Тематический план занятий по этике, предлагаемый Вашему вниманию, разработан творческим коллективом лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. С примерными сценариями некоторых из нижеперечисленных уроков вы можете познакомиться, прочитав статьи "Пример разработки этического урока" и "Этика как особый предмет воспитания в школе", размещенные в этом же разделе портала.
Тематический план этических занятий c 1-ого по 11-ый класс
Тематический план занятий по этике, предлагаемый Вашему вниманию, разработан творческим
коллективом лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и
воспитания РАО.
С примерными сценариями некоторых из нижеперечисленных уроков вы можете познакомиться,
прочитав статьи "Пример разработки этического урока" и "Этика как особый предмет воспитания
в школе", размещенные в этом же разделе портала.
1-ый класс
1. Этика общения.
2. Этикет.
o Доброе слово что ясный день.
o Ежели вы вежливы.
o Да здравствует мыло душистое.
o Когда идёшь по улице.
o Узнай себя.
o Нам счастья не сулит обида чья-то.
o Простые правила этикета.
o Повседневный этикет.
o Весёлые правила хорошего тона.
o Сказка об этикете.
o Продолжаем сказку об этикете.
o Путешествие в страну этикета.
o Просим к столу: новогодний праздник.
3. Этика отношений к окружающему.
o Путешествие в волшебную сказку.
o Я могу быть волшебником.
o Маленькое дело лучше большого безделья.
o Любимый уголок родной отчизны.
o У каждого народа свои герои.
o Мы соберём большой хоровод.
o Я люблю маму милую мою.
o Поздравляем наших мам: коллективный праздник.
o Люби всё живое.
4. Этика отношений в коллективе.
o Если радость на всех одна.
o Мой класс - мои друзья.
o Самолюб никому не люб.
o Поиграем и подумаем.
o О дружбе мальчиков и девочек.
o Путешествие в мир мудрых мыслей.
o Доброта что солнце (итоговое занятие).
2-ой класс
1. Этика общения.
o Если песни петь, с ними веселей.
o Добрым жить на белом свете веселей.
o Добро творить - себя веселить.
o Подумай о других.
o Подарок коллективу.
o Делу - время, потехе - час.
o Чего в других не любишь, того и сам не делай.
2. Этикет.
o По правилам этикета.
o Приглашение к столу.
o Вот школа, дом, где мы живём.
o Вот магазин, куда идём.
o Дорога, транспорт, пеший путь.
o Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
o В гостях у Вежи.3. Этика отношений с окружающими.
o Подари другому радость.
o От чего зависит настроение.
o Не стесняйся доброты своей.
o Мой дом - моя семья.
o В труде человек хорошеет.
o Все на белом свете солнышкины дети.
o Поздравляем наших мам.
o Со взрослыми и сверстниками.
o Цени доверие других.
4. Этика отношений в коллективе.
o Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
o Советуем друг другу.
o Общее и особенное для мальчиков и девочек.
o Поговорил бы кто со мной.
o Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).
o Делаем газету (итоговое занятие).
3-ий класс.
1. Этика общения.
o Здравствуйте все.
o Будем беречь друг друга.
o Дружим с добрыми словами.
o Любим добрые поступки.
o Подари учителю дело и слово доброе.
o Умеем общаться.
o Каждый интересен.
o Подарок коллективу (коллективная деятельность).
2. Этикет.
o Премудрости дедушки Этикета.
o За столом с дедушкой Этикетом.
o Школьные правила этикета.
o Когда рядом много людей.
o Как решать семейные проблемы.
o Чистый ручеёк нашей речи.
o За новогодним столом.
3. Этика человеческих отношений.
o Душа - это наше творение.
o Отворите волшебные двери добра и доверия.
o Хорошие песни к добру ведут.
o Вглядись в себя - сравни с другими.
o Помоги понять себя.
o О настоящем и поддельном.
o Тепло родного дома.
o Поздравляем наших мам.
o Цветы, цветы - в них Родины душа.
o Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни).
4. Этика отношений в коллективе.
o Чтобы быть коллективом.
o Коллектив начинается с меня.
o Подарок коллективу.
o Секретные советы мальчикам и девочкам.
o Скажи себе сам.
o Вот и стали добрей и умней.
o Школе посвящается (заключительный праздник).
5-ый класс.
Введение: пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет (С.Маршак).
1. Быть воспитанным - что это значит.
o Вежливость как основа воспитанности.o Какого ты рода, племени?
o Точность, обязательность, аккуратность.
o Не сладок плод бездельного досуга.
o Праздник школьного вальса.
o Внешняя и внутренняя воспитанность человека.
2. Этика и этикет.
o Этические нормы этикета.
o Вот это стол - за ним едят.
o Вот это стул - на нём сидят.
o Дома и в гостях.
o В школе ты хозяин и гость.
o Правила на каждый день.
o Правила на каждый день.
o
3. Об умении думать о других.
o Ты живёшь среди людей.
o Добротой себя измерь.
o Чью старость утешил?
o Раздели печаль и радость другого.
o О матерях можно говорить бесконечно (М.Горький).
o Умей быть благодарным.
o Праздник благодарности.
o Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке.
o Береги всё живое.
o Расскажи мне обо мне (Разговор за круглым столом).
4. До дружбы надо дорасти.
o Дружба начинается с улыбки.
o Одноклассник, товарищ, друг.
o Отчего бывает одиноко?
o Чтобы быть понятым.
o Дружили мальчик с девочкой.
o "Без друзей меня чуть-чуть."
Заключение: В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.
6-ой класс.
Введение: "При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою." (В.А.Жуковский).
1. Правила вежливого человека
o Оглянись внимательно вокруг.
o Умение быть самим собой.
o Гражданином быть обязан.
o Даже будни может труд сделать праздничными днями.
o Праздник школьного вальса.
o Приглашение к зеркалу.
2. Этикет в твоей жизни.
o "Обычай - деспот меж людей"(А.С.Пушкин).
o Твой стиль поведения.
o Твой стиль поведения.
o Мальчики, девочки.
o Поиграем и подумаем.
o Когда какое слово молвить.
o За общим столом.
3. Добру откроется сердце.
o Доброта и доброжелательность.
o Поспешай делать добро.
o "Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки" (Л.Н.Толстой).
o Родительский дом.
o Любите ваших матерей.
o О тех, кто сердце отдал людям.
o Умей быть щедрым.o Праздник благодарности.
o Добрыми делами славен человек.
4. Об умении понять другого.
o Присмотритесь друг к другу.
o Подарок коллективу.
o Я,ТЫ,МЫ.
o О дружбе мальчиков и девочек.
o Не хуже других.
o Скажи себе сам.
Заключение: Храни достоинство своё повсюду, человек! (Разговор за круглым столом).
7-ой класс.
Введение: "А растёт человек до самой смерти" (М.Шагинян).
1. Основы порядочности.
1. Познай себя.
2. В тебе взрослеет гражданин.
3. Где нет труда, сады там не цветут.
4. Праздник школьного вальса.
5. О порядочности.
6. Наедине с собой.
2. Традиции этикета.
o Основные требования этикета.
o
o
o
o
o
Речь и этикет.
Тон делает музыку.
Советы одинаковые и разные.
Чтобы быть привлекательным.
За общим столом.
2. Без добрых дел нет доброго имени.
o
o
o
o О культуре чувств.
o
o
o
o
o
Истоки доброты.
Торопись обрадовать.
Чувство причастности.
Уголок Отчизны, отчий дом.
Поговори со мною, мама.
Что хранит твоя память.
Праздник благодарности.
А каков же я?
3. Один за всех, и все за одного.
o Юмор - дело серьёзное.
o О достоинстве.
o
o
o
o
Подарок коллективу.
Пожелания мальчикам и девочкам.
Быть чувства достойным.
"Открой своё небывалое" (М.Пришвин).
Заключение: Сотвори себя сам (педагогическое напутствие).
8-ой класс.
Введение: "Мы живём, чтобы оставить след" (Р.Гамзатов).
1. Культура общения - способ организации жизни.
o Роскошь и нищета общения.
o Психологический практикум общения.
o Как чувство наше отзовётся.
o "Нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать" (Ф.И.Тютчев).
o Отойди от зла и сотвори благо.
o Не добро быть человеку единому.
2. Этикет в нашей жизни.
o Из чаши мудрости испей.
o Азы народного этикета.
o Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе.o Приходим не наедаться, а повидаться.
o Что для кого существенно.
o Важные мелочи повседневного этикета.
o Скажи себе сам.
3. Глаголь добро - добро есть жизнь.
o Добродетель требует усилий.
o Жить с достоинством - что это значит.
o Интеллигентус - понимающий.
o Если слышать голос совести.
o Жизнь как деяние.
o Живая душа о жизни думает.
o Судьба и Родина едины.
o Живите долго, праведно живите.
4. Человек - мера всему.
o Полюби себя - полюбишь другого.
o Быть благодарным - ценить благо.
o Такт - это разум сердца.
o Сберечь обязаны различье, данное природой.
o Сущность свою сохраните навек.
o Опасайтесь потерять друзей.
Заключение: Люди, милые, примите в человечество меня!
9-ый класс.
Введение: Созидается общество началами нравственными.
o Основа сущего - постигаемое умом бытие (Платон).
o Смысл жизни - это то, что придаёт ей ценность.
o Цель жизни - самовыражение.
o Кто не живёт на родине, не знает вкуса жизни.
o Добро есть жизнь.
o Страдание, боль - это сторожевой крик жизни (Герцен).
o Уменьшай страдания около себя и в себе (П.Л.Лавров).
o Зло надо зажить (П.Л.Лавров).
o Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью (Ф.Бэкон).
3. Стремление к счастью - закон жизни.
1. Гуманность - основа этики.
o Мой разум - основа моего поведения, а моё сердце - мой закон (С.Морешал).
o Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Н. Толстой).
o Гуманность - сгусток всех других добродетелей (Гельвеций).
o Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (О.Бальзак).
o Прекрасно там, где пребывает милосердие (Конфуций).
o Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин
(Ф.М.Достоевский).
o Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник).
o Одно существо неразлучно с человеком - это он сам (Н.Г.Чернышевский).
2. Жизнь как познание добра.
o Мы родимся и живём со множеством влечений и потребностей (В.Соловьёв).
o Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений.
o Стремление к счастью - это стремление стремлений (Л.Фейербах).
o Счастье - это состояние души (К.С.Станиславский).
o Источник счастья берёт своё начало в самом человеке (Шопенгауэр).
o Высшее счастье в том, что вас любят (В.Гюго).
o Счастье - есть дело судьбы, ума и характера (Н.М.Карамзин).
o Дружба как источник счастья.
o В согласии с самим собой.
4. Нравственный закон в душе каждого.
o Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф.М. Достоевский).
o Честь - это поэзия долга (А.Виньи).
o Твёрдое сознание долга - есть венец характера (Н.В.Шелгунов).
o Долг основан на чувстве справедливости (Н.В.Шелгунов).o Справедливость - это истина в действии (Ж.Жубер).
o Источник всех действий человека есть его воля (В.Соловьёв).
o Совесть - это наш внутренний судья (П.Гольбах).
o Будь слугой совести и хозяином воли.
Заключение: Будущая жизнь - завтрашний день жизни настоящей (Чаадаев).
10-ый класс. История развития этической мысли
Введение: Возвращение к истокам.
1. В поисках истины. (от Гесиода до Эпикура)
o Что есть добро? (Сократ).
o Золотое правило жизни.
o Добродетель есть приобретённое качество души (Аристотель).
o Следовать пути добродетели (Платон).
o Мудрость - высшая добродетель (Демокрит).
o Добрая мысль живёт у человека в сердце.
o Счастье совпадает с добродетелью (Антисфен).
o Жить сообразно с природой (Ж-Ж.Руссо).
o В согласии с самим собой (Эпикур).
2. Вечные истины
o Десять веков и судьба человека (этика средневековья).
o Евангелие - превосходный трактат морали (Д.Локк).
o Взлёт индивидуальности (эпоха Возрождения).
o Жить согласно разуму (М.Монтень).
o Нравственность - это разум сердца (Г.Гейне).
o Добродетель разума - истина.
o Человек как источник духовности.
o Самостоянье человека - залог величия его (А.С.Пушкин).
3. Человек как носитель морали
o Век гениев (от Декарта до Гельвеция).
o Добродетели - свидетельства силы, пороки - слабости (Т. Гоббс).
o Человек от природы добр (Ж-Ж. Руссо).
o Человек и нравственный закон.
o Вольтер как глашатай нравственного закона.
o Законы обязаны своей силой нравам (Гельвеций).
o Основа нравственной личности - стыд, жалость и доброжелательность (В.
Соловьёв).
o Главное условие нравственности - желание стать нравственным (Сенека).
o Чаще заглядывай в самого себя (Цицерон).
4. Человек как ядро этической мысли.
o Новое время.
o Моральный закон внутри каждого (И.Кант).
o Свобода воли - необходимое условие и основа нравственности (Гегель).
o Сострадание - основа всех нравственных побуждений человека (Шопенгауэр).
o Жить нравственно - жить для других (Огюст Конт).
o Побуждение к счастью - это побуждение всех побуждений (Л. Фейербах).
o Нравственное есть то, что увеличивает радостное в жизни (Герберт Спенсер).
o Высшая нравственная цель для человека - осуществление справедливости
(Прудон).
o Только действие даёт веру в самого себя (Марк Гюйо).
Заключение: Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего (Ч.Айтматов).
11-ый класс. История развития русской этической мысли.
Введение: Этика есть живое отношение к живой жизни (А.Швейцер).
1. К истокам русской этической мысли.
o Человек есть носитель вселенских начал (Н.Я.Грот).
o Телесный организм создаётся духом (В.И.Несмелов).o Возникновение оригинальной русской мысли.
o Середина 15-го века - эпоха Петра Великого - "пролог" русской этической мысли.
o "Юности честное зерцало" - первое руководство к этическому поведению.
o 18 век - "весна" русской этической мысли.
o Г.С.Сковорода - первый философ на Руси.
o Идея целостности человека - главная в русской этической мысли.
2. 19 век - "век мысли и слова " (Н.А.Бердяев).
o П.Я.Чаадаев и его стремление "творить свою жизнь".
o И.В.Киреевский - "самый сильный философский ум первой половины 19 века"
3. Властители умов.
(В.В.Зеньковский).
o А.С.Хомяков как проповедник православной культуры.
o Принципы этического персонализма М.А.Бакунина и Н.К.Михайловского.
o Социально-этические искания А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского.
o "Мысль человеческая" П.Л. Лаврова.
o "Мировое мышление" Н.И. Пирогова.
o Система "панморализма" Л.Н. Толстого.
o Этический максимализм Ф.М. Достоевского.
o "Чувство жизни в мире" В.В. Розанова.
o Идея "положительного всеединства" Вл. Соловьёва.
o Программа "гуманистического активизма" Н.Ф. Фёдорова.
o "Умозрение" как основание философии Б.Н. Чичерина.
o Сознательность нравственной жизни в этике Л.М. Лопатина.
o Нераздельность бытия и ценности в этических воззрениях Н.О. Лосского.
o Вера в смысл жизни в этических позициях А.И. Введенского.
o Понятие личности как центральное в этике С.И.Гессена.
o Воззрение на мир как на явление этического порядка Н.Я. Грота.
o "Аксиома реальности" в эволюции идей В.И. Вернадского.
4. 20 век как противоречивый период русской жизни (воскресшие имена)
o Русские последователи идей К. Маркса и движение "нового религиозного
сознания".
o Идея соборного сознания С. Трубецкого.
o Моральная тема Н.И. Бердяева.
o Веросознание Л.И. Шестова.
o Проблема динамики духа в "Этике преображённого эроса" Б.Л. Вышеславцева.
o Исходная интуиция А.Ф. Лосева.
o Защита "свободного богословия" Л.П. Красавиным.
o Структура бытия С.Л. Франка.
o Духовное переживание "полноты бытия" П.А. Флоренским.
Заключение: Пути творческого "преображения" своего личностного Я.