МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕРГИЕВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании ПЦК Утверждаю
«_____»________________2022 г. Зам. директора по учебной работе
Протокол № ________________ _____________________Л.А. Терехова
Председатель ПЦК __________ И.А. Карачкова «______» ________________ 2022 г.
Тематический план и схема технологии преподавания
МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей
ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Составлен в соответствии с учебным планом от «17» июня 2020 года
и рабочей программой, рассмотренной на заседании ПЦК от «31» августа 2020 года
Учебный год: 2022 ‑ 2023
Код, специальность: 44.02.01 Дошкольное образование (гр.36)
По учебному плану положено 104 часа
Планируется в том числе 104 часа
|
Всего |
I семестр |
II семестр |
Максимальное кол-во |
104 |
- |
104 |
Обязательные занятия: |
64 |
- |
64 |
- теоретические |
34 |
- |
34 |
- лабораторные |
- |
- |
- |
- практические |
30 |
- |
30 |
- курсовая работа |
- |
- |
- |
Самостоятельные |
40 |
- |
40 |
Преподаватель_____________ /Т.А. Тукмакова/
Тематический план и схема технологии преподавания МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей
№ п/п двухчасового урока |
№ блока (модуля), темы двухчасового урока требования к уровню усвоения и содержания материала (знать, уметь, использовать, иметь представление) |
Тип занятия (УЗУН, применение знаний, урок систематизации и обобщения, коррекция, контроля, комбинированный урок) |
Вид занятия (лекция, беседа, диалог, дискуссия, конференция, КВН, лаб. занятие, практ.занятие, деловая игра, работа в малых группах и др.) |
Оборудование ТСО, нормативная документация, используемая на занятии и др. |
Количество часов |
Междисциплинарные связи. Предмет, тема, вопрос, понятие, закон, определение |
Задания для самостоятел. внеаудиторной работы |
||||
максимальное |
всего |
теоретические |
практические |
самостоятельные |
|||||||
1. |
Раздел 1. Теория и методика развития речи детей как наука и учебная дисциплина.
Предмет и задачи теории и методики развития речи. Студент должен знать: - определения понятий «язык», «речь», «речевая деятельность», языковая способность», «речевое умение», «речевой навык» и др.; - о роли языка в умственном, нравственном, эстетическом, эмоциональном развитии ребенка; - о цели, задачах, предмете теории и методики развития речи детей студент должен уметь: - анализировать фрагменты НОД; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - выразительно читать произведения, предназначенные для детей дошкольного возраста; определять качество собственной речи, создавать собственные оригинальные миниатюры, - владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью; студент должен иметь представление: о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка.
|
УЗУН |
лекция, беседа, |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
2. |
История становления теории и методики развития речи у детей.
Студент должен знать: - методологические, естественнонаучные, психологические, лингвистические основы методики; - о связи методики развития речи с естественными и педагогическими науками; - принципы развития речи дошкольников; - педагогические условия, способствующие развитию речи дошкольников; студент должен уметь: - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - анализировать педагогические ситуации речевого общения; - составлять конспекты предложенных статей; студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
комбинированный |
лекция, беседа, диалог |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
3. |
Особенности развития речетворческой системы дошкольников.
Студент должен знать: - о строении и функциях периферического речетворческого аппарата; - речевые отделы коры головного мозга. - характеристика 1 и 11 сигнальных систем (по И.П. Павлову); студент должен уметь: - определять особенности развития речи детей всех возрастных периодов; - работать с первоисточниками; студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
комбинированный |
лекция, беседа, диалог |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Ответить письменно на предложенные вопросы по теме. |
4. |
Практическая работа №1 «Строение и функции периферического речетворческого аппарата».
Студент должен знать: - о строении и функциях периферического речетворческого аппарата; - речевые отделы коры головного мозга. - характеристика 1 и 11 сигнальных систем (по И.П. Павлову); студент должен уметь: - определять особенности развития речи детей всех возрастных периодов; - работать с первоисточниками; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - анализировать педагогические ситуации речевого общения; студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
применение знаний |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
|
2 |
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
5. |
Формирование речевой деятельности в онтогенезе.
Студент должен знать: - о развитии функций языка речи у детей от рождения до 7 лет; - факторы развития речи; - закономерности речевого развития дошкольников; студент должен уметь: - определять особенности развития речи детей всех возрастных периодов; - работать с первоисточниками; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - анализировать педагогические ситуации речевого общения; студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
УЗУН |
лекция, беседа, |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
6. |
Современные программы по речевому развитию детей дошкольного возраста Студент должен знать: - о современных программах по развитию речи у детей от рождения до 7 лет; - факторы развития речи; - закономерности речевого развития дошкольников; студент должен уметь: - определять особенности развития речи детей всех возрастных периодов; - работать с первоисточниками; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - анализировать педагогические ситуации речевого общения; студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
лекция, беседа, дискуссия |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить презентации, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
7. |
Практическая работа №2 Комплексный анализ вариативных программ по методике развития речи дошкольников.
- о современных программах по развитию речи у детей от рождения до 7 лет; - факторы развития речи; - закономерности речевого развития дошкольников; студент должен уметь: - определять особенности развития речи детей всех возрастных периодов; - работать с первоисточниками; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - анализировать педагогические ситуации речевого общения; студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
применение знаний |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
|
2 |
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
8. |
Развитие речи детей раннего возраста.
Студент должен знать: - о современных программах по развитию речи у детей от рождения до 7 лет; - факторы развития речи; - закономерности речевого развития дошкольников; студент должен уметь: - определять особенности развития речи детей всех возрастных периодов; - работать с первоисточниками; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - анализировать педагогические ситуации речевого общения; студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
УЗУН |
лекция, беседа |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным темам. |
9. |
Практическое занятие №3. "Речевое развитие детей дошкольного и раннего возраста". Студент должен знать: - о современных программах по развитию речи у детей от рождения до 7 лет; - факторы развития речи; - закономерности речевого развития дошкольников; студент должен уметь: - определять особенности развития речи детей всех возрастных периодов; - работать с первоисточниками; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - анализировать педагогические ситуации речевого общения; студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
применение знаний |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
|
2 |
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить конспекты статей, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
10. |
Общение как фактор овладения родным языком детьми дошкольного возраста.
Студент должен знать: - научные основы программы развития речи и ее структура; - содержание программных требований к различным сторонам речи и их усложнение по возрастным группам; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
УЗУН |
лекция, беседа, |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Выполнить анализ современных программ развития речи по предложенным параметрам. |
11. |
Практическое занятие №4. Содержание и формы общения детей в раннем и дошкольном возрасте.
Студент должен знать: - содержание, формы, средства развития речи у детей; - содержание программных требований к различным сторонам речи и их усложнение по возрастным группам; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
|
2 |
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Выполнить предложенные методические задачи по теме.
|
12. |
Раздел 3. Содержание работы воспитателя по развитию речи детей. Содержание работы по обучению связной монологической речи дошкольников
Студент должен знать: - характеристику качеств связной речи; - виды связной речи (диалог, монолог); - возрастные особенности развития форм связной речи у дошкольников; - особенности ситуативной и контекстной речи; - категориальные признаки текста; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства;
студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
комбинированный |
лекция, беседа, диалог |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
2 |
|
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подобрать тексты для пересказа для детей средней группы; стихотворения для заучивания наизусть для детей младшей группы. |
13. |
Практическая работа №5 Сравнительный анализ программных требований по обучению связной монологической речи в разных возрастных группах.
Студент должен знать: - содержание программ по обучению связной речи детей; - категориальные признаки текста; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
применение знаний |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
|
2 |
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить конспекты статей, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
14. |
Практическое занятие №6. Сравнительный анализ программных требований по обучению диалогической связной речи в разных возрастных групп.
Студент должен знать: - о содержании программ по обучению связной речи; - категориальные признаки текста; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
|
2 |
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить конспекты статей, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
15. |
Содержание работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Студент должен знать: - о содержании работы по формировании грамматической стороны речи у детей; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
УЗУН |
лекция, беседа |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
16. |
Практическое занятие №7. Сравнительный анализ программных требований по формированию грамматического строя речи дошкольников в разных возрастных группах Студент должен знать: - о о содержании программ по развитию грамматической стороны речи у детей; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
|
2 |
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить фрагмент НОД по обучению рассказыванию на наглядной основе детей средней группы ДОО.
|
17. |
Содержание работы по обогащению словаря дошкольников. Студент должен знать: - об особенностях работы по развитию словаря у детей; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
комбинированный |
лекция, беседа |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
18. |
Практическое занятие №8. Сравнительный анализ программных требований по обогащению словаря дошкольников в разных возрастных группах.
Студент должен знать: - о содержании работы по развитию словаря у детей, особенностях программ по обогащению словаря; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
|
2 |
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Выполнить предложенные задания по дидактическому материалу.
|
19. |
Содержание работы педагога по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Студент должен знать: - теоретические основы работы по воспитанию звуковой культуры речив детском саду; - особенности воспитания ЗКР у детей дошкольного возраста; - принципы работы по воспитанию ЗКР; - задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР в возрастных группах; студент должен уметь: -применять упражнения с целью развития ЗКР у детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев с детьми дошкольного возраста; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
УЗУН |
лекция, беседа |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
2 |
|
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить конспекты НОД, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
20. |
Практическое занятие № 9. Сравнительный анализ программных требований по формированию правильного произношения дошкольников в разных возрастных группах.
Студент должен знать: - теоретические основы работы по воспитанию звуковой культуры речив детском саду; - особенности воспитания ЗКР у детей дошкольного возраста; - принципы работы по воспитанию ЗКР; - задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР в возрастных группах; студент должен уметь: -применять упражнения с целью развития ЗКР у детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев с детьми дошкольного возраста; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание дете |
урок систематизации и обобщения |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
|
2 |
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить конспекты статей, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
21. |
Содержание работы педагога по ознакомлению детей с художественной литературой в условиях детского сада.
Студент должен знать: - об особенностях и содержании работы воспитателя по ознакомлению дошкольников с художественными произведениями; - о роли детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев с детьми дошкольного возраста; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
лекция, беседа, диалог, работа в малых группах |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подобрать тексты произведений для пересказа детьми старшего дошкольного возраста; подготовить их анализ по предложенным параметрам. |
22. |
Практическое занятие № 10. Сравнительный анализ программных требований по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Студент должен знать: - об особенностях программных требований по ознакомлению дошкольников с художественной литературой; - о роли детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев с детьми дошкольного возраста; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
применение знаний |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
|
2 |
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Составить конспект предложенных статей
|
23. |
Практическое занятие №11. Анализ художественного произведения.
Студент должен знать: - об особенностях произведений различных жанров; - о роли детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев с детьми дошкольного возраста; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
|
2 |
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Выполнить комплексный анализ текста. |
24. |
Содержание работы по обучению детей грамоте
Студент должен знать: - об особенностях методики по подготовке к обучению грамоте; - о роли детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев с детьми дошкольного возраста; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
|
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
|
2 |
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий. |
25. |
Практическое занятие №12. Современные требования к НОД по обучению грамоте.
Студент должен знать: - содержание работы воспитателя по обучению детей грамоте студент должен уметь: -применять схемы при обучении детей составлению описательных рассказов; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев с детьми дошкольного возраста; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить конспекты статей, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий. |
26. |
Практическое занятие №13. Сравнительный анализ программных требований по обучению грамоте детей дошкольного возраста. Студент должен знать: - содержание программных требований по подготовке к обучению грамоте дошкольников;; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - анализировать современные программы развития речи; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
урок систематизации и обобщения |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
|
2 |
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи
|
Подготовить конспекты статей, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
27. |
Практическое занятие №14. "Содержание работы воспитателя по развитию речи у детей". Студент должен знать: - характеристику качеств связной речи; - виды связной речи (диалог, монолог); - возрастные особенности развития форм связной речи у дошкольников; - особенности организации и проведения диагностики уровня развития связной речи детей дошкольного возраста; - категориальные признаки текста; - особенности развития связной речи на протяжении дошкольного детства; студент должен уметь: - проводить диагностики уровня развития связной речи детей дошкольного возраста; - выполнять методические задачи по методике развития разных сторон речи детей; - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
применение знаний |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
|
2 |
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
28. |
Практическое занятие №15. Теория развития речи у детей
Студент должен знать:
- особенности развития речи у детей дошкольного возраста; - принципы работы по развитию речи; - задачи и содержание работы по развитию речи в возрастных группах; студент должен уметь: - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев с детьми дошкольного возраста; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
применение знаний |
практическое занятие |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
2 |
2 |
|
2 |
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи
|
Подготовить конспекты статей, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
29. |
Речевая развивающая среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
Студент должен знать: - теоретические основы создания речевой развивающей среды в детском саду; - особенности развития речи у детей дошкольного возраста; - принципы работы по развитию речи; - задачи и содержание работы по развитию речи в возрастных группах; студент должен уметь: - разбирать педагогические ситуации речевого общения; - готовить сообщения, доклады, конспекты статей, карточки, презентации по изучаемой теме; - проектировать работу по развитию речи, разрабатывать конспекты занятий, игр, сценариев с детьми дошкольного возраста; - выразительно читать наизусть прозаические и поэтические произведения для детей дошкольного возраста студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
УЗУН |
Лекция, беседа |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
30. |
Планирование работы по развитию речи в ДОО.
Студент должен знать: об особенностях планирования работы по развитию речи в детском саду; студент должен уметь: а формулировать задачи развития речи дошкольника в соответствии с поставленными целями; подбирать дидактический материал для проведения различных форм работы по развитию детской речи в соответствии с целями и задачами воспитания и обучения, выразительно читать произведения, предназначенные для детей дошкольного возраста; определять качество собственной речи, создавать собственные оригинальные миниатюры, владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью; студент должен иметь представление: о современных тенденциях развития дошкольного образования, об образовательных программах, направленных на речевое воспитание детей. |
УЗУН |
лекция, беседа |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. Раздаточный материал.
|
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить конспекты предложенных статей, их пересказ. |
31 |
Создание условий для правильного развития речи
Студент должен знать: - цель, задачи, содержание, принципы, формы, средства работы по развитию речи у детей студент должен уметь: анализировать фрагменты НОД; формулировать задачи развития речи дошкольника в соответствии с поставленными целями; определять качество собственной речи, создавать собственные оригинальные миниатюры, владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью |
комбинированный |
лекция, беседа |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. |
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
32 |
Тест «Содержание работы воспитателя по развитию речи у детей».
Студент должен знать: - цель, задачи, содержание, принципы, формы, средства работы по развитию речи у детей студент должен уметь: анализировать фрагменты НОД; формулировать задачи развития речи дошкольника в соответствии с поставленными целями; определять качество собственной речи, создавать собственные оригинальные миниатюры, владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью |
урок контроля |
работа в малых группах |
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [сайт]: pedlib.ru books0018 index.shtml
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-М., 2021 г. Раздаточный материал. |
2 |
2 |
2 |
|
|
Языкознание Педагогика Психология Психолингвистика История педагогики Физиология Анатомия Культура речи Детская литература
|
Подготовить пересказ лекции, сообщения по предложенным вопросам; записать определения предложенных терминов, понятий |
|
ИТОГО: |
|
|
|
104 |
64 |
34 |
30 |
40 |
|
|
Изменения типовой программы, принятые предметной (цикловой) комиссией
«Профессиональные модули гуманитарного и социально-экономического профиля»
№ п/п |
№ и дата протокола предметной (цикловой) комиссии |
Содержание изменения |
Подпись председателя ПЦК |
1. |
Протокол № _____ от ___________________________ |
Тематический план составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом; максимальное количество часов составляет 104 часа, обязательные занятия ‑ 64 часа, из них теоретические занятия ‑ 34 часа, практические ‑ 30 часов, для самостоятельного обучения ‑ 40 часов.
Преподаватель: Тукмакова Т.А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список используемой литературы
Основная литература
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2017.
2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников[Текст] / Н.А. Стародубова. – М., 2018.
3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие [Текст] / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2017.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.– М., 2016.
5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. -
Дополнительные источники:
1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. [Текст] – Воронеж: Учитель, 2005.- 270с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. [Текст] —М.; Мозаика-Синтез, 20017.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. [Текст] - М.: Мозаика-Синтез, 2017.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. [Текст] — М.: Мозаика- Синтез, 2017.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. [Текст] -М.: Мозаика- Синтез, 2017.
7. Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2017.
8. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. [Текст] — М.; Мозаика-Синтез. 2016.
9. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. [Текст]— М.; Мозаика- Синтез, 2017.
10. Занятия по обучению грамоте в ДОУ/ сост. Л.А. Кулешова.- Воронеж: Учитель, 2018.- 127с.
11. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст] – М.: Сфера, 2015.- 224с.
12. Шумаева Д.Т. Как хорошо уметь читать. [Текст] - СПб.: Детство-Пресс, 2016- 188с.
13. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2017.
14. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года[Текст] / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2016.
15. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет[Текст] / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2016.
Периодические издания:
Дошкольное образование
Ребенок в детском саду
Дошкольное воспитание
Обруч
Воспитатель
Интернет-ресурсы
1. Сайт библиотеки для детей и юношества Альберта Лиханова - http://www.lihanov.xost.ru/gnezdo.htm
2. Детская электронная библиотека - www.deti-book.info/
3. Детские писатели - www.kid-author.ru/
4. О детской литературе - http://bibliogid.ru/
5. Региональный сайт детских библиотек - http://www.deti.spb.ru/
6. Сайт «Педагогическая библиотека»- http://www.pedlib.ru/
7. Сайт «Развитие речи»- http://www.r-rech.ru/
8. Сайт «Раннее развитие детей»- http://www.razumniki.ru/
9. Сайт «Наши детки»- http://www.ourkids.ru/Logopedia/triz.shtml
10. Технология составления творческих текстов по картине- http://www.triz.natm.ru/articles/sid003/01.htm
11. Сайт «Детский сад.РУ»- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html
12. Сайт «Интернет Гномик i-gnom.ru» - http://www.i-gnom.ru/project.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.