Тематический план этических занятий c 1-ого по 11-ый класс

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тематический план занятий по этике, предлагаемый Вашему вниманию, разработан творческим коллективом лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. С примерными сценариями некоторых из нижеперечисленных уроков вы можете познакомиться, прочитав статьи "Пример разработки этического урока" и "Этика как особый предмет воспитания в школе", размещенные в этом же разделе портала.
Иконка файла материала Тематический план этических занятий.doc
Тематический план этических занятий c 1-ого по 11-ый класс Тематический план занятий по этике, предлагаемый Вашему вниманию, разработан творческим коллективом лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. С примерными сценариями некоторых из нижеперечисленных уроков вы можете познакомиться, прочитав статьи "Пример разработки этического урока" и "Этика как особый предмет воспитания в школе", размещенные в этом же разделе портала. 1-ый класс 1. Этика общения. 2. Этикет. o Доброе слово что ясный день. o Ежели вы вежливы. o Да здравствует мыло душистое. o Когда идёшь по улице. o Узнай себя. o Нам счастья не сулит обида чья-то. o Простые правила этикета. o Повседневный этикет. o Весёлые правила хорошего тона. o Сказка об этикете. o Продолжаем сказку об этикете. o Путешествие в страну этикета. o Просим к столу: новогодний праздник. 3. Этика отношений к окружающему. o Путешествие в волшебную сказку. o Я могу быть волшебником. o Маленькое дело лучше большого безделья. o Любимый уголок родной отчизны. o У каждого народа свои герои. o Мы соберём большой хоровод. o Я люблю маму милую мою. o Поздравляем наших мам: коллективный праздник. o Люби всё живое. 4. Этика отношений в коллективе. o Если радость на всех одна. o Мой класс - мои друзья. o Самолюб никому не люб. o Поиграем и подумаем. o О дружбе мальчиков и девочек. o Путешествие в мир мудрых мыслей. o Доброта что солнце (итоговое занятие). 2-ой класс 1. Этика общения. o Если песни петь, с ними веселей. o Добрым жить на белом свете веселей. o Добро творить - себя веселить. o Подумай о других. o Подарок коллективу. o Делу - время, потехе - час. o Чего в других не любишь, того и сам не делай. 2. Этикет. o По правилам этикета. o Приглашение к столу. o Вот школа, дом, где мы живём. o Вот магазин, куда идём. o Дорога, транспорт, пеший путь. o Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. o В гостях у Вежи.3. Этика отношений с окружающими. o Подари другому радость. o От чего зависит настроение. o Не стесняйся доброты своей. o Мой дом - моя семья. o В труде человек хорошеет. o Все на белом свете солнышкины дети. o Поздравляем наших мам. o Со взрослыми и сверстниками. o Цени доверие других. 4. Этика отношений в коллективе. o Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались. o Советуем друг другу. o Общее и особенное для мальчиков и девочек. o Поговорил бы кто со мной. o Подарок коллективу (общеколлективная деятельность). o Делаем газету (итоговое занятие). 3-ий класс. 1. Этика общения. o Здравствуйте все. o Будем беречь друг друга. o Дружим с добрыми словами. o Любим добрые поступки. o Подари учителю дело и слово доброе. o Умеем общаться. o Каждый интересен. o Подарок коллективу (коллективная деятельность). 2. Этикет. o Премудрости дедушки Этикета. o За столом с дедушкой Этикетом. o Школьные правила этикета. o Когда рядом много людей. o Как решать семейные проблемы. o Чистый ручеёк нашей речи. o За новогодним столом. 3. Этика человеческих отношений. o Душа - это наше творение. o Отворите волшебные двери добра и доверия. o Хорошие песни к добру ведут. o Вглядись в себя - сравни с другими. o Помоги понять себя. o О настоящем и поддельном. o Тепло родного дома. o Поздравляем наших мам. o Цветы, цветы - в них Родины душа. o Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни). 4. Этика отношений в коллективе. o Чтобы быть коллективом. o Коллектив начинается с меня. o Подарок коллективу. o Секретные советы мальчикам и девочкам. o Скажи себе сам. o Вот и стали добрей и умней. o Школе посвящается (заключительный праздник). 5-ый класс. Введение: пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет (С.Маршак). 1. Быть воспитанным - что это значит. o Вежливость как основа воспитанности.o Какого ты рода, племени? o Точность, обязательность, аккуратность. o Не сладок плод бездельного досуга. o Праздник школьного вальса. o Внешняя и внутренняя воспитанность человека. 2. Этика и этикет. o Этические нормы этикета. o Вот это стол - за ним едят. o Вот это стул - на нём сидят. o Дома и в гостях. o В школе ты хозяин и гость. o Правила на каждый день. o Правила на каждый день. o 3. Об умении думать о других. o Ты живёшь среди людей. o Добротой себя измерь. o Чью старость утешил? o Раздели печаль и радость другого. o О матерях можно говорить бесконечно (М.Горький). o Умей быть благодарным. o Праздник благодарности. o Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке. o Береги всё живое. o Расскажи мне обо мне (Разговор за круглым столом). 4. До дружбы надо дорасти. o Дружба начинается с улыбки. o Одноклассник, товарищ, друг. o Отчего бывает одиноко? o Чтобы быть понятым. o Дружили мальчик с девочкой. o "Без друзей меня чуть-чуть." Заключение: В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души. 6-ой класс. Введение: "При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою." (В.А.Жуковский). 1. Правила вежливого человека o Оглянись внимательно вокруг. o Умение быть самим собой. o Гражданином быть обязан. o Даже будни может труд сделать праздничными днями. o Праздник школьного вальса. o Приглашение к зеркалу. 2. Этикет в твоей жизни. o "Обычай - деспот меж людей"(А.С.Пушкин). o Твой стиль поведения. o Твой стиль поведения. o Мальчики, девочки. o Поиграем и подумаем. o Когда какое слово молвить. o За общим столом. 3. Добру откроется сердце. o Доброта и доброжелательность. o Поспешай делать добро. o "Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки" (Л.Н.Толстой). o Родительский дом. o Любите ваших матерей. o О тех, кто сердце отдал людям. o Умей быть щедрым.o Праздник благодарности. o Добрыми делами славен человек. 4. Об умении понять другого. o Присмотритесь друг к другу. o Подарок коллективу. o Я,ТЫ,МЫ. o О дружбе мальчиков и девочек. o Не хуже других. o Скажи себе сам. Заключение: Храни достоинство своё повсюду, человек! (Разговор за круглым столом). 7-ой класс. Введение: "А растёт человек до самой смерти" (М.Шагинян). 1. Основы порядочности. 1. Познай себя. 2. В тебе взрослеет гражданин. 3. Где нет труда, сады там не цветут. 4. Праздник школьного вальса. 5. О порядочности. 6. Наедине с собой. 2. Традиции этикета. o Основные требования этикета. o o o o o Речь и этикет. Тон делает музыку. Советы одинаковые и разные. Чтобы быть привлекательным. За общим столом. 2. Без добрых дел нет доброго имени. o o o o О культуре чувств. o o o o o Истоки доброты. Торопись обрадовать. Чувство причастности. Уголок Отчизны, отчий дом. Поговори со мною, мама. Что хранит твоя память. Праздник благодарности. А каков же я? 3. Один за всех, и все за одного. o Юмор - дело серьёзное. o О достоинстве. o o o o Подарок коллективу. Пожелания мальчикам и девочкам. Быть чувства достойным. "Открой своё небывалое" (М.Пришвин). Заключение: Сотвори себя сам (педагогическое напутствие). 8-ой класс. Введение: "Мы живём, чтобы оставить след" (Р.Гамзатов). 1. Культура общения - способ организации жизни. o Роскошь и нищета общения. o Психологический практикум общения. o Как чувство наше отзовётся. o "Нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать" (Ф.И.Тютчев). o Отойди от зла и сотвори благо. o Не добро быть человеку единому. 2. Этикет в нашей жизни. o Из чаши мудрости испей. o Азы народного этикета. o Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе.o Приходим не наедаться, а повидаться. o Что для кого существенно. o Важные мелочи повседневного этикета. o Скажи себе сам. 3. Глаголь добро - добро есть жизнь. o Добродетель требует усилий. o Жить с достоинством - что это значит. o Интеллигентус - понимающий. o Если слышать голос совести. o Жизнь как деяние. o Живая душа о жизни думает. o Судьба и Родина едины. o Живите долго, праведно живите. 4. Человек - мера всему. o Полюби себя - полюбишь другого. o Быть благодарным - ценить благо. o Такт - это разум сердца. o Сберечь обязаны различье, данное природой. o Сущность свою сохраните навек. o Опасайтесь потерять друзей. Заключение: Люди, милые, примите в человечество меня! 9-ый класс. Введение: Созидается общество началами нравственными. o Основа сущего - постигаемое умом бытие (Платон). o Смысл жизни - это то, что придаёт ей ценность. o Цель жизни - самовыражение. o Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни. o Добро есть жизнь. o Страдание, боль - это сторожевой крик жизни (Герцен). o Уменьшай страдания около себя и в себе (П.Л.Лавров). o Зло надо зажить (П.Л.Лавров). o Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью (Ф.Бэкон). 3. Стремление к счастью - закон жизни. 1. Гуманность - основа этики. o Мой разум - основа моего поведения, а моё сердце - мой закон (С.Морешал). o Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Н. Толстой). o Гуманность - сгусток всех других добродетелей (Гельвеций). o Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (О.Бальзак). o Прекрасно там, где пребывает милосердие (Конфуций). o Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин (Ф.М.Достоевский). o Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник). o Одно существо неразлучно с человеком - это он сам (Н.Г.Чернышевский). 2. Жизнь как познание добра. o Мы родимся и живём со множеством влечений и потребностей (В.Соловьёв). o Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений. o Стремление к счастью - это стремление стремлений (Л.Фейербах). o Счастье - это состояние души (К.С.Станиславский). o Источник счастья берёт своё начало в самом человеке (Шопенгауэр). o Высшее счастье в том, что вас любят (В.Гюго). o Счастье - есть дело судьбы, ума и характера (Н.М.Карамзин). o Дружба как источник счастья. o В согласии с самим собой. 4. Нравственный закон в душе каждого. o Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф.М. Достоевский). o Честь - это поэзия долга (А.Виньи). o Твёрдое сознание долга - есть венец характера (Н.В.Шелгунов). o Долг основан на чувстве справедливости (Н.В.Шелгунов).o Справедливость - это истина в действии (Ж.Жубер). o Источник всех действий человека есть его воля (В.Соловьёв). o Совесть - это наш внутренний судья (П.Гольбах). o Будь слугой совести и хозяином воли. Заключение: Будущая жизнь - завтрашний день жизни настоящей (Чаадаев). 10-ый класс. История развития этической мысли Введение: Возвращение к истокам. 1. В поисках истины. (от Гесиода до Эпикура) o Что есть добро? (Сократ). o Золотое правило жизни. o Добродетель есть приобретённое качество души (Аристотель). o Следовать пути добродетели (Платон). o Мудрость - высшая добродетель (Демокрит). o Добрая мысль живёт у человека в сердце. o Счастье совпадает с добродетелью (Антисфен). o Жить сообразно с природой (Ж-Ж.Руссо). o В согласии с самим собой (Эпикур). 2. Вечные истины o Десять веков и судьба человека (этика средневековья). o Евангелие - превосходный трактат морали (Д.Локк). o Взлёт индивидуальности (эпоха Возрождения). o Жить согласно разуму (М.Монтень). o Нравственность - это разум сердца (Г.Гейне). o Добродетель разума - истина. o Человек как источник духовности. o Самостоянье человека - залог величия его (А.С.Пушкин). 3. Человек как носитель морали o Век гениев (от Декарта до Гельвеция). o Добродетели - свидетельства силы, пороки - слабости (Т. Гоббс). o Человек от природы добр (Ж-Ж. Руссо). o Человек и нравственный закон. o Вольтер как глашатай нравственного закона. o Законы обязаны своей силой нравам (Гельвеций). o Основа нравственной личности - стыд, жалость и доброжелательность (В. Соловьёв). o Главное условие нравственности - желание стать нравственным (Сенека). o Чаще заглядывай в самого себя (Цицерон). 4. Человек как ядро этической мысли. o Новое время. o Моральный закон внутри каждого (И.Кант). o Свобода воли - необходимое условие и основа нравственности (Гегель). o Сострадание - основа всех нравственных побуждений человека (Шопенгауэр). o Жить нравственно - жить для других (Огюст Конт). o Побуждение к счастью - это побуждение всех побуждений (Л. Фейербах). o Нравственное есть то, что увеличивает радостное в жизни (Герберт Спенсер). o Высшая нравственная цель для человека - осуществление справедливости (Прудон). o Только действие даёт веру в самого себя (Марк Гюйо). Заключение: Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего (Ч.Айтматов). 11-ый класс. История развития русской этической мысли. Введение: Этика есть живое отношение к живой жизни (А.Швейцер). 1. К истокам русской этической мысли. o Человек есть носитель вселенских начал (Н.Я.Грот). o Телесный организм создаётся духом (В.И.Несмелов).o Возникновение оригинальной русской мысли. o Середина 15-го века - эпоха Петра Великого - "пролог" русской этической мысли. o "Юности честное зерцало" - первое руководство к этическому поведению. o 18 век - "весна" русской этической мысли. o Г.С.Сковорода - первый философ на Руси. o Идея целостности человека - главная в русской этической мысли. 2. 19 век - "век мысли и слова " (Н.А.Бердяев). o П.Я.Чаадаев и его стремление "творить свою жизнь". o И.В.Киреевский - "самый сильный философский ум первой половины 19 века" 3. Властители умов. (В.В.Зеньковский). o А.С.Хомяков как проповедник православной культуры. o Принципы этического персонализма М.А.Бакунина и Н.К.Михайловского. o Социально-этические искания А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. o "Мысль человеческая" П.Л. Лаврова. o "Мировое мышление" Н.И. Пирогова. o Система "панморализма" Л.Н. Толстого. o Этический максимализм Ф.М. Достоевского. o "Чувство жизни в мире" В.В. Розанова. o Идея "положительного всеединства" Вл. Соловьёва. o Программа "гуманистического активизма" Н.Ф. Фёдорова. o "Умозрение" как основание философии Б.Н. Чичерина. o Сознательность нравственной жизни в этике Л.М. Лопатина. o Нераздельность бытия и ценности в этических воззрениях Н.О. Лосского. o Вера в смысл жизни в этических позициях А.И. Введенского. o Понятие личности как центральное в этике С.И.Гессена. o Воззрение на мир как на явление этического порядка Н.Я. Грота. o "Аксиома реальности" в эволюции идей В.И. Вернадского. 4. 20 век как противоречивый период русской жизни (воскресшие имена) o Русские последователи идей К. Маркса и движение "нового религиозного сознания". o Идея соборного сознания С. Трубецкого. o Моральная тема Н.И. Бердяева. o Веросознание Л.И. Шестова. o Проблема динамики духа в "Этике преображённого эроса" Б.Л. Вышеславцева. o Исходная интуиция А.Ф. Лосева. o Защита "свободного богословия" Л.П. Красавиным. o Структура бытия С.Л. Франка. o Духовное переживание "полноты бытия" П.А. Флоренским. Заключение: Пути творческого "преображения" своего личностного Я.