народа.
Этнокультуроведческий компонент в преподавании
русского языка становится одним из важнейших средств
развития духовнонравственного мира школьника, его
ценностноориентационной культуры, национального
самосознания, в конечном счёте языковой личности.
Язык – основа национальной памяти и ключ к пониманию
духовного мира русского человека. По словам К. Д. Ушинского,
«в языке выражается вся жизнь народа, он доходит к нам
сокровищницей всей прошедшей нашей жизни». Именно в лексическом составе языка происходит отражение
этнокультурного наследия.
Для изучения лексической системы русского языка в
средних классах можно использовать тексты этнокультурной
направленности о русских народных праздниках, традициях,
национальной одежде славян. Вот некоторые примеры. Зипун – одежда из сукна серого или бурого цвета с запахом налево, с
вырезом на груди, без воротника, ниже колен, с подпояской.
При изучении частей речи на уроках возможно
использование текстов о доме и быте, а также беседы по теме
текста в процессе изучения лингвистического материала.
Текст 2. Важно при подборе материала к тому или иному уроку
учитывать информативную и этнокультурологическую
ценность текстов, а в качестве лингвометодических критериев
отбора – доступность, методическую и познавательную
ценность.
Опыт использования текстов о народной культуре на уроках
русского языка показал, что тематика текстов вызывает
интерес, содержание доступно и понятно школьникам.
Необходимо говорить сегодня и об использовании местного
языкового материала (диалектной лексики, говоров и т.п.). Ещё
Ф. И. Буслаев в книге «О преподавании отечественного языка»
писал о необходимости дать ученикам широкие знания о родном
языке, включая его историю и диалекты.
Местный, лингвокраеведческий материал можно
использовать на разных этапах урока русского языка. Однако
особенно эффективными являются речевые уроки языка, где в
качестве лексического материала используется ценная и богатая
информация об истории самого села и его жизни. Приведу
некоторые фрагменты уроков с использованием подобного
материала. Так, например, на уроке русского языка
(грамматическая тема «Обобщение знаний о предложении», а
лексическая тема –«Улицы нашего села») можно использовать
следующий текст.
Знаешь ли ты, как получили своё название улицы
нашего села? Чаще всего улицы называют в честь известных
учёных, героев войны, писателей, поэтов.
Алексеевская улица названа в честь Героя Советского
Союза И. М. Алексеева. Он погиб в годы войны, защищая нашу
землю… Задания по тексту.
1.Как получили своё название улицы нашего села?
2.Вспомните, что такое подлежащее, и назовите подлежащие в
предложениях этого текста. Назовите, какой частью речи выражено
подлежащее.
3.Назовите предложения с однородными членами. Определите,
какими членами предложения они являются.
4.Расскажите об улице, названной в честь известного человека.
В 5 классе уже начинается знакомство учеников с
термином «этимология». Это связано с тем, что современные
школьники, читая произведения классической литературы или
отрывки из произведений, некоторые слова из них не понимают.
И это естественно: слова иногда крайне удалены во времени.
Здесь исторические экскурсы просто необходимы: они
раскроют перед детьми мир наших предков. Так,
слово сметана произошло от смешать, сгребать;
рубаха, рубль от рубить (в древности денег не было, а за
купленные материальные ценности расплачивались кусками золота или
серебра, отрубленными от слитков – палочек, которые люди носили в
особом кожаном мешочке, подвешиваемом к поясу (мошна). Отсюда
человека, похитившего слиток металла из этого мешочка, называли
мошенником.
В старших классах можно проводить комплексную работу с
фольклорным текстом: нахождение диалектизмов, неверные
употребления грамматических форм и др.
Таким образом, использование на уроках русского языка
материалов с этнокультурной направленностью способствует
обогащению и активизации словаря детей, развитию их речи,
интереса к родному языку, к родной земле, позволяет видеть
необычное в обычном, удивительное в неприметном. Литература.
1.
Ковалёв Г. Ф. Задачи лингвокраеведения в школе.
Актуальные проблемы изучения и преподавания
русского языка и литературы: Материалы Всерос.
Науч.метод. Конф. Воронеж, 2001.
Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка.
М., 1999.
2.
3. Журнал «Русский язык в школе», №2 2009. Подготовила учитель русского
языка и литературы
МОУ СОШ с. Толстая Дубрава
Окорокова О. В.
Доклад на тему "Этнокультурная направленность уроков русского языка"
Доклад на тему "Этнокультурная направленность уроков русского языка"
Доклад на тему "Этнокультурная направленность уроков русского языка"
Доклад на тему "Этнокультурная направленность уроков русского языка"
Доклад на тему "Этнокультурная направленность уроков русского языка"
Доклад на тему "Этнокультурная направленность уроков русского языка"
Доклад на тему "Этнокультурная направленность уроков русского языка"
Доклад на тему "Этнокультурная направленность уроков русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.