Краевое государственное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Пограничная специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
Календарно
– тематическое планирование по четвертям
младшего школьного возраста
воспитатель: Фокина Наталья Николаевна
п.Пограничный
Календарно
– тематическое планирование по четвертям
1 четверть
1.
Духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся –
8 часов.
№
|
Раздел
|
Тема занятия
|
Форма занятия
|
Кол.час
|
Дата
|
1
|
«Я - Гражданин»
|
«Первый раз в первый
класс!»
|
Классный час
|
1
|
05. 09. 22
|
2
|
«Я - Гражданин»
|
«Мой посёлок
моя малая родина».
|
Беседа + экскурсия
|
1
|
12. 09. 22
|
3
|
«Я - Гражданин»
|
«Место, где я
учусь»
|
Беседа
|
|
19. 09. 22
|
4
|
«Я - Гражданин»
|
«Прогулка по
знакомой улице»
(дом, улица,
адрес)
|
Беседа - диалог
|
1
|
26. 09. 22
|
5
|
«Я – Человек»
|
«Ты» и «Я»
|
Классный час
|
|
03. 10. 22
|
6
|
«Я – Человек»
|
«Давайте жить
дружно».
|
Беседа
|
1
|
10. 10. 22
|
7
|
«Я – Человек»
|
«Поведение за столом»
|
Беседа
|
|
17. 10. 22
|
8
|
«Я – Человек»
|
«Поведение на
улице, в общественных местах»
|
Беседа
|
1
|
24. 10. 22
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 8 часов.
1
|
«Моя экология»
|
«Осень в гости пришла»
|
Классный час
|
1
|
06. 09. 22
|
2
|
«Моя экология»
|
«Краски осени»
|
Беседа + рисование
|
1
|
13. 09. 22
|
3
|
«Моя экология»
|
«Грибное
царство»
|
Беседа + аппликация
|
1
|
20. 09. 22
|
4
|
«Моя безопасность»
|
«Дорога в школу
и домой».
|
Беседа + практика
|
1
|
27. 09. 22
|
5
|
«Моя безопасность»
|
«Улицы посёлка»
|
Беседа по картине: «На дороге дети»
|
1
|
04. 10. 22
|
6
|
«Моя безопасность»
|
«Пешеходный
переход»
|
Беседа + д и: «Маленькие пешеходы»
|
1
|
11. 10. 22
|
7
|
«Моё здоровье»
|
Что такое
здоровье?»
|
Беседа
|
1
|
18. 10. 22
|
8
|
«Моё здоровье»
|
«В гостях у
Мойдодыра»
(Знакомство с правилами личной гигиены)
|
Вводная беседа
|
1
|
25. 10. 22
|
3.
Социализация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
- 8 часов
1
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Мы теперь не просто дети
– мы теперь ученики».
|
Беседа. Экскурсия по школе.
|
1
|
07. 09. 22
|
2
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Моё хочу и моё надо»
|
Беседа
|
1
|
14. 09. 22
|
3
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Азбука прав и
обязанностей»
(Основные
требования к воспитанникам интерната).
|
Классный час
|
1
|
21. 09. 22
|
4
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Необычное школьное путешествие»
|
Викторина по правилам поведения в школе
|
1
|
28. 09. 22
|
5
|
«Я и труд»
|
«Что такое
труд?»
|
Классный час
|
1
|
05.10. 22
|
6
|
«Я и труд»
|
«Зачем нужен
труд?»
|
Беседа
|
1
|
12. 10. 22
|
7
|
«Я и труд»
|
«Мой дом – наведу порядок в нём».
(учимся дежурить)
|
Классный час
|
1
|
19. 10. 22
|
8
|
«Я и труд»
|
«Мой гардероб – приберусь я в нём»
|
Беседа
|
1
|
26. 10. 22
|
4. Духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся – 8 часов.
1
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Моя семья»
|
Беседа
|
|
08. 09. 22
|
2
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Дружная
семья»
(члены семьи)
|
Классный час + дидактическая игра
|
1
|
15 09. 22
|
3
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Кто что делает дома?»
|
Беседа
|
1
|
22. 09. 22
|
4
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Мама, папа, я
– дружная семья»
|
Беседа +
рисование
|
1
|
29. 09. 22
|
5
|
«Моё творчество»
|
Я дружу с водой
|
Беседа + аппликация
|
1
|
06.10. 22
|
6
|
«Моё творчество»
|
«Овощи огорода»
|
Беседа + картинки раскраски
|
1
|
13. 10. 22
|
7
|
«Моё творчество»
|
«Растения в моём дворе»
|
Беседа + рисование
|
1
|
20. 10. 22
|
8
|
«Моё творчество»
|
«Фрукты с сада»
|
Беседа + аппликация
|
1
|
27. 10. 22
|
5.
Общешкольные мероприятия, работа с родителями.
1
|
День знаний (собрание родителей)
|
01. 09. 22
|
|
2
|
День Здоровья
|
16. 09. 22
|
|
3
|
День учителя
|
07. 10. 22
|
|
4
|
Праздник осени
|
14. 10. 22
|
|
5
|
Посещение детей с целью выявления условий жизни ребёнка
и налаживания контакта с родителями или лицами их заменяющими
|
Осенние каникулы
|
|
6
|
Индивидуальная
работа с родителями и опекунами детей «группы риска»
|
По
необходимости
|
|
7
|
Индивидуальные
беседы с родителями воспитанников
|
По
необходимости
|
|
8
|
Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся
|
По
необходимости
|
|
9
|
Проведение
бесед с родителями о травмоопасных ситуациях в каникулярный период
|
Последняя
неделя
|
|
Последняя неделя
мая
|
2 четверть
1. Духовно- нравственного развития
и воспитания обучающихся – 7 часов.
№
|
Раздел
|
Тема занятия
|
Форма занятия
|
Кол.час
|
Дата
|
1
|
«Я - Гражданин»
|
«Как называется страна - где
я живу»
|
Классный час
|
1
|
14 11. 22
|
2
|
«Я - Гражданин»
|
«Я гражданин России»
|
Классный час
|
1
|
21 11. 22
|
3
|
«Я – Гражданин»
|
«Мой родной язык»
|
Беседа-
диалог
|
1
|
28.11. 22
|
4
|
«Я – Человек»
|
Зачем нужны вежливые слова?
|
Беседа -
рассуждение
|
1
|
05. 12. 22
|
5
|
«Я – Человек»
|
«Добрые волшебники»
(вежливые слова)
|
Беседа
|
1
|
12. 12. 22
|
6
|
«Я – Человек»
|
Вежливая просьба
|
Беседа -
диалог
|
1
|
19. 12. 22
|
7
|
«Я человек»
|
Приветствуем друг друга
|
Классный час
|
1
|
26. 12. 22
|
|
2. Формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 8 часов.
1
|
«Моя экология»
|
«Что нам осень подарила?»
|
Беседа + аппликация
|
1
|
08 11. 22
|
2
|
«Моя экология»
|
«Эти удивительные животные»
(дикие и домашние)
|
Классный час + дидактическая игра: «Кто это?»
|
1
|
15. 11. 22
|
3
|
«Моя безопасность»
|
«Опасные игры»
|
Беседа + стих. С. Я. Маршак «Кошкин дом»
|
1
|
22. 11. 22
|
4
|
«Моя безопасность»
|
«Пожар на ёлке»
|
Беседа
|
1
|
29. 11. 22
|
5
|
«Моё здоровье»
|
«Витамины я люблю – быть здоровым я» хочу
|
Беседа
|
1
|
06. 12. 22
|
6
|
«Моё здоровье»
|
«Где живут витамины?»
|
Беседа
|
1
|
13. 12. 22
|
7
|
«Моё здоровье»
|
«Полезные продукты»
|
Беседа + рисование
|
1
|
20. 12. 22
|
8.
|
«Моё здоровье»
|
«Есть обычай у
ребят гигиену соблюдать»
|
Беседа
|
1
|
27.12.22
|
3. Социализация
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 7часов
1
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Зачем
нужны правила?»
|
Беседа
|
1
|
09. 11. 22
|
2
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Мои обязанности»
|
Классный час
|
1
|
16. 11. 22
|
3
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Правила
вокруг нас»;
|
Классный час
|
1
|
23. 11. 22
|
4
|
«Я и труд»
|
«Чем больше я тружусь , тем больше у меня получается»
|
Беседа -
тренинг
|
1
|
30.11.. 22
|
5
|
«Я и труд»
|
«О лени и лентяях»
|
Классный час
|
1
|
07. 12. 22
|
6
|
«Я и труд»
|
«Я учусь на 5»
|
Беседа + диалог
|
|
14 12. 22
|
7
|
«Я и труд»
|
«В гости к бабушке Федоре»
|
Беседа
|
1
|
21. 12. 22
|
4. Духовно - нравственного развития и воспитания
обучающихся – 7 часов
.
1
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Какая она – моя мама»
|
Беседа + диалог
|
1
|
10. 11. 22
|
2
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Мамины помощники»
|
Классный час
|
1
|
17. 11. 22
|
3
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Лучшая мама на свете»
(Ко Дню матери)
|
Беседа + рисование
|
1
|
24. 11. 22
|
4
|
«Моё творчество»
|
«Ёлка на снегу»
|
Аппликация с элементами рисования
|
1
|
01.12. 22
|
5
|
«Моё творчество»
|
«Рисунок Деду Морозу»
|
Беседа - Рисунок
|
1
|
08. 12. 22
|
6
|
«Моё творчество»
|
Изготовление «снежинок», игрушек на новогоднюю елку.
Украшение школы к новому году
|
Аппликация + творческая подделка
|
1
|
15. 12. 22
|
7
|
«Моё творчество»
|
«Приветствие для Деда Мороза»
|
Стихотворение: «Здравствуй Дедушка Мороз»
|
1
|
22. 12. 22
|
5. Общешкольные мероприятия, работа с
родителями.
1
|
День Матери
|
25. 11. 22
|
2
|
« Новогодний огонёк»
|
23. 12. 22
|
3
|
Работа с родителями по
профилактике правонарушений среди обучающихся
|
По необходимости
|
4
|
Индивидуальная
работа с родителями и опекунами детей «группы риска»
|
По
необходимости
|
5
|
Индивидуальные
беседы с родителями воспитанников
|
По
необходимости
|
6
|
Проведение
бесед с родителями о травмоопасных ситуациях в каникулярный период
|
Последняя
неделя
|
|
|
|
|
3 четверть
1. Духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся – 10
часов.
№
|
Раздел
|
Тема занятия
|
Форма занятия
|
Кол.час
|
Дата
|
1
|
«Я - Гражданин»
|
«Праздники и обычаи русского народа»
|
Беседа - диалог
|
1
|
16. 01. 23
|
2
|
«Я - Гражданин»
|
«Я и мои поступки»
|
Классный час + диалог
|
1
|
23. 01. 23
|
3
|
«Я - Гражданин»
|
«Кто такой герой»
|
Классный час + беседа
|
1
|
30. 01. 23
|
4
|
«Я - Гражданин»
|
«23 февраля»
|
Беседа + открытка
|
1
|
06. 02.
23
|
5
|
«Я - Гражданин»
|
«Открытка для солдата»
|
Беседа - рисунок
|
1
|
13. 02. 23
|
6
|
«Я – Человек»
|
Давайте поздороваемся
|
Классный час
|
1
|
20 02. 23
|
7
|
«Я – Человек»
|
Спасибо и извините
|
Беседа
|
1
|
27. 02. 23
|
8
|
«Я – Человек»
|
Здравствуйте – до свидания
|
Классный час
|
1
|
06. 03. 23
|
9
|
«Я – Человек»
|
Разговор по телефону
|
Беседа + дидактическая игра: «Телефон»
|
1
|
13. 03. 23
|
10
|
«Я – человек»
|
«Правила поведения в гостях»
|
Беседа
|
1
|
.20.03.23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 10часов.
1
|
«Моя экология»
|
«Животный мир»
|
Беседа
|
1
|
17. 01. 23
|
2
|
«Моя экология»
|
«На птичьем дворе» (воробей, голубь)
|
Беседа + иллюстрации
|
1
|
24. 01. 23
|
3
|
«Моя экология»
|
«Покормите птиц зимой»
|
Беседа + аппликация
|
1
|
31. 01. 23
|
4
|
«Моя экология»
|
«Поведение в лесу»
|
Классный час
|
1
|
07. 02. 23
|
5
|
«Моя безопасность»
|
«Огонь – друг или враг»
|
Беседа
|
1
|
14. 02. 23
|
6
|
«Моя безопасность»
|
«Если возник пожар?»
|
Классный час
|
1
|
21. 02. 23
|
7
|
«Моя безопасность»
|
«Помоги пожарным»
|
Викторина
|
1
|
28. 02. 23
|
8
|
«Моё здоровье»
|
«Откуда
берутся грязнули?»
|
Беседа
|
1
|
07. 03. 23
|
9
|
«Моё здоровье»
|
«Микробы»
|
Классный час
|
1
|
14. 03. 23
|
10
|
«Моё здоровье»
|
«Друзья Вода и Мыло»
|
Беседа + стих.
К. И. Чуковского «Мойдодыр»
|
1
|
21. 03. 23
|
3. Социализация обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
10 часов
1
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«О правах»
|
Классный час
|
1
|
11. 01. 23
|
2
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«
Об обязанностях»
|
Классный час
|
1
|
18. 01. 23
|
3
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Право на имя»
|
Беседа
|
1
|
25. 01. 23
|
4
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Право
на жилище»
|
Беседа + сказка «Зайкина избушка»
|
1
|
01. 02. 23
|
5
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Можно и нельзя»
|
Викторина
|
1
|
08. 02. 23
|
6
|
«Я и труд»
|
«Сколько разных профессий…»
|
Беседа
|
1
|
15. 02. 23
|
7
|
«Я и труд»
|
«Профессия моих родителей»
|
Беседа - диалог
|
1
|
22. 02.
23
|
8
|
«Я и труд»
|
«Кем я хочу быть»
|
Беседа
|
1
|
01. 03. 23
|
9
|
«Я и труд
|
«Что мне нужно, что б стать кем я хочу»
|
Классный час
|
1
|
15. 03. 23
|
10
|
«Я и труд»
|
«Профессия моей мечты»
|
Беседа + творческое закрепление (Рисование)
|
1
|
22. 03. 23
|
4. Духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся – 11 часов
1
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Я уважаю и люблю свою семью»
|
Классный час
|
1
|
12. 01. 23
|
2
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Как зовут моих родителей?»
|
Беседа +диалог
|
1
|
19. 01. 23
|
3
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Почему меня так назвали?»
|
Беседа
|
1
|
26. 01. 23
|
4
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Защищаю младших, уважаю старших»
|
Классный час
|
1
|
02. 02. 23
|
5
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Моя
семья - моя радость».
|
Беседа с творческим заданием
|
1
|
09. 02. 23
|
6
|
«Моё творчество»
|
«Чистая и грязная рука»
|
Творческая подделка
|
1
|
16. 02. 23
|
7
|
«Моё творчество»
|
«Зимний лес»
|
Рисование по замыслу
|
1
|
23. 02. 23
|
8
|
«Моё творчество»
|
«На птичьем дворе»
|
Рисование
|
1
|
02. 03. 23
|
9
|
«Моё творчество»
|
«Солнышко»
|
Аппликация из крупы
|
1
|
09. 03. 23
|
10
|
«Моё творчество»
|
«Не играйся с огнём»
|
Рисование
|
1
|
16. 03. 23
|
11
|
«Моё творчество»
|
«Природа весной»
|
Рисование
|
1
|
23.03.23
|
5.Общешкольные мероприятия, работа
с родителями.
1
|
23 Февраля
|
23. 02. 23
|
|
2
|
8 Марта
|
07. 03. 23
|
|
6
|
Индивидуальная
работа с родителями и опекунами детей «группы риска»
|
По
необходимости
|
|
7
|
Индивидуальные
беседы с родителями воспитанников
|
По
необходимости
|
|
8
|
Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся
|
По
необходимости
|
|
9
|
Проведение
бесед с родителями о травмоопасных ситуациях в каникулярный период
|
Последняя неделя
|
|
Последняя неделя мая
|
4 четверть
1. Духовно- нравственного развития и воспитания
обучающихся – 7 часов
1
|
«Я – Гражданин»
|
«О Родине с любовью»
|
Классный час
|
1
|
03.. 04. 23
|
2
|
«Я – Гражданин»
|
«Я чту и уважаю свой народ»
|
Беседа
|
1
|
10. 04. 23
|
3
|
«Я – Гражданин»
|
«Первые шаги в космос»
(ракета)
|
Беседа + аппликация
|
1
|
17. 04. 23
|
4
|
«Я – Гражданин»
|
«Спасибо школе, где я учусь»
|
Беседа
|
1
|
24. 04. 23
|
5
|
«Я – Человек»
|
«В школе вежливых наук»
(герои любимых мультфильмов)
|
Игра – путешествие
|
1
|
08. 05. 23
|
6
|
«Я – Человек»
|
«Светофор Вежливости»
|
Викторина
|
1
|
15. 05. 23
|
7
|
«Я – Человек»
|
«Путешествие в
страну, где живет доброта»,
|
Беседа
|
1
|
22.05.23
|
2. Формирование экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 7 часов.
1
|
«Моя экология»
|
«Кто живёт в лесу?»
|
Классный час
|
1
|
04. 04. 23
|
2
|
«Моя экология»
|
«На деревенском дворе» (собака, кошка)
|
Беседа
|
1
|
11. 04. 23
|
3
|
«Моя безопасность»
|
«Огонь-друг,огонь-враг»
|
Викторина
|
1
|
18. 04. 23
|
4
|
«Моя безопасность»
|
«Один дома»
|
Беседа + сказка: «Волк и семеро козлят»
|
1
|
25 04. 23
|
5
|
«Мое здоровье»
|
«Вредные продукты»
|
Беседа
|
1
|
02. 05. 23
|
6
|
«Мое здоровье»
|
«Друзья -Вода и мыло»
|
Беседа
|
1
|
16. 05. 23
|
7
|
«Мое здоровье»
|
«Зимой и летом
дружи с игрой и бегом!»
|
Игры на открытом воздухе
|
1
|
23.05.23
|
3. Социализация обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) – 8 часов
1
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Мои обязанности в семье»
|
Беседа +диалог
|
1
|
05. 04. 23
|
2
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Мои обязанности в классе»
|
Беседа +диалог
|
1
|
12. 04. 23
|
3
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Путешествие в страну Правдивию»
|
Викторина
|
1
|
19. 04. 23
|
4
|
«Мои права. Мои обязанности»
|
«Путешествие в страну Обязанностей»
|
Викторина
|
1
|
26. 04. 23
|
5
|
«Я и труд»
|
«Что такое трудолюбие?»
|
Классный час
|
1
|
03. 05. 23
|
6
|
«Я и труд»
|
«Как
трудолюбие поможет тебе в жизни»
|
Беседа -
рассуждение
|
1
|
10. 05. 23
|
7
|
«Я и труд»
|
«Трудолюбие вырабатывает хорошие привычки»
|
Викторина
|
1
|
17. 05. 23
|
8
|
«Я и труд»
|
«что посеешь, то пожмешь»
|
Беседа + творческое закрепление
(Рисунок)
|
1
|
24. 05. 23
|
4.
Духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся – 8 часов
1
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Дом, в котором я живу»
|
Беседа - диалог
|
1
|
06. 04. 23
|
2
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Мой дом – моя крепость»
|
Классный час
|
1
|
13. 04. 23
|
3
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Дом моей мечты»
|
Беседа с
творческим закреплением
|
1
|
20. 04. 23
|
4
|
«Мой Дом. Моя Семья»
|
«Я, ты, он, она – вместе целая страна»
|
Игра
|
1
|
27. 04. 23
|
5
|
«Моё творчество»
|
«Космос»
|
Рисунок-подделка
|
1
|
04. 05. 23
|
6
|
«Моё творчество»
|
«Мы за мир»
|
Конкурс рисунков
|
1
|
11. 05. 23
|
7
|
«Моё творчество»
|
«В мире животных»
|
Лепка из пластилина
|
1
|
18. 05. 23
|
8
|
«Моё творчество»
|
«Чистый
класс»
|
практикум
|
1
|
25.05.23
|
5.Общешкольные мероприятия, работа с
родителями.
1
|
День Космонавтики
|
12. 04. 23
|
|
2
|
«Нашим ветеранам посвящается!»
|
08. 05. 23
|
|
3
|
Индивидуальная
работа с родителями и опекунами детей «группы риска»
|
По
необходимости
|
|
4
|
Индивидуальные
беседы с родителями воспитанников
|
По
необходимости
|
|
5
|
Работа с родителями по профилактике правонарушений среди обучающихся
|
По
необходимости
|
|
6
|
Проведение
бесед с родителями о травмоопасных ситуациях в летний период
|
Последняя неделя
|
|
Последняя неделя
мая
|
7
|
Последний
звонок
|
25.
05. 23
|
|
.
Список литературы:
1. Программа воспитания и социализации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) КГОБУ
Пограничная КШИ.
2. Дмитриев А.А.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной
сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития.- М., 2004.
3. Л.Васильева - Гангнус
«Азбука вежливости».
4. Е.Д. Худенко « Организация и планирование воспитательной работы
в специальной (коррекционной)школе-интернате, детском доме».
5. Л. М. Шипицына «Уроки общения для детей с нарушением
интеллекта».
6. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми».
7. А. В. Ястребова «Досуг и занятия в группе продленного дня».
8. Н. Е. Щуркова «Классный час: поговорим о жизни».
9. «Праздники в школе». Редактор-составитель Л.И. Жук.
10.
Аронов А. А. «Воспитать патриотов» Москва, Просвещение,
1989 год
11. Божович Л. И. «Личность и ее
формирование в детском возрасте»
12.
Организация и планирование воспитательной
работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие
для воспитателей и учителей. — М.: АРКТИ, 2005
13. Под ред./ А.М. Щербаковой. «Новая модель обучения
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.» Книга
вторая. М.2002.
14. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности
школьников. – М.: Просвещение,1988
15.
Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. – М.: Просвещение,
1990
16.
Экологическое воспитание школьников. / Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.
Т.- М.: Педагогика, 1983
17.
Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981
18.
Интернет ресурсы
|