Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка
Оценка 5

Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
русский язык
Взрослым
15.01.2018
Культуроведческие концепции в современной методике  преподавания русского языка
Образовательные стандарты, принятые 5 марта 2004 года, утвердили в качестве одной из целей обучения русскому языку формирование культуроведческой компетенции. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка.doc
Культуроведческие концепции в современной методике  преподавания русского языка Образовательные   стандарты,   принятые   5   марта   2004   года,   утвердили   в качестве   одной   из   целей   обучения   русскому   языку   формирование культуроведческой компетенции. Введение понятия "компетенция" в методику преподавания   русского   языка     связано   с   поисками   боле   точного,   строгого определения   целей   обучения,  с   выявлением   уровней   владения   языком,  иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в современной   методике   понимается   "совокупность   знаний,  умений   и   навыков, которые   формируются   в   процессе   обучения   русскому   языку   и   которые обеспечивают   овладение   им   и   в   конечном   счете   служат   развитию   личности школьника".  В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие коммуникативная, лингвистическая, языковая,   компетенции:     культуроведческая.   Трактовка   этих   понятий,   понимание   их   содержания   и структуры, интерпретация их соотношения далеко не однозначны в современной лингводидактике.  Настоящий   период   развития   методики   преподавания   русского   языка характеризуется   обостренным   интересом   к   культуроносной   (кумулятивной) функции языка, к обучению языку как средству приобщения к национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию, которая  предполагает  осознание   языка   как   формы   выражения   национальной культуры,   взаимосвязи   языка   и   истории   народа,   национально­культурной специфики   русского   языка,   владение   нормами   русского   речевого   этикета, культурой межнационального общения.  Важнейшим   двигателем   стремления   совершенствовать   знание   родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и гордости. И тогда на первый план выходит задача   освоения   школьниками   убеждения,   что   они   не   только   учатся   и разговаривают   на   родном   языке,   но   и   сами   являются   носителями   языка   – самобытного, колоритного, живого, естественного. Таким образом, культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно­нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и становления системы общечеловеческих ценностей.    Проблема соединения культуры, языка и личности ученика в процессе обучения   русскому   языку   с   целью   формирования   культуроведческой компетенции   школьников   не   разработана   в   методике   русского   языка,   не определены   конкретные   средства,   формы,   методы   подачи   культурной информации.   В   стандарте   основного   общего   образования   (5­9   классы)   содержание, обеспечивающее   формирование   культуроведческой   компетенции,   определено следующим образом:  отражение в языке культуры и истории народа;  взаимообогащение языков народов России;  пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова;  русский речевой этикет;  культура межнационального общения;  выявление   единиц   языка   с   национально­культурным компонентом   значения   в   произведениях   устного народного творчества, в художественной литературе и исторических   текстах,   объяснение   их   значения   с помощью   лингвистических   словарей   (толковых, этимологических и др.).  В Примерной программе Министерства образования и науки на изучение данного материала в течение 5 лет отводится 10 часов. Этого количества уроков для формирования культуроведческой компетенции бесконечно мало. Поэтому многие исследователи предлагают различные схемы для параллельного изучения языкового   и   культуроведческого   материала.   Во­первых,   при   отработке воспользоваться орфографического культуроведческим текстом. Здесь, конечно, возникают трудности при подборе возможно вполне     навыка     текста,   отвечающего   двум   задачам   сразу.   Во­вторых,   имеет   место   быть сопряжение   двух   тем   в   одном   уроке.   Например,   при   изучении   в   5   классе языковой темы «И светла от берез Россия» (описание предмета) предлагается работа над культуроведческой темой «Береза — символ нашей Родины». Или при   знакомстве   с   описанием   помещения   в   6   классе   удобно   подключить культуроведческий блок «Русский дом: жизнь и судьба». Таким   образом,   присмотревшись   повнимательнее   к   хорошо   известным программным   темам,   вполне   возможно   найти   точки   соприкосновения, интеграции языковых и культуроведческих знаний.

Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка

Культуроведческие концепции в современной методике  преподавания русского языка

Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка

Культуроведческие концепции в современной методике  преподавания русского языка

Культуроведческие концепции в современной методике преподавания русского языка

Культуроведческие концепции в современной методике  преподавания русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2018