Тематический Классный час«День народного единства».

  • Презентации учебные
  • doc
  • 26.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема классного часа: «День народного единства». Цель: сформировать представление о новом российском празднике, его истоках и значении. Задачи: 1. воспитание у школьников гражданских качеств; 2. активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала; 3. формирование гражданской позиции; 4. воспитание интернационализма, межэтнического и межкультурного взаимодействия. День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.
Иконка файла материала День народного единства.doc
Форма   учебной   работы:  тематический   классный   час   для   учащихся   128 группы. Тема классного часа: «День народного единства».  Цель: сформировать   представление   о   новом   российском   празднике,   его истоках и значении. Задачи:  1. воспитание у школьников гражданских качеств;  2. активизация   познавательной   деятельности   учащихся   посредством анализа материала; 3. формирование гражданской позиции; 4. воспитание   интернационализма,   межэтнического   и   межкультурного взаимодействия. Ход занятия. 1.Организационный момент. Психологический настрой.   Здравствуйте,   садитесь.  Сегодняшний   классный   час   мы   посвятим одному из национальных праздников, отмечаемых в нашей стране. 2. Определение темы занятия. Целеполагание. Россия в последние годы официально обрела новый   праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября. Сегодня   мы   с   вами   поговорим   об   этом   празднике,   его   истоках   и значении, а в конце занятия вам предстоит ответить на несколько вопросов по поводу услышанного материала. 3. Работа по теме. Слайд №1.    День народного единства ­ один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской  славы  и  памятных  датах  России».  Государственная  Дума  в 2005 году приняла действительно историческое решение.  Что означает название этого праздника? Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает? В чем и с кем мы должны объединяться? Слайд №2. Ребята, на экране вы видите слова великого русского писателя Н. А. Некрасова.Поэтом можешь ты не быть Но гражданином быть обязан! Н.Некрасов. Как вы думаете, о чем хотел сказать автор этих строк? Празднование Дня народного единства связано с событиями российской истории далёкого 1612 года, герои которых по­настоящему проявили свою гражданскую позицию, повлиявшую на будущее нашей страны.  Эти события были   связаны   с   освобождением   Москвы   от   польских   интервентов,   с событиями Смутного времени.  Слайд №3. Давайте узнаем, что такое Смута. Смута – период в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая   царская   династия   Рюриковичей,   появились   лжецари.   Также   этот период связан с обострением социально­экономической ситуации в стране, осложнённое   вторжением   поляков,   их   попытками   возвести   на   российский престол своих кандидатов. Слайд № 4.    В 1584 году в Москве умер царь Иван IV Грозный, прозванный так за свой крутой нрав. С его смертью и наступило в России Смутное время.   За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.  Слайд №5.        В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли царя,  Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного.  Всем   этим   и   воспользовались   польские   паны.   Со   стороны   Польши   в   возглавляемые   Самозванцем  Григорием Россию   пришли   войска, Отрепьевым,  (слайд   №6)  который   выдавал   себя   за   сына   Ивана   Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов   много   лет   назад   пытался   убить,  но   чудом   Дмитрий   остался   жив. Народ   поверил   в   «воскресшего»   царевича   и   Лжедмитрий,   как   его   потом прозвали,  был с почестями встречен в Москве. Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво –   они   оскорбляли   москвичей,   грабили   их.   В   ночь   на   17   мая   1606   года   в Москве   зазвучал   набатный   колокол.   Жители   столицы   узнали,   что   бояре   и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца.Заговор   по   свержению   Лжедмитрия   1   возглавлял   князь  Василий Шуйский,  (слайд №7)  которого бояре­заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем. В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. (слайд №8)  Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но, как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.   Бояре   и   дворяне,   разгневанные   поражением   русских   войск   под Клушином,   ворвались   в   покои   Василия   Шуйского   и   под   угрозой   смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как   согласиться,   и   против   собственной   воли   он   был   пострижен   в   монахи. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной» (слайд №9), а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».  Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего   на   трон,   правители   Семибоярщины   решили   возвести   на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота   в   Московский   Кремль   боярами   были   открыты,   в   столицу   вошел польский   гарнизон   с   немалым   числом   литовских   воинов.   (Слайд   №10) Поляки   посадили   в   темницу   патриарха   Гермогена,   который   отказался подписать   документ,   о   том,   что   церковь   венчает   на   царство   царевича Владислава. За это поляки заморили голодом Гермогена.   Эти   действия   Семибоярщины   и   поляков   послужили   сигналом   к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли». Это   было   в   далеком   1611   году.   В   Нижнем   Новгороде   весь   люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря   грамоту,   призывавшую   русский   народ   к   «великому   стоянию» против польско­литовских  захватчиков, за веру  православную  и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы   русских   воинов.   И   не   бывало   еще   на   Руси   так   плохо,   как   нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правятсемь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!» Слайд №11    На   Лобное   место   быстро   поднялся  Кузьма   Минин:   «Сограждане нижегородские,   слушал   я   гонцов   и   не   смог   сдержаться.   Сердце   мое разрывается   от   боли   за   бедную   землю   Московскую.   Пришло   время   всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу,   пора   и   честь   знать!..   Так   давайте   создадим   всенародное   ополчение против врага!  (Слайд№12)Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»  Слайд№13     Воеводой   пригласили   князя  Дмитрия   Михайловича   Пожарского, который жил в деревне недалеко от Нижнего Новгорода. Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай­городе).  Слайд №14  22 октября по старому стилю, а по новому стилю 4 ноября совершили молебен   перед   иконой   Казанская   Божья   Матерь,   а   26   октября   уже   все кремлевские   вороты   были   открыты   настежь.   Остатки   польско­литовского гарнизона отпущены восвояси. После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря   1612   года   оба   князя   разослали   по   городам   грамоты,   в   которых вызывали   в   Москву   из   всех   городов   и   из   всякого   чина   самых   лучших   и разумных   выборных   людей   «для   Земского   совета   и   для   государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя.     После   недолгих   споров   они   остановили   свой   выбор   на   16­летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета. (слайд №15) 20   февраля   1818   года   на   Красной   площади   в   Москве   был   открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И. П. Мартоса). Слайд №16  Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.  На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».  «Добрый памятник поставлен  Двум героям всей страной  В знак того, что был избавлен  От бесчестья край родной»   (Н. Кончаловская) (Слайд № 17)Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. Но нашлись мудрые головы и храбрые   сердца:   Кузьма   Минин   и   Дмитрий   Пожарский,  собрав  ополчение, спасли Русь от гибели.   А теперь мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов викторины, посвященной истории праздника «День народного единства». 1. Празднование   «Дня   народного   единства»   связано   с   событиями… (слайд №18) А) 1712 года Б) 1612 года В) 1632 года 2. Какое событие послужило началу Смутного времени на Руси? (слайд №19) А) смерть царя Ивана IV Грозного Б) вторжение поляков на территорию Руси В) смерть Бориса Годунова 3. Назовите настоящее имя Лжедмитрия I (слайд №20)           А) Василий Шуйский           Б) Григорий Отрепьев           В) Дмитрий Пожарский            4. Какое прозвище было у Лжедмитрия II? (слайд №21) А) «Пущинский вор» Б) «Внуковский вор» В) «Тушинский вор» 5. В чьих руках оказалась власть после отречения Василия Шуйского от престола? (слайд №22) А) в руках «пятибоярщины» Б) в руках «семибоярщины» В) в руках «восьмибоярщины» 6. Из   какого   города   начали   ополчение   Кузьма   Минин   и   Дмитрий Пожарский? (слайд №23) А) из ПетербургаБ) из Нижнего Новгорода В) из Мурома 7. Когда   на   Красной   площади   в   Москве   был   установлен   памятник героям­освободителям К. Минину и Д. Пожарскому? (слайд №24) А) в 1818 году Б) в 1915 году В) в 1812 году 4. Итог урока.                      Вопросы для беседы с учащимися: А   теперь   вы     мне   ответите,   что   означает   название   праздника   День народного единства? Почему,   как   вы   думаете,   Государственной   Думой   было   принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника? А за какие подвиги стоит в Москве памятник Минину и Пожарскому? Проникнутый  идеями национального  согласия  и  сплочения  общества, упрочения   российской   государственности,   День   народного   единства   также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе   дело   в   этот   день   для   каждого   должно   стать   первым   шагом   к исцелению   души,   а   добрые   дела   миллионов   добровольцев   вместе   взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества. Слайд №24 Наш классный час я бы хотел завершить следующими словами: Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!