Тема занятия: Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и дифракции света»
Оценка 4.7

Тема занятия: Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
04.05.2017
Тема занятия:  Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и  дифракции света»
Вид занятия - смешанный. Тип занятия комбинированный. Учебные цели занятия: пронаблюдать интерференцию и дифракцию света. Задачи занятия: Образовательная: пронаблюдать интерференцию и дифракцию света. Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о процессе научного познания. Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать умение слушать и быть услышанным. Планируемые образовательные результаты: способствовать усилению практиче-ской направленности в обучении физики, формировании умений применять полученные знания в различных ситуациях. Личностные: способствовать эмоциональному восприятию физических объектов, умению слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развивать инициативу и активность при решении физических задач, формировать умение работать в группах. Метапредметные: развивать умение понимать и использовать средства наглядности (чертежи, модели, схемы). Развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Предметные: овладеть физическим языком, умением распознавать соединения па-раллельные и последовательные, умение ориентироваться в электрической схеме, собирать схемы. Умение обобщать и делать выводы.
занятие 51.docx
Тема занятия:  Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и  дифракции света» Вид занятия ­  смешанный. Тип занятия комбинированный. Учебные цели занятия:   пронаблюдать интерференцию и дифракцию света. Задачи занятия:  Образовательная: пронаблюдать интерференцию и дифракцию света. Развивающие. Развивать умение наблюдать, формировать представление о процессе  научного познания. Воспитательная. Развивать познавательный интерес к предмету, вырабатывать умение  слушать и быть услышанным. Планируемые образовательные результаты: способствовать усилению практической направленности   в   обучении   физики,   формировании   умений   применять   полученные знания в различных ситуациях. Личностные:  способствовать эмоциональному восприятию физических объектов,  умению  слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развивать  инициативу  и  активность  при решении физических задач, формировать умение  работать в группах. Метапредметные:  развивать умение понимать и использовать средства наглядности  (чертежи, модели, схемы). Развитие понимания сущности алгоритмических  предписаний и умений действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Предметные:  овладеть физическим языком, умением распознавать соединения  параллельные и последовательные, умение ориентироваться в электрической схеме,  собирать схемы. Умение обобщать и делать выводы. Ход занятия: 1. Организация начала урока (отметка отсутствующих, проверка готовности студентов к уроку, ответы на вопросы студентов по домашнему заданию) – 2­5 мин. Преподаватель сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока и знакомит  учащихся с планом урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Преподаватель  создает условия для мотивации учебной деятельности. Освоение нового материала: Теория.  Теория. Интерференция света. Наиболее наглядно волновые свойства света  обнаруживаются в явлениях интерференции и дифракции. Интерференцией света  объясняется окраска мыльных пузырей и тонких масляных пленок на воде, хотя  мыльный раствор и масло бесцветные. Световые волны частично отражаются от  поверхности тонкой пленки, частично проходят в неё. На второй границе пленки вновь  происходит частичное отражение волн (рис. 1). Световые волны, отраженные двумя  поверхностями тонкой пленки, распространяются в одном направлении, но проходят  разные пути. Рисунок 1. При разности хода, кратной целому числу длин волн:                                                   ,                 (1)    l k2  2 наблюдается интерференционный максимум. При разности  l, кратной нечетному числу полуволн:                                                   ,            (2)  l  k2(  )1  2 наблюдается   интерференционный   минимум.   Когда   выполняется   условие   максимума для   одной   длины   световой   волны,   то   оно   не   выполняется   для   других   длин   волн. Поэтому   освещаемая   белым   светом   тонкая   бесцветная   прозрачная   пленка   кажется окрашенной. При изменении толщины пленки или угла падения световых волн разность хода изменяется, и условие максимума выполняется для света с другой длиной волны. Явление   интерференции   в   тонких   пленках   применяется   для   контроля   качества обработки поверхностей, просветления оптики. Дифракция света.  При прохождении света через малое отверстие на экране вокруг центрального   светлого   пятна   наблюдаются   чередующиеся   темные   и   светлые   кольца (рис. 2).                                                Рисунок .2. Если   свет   проходит   через   узкую   цель,   то   получается   картина,   представленная   на рисунке 3.                                                                                             Рисунок 3. Явление   отклонения   света   от   прямолинейного   направления   распространения   при прохождении у края преграды называется дифракцией света. Появление   чередующихся   светлых   и  темных   колец  в  области   геометрической   тени, французский   физик   Френель   объяснил   тем,   что   световые   волны,   приходящие   в результате   дифракции   из   разных   точек   отверстия   в   одну   точку   на   экране, интерферируют между собой.                                                 Приборы и принадлежности: пластины стеклянные ­ 2 шт., лоскуты капроновые или батистовые,   засвеченная   фотопленка   с   прорезью,   сделанной   лезвием   бритвы, грампластинка (или осколок грампластинки), штангенциркуль, лампа с прямой нитью накала (одна на всю группу), цветные карандаши. Порядок проведения работы: 1.        Наблюдение интерференции: 1.1. Стеклянные пластины тщательно протереть, сложить вместе и сжать пальцами. 1.2. Рассматривать пластины в отраженном свете на темном фоне (располагать их надо так, чтобы на поверхности стекла не образовывались слишком яркие блики от окон или от белых стен). 1.3.  В   отдельных   местах   соприкосновения   пластин   наблюдать   яркие   радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы. 1.4. Заметить изменения формы и расположения полученных интерференционных полос с изменением нажима. 1.5. Попытаться увидеть интерференционную картину в проходящем свете и зарисовать её в протокол. 1.6.  Рассмотреть   интерференционную   картину   при   попадании   света   на   поверхность компакт диска и зарисовать её в протокол. 2.    Наблюдение дифракции: 2.1. Установить между губками штангенциркуля щель шириной 0,5 мм. 2.2. Приставить щель вплотную к глазу, расположив её горизонтально. 2.3.  Смотря сквозь щель на горизонтально расположенную светящуюся нить лампы, наблюдать по обе стороны нити радужные полосы (дифракционные спектры). 2.4.  Изменяя ширину щели от 0,5 до 0,8 мм, заметить, как это изменение влияет на дифракционные спектры. 2.5. Дифракционную картину зарисовать в протоколе. 2.6.  Наблюдать   дифракционные   спектры   в   проходящем   свете   с   помощью   лоскутов капрона или батиста. 2.7. Зарисовать интерференционную и дифракционную наблюдаемые картины. 3.   Сделать вывод о проделанной работе. 4.   Ответить на контрольные вопросы.  Контрольные вопросы: 1.  Как получают когерентные световые волны? 2.  С какой физической характеристикой световых волн связано различие в цвете? 3.  После   удара   камнем   по   прозрачному   льду   возникают   трещины,   переливающиеся всеми цветами радуги. Почему? 4.  Что вы увидите, посмотрев на электрическую лампочку сквозь птичье перо? 5. Чем отличается спектры, усваиваемые призмой, от дифракционных спектров? Домашнее   задание:       Сообщение:   Зрение.     Дефекты   зрения   и   профилактика зрения

Тема занятия: Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Тема занятия:  Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и  дифракции света»

Тема занятия: Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Тема занятия:  Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и  дифракции света»

Тема занятия: Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Тема занятия:  Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и  дифракции света»

Тема занятия: Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Тема занятия:  Лабораторная работа: «Наблюдение интерференции и  дифракции света»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017