Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с его семьёй. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемые мероприятия, которые позволяют привлечь семьи воспитанников к совместной деятельности с детьми и педагогом. Для детей такие мероприятия позволяют в полной мере раскрыть представления об истории семьи, её традициях, сформировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Структура тематической недели разработана так, что каждый день посвящен определенной теме, касасающейся семьи, родственных отношений и места каждого члена семьи в в самой семье. Это позволяет:
1 - ДЛЯ ДЕТЕЙ: уточнить представления детей о ценностях семьи,
2 - ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: установить доверительные и партнерские отношения с родителями,через вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
3- ДЛЯ ПЕДАГОГА: выстроить линию взаимодействия с семьями воспитанников на основе преемственности в решении актуальных задач воспитания и развития дошкольников.Структура тематической недели разработана так, что каждый день посвящен определенной теме, касасающейся семьи, родственных отношений и места каждого члена семьи в в самой семье. Это позволяет:
1 - ДЛЯ ДЕТЕЙ: уточнить представления детей о ценностях семьи,
2 - ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: установить доверительные и партнерские отношения с родителями,через вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
3- ДЛЯ ПЕДАГОГА: выстроить линию взаимодействия с семьями воспитанников на основе преемственности в решении актуальных задач воспитания и развития дошкольников.
Методическая разработка тематической недели 7+Я =СЕМЬЯ БЕЛЬДЫ Н.Н..docx
Методическая разработка (описание)
Список литературы, интернетресурсы
Приложение 1. План проведения тематической недели «7+Я=СЕМЬЯ»
Приложение 2. Сказка «Репка» (на современный лад)
Приложение 3. Дидактическая игра «Мамина помощница»
Приложение 4. Сценарий семейного досуга «7+Я=СЕМЬЯ»
Приложение 5. Консультация для родителей «Герб моей семьи»
Приложение 6. Буклет для родителей «Как создать герб своей семьи»
Приложение 7. Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей в семье»
Приложение 8. Буклет для родителей «Роль отца в воспитании детей в семье»
Приложение 9. Памятка для родителей «Чтобы воспитать человека!»
Приложение 10. Афиша для родителей к тематической неделе
Приложение 11. Фотоматериалы о проведении тематической недели
Отзыв родителей группы
стр. 2
стр. 7
стр. 14
стр. 20
стр. 20
стр. 21
стр. 26
стр. 28
стр. 29
стр. 34
стр. 35
стр. 36
стр. 37
стр. 44
1 Содержание
2 Введение
Академик Д.С. Лихачев когдато писал, что любовь к родному краю, к своей стране
начинается с любви к семье. И перед нами сегодня стоит задача восстановить наши старинные
ценности бережного отношения к семье, к родному очагу. Семья влияет на ребёнка, приобщает
его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи,
воспитывать любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и
дому. К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало
внимания. Отсутствие полноценного общения с ребенком одни родители стремятся подменить
созданием для него комфортных условий проживания. Другие освобождают себя и от этого,
считая свою миссию выполненной.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия,
встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы
тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы
услышать и понять друг друга. Мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в
общении с родителями. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только
накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить
такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое
пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного
процесса?
Основная часть
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с его семьёй. Прекрасную возможность для
обоюдного познания воспитательного потенциала дают специально организуемые мероприятия,
которые позволяют привлечь семьи воспитанников к совместной деятельности с детьми и
педагогом. Для детей такие мероприятия позволяют в полной мере раскрыть представления об
истории семьи, её традициях, сформировать уважительное отношение и чувство принадлежности
к своей семье.
Именно поэтому я решила провести тематическую неделю «7+Я=СЕМЬЯ».
Мною были определены цели:
для педагога: выстроить линию взаимодействия с семьями воспитанников на основе
преемственности в решении актуальных задач воспитания и развития дошкольников;
3 для родителей: установить доверительные и партнерские отношения с родителями,через
вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
для детей: уточнить представления детей о ценностях семьи.
И задачи:
для родителей:
1. Повысить педагогическую компетентность родителей.
2. Привлечь родителей к активному участию в жизни группы и детского сада,
мотивировать на конструктивное сотрудничество, укреплять связи группы с семьей.
3. Укреплять доверительные отношения между детьми и родителями путем
использования общих интересов и совместной деятельности.
4. Поддерживать и стимулировать творческую самореализацию семьи.
для детей:
1.Сформировать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья»,
«родные», «близкие».
2.Расширить представление о русских семейных традициях и семейных реликвиях.
3.Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в
творческопоисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
5. Формировать интерес к своей семье, проявлению любви и бережного отношения к
членам своей семьи.
Для успешной реализации мероприятия в группе была создана развивающая предметно
пространственная среда: оформлен уголок «Моя семья», подобраны дидактические и
творческие игры, атрибуты для сюжетноролевой игры «Семья»; цикл картин «Семья»,
оформлены семейные альбомы и газеты; подготовлен материал для художественного
творчества;подобрана художественная литература по теме тематической недели.
Далее был разработан план проведения тематической недели «7 + Я = СЕМЬЯ» (приложение 1).
КРАТКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
Понедельник «Бабушка рядышком с дедушкой».
УТРО: Беседа «Что за дерево такое?» (о генеалогическом древе)
ДЕНЬ: Выставка «Умелые бабушкины (дедушкины) руки». Дидактическая игра «Что
радует (огорчает) бабушку и дедушку». Ручной труд «Рамка для фотографии или
портрета».
ВЕЧЕР: Чаепитие с бабушками и дедушками. Найти место бабушки на семейном
древе.
4 Вторник «Мама – солнышко моё».
УТРО: Изготовление с детьми «Цветика – семицветика» с пожеланиями для мам.
ДЕНЬ: ННОД «Вот она, какая мамочка родная». Портреты мам, фотографии или
фотокомпозиции ребёнка и мамы. Дидактическая игра «Мамины помощницы» (с
движениями).
ВЕЧЕР: Сюжетноролевая игра «Семья». Открытие модельного агентства «Самая
модная мама». Найти место Мамы на семейном древе.
Среда «Папа – наша защита и опора».
УТРО: Беседа «Мой папа – лучше всех на свете».
ДЕНЬ: «Папина школа»: встреча с папами « Папы всякие нужны, папы всякие важны».
Игра – соревнование «Папы и дети». Рисование «Что бы я подарил папе» или «Как мой папа
был маленьким».
ВЕЧЕР: Сюжетно – ролевая игра «Семья». Консультация для пап «Роль отца в
воспитании детей в семье». Найти место Папы на семейном древе.
УТРО: Беседа: « Давайте знакомиться!»
Четверг « Кто я?»
ДЕНЬ: Рисование«Автопортрет». Коммуникативные игры «Зеркало»,
«Комплименты», «Ромашка имен». Игры «Кто позвал?» или «Кого не стало?»,
«Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе, своей родословной).
ВЕЧЕР: КВН « Обо всем на свете». Сюжетноролевая игра «Семья». Найти место
ребенка на семейном древе.
Пятница «7 + Я = СЕМЬЯ»
УТРО: Беседа «Семейное древо. История моей семьи». Выставка « Герб моей
семьи», «Генеалогическое древо семьи», газет «Счастливый выходной день».
ДЕНЬ: Сюжетноролевая игра «Семья». Игры: «Найди сходства и различия» «Чей я
ребенок, угадай?», «Семейное хозяйство».
ВЕЧЕР:Семейный праздник « 7 + Я = СЕМЬЯ!».
Каждый день тематической недели посвящен определенным членам семьи, что даёт
возможность показать и раскрыть всю значимость каждого члена семьи независимо от возраста и
пола. Ежедневно проводились мероприятия с детьми, с родителями и совместная деятельность
детей, членов их семей и педагога. Формированию интереса к своей семье, воспитанию любви и
бережного отношения к членам своей семьи способствовали следующие формы
работы с детьми:
беседы: «Что за дерево такое?» (о генеалогическом древе), «Мой папа – лучше всех на свете»,
«Семейное древо», «Давайте знакомиться!»; ННОД: «Вот она, какая мамочка родная»,
5 «История моей семьи»; дидактические игры:«Что радует (огорчает) бабушку или дедушку?»,
«Мамины помощницы», «Кто позвал?», «Кого не стало?», «Генеалогическое древо», «Найди
сходства и различия», «Чей я ребенок, угадай?» и др.; коммуникативные игры: «Зеркало»,
«Комплименты», «Ромашка имен»;занятия ручным трудом по изготовлению подарков для
членов семьи ребенка: «Рамка для фотографии», «Цветиксемицветик» (с пожеланиями для
мам); рисование: «Как папа был маленьким» или «Что бы я подарил(а) папе». Под руководством
педагога дети испекли печенье для мамы. Для родителей были подготовлены информационные
буклеты с программой проведения тематической недели. Была разработана и проведена
консультация «Роль отца в воспитании детей в семье» и подготовлен буклет. Неподдельный
интерес у детей и родителей вызвала работа по составлению генеалогического древа. На
занятиях дети познакомились с понятием «генеалогическое древо». Заранее был подготовлен
дидактический материал: альбомы с семейными фотографиями, изображение древа. После
предварительного рассматривания с детьми семейных альбомов было предложено изобразить
генеалогическое древо семьи каждого ребенка, отмечая правильное расположение членов семьи
на нем (корни бабушки и дедушки со стороны мамы и папы, толстые ветки дерева мама и папа
над их родителями, тонкие ветки дети). Для родителей так же были проведены консультация и
индивидуальные беседы по составлению генеалогического древа семьи.
Большую
заинтересованность педагогов, детей и родителей вызвала такая форма работы, как создание
семейного герба. С детьми мы рассматривали форму геба, его цветовое значение и символику.
Для родителей были проведены консультации и подготовлены буклеты о том, как создать герб
семьи. Активное участие проявили родственники детей при подготовке стенгазет о жизни семьи.
На итоговом семейном развлечении дети и родители представили свое генеалогическое древо,
семейные гербы и семейные газеты. Очень важно, что, участвуя в этих мероприятиях, родители и
дети узнали много нового не только о себе, но и о своих предках, а узнав — научились любить и
уважать историю своей семьи. Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том,
что мы подводим ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенное проявление
любви, заботы, внимания, взаимопомощи.
Новым видом совместной деятельности для детей и родителей стала «Папина школа»,
рассказы пап о своей профессии, о том, чем они занимаются дома, об их жизни в семье
сопровождались оформленными плакатами с фотографиями(позднее был оформлен альбом
«Профессии моих родителей»), что повышает значимость папы в семье в глазах детей.
Немаловажную роль в успешном проведении тематической недели играют проведенные
педагогом совместно с детьми и родителями тематические мероприятия: чаепитие с бабушками
6 и дедушками, игра – соревнование «Папы и дети», КВН «Обо всем на свете», семейный праздник
«7 + Я = СЕМЬЯ!»,
где родители выступали с презентациями «Герб моей семьи»,
«Генеалогическое древо семьи» и газет «Счастливый выходной день». Выставка «Умелые
бабушкины и дедушкины руки» помогла раскрыть таланты бабушек и дедушек как умелых
мастеров. Красной линией на протяжении всей недели прошла сюжетноролевая игра «Семья».
Во время игры дети ежедневно на правах равноценного игрового партнера уточняли функции
всех членов семьи, их роль и значимость, развивали игровой диалог и сюжет, на основе личного
опыта и опыта других детей. Самым значимым, каждый день, становился момент определения
каждым ребенком места членов семьи на семейном генеалогическом древе, это ясно давало
понять ребенку, что семья – это единое целое и нерушимое.Таким образом, дети подводятся к
первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений,
определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы:
создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им
понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное,
научиться азам такого отношения.
Итог проведения тематической недели.
Было много восторгов и удивлений. Совместная подготовка сблизила меня и родителей,
родителей и детей, подружила семьи. Я подбирала музыку, вместе с детьми готовили
пригласительные билеты, а родители помогли создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла.
Дети, родители, бабушки и дедушки приняли активное участие в тематической неделе: в играх,
конкурсах пели песни, частушки, читали стихи, танцевали. Родители готовили рассказ о ребенке,
принесли фотографии, старались показать чтото интересное из жизни всей семьи. Активность
родителей в создании фотогазет, выставок, родословной семьи и семейного герба говорит о том,
что эти формы работы являются востребованными.
Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками и дедушками, а я
– творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать.
Проведенное мною мероприятие расширило границы общения взрослого и ребенка,
укрепили связь между поколениями. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи
эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает
преемственность между поколениями. В результате обогатился воспитательный опыт родителей
и повысился эффект семейной подготовки к школе. Родители стали активными участниками
всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в
роли игровых партнеров. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других
7 общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не
подозревали.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось очень привлекательным,
востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Любое совместное мероприятие
позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во
взаимоотношениях, апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть
приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской
общественностью в целом.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных
учреждений.
Список литературы :
1. Авдеева Н.Н., Силвестру А. И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у
ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. – М.,
1977.
2. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детскородительского
взаимодействия // Психолог в детском саду. – 1998. № 1.
3. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста.
М., 1980.
4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Издво Моск. унта, 1980.
6. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Нск., 1985.
Интернет ресурсы:
https://neboleem.net
https://infourok.ru
http://nsportal.ru/detskiysad/
http://www.maam.ru/detskijsad
http://raguda.ru/ds/rolsemivvospitaniidetejdoshkolnogovozrasta.
8 Приложение 1
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
Понедельник
«Бабушка рядышком с дедушкой».
ЗАДАЧИ:
Расширить представления детей об отношении к пожилым людям.
Воспитывать уважительное отношение к бабушкам и дедушкам, желание помогать им,
ухаживать за ними, побуждать к проявлению им сочувствия.
Уточнить представление о важности бабушек и дедушек в жизни семьи, детей, внуков;
Закрепить представление «молодойстарый».
УТРО:
Беседа « Что за дерево такое?»
Цель: дать доступные сведения о родословном дереве, месте бабушек и дедушек на нем,
уточнить знания о своих бабушках и дедушках, отношение к ним в семье.
Оборудование: плакат с нарисованным деревом и кружками символами, обозначающих членов
семьи.
ДЕНЬ:
9 Выставка « Умелые бабушкины (дедушкины) руки».
Цель: привлечь внимание к интересам бабушки и дедушки, вызвать чувство гордости за бабушку
(дедушку).
Оборудование: изделия бабушек и дедушек, собранные заранее.
Дидактическая игра «Что радует (огорчает) бабушку и дедушку».
Цель: Уточнить знания о том, что может порадовать бабушку или дедушку, а что может их
огорчить.
Воспитатель показывает фотографии или иллюстрации с изображением веселого или грустного
лица, предлагает различные ситуации, которые могут порадовать или огорчить. Детям
предлагается рассказать, почему возникают такие выражения лица, обсуждают возможные
варианты разного настроения, используя личный опыт.
Ручной труд «Рамка для фотографии или портрета».
Цель: Сформировать желание порадовать бабушку и дедушку подарками.
ВЕЧЕР:
Чаепитие с бабушками и дедушками.
Цель: доставить радость от совместного общения, воспитывать уважительное отношение к
бабушкам и дедушкам, закрепить представление «молодойстарый».
План мероприятия:
1.Чтение детьми стихов о бабушках и дедушках.
2.Короткие рассказы бабушек и дедушек «Когда я был(а) маленький (ая)».
3.Совместные игры – соревнования.
4.Инсценирование сказки « Репка».
5.Совместное пение песни «Бабушка рядышком с дедушкой» Р.Паулса.
6. Вручение подарков детьми.
Найти место бабушки на семейном древе.
Вторник
«Мама – солнышко моё».
ЗАДАЧИ:
Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме;
Уточнить и расширить знания о понятии «семья»;
Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи,
общества.
УТРО:
10 Изготовление с детьми «Цветика – семицветика» с пожеланиями для мам.
Цель: привлечь внимание детей, настроить на дальнейшую деятельность, сделать всё возможное,
чтобы порадовать своих мам, поднять им настроение.
Оборудование: цветная бумага, фломастеры, восковые мелки.
Вывесить «Цветик – семицветик» с пожеланиями для мам в раздевалке.
ДЕНЬ:
Занятие «Вот она, какая мамочка родная».
Цель: закрепить знания детей об отличительных особенностях своих мам,
их профессии, увлечениях; сформировать интерес к особенностям
личности мамы; воспитывать уважение, заботливое отношение к маме;
развивать диалогическую речь.
Оборудование: запись песни «Мамин праздник» (муз. Тиличеевой),
Портреты мам, фотографии или фотокомпозиции ребёнка и мамы.
Дидактическая игра «Мамины помощницы» (с движениями).
Изготовление печеньядля мам с украшением и угощением вечером.
ВЕЧЕР:
Сюжетноролевая игра «Семья».
Цель: на правах равноценного игрового партнера уточнить функции мамы в семье, ее роль,
значимость, развивать игровой диалог, умение вести сюжет, используя личный опыт и опыт др.
детей.
Открытие модельного агентства «Самая модная мама».
(Рассматривание журналов моды и создание коллекции одежды для мамы).
Цель: развивать умение подбирать фасон, прическу, аксессуары и косметику для мамы,
подходящих ей по образу и согласно ее предпочтениям.
Найти место Мамы на семейном древе.
Среда
«Папа – наша защита и опора».
ЗАДАЧИ:
Воспитывать уважительное отношение к папе;
Дать представление о том, что мужчина – опора и глава семьи.
Уточнить и расширить понятие « семья».
УТРО:
Беседа «Мой папа – лучше всех на свете».
Цель: закрепить знания об отличительной роли папы, чем роль мужчины
отличается от роли женщины в семье, обществе, «мужские
профессии»; сформировать интерес к личности папы, воспитывать
уважительное отношение отцу.
ДЕНЬ:
«Папина школа».
11 Встреча с папами « Папы всякие нужны, папы всякие важны».
Цель: воспитывать уважительное отношение к папе, дать представление о том, что мужчина –
опора и глава семьи.
Пригласить пап, чтобы они рассказали о своей работе, своих увлечениях, обязанностях в семье.
Дети читают стихи о папах.
Занятие по изодеятельности «Что бы я подарил папе» или «Как мой папа был маленьким».
Цель: Развивать творчество, воображение, желание сделать папе подарок.
Оборудование: бросовый материал, цв. бумага, пластилин, клей и т.д.
ВЕЧЕР:
Сюжетно – ролевая игра «Семья».
Цель: на правах равного игрового партнера уточнить роль папы (мужчины) в
семье, его значимость для семьи.
Игра – соревнование «Папы и дети».
Цель: развивать физические умения, стремление быть сильным, ловким и
смелым как папа, воспитывать уважительное отношение к папе как к
личности.
Оборудование: обручи, мячи, гимнастические палки, карточки с цифрами, мешки для бега,
карандаши, привязанные на веревку, пластиковые бутылки наполовину заполненные песком, для
конкурса капитанов мольберты с недорисованными портретами Бабы – Яги без носа,
пластилиновые носы.
Консультация для пап «Роль отца в воспитании детей в семье».
Цель: напомнить папам, что быть хорошим отцом и мужем – долг мужчины, что отец –
цементирующая сила в семье, глава семьи, но это главенство должно быть гуманным, помужски
добрым и красивым; что отец в семье – носитель справедливости, источник счастья – должен
вызвать к жизни всё то хорошее, чем богаты жена, дети, бабушка и дед; что отец в семье –
старший друг, советчик, помощник жене, детям во всех их радостях и бедах. Хороший отец в
семье – это очень важно.
Найти место Папы на семейном древе.
ЗАДАЧИ:
Четверг
« Кто я?»
12 Закреплять понимание ребенком своего «Я».
Воспитывать интерес к своему имени.
Расширять представления детей о своей значимости в семье.
Побуждать детей к проявлению заботы о других членах семьи,
развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия близким людям и другим
детям по собственному убеждению.
УТРО:
Беседа: « Давайте знакомиться!»
Цель: Закреплять понимание ребенком своего «Я», воспитывать интерес к своему имени,
расширять представления детей о своей значимости в
семье.
Оборудование: фотографии детей в разном возрасте.
ДЕНЬ:
Занятие по изодеятельности «Автопортрет».
Цель: повышать самооценку детей, умение видеть себя со стороны, развивать творческие
способности.
Коммуникативные игры «Зеркало», «Комплименты», «Ромашка имени».
Цель: развивать коммуникативные способности, побуждать к проявлению активности
застенчивых и молчаливых детей, повышать самооценку детей в коллективе.
Игры «Кто позвал?» или «Кого не стало?», «Генеалогическое древо».
ВЕЧЕР:
КВН « Обо всем на свете».
Цель: продолжать воспитывать чувство коллективизма, развивать понимание значимости себя
как части коллектива, воспитывать уважительное отношение к другим детям.
Сюжетноролевая игра «Семья».
Цель: на правах равноценного игрового партнера уточнить функции ребенка в семье, его роль,
значимость, развивать игровой диалог, умение вести сюжет, используя личный опыт и опыт др.
детей.
Найти место ребенка на семейном древе.
Пятница
13 «7 + Я = СЕМЬЯ».
ЗАДАЧИ:
Закреплять представления детей о семье, ее значимости в жизни человека.
Закреплять желание изображать генеалогическое древо своей семьи.
Побуждать детей к проявлению заботы о других членах семьи,
развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия
близким людям и другим детям по собственному убеждению.
Поддерживать стремление детей активно участвовать в семейных праздниках.
УТРО:
Беседа « Семейное древо. История моей семьи».
Цель: Закреплять представления детей о семье, ее значимости в жизни человека, вызвать
желание рассказать о своей семье, учить выделять наиболее яркие моменты из жизни семьи,
рассказывать о них.
Наглядный материал: коллажи «Моя семья», семейные фотографии, газеты «Летопись моей
семьи».
Выставка «Герб семьи», «Моё генеалогическое древо», газеты «Счастливый выходной день».
ДЕНЬ:
Игры: «Найди сходства и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими
близкими), «Чей я ребенок, угадай?» (закрепление умения детей видеть внешнее сходство не
только между собой и своими родственниками, но и сходство сверстников с их родителями),
«Семейное хозяйство» (о распеделении обязанностей в семье).
Сюжетноролевая игра «Семья».
Цель: на правах равноценного игрового партнера уточнить функции всех
членов семьи, их роль, значимость, развивать игровой диалог, умение
вести сюжет, используя личный опыт и опыт др. детей.
ВЕЧЕР:
Семейный праздник «7 + Я = СЕМЬЯ».
Цель: Закреплять представления детей о семье, ее значимости в жизни
человека, побуждать детей к проявлению заботы о других членах
семьи, развивать осознанное отношение к проявлению сочувствия
близким людям и другим детям по собственному убеждению.
Поддерживать стремление детей и родителей активно участвовать в
семейных праздниках.
14 СКАЗКА «ПРО РЕПКУ».
Приложение 2
(Сказкашутка на современный лад)
Действующие лица:
Дед. Бабка. Внучка. Снегурочка. Козочка. Жучка. Кошка. Зайка. Петушок.
Курочка с цыпленком. Уточка с утенком. Лягушка. Мышка. Колобок.
Мухацокотуха. Комарик. Лиса. Айболит.
На краю сцены “репка” на стуле. На сцене сидят бабка и дед с газетой.
Баба. Дед, а дед, не пора ль урожай собирать.
Дед. Угуугу! (читает газету).
Баба. Ох ты, господи! Дед! (отнимает газету) Пора репку убирать, слышишь? Чего расселся,
подъем. Марш на уборку репки!
Дед. Вот пристала, старая. Ну, пошли.
Баба и дед (вместе). Тянемпотянем…
Лиса (пробегая по сцене). А вытянуть не можем.
Дед. Ну, баба, похоже нам не справиться! Надо на помощь звать.
Баба. Батюшки! А кого позовемто?
Дед. Да всех наших помощников. У нас их в сказках много. Внучка, иди помогать.
Баба и дед. Тянемпотянем…
Лиса (пробегая по сцене). А вытянуть не можем.
Внучка.
Эй, снегурка, выходи.
Деду с бабкой помоги.
Репку вытянуть не могут…
Ждут тебя все на подмогу!
15 Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая по сцене). А вытянуть не можем.
Внучка. Эй, козочка, иди выручай.
Коза. Бебебе, бегу, бебебе, помогу!
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая). А вытянуть не можем.
Коза. Жученька, жучка, из будки выбегай, нам помогай!
Жучка. Гавгавбегу, чем смогу, помогу!
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая )А вытянуть не можем.
Жучка. Эй, Муська, мурлыка, иди сюда!
Кошка. Мяумяу, да здесь уже я!
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая). А вытянуть не можем.
Кошка. Вон зайчик скачет под кустом.
Его давайте позовем.
Все. Зайка!
Зайка. Иду, иду, вам помогу!
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая по сцене). А вытянуть не можем.
Зайка. Эй, петушок, золотой гребешок,
Из курятника выбегай, нам помогай.
Петух. Кукарекукукареку! Я конечно помогу.
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая). А вытянуть не можем.
Петух. Курочка ряба, ты бы не могла бы
К нам сюда придти, иди помоги!
Курочка. Кококо, кококо
вижу всем вам нелегко
Я с цыпленочком иду,
Коль смогу, то помогу!
Тянут репку: Тянемпотянем…
16 Лиса (пробегая). А вытянуть не можем.
Курочка. Уточка с утенком там,
Позовем скорей их к нам!
Уточка с утенком (вместе).
Крякрякря, крякрякря,
Нас позвали вы не зря.
Вместе будем мы сильней,
Репку вытянем быстрей!
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая). А вытянуть не можем.
Утка. Ну и репка! Тяжела!
Не под силу нам она.
Эх, еще б силушки.
Позовем лягушку!
Лягушка. Квакваква, а ну потянем раз, два!
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая). А вытянуть не можем.
Лягушка. Давайте мышку пригласим,
Из репы кашкой угостим.
Мышка. Пипипи, кашку очень я люблю,
Вам, кончено, помогу!
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая). А вытянуть не можем.
Мышка. Хоть бы кто еще помог!
Эй, румяный колобок!
Колобок. Я колобок, румяный бок,
Хотите, чтоб я вам помог?
Все. Хотим.
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая). А вытянуть не можем.
Колобок. Ой, да кто же тут жужжит?
Муха. А я – мухацокотуха,
17 Долетело ко мне в ухо,
Что тут репка подросла,
Вот, помочь я вам пришла.
Тянут репку: Тянемпотянем…
Лиса (пробегая). А вытянуть не можем.
Муха. Ой, воздушный шарик!
А на нем комарик!
Комар. Жжж (с шариком в руках)
Да! Вот репка! Ну и ну!
Дайте, что ли, помогу!
Выходит лиса.
Все. Лиса, а что ты тут делаешь?
Лиса. Ну что? Не вытянули свою репку?
Все. Нет
Лиса. Эх, вы! Вижу ничего у вас не получается (наставляет пистолет на зверей).
Все. Ой! (поднимают руки вверх)
Дед. Да, вот репка какая выросла!
Баба. Никак вытянуть не можем!
Лиса. Ладно! Так и быть, я вам помогу.
Все. Спасибо, лисонька!
Лиса. Рано радуетесь! Есть у меня одно условие. Мне половину урожая (направляет пистоле
снова на зверей).
Все. Как? За что? Отчего? Почему? Кому?
Лиса. Вы репку сажали?
Все. Да!
Лиса. Вы ее растили?
Все. Да!
Лиса. Из леечки поливали?
Все. Да!
Лиса. А я в это время ваш труд охраняла, волка с медведем к вам не пускала. Короче, половину
урожая мне! (снова направляет пистолет на зверят).
Все поднимают руки вверх.
18 Колобок. Это грабеж!!!
Лиса. Обижаешь. Это не грабеж, это теперь рэкет называется! А я главный “рэкетир” в лесу!
Все (хором отвечают).
Что ж, трудились мы напрасно?
Ладно, лисонька, согласны.
Лиса помогает тянуть репку
Все. Тянемпотянем и вытянули репку. Все падают, репка поднимается.
Дед. Ну, лиса, выбирай – тебе вершки или корешки?
Лиса. Фу, корешки! В земле грязные, а у меня лапки чистые, еще маникюр испорчу. Давайте
вершки! Они чистенькие, вкусненькие (снимает с репки ботву). Всем. До свидания.
Лиса уходит.
Зайка. Думаю, до скорого…
Лиса как разберется,
Так сразу к нам вернется.
Все машут ей рукой.
Мышка. Ладно! С хулиганами разделались, пора репку пробовать. Иди, бабка, кашу вари.
Все танцуют в парах, поют (мотив – в лесу родилась елочка).
В саду растили репку мы;
Дед, бабка, колобок.
Большая она выросла.
Трудились, кто как мог.
Лягушка, мышка, уточка
Все помогали тут.
Дед с бабкой угощают всех,
На кашу всех зовут.
А каша очень вкусная,
Полезная она,
Вот интересно как же там
Хитрая лиса. (Удивленно разводят руками.)
Выходит лиса, согнувшись, держась за живот.
Лиса. Ой, болит! Ай, болит!
Дед. Срочно нужен Айболит!
19 Внучка. Дайте сотовый сюда.
Помощь скорая нужна
Это внученька звонит.
Срочно нужен Айболит!
У нас лисичка заболела,
Ее жадность одолела.
Выходит Айболит в белом халате в руке меню.
Айболит. Только принял я сигнал,
Сразу к вам я прибежал.
Дам лекарство я лисичке,
И поправится сестричка.
Хочешь ты перекусить –
Руки надобно помыть!
Да не ешь ты, что попало,
Вот меню тебе, чтоб знала,
Что полезно всем зверям,
Я тебе его отдам.
Лиса. Ой, живот болит! Беда!
Я не буду никогда
Бабу с дедом обижать,
Я им буду помогать.
Вы меня, зверье, простите.
Жить к себе домой возьмите.
Обещаю, что всегда буду всем полезна я!
Лягушка. Ну, что ж иди,
В нашем доме поживи!
Все (хором). Ладно, уж – тебе поверили!
Ну, а если что – гляди (грозят кулаком).
Дед. Мы вам сказку показали,
Бабка. И со сцены мы уйдем.
Айболит. Но, позвольте, напоследок.
Внучка. Вам частушки пропоем.
20 Частушки
Мы вам сказку показали.
Вот и сказочке конец.
И про деда, и про репку,
А кто слушал – молодец.
Свою репку дедка с бабкой
Вытянуть не могут.
Все на помощь к ним придут –
Вытащить помогут.
Мы всем сказку показали
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали!
Все берутся за руки и выходят на поклон.
Приложение 3
Игра – инсценировка «Мамины помощницы».
Решили маме мы помочь изображают пальцами откручивание крана.
И воду в таз налили
Насыпали вниз порошка, делают мелкие движения щепоткой пальцев.
Бельё все замочили. ставят руки перед собой, кисти вниз
изображают погружение белья в таз.
Стирали долго мы его, потирают кулаком о кулак.
О доску даже тёрли.
потирают кулаком о ладонь.
Не разорвали ничего, делают отрицательное движение пальцем.
21 А полоскали сколько! делают «полоскательные» движение.
Туда – сюда, туда – сюда, руками из стороны в сторону.
Вода в тазу вскипела складывают ладони перед собой, резко сжимают и
разжимают пальцы.
Но только, братцы, вот беда: прижимают ладони к щекам и качают головой.
На пол упала пена! опускают руки вниз и трясут легко кистями.
Давай её мы собирать приседают, имитируя сбор пены обеими руками.
И отжимать в ведёрко,
Чтобы как мама наша стать, показывают указательным пальцем вверх.
Надо трудиться сколько!
Семейный досуг «7 + Я = СЕМЬЯ».
Приложение 4
Цель: закреплять представления детей о семье, ее значимости в жизни человека, побуждать
детей к проявлению заботы о других членах семьи, развивать осознанное отношение к
проявлению сочувствия людям и другим детям по собственному убеждению.
Поддерживать стремление детей активно участвовать в семейных праздниках.
Задачи: совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями;
укрепить привязанность к членам своей семьи, формировать нравственное отношение к
семейным традициям;
вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
22 развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
обогащение родительскодетских отношений опытом диалогического эмоционально
насыщенного общения.
План:
1. Выступление педагога.
2. Представление родителями проектов: «Счастливый выходной день», «Генеалогическое
древо семьи», « Герб моей семьи».
3. Игровая программа для взрослых и детей.
Ход мероприятия:
«Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас на нашей
встрече, которую мы назвали «Вечер дружной семьи». И сегодняшний наш разговор пойдёт о
семейном досуге. Мы с нетерпеньем ждём предстоящих выходных дней, когда можно будет
отдохнуть от тяжёлых будней, от работы, заняться своим любимым делом, пообщаться с детьми
или выбраться на природу, дачу.
Вообще, выходной день – это возможность для более длительного общения родителей и
детей. Малыш узнает много нового, гуляя с мамой и папой по городу или выезжая за город на
природу. Даже во дворе совместная прогулка принесёт вашему ребёнку радость: катание на
велосипеде, игры с мячом, подвижные игры, зимой – катание на коньках, санках. Совместные
игры помогают детям развивать способности, необходимые для того, чтобы подготовленными
встретить сложный окружающий мир в будущем. Вообще, у каждой семьи существуют свои
традиции проведения выходных дней. А у кого их нет, то ещё не поздно их создать – интересно и
весело провести их со своей семьёй. Ведь отлично проведённые выходные не только
способствуют сплочению всех членов семьи, но и помогают понять ребёнку, как он важен для
родителей, формируют его связи с окружающим миром, да и просто создают прекрасное
настроение и дают заряд бодрости на всю рабочую неделю, как взрослым, так и детям.
Сейчас предлагаем вам рассказать о ваших проектах на тему «Счастливый выходной день».
Выступление родителей с презентациями.
Мощным оберегом семьи, символом ее жизнестойкости и процветания является родовой герб.
Ничто так не цементирует семейных уз как фамильный герб символ особой ответственности не
только за свое будущее, за будущее своих близких и детей, но и за будущее всего рода т.к.
переходя к следующим поколениям герб становиться родовым символом, а Вы основателем
династии, рода. Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой Герб. Его
нежно хранили отцы, защищали в боях дети. Герб передавался из поколения в поколение. Герб
23 был для человека символом, символом семьи, дома, Родины. За него человек в бою отдавал свою
жизнь. Вам не достался герб от дворянина – прадедушки? Тогда попробуйте создать свой личный
или семейный герб, начать собственный род. Некоторые семьи нашей группы попробовали
создать герб своей семьи. И вот что у них получилось.
Выступление родителей с презентациями.
Не маловажную роль в жизни человека играет и знание своих предков, истории своей семьи.
Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми родословными детей нашей группы.
Мы благодарим семьи, принявшие участие в конкурсах и чуть позже подведём его итоги.
А сейчас я предлагаю немного поиграть вместе с вашими детьми.
Первая шуточная игра называется «Семейные обязанности». Вам предлагается вытащить
карточку с записью своих семейных обязанностей и узнать, какие семейные обязанности вы
будете исполнять (уборка квартиры; стирка; приготовление пищи; хождение по магазинам;
заготовка кормов для животных; заготовка топлива; воспитание детей; наказание детей;
поощрение детей; право на израсходование последних денег; посещение родительских собраний;
получение хороших оценок; ремонт квартиры; просмотр спортивных телепередач; чтение газет;
лежание на диване; чтение романов о любви; снаряжения ребенка в школу; чтение нотаций;
витание в облаках).
Второй конкурс для ребят, называется он «Угадай сказочного героя».
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор… (Айболит)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка)
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный…
24
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Тематическая неделя "7+Я=СЕМЬЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.