Тема занятия «Обитатели леса»
Оценка 5

Тема занятия «Обитатели леса»

Оценка 5
Мероприятия
doc
окружающий мир
1 кл
31.03.2017
Тема занятия «Обитатели леса»
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения «Школа экологической грамотности». Данная разработка представляет одно из занятий по теме «Животные и растения леса». В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять несколько компонентов: личностный, интеллектуальный, социально – психологический. Для формирования этих качеств мы используем различные игры природоведческого характера, экологические сказки, сказки с ошибками, загадки, так как в них очень точно описаны внешние признаки, повадки, особенности животных. Таким образом, мы решаем одновременно комплекс задач, направленных на развитие экологической культуры личности.Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения «Школа экологической грамотности». Данная разработка представляет одно из занятий по теме «Животные и растения леса».
Обитатели леса.doc
Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Методическая разработка открытого занятия детского объединения «Школа экологической грамотности» Тема занятия «Обитатели леса» Первый год обучения Педагог дополнительного образования: Гапченко Светлана Николаевна Губкин – 2009 год. Тема занятия: Обитатели леса. Пояснительная записка Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения «Школа экологической грамотности». Данная разработка представляет одно из занятий по теме «Животные и растения леса». социально – психологический. В структуре психологической готовности ребенка к школе личностный, принято выделять несколько компонентов: Для интеллектуальный, формирования этих качеств мы используем различные игры природоведческого характера, экологические сказки, сказки с ошибками, загадки, так как в них очень точно описаны внешние признаки, повадки, особенности животных. Таким образом, мы решаем одновременно комплекс задач, направленных на развитие экологической культуры личности. В процессе знакомства с дикими животными детям предлагается вспомнить сказки, где главными героями были бы дикие животные. После непродолжительных рассуждений дети самостоятельно делают вывод о том, каким было отношение людей к конкретным животным. После рассказа педагога дети решают, справедливым ли было такое отношение к животным. Очень часто дети делят животных на полезных и вредных, оценивая их действия с человеческой позиции. Однако в природе такого деления быть не должно: каждый вид занимает свое место в сообществе. Поэтому необходима специальная работа с учащимися для формирования правильных представлений о связях организмов в природе. На данном занятии дети не являются пассивными слушателями, они вовлечены в сложную аналитическую работу, в результате чего развивается память, мышление, воображение. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Педагог умело направляет их работу в нужное русло. Цели и задачи: - познакомить детей с обитателями леса, указать на взаимосвязь животных организмов друг с другом; - развивать интерес к животному миру, умение сравнивать и описывать животных; --воспитывать бережное отношение к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения. Используемые методы:  словесный: рассказы педагога, экскурсовода и высказывания обучающихся;  наглядный: демонстрация иллюстраций диких животных. Возраст обучающихся: 5-6лет, первый год обучения. Оборудование и оформление: о животных; 1) выставка красочных книжек с русскими народными сказками 2) иллюстрации диких животных; 3) карточки с изображениями животных для закрепления изученного материала «Кто лишний?» Методические советы на подготовительный период: 1. Подбор известных русских народных сказок о животных: «Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок», «Волк и лиса», «Лиса Патрикеевна», Машенька и медведь», «Заинькина избушка» и другие. Можно предложить детям заранее принести сказки из дома. 2. Предварительный отбор иллюстраций диких животных: волка, 3. Отбор загадок про диких животных нашего края. 4. Подготовить экологическую сказку о животных «Кто важнее?» лисы, медведя, зайца. 5. Изготовление карточек с изображениями животных для закрепления изученного материала «Кто лишний?» 6. Подготовка кабинета для занятия. Столы расставлены обычным образом. Заранее приготовить стеллаж для выставки книг. План занятия: 1. Организационный момент. 2. Постановка целей и задач занятия. 3. Объяснение нового материала. 4. Закрепление изученного материала (разгадывание загадок). травоядные»). 5. Объяснение нового материала. 6. Закрепление изученного материала (игра «Хищники и 7. Физкультминутка. 8. Поучительная сказка «Лесные жители – кто нужнее?». 9. Повторение изученного материала (Игра «Кто лишний?»). 10. 11. Подведение итогов. Окончание занятий. 1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. 2.Постановка целей и задач занятия. Тема нашего занятия «Обитатели леса». Сегодня мы поговорим о животных, обитающих в лесах Европы. 3.Объяснение нового материала. -Кто это? (Показываю рисунок медведя.) -Какой он в сказках? (Косолапый, глуповатый, неуклюжий, доверчивый.) -На самом деле медведь не такой. Он умный, хитрый, быстрый, ловкий зверь. Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от ого – не догнать. Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается – полакомиться медом диких пчел. Еще он рыбак. Стоит в реке – караулит, потом как ударит лапой – брызги фонтаном, а рыбка уже на берегу бьется. Медведь – хищник. Он легко убивает лося, сдвигает огромные камни, но охотится редко. С утра до вечера бродит он по лесу, ищет, чем поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворошит; облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Ест топтыгин и личинки, и стебельки и корни разных растений, очень любит ягоды и малину, молодой овес для него тоже лакомство. К осени медведь накопит жиру и аппетит у него пропадает – пора и в спячку до весны. -Кто это? (Показываю рисунок волка.) -Какой он в сказках? (Злой, страшный, всех обижает.) -А почему? Сам виноват. Не любили его люди. Летом пастух то коровы не досчитается, то теленка, а зимой даже в деревню похаживает, овец таскает. Правда, если волков в округе не много, и пищи всем хватает, они близко к деревне не подойдут. Волки – отличные охотники, неутомимые бегуны, они всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам – где мышкой поживится, где глупого зайчишку поймает, где птицу какую. Здоровая – то птица от него улетит, другое дело – больная. Жалко ее, но ведь ей все равно не жить, а, больная, она еще и сородичей своих штук сто заразит, все погибнут. Волк – хищник, волк – санитар леса. -Кто это? (Показываю рисунок лисы). -Какая она в сказках? (Самая хитрая, любого проведет и обманет). -На самом деле лиса не хитрее любого другого зверя. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, удивительное чутье – никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышек – полевок она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом – лиса тут как тут: мигом разроет снег, найдет норку и ее раскопает. Впрочем, хитрой ее, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка, а курочки нет. Лиса – хищница. -Кто это? (Показываю рисунок зайца). -Какой он в сказках? (Трусишка, косой). -На самом деле это не совсем так. Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длинные чуткие уши и быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение одно: вовремя услышать опасность и задать стрекача, да хорошенько следы по дороге запутать. Получается, что заяц вовсе не трус, а просто он очень осторожный. Но иной раз косой и постоять за себя может. Вовремя заметит заяц сову или филина – перевернется на спину, тут уж не подходи – задние лапы у него сильные: ударит – не то что филину или сове, тут и собаке не поздоровится. Заяц – растительноядное животное. Любит он траву, листья, кору, молодые побеги и корешки. Зерно и овощи тоже хороши. Еще в лесах Европы водятся барсуки, лоси, косули, кабаны, белки, бобры, куницы, рыси, соболи. Я назвала только наиболее крупных животных. 4.Закрепление изученного материала. -Попробуйте угадать, о ком говорится в этих загадках. Коричневый, но не шоколад, Большой, но не слон Любит мед, но не пчела, Спит всю зиму, но не еж. (Медведь) Серый, зубастый, по лесу рыщет, Кого съесть ищет. (Волк) Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса, а зовут ее… (Лиса) Кто в дупле живет, орешки грызет, На деревьях резвится, упасть не боится, Пушистый хвост мелькнет в вышине И вместе с ней - исчезнет в сосне. (Белка) И пушист, и глазаст, и пугаться горазд, Заберется в куст и спит, кочерыжку съест - и спит. (Заяц) Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко рога, раскинув широко. (Лось) 5.Объяснение нового материала. -Всех животных можно разделить на хищников и растительноядных (травоядных). -Кто такие хищники? Назовите их. (волк, лиса, медведь, еж, барсук, куница, рысь, соболь) -Кто такие растительноядные? Назовите их (заяц, лось, косуля, белка, бобр). 6 -7.Физкультминутка – игра «Хищники и травоядные». -Я называю животных. Если это хищник – хлопаем в ладоши, травоядный – подскок на месте. 8. Поучительная сказка «Лесные жители - кто нужнее?». Летом на опушке собрались лесные жители и завели спор о том, кто больше делает добрых и полезных дел в лесу, в их родном доме. Лес их поит, кормит, лечит и защищает. Медведь, Волк и Лиса говорят, что они очищают лес от больных животных. Ведь больные животные могут заразить других. Птицы щебечут наперебой о том, что они, поедая вредных насекомых, спасают жизнь растений. Погибнут растения, нечем будет питаться зайцам, лосям и другим растительноядным животным. Даже Крот высунулся из своего жилища и решил похвалиться, что он землю около корней рыхлит , воздух к корням пропускает и личинок разных съедает. Так они и спорили бы с утра и до вечера, если бы из муравейника не выполз Муравей, который сказал: «Хватит спорить. Все мы нужны нашему лесу, как и лес нам». Все с этим согласились и больше никогда не спорили. Женя Неволайнен -Ребята, так кто же в лесу самый главный? Все живые организмы в лесу тесно взаимосвязаны. 9. Повторение изученного материала. Игра «Кто лишний?». -Найдите в карточке лишнее животное. Объясните свой выбор. Лиса – волк – заяц – медведь Лось – кабан – воробей – заяц Лось – корова – лиса – кабан Лось – баран – лошадь – корова 10. Подведение итогов. -Сегодня мы поговорили об обитателях леса. Кто живет в лесах Европы? -В зависимости от того, чем питаются звери, на какие группы мы можем их разделить? -Кто такие хищники? -Кто такие растительноядные? -Кто нужнее всех в лесу? 11. Окончание занятия. -Все работали очень активно, на вопросы отвечали правильно. Вы настоящие натуралисты. До свидания. Методические советы организаторам: Данное занятие лучше проводить в кабинете, предназначенном для занятий. Столы расставляют обычным образом. Все предполагаемое оформление занятия : выставка сказок – располагается на заранее приготовленном стеллаже, иллюстрации животных - лежат на рабочем столе педагога в определенном порядке, карточки для закрепления – на столе педагога. Методические советы на период ближайшего последействия: На следующих занятиях детям предлагается самостоятельно нарисовать дикого животного, из готовых рисунков можно оформить выставку. Список литературы: «Леса Европы» А.С.Барков «Почемучка» А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова «Экологическое образование» 2002 - №3 «Наш дом – природа» Н.А.Рыжова «Мир и человек» географический атлас для детей «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир» Е.П.Фефилова «От года до семи» книга для чтения детям «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» М.Д.Маханева «Живой мир» энциклопедия Лесли Колвин, Эмма Спиэр

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»

Тема занятия «Обитатели леса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017