Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 15.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательные стандарты, принятые 5 марта 2004 года, утвердили в качестве одной из целей обучения русскому языку формирование культуроведческой компетенции. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Иконка файла материала Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка.doc
Культуроведческие концепции в современной методике  преподавания русского языка Образовательные   стандарты,   принятые   5   марта   2004   года,   утвердили   в качестве   одной   из   целей   обучения   русскому   языку   формирование культуроведческой компетенции. Введение понятия "компетенция" в методику преподавания   русского   языка     связано   с   поисками   боле   точного,   строгого определения   целей   обучения,  с   выявлением   уровней   владения   языком,  иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в современной   методике   понимается   "совокупность   знаний,  умений   и   навыков, которые   формируются   в   процессе   обучения   русскому   языку   и   которые обеспечивают   овладение   им   и   в   конечном   счете   служат   развитию   личности школьника".  В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие коммуникативная, лингвистическая, языковая,   компетенции:     культуроведческая.   Трактовка   этих   понятий,   понимание   их   содержания   и структуры, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной лингводидактике.  Настоящий   период   развития   методики   преподавания   русского   языка характеризуется   обостренным   интересом   к   культуроносной   (кумулятивной) функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая  предполагает  осознание   языка   как   формы   выражения   национальной культуры,   взаимосвязи   языка   и   истории   народа,   национально­культурной специфики   русского   языка,   владение   нормами   русского   речевого   этикета, культурой межнационального общения.  Важнейшим   двигателем   стремления   совершенствовать   знание   родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык –предмет не только изучения, но и гордости. И тогда на первый план выходит задача   освоения   школьниками   убеждения,   что   они   не   только   учатся   и разговаривают   на   родном   языке,   но   и   сами   являются   носителями   языка   – самобытного, колоритного, живого, естественного. Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно­нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.    Проблема соединения культуры, языка и личности ученика в процессе обучения   русскому   языку   с   целью   формирования   культуроведческой компетенции   школьников   не   разработана   в   методике   русского   языка,   не определены   конкретные   средства,   формы,   методы   подачи   культурной информации.   В   стандарте   основного   общего   образования   (5­9   классы)   содержание, обеспечивающее   формирование   культуроведческой   компетенции,   определено следующим образом:  отражение в языке культуры и истории народа;  взаимообогащение языков народов России;  пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова;  русский речевой этикет;  культура межнационального общения;  выявление   единиц   языка   с   национально­культурным компонентом   значения   в   произведениях   устного народного творчества, в художественной литературе и исторических   текстах,   объяснение   их   значения   с помощью   лингвистических   словарей   (толковых, этимологических и др.).  В Примерной программе Министерства образования и науки на изучениеданного материала в течение 5 лет отводится 10 часов. Этого количества уроков для формирования культуроведческой компетенции бесконечно мало. Поэтому многие исследователи предлагают различные схемы для параллельного изучения языкового   и   культуроведческого   материала.   Во­первых,   при   отработке воспользоваться орфографического культуроведческим текстом. Здесь, конечно, возникают трудности при подборе возможно вполне     навыка     текста,   отвечающего   двум   задачам   сразу.   Во­вторых,   имеет   место   быть сопряжение   двух   тем   в   одном   уроке.   Например,   при   изучении   в   5   классе языковой темы «И светла от берез Россия» (описание предмета) предлагается работа над культуроведческой темой «Береза — символ нашей Родины». Или при   знакомстве   с   описанием   помещения   в   6   классе   удобно   подключить культуроведческий блок «Русский дом: жизнь и судьба». Таким   образом,   присмотревшись   повнимательнее   к   хорошо   известным программным   темам,   вполне   возможно   найти   точки   соприкосновения, интеграции языковых и культуроведческих знаний.