РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы)
Главной задачей, стоящей перед образованием, на современном этапе является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта необходим переход к такой стратегии обучения, при которой обучающийся превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся педагогом, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. Реализации данной цели способствует использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации как интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение и развитие критического мышления.
В 2020 году я познакомилась со статьей кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология» и она меня заинтересовала.
Целью этого метода является формирование у учащихся мотивации к обучению, пробуждение исследовательской, творческой активности, самостоятельности. Этот метод позволяет задействовать уже имеющиеся у учащихся знания, создать условия для осмысления нового материала в активной форме, что приводит к повышению эффективности занятий. Ученики намного лучше воспринимают новые учебные идеи, если они связывают их с прошлыми знаниями. Доказательством прочного усвоения учебного материала учащимися является оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, выполнение операций сравнения, анализа, синтеза полученных знаний.
Использование данной методики в работе позволяет:
· за определенное время обобщить и систематизировать материал;
· устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы;
· активизировать деятельность учащихся на уроке;
· управлять процессом обучения в ходе групповой работы.
Ведь каждый учитель хочет видеть результат своей работы и понимать, что учебный материал хорошо усвоен учениками, что они уверенно оперируют изученным материалом, могут применять знания в новых условиях.
В основе метода шестиугольного метода обучения лежит использование шестиугольных карточек. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.
Эта форма позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Способность выбирать, определять приоритеты, классифицировать и связывать доказательства — ценные навыки для человека. Использование шестиугольников является особенно простым и эффективным способом развития этих навыков. Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся.
Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.
Есть несколько вариантов использования данной технологи:
Вариант 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику (текстовая, картинка, фото).
Вариант 2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой.
Это тот случай, когда можно дать ученикам время для углубленного изучения материала, для погружения в учебную проблему. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Вариант 3. Часть шестиугольников оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выделить главное, сопоставить и проанализировать изученный материал. Здесь можно предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
Вариант 4. Работа в группах, парах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются ими и стараются собрать мозаику своих товарищей.
Вариант 5. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Вариант 6. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.
Вариант 7. Учащиеся выделяют наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и объясняют свой выбор.
Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.
Ученики должны соединить шестиугольники. Здесь может возникнуть много различных связей. Возможно использование в шестиугольниках не только текста, но и изображений.
Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Целесообразно собирать шестиугольники на клейкой бумаге.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой:
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ → ПОЛУЧЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ → ОСМЫСЛЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ СВЯЗЕЙ → РЕФЛЕКСИЯ
Первая стадия — актуализация имеющихся знаний. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
· актуализировать знания по данной теме или проблеме;
· вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
· сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
· побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия — получение новой информации на основе имеющихся знаний. Эта стадия позволяет ученику:
· получить новую информацию;
· соотнести её с уже имеющимися знаниями;
· искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия — осмысление, установление понятийных связей. На этой стадии происходит:
· осмысление материала;
· систематизация полученных знаний;
· установление логических и понятийных связей.
Четвертая стадия — рефлексия. Здесь основным является:
· целостное осмысление, обобщение полученной информации;
· формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу;
· обобщение информации.
Каждый учитель получает наибольшее наслаждение тогда, когда он видит результаты своей работы. При использовании технологии шестиугольного обучения учебный материал усваивается учениками, они оперируют прошлыми знаниями, применяют их в новых условиях, свободно выполняют операции сравнения, анализа, синтеза новых знаний.
Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.
Плюсы шестиугольного обучения:
· возможность организации работы в парах, группах, индивидуально;
· систематизация нового материала с опорой на предыдущие знания;
· возможность выбора учащимися приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств;
· возможность обсуждения со сверстниками;
· интерактивность, наглядность, новизна, доступность;
· реализация деятельностного и дифференцированного подхода к обучению;
· активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
· адаптивность к разным возрастным группам;
· эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.
Минусы:
· уходит много времени на подготовку;
· на начальной стадии применения технологии не все учащиеся активно включаются в работу, в процессе групповой работы возникают затруднения в коммуникации.
Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.
Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках русского языка
Критическое мышление — мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление — это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей.
Метод шестиугольного обучения использую на уроках русского языка при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Приведу вариант использования составления гексов в ходе изучения темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Перед учащимися стояли задачи:
· усвоить, что такое одушевленные и неодушевленные существительные;
· научиться отличать одушевленные и неодушевленные существительные.
Для работы был выдан набор гексов:
· двенадцать шестиугольников с примерами одушевленных существительных;
· три шестиугольника с примерами неодушевленных существительных;
· один шестиугольник с надписью «одушевленные: В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.»;
· шесть шестиугольников с определением одушевленных существительных.
Ученики должны были распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала ученики сначала выложили шесть гексов вокруг шестиугольника с надписью «одушевленные: В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.». Затем подобрали примеры, используя схему «В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.», к соответствующим шестиугольникам (живые существа — медведь, сосед; предметы, похожие на человека, — кукла, снеговик, матрешка и т. д.). После того как гекс был составлен, учащиеся защищали свою работу.
Вариант составленного учениками гекса.
Это задание я использовала для закрепления материала по распознаванию одушевленных и неодушевленных существительных. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах. Поскольку я работаю в малокомплектной школе, то готовлю два или четыре комплекта гексов (для групповой работы и работе в паре). В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры неодушевленных существительных (пенал, дождь, народ). При изучении новой темы гексы, в которых записаны примеры неодушевленных существительных, можно не использовать или добавить блок примеров неодушевленных имен существительных.
Также использую другой вариант работы с гексами: оставляю шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если учащиеся изучают тему углубленно. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Таким образом использовала составление гексов в ходе изучения темы «Правописание суффиксов -ек, -ик, -чик».
Перед детьми были поставлены следующие задачи:
· выяснить условия написания суффиксов -ек, -ик;
· научиться выбирать условия для написания суффиксов -ек, -ик;
· выработать умения правильно писать суффиксы -ек, -ик.
Ученикам были даны пустые шестиугольники.
Задача урока: изучить правило, вписать в шестиугольники суффиксы -ек, -ик, -чик, условия написания суффиксов и примеры, объяснить свой выбор. Данный вид работы уместен при изучении нового материала.
Пример составленного учениками гекса.
При закреплении темы был использован второй набор:
· пустые шестиугольники для записи суффикса и условия написания суффикса;
· девять шестиугольников с примерами, в которых пропущены буквы.
Ученики должны повторить правило, вписать в пустые шестиугольники суффиксы -ек, -ик, -чик, условия написания суффиксов. Затем необходимо вставить пропущенные буквы в примеры, выложить гексы с примерами, на котором указано условие написания суффикса. В результате учащиеся объясняют свой выбор, рассказывают правило.
Пример составленного учениками гекса.
1. Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. — Режим доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
2. http://www.nastaunik.info/node/15791
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.