Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка
Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русский язык
Взрослым
15.01.2018
Образовательные стандарты, принятые 5 марта 2004 года, утвердили в качестве одной из целей обучения русскому языку формирование культуроведческой компетенции. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка.doc
Культуроведческие концепции в современной методике
преподавания русского языка
Образовательные стандарты, принятые 5 марта 2004 года, утвердили в
качестве одной из целей обучения русскому языку формирование
культуроведческой компетенции. Введение понятия "компетенция" в методику
преподавания русского языка связано с поисками боле точного, строгого
определения целей обучения, с выявлением уровней владения языком, иначе
говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в
современной методике понимается "совокупность знаний, умений и навыков,
которые формируются в процессе обучения русскому языку и которые
обеспечивают овладение им и в конечном счете служат развитию личности
школьника".
В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие
коммуникативная,
лингвистическая,
языковая,
компетенции:
культуроведческая. Трактовка этих понятий, понимание их содержания и
структуры, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной
лингводидактике.
Настоящий период развития методики преподавания русского языка
характеризуется обостренным интересом к культуроносной (кумулятивной)
функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной
культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию,
которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета,
культурой межнационального общения.
Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного
языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и гордости. И тогда на первый план выходит
задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и
разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка –
самобытного, колоритного, живого, естественного.
Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского
языка становится одним из важнейших средств развития духовнонравственного
мира школьника, формирования его национального самосознания и становления
системы общечеловеческих ценностей.
Проблема соединения культуры, языка и личности ученика в процессе
обучения русскому языку с целью формирования культуроведческой
компетенции школьников не разработана в методике русского языка, не
определены конкретные средства, формы, методы подачи культурной
информации.
В стандарте основного общего образования (59 классы) содержание,
обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, определено
следующим образом:
отражение в языке культуры и истории народа;
взаимообогащение языков народов России;
пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова;
русский речевой этикет;
культура межнационального общения;
выявление единиц языка с национальнокультурным
компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах, объяснение их значения с
помощью лингвистических словарей (толковых,
этимологических и др.).
В Примерной программе Министерства образования и науки на изучение данного материала в течение 5 лет отводится 10 часов. Этого количества уроков
для формирования культуроведческой компетенции бесконечно мало. Поэтому
многие исследователи предлагают различные схемы для параллельного изучения
языкового и культуроведческого материала. Вопервых, при отработке
воспользоваться
орфографического
культуроведческим текстом. Здесь, конечно, возникают трудности при подборе
возможно
вполне
навыка
текста, отвечающего двум задачам сразу. Вовторых, имеет место быть
сопряжение двух тем в одном уроке. Например, при изучении в 5 классе
языковой темы «И светла от берез Россия» (описание предмета) предлагается
работа над культуроведческой темой «Береза — символ нашей Родины». Или
при знакомстве с описанием помещения в 6 классе удобно подключить
культуроведческий блок «Русский дом: жизнь и судьба».
Таким образом, присмотревшись повнимательнее к хорошо известным
программным темам, вполне возможно найти точки соприкосновения,
интеграции языковых и культуроведческих знаний.
Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка
Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка
Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.