Тематическое планирование по астрономии (УМК Воронцов-Веньяминов)

  • docx
  • 20.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Астрономия ТП.docx

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена на основе следующих документов:

1.     Учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г.   

2.     Учебника «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, 2017 г. 

3.     Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.     Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года;

С учетом:

1.     Федерального перечня учебников;

2.     Информационного письма № 162 от 09.03.2016 г. «Об использовании учебников учебно- методических комплексов, не вошедших и исключенных из Федерального перечня учебников в образовательных организациях Забайкальского края».

Учебник «Астрономия. 11 класс» (авторы  Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут)  для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по астрономии для 11 класса, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

 

Цели и задачи изучения астрономии.

 

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

  • понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
  • познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
  • получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
  • осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
  • ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
  • выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

Общая характеристика учебного предмета.

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения, современной научной картины мира. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Место учебного предмета «Астрономия» в учебном плане.

На основании учебного плана МОУ Даурской ОСШ на изучение курса предусмотрено 34 часа при планировании 1 часа в неделю. Уровень обучения – базовый.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней школе являются:

·                     формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

·                     формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

·                     формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

·                     формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

·                     находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

·                     анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

·                     на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

·                     выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

·                     извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

·                     готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены в содержании курса по темам.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования  —  знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

1.                 цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2.                 учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3.                 организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, 

Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.

Должны уметь:

·                     использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

·                     выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

·                     приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

·                     решать задачи на применение изученных астрономических законов;

·                     осуществлять самостоятельный поиск информации 

·                     естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

·                     владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой и профессионально-трудового выбора.

Технология обучения

В курс астрономии 10 класса входят следующие разделы:

1.     Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.

2.     Практические основы астрономии.

3.     Строение Солнечной системы.

4.     Природа тел Солнечной системы.

5.     Солнце и звезды.

6.     Строение и эволюция Вселенной.

7.     Жизнь и разум во Вселенной.

 В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.

На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование принципа генерализации учебного материала —  такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

 

Формы организации учебной деятельности.

 

·                     классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий);

·                     индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям;

·                     групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;

·                     внеклассная работа, исследовательская работа;

·                     самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Способы проверки достижения результатов обучения.

При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной деятельности.

Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.

Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).

Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть зафиксирована в портфолио учащегося.

Содержание курса астрономии 10

Введение в астрономию (1 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

·                     воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

·                     использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии (4 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

·                     воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

·                     объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

·                     объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

·                     применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Демонстрации.

1.                 географический глобус Земли; 

2.                 глобус звездного неба;

3.                 звездные карты;

4.                 звездные каталоги и карты;

5.                 карта часовых поясов;

6.                 модель небесной сферы;

7.                 разные виды часов (их изображения);

8.                 теллурий.

Строение Солнечной системы (8 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

·                     воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира;

·                     воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

·                     вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

·                     формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

·                     описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

·                     объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы;

·                     характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Демонстрации.

1.                 динамическая модель Солнечной системы;

2.                 изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;

3.                 портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;

4.                 схема Солнечной системы;

5.                 фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

·                     формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

·                     определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

·                     описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

·                     перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

·                     проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

·                     объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

·                     описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

·                     характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

·                     описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

·                     описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

·                     объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Демонстрации.

1.                 глобус Луны;

2.                 динамическая модель Солнечной системы;

3.                 изображения межпланетных космических аппаратов;

4.                 изображения объектов Солнечной системы;

5.                 космические снимки малих тел Солнечной системы;

6.                 космические снимки планет Солнечной системы;

7.                 таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;

8.                 фотография поверхности Луны.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

·                     определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

        характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

·                     описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

·                     объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

·                     описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

·                     вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

·                     называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

·                     сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

·                     объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

·                     описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

·                     оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

·                     описывать этапы формирования и эволюции звезды;

·                     характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Демонстрации.

1.                 диаграмма Герцшпрунга – Рассела;

2.                 схема внутреннего строения звезд;

3.                 схема внутреннего строения Солнца;

4.                 схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;

5.                 фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;

6.                 фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;

7.                 фотоизображения Солнца и известных звезд.

Строение и эволюция Вселенной (6 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

·                     объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

·                     характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

·                     сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

·                     обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

·                     формулировать закон Хаббла;

·                     определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

·                     оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

·                     интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

·                     классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения  —  Большого взрыва;

·                     интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Демонстрации.

1.                 изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;

2.                 схема строения Галактики;

3.                 схемы моделей Вселенной;

4.                 таблица - схема основных этапов развития Вселенной;

5.                 фотографии звездных скоплений и туманностей;

6.                 фотографии Млечного Пути;

7.                 фотографии разных типов галактик.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

·                     систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Формы и методы контроля

Домашнее задание

 

 

ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ (1 час)

 

 

 

 

 

 

 

1

Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии

Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями.

§ 1-2, вопросы. Упр. 1 (1). Доклады про телескопы и их виды.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (4 часа)

 

 

2

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. 

Фронтальный опрос.

Беседа. 

§ 3-4, вопросы. Упр. 2 (1). Упр. 3 (1,2) Задание 3 в виде доклада.

 

 

3

Видимое движение звезд на различных географических широтах

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации.

Фронтальный опрос.

Беседа.

Работа с текстом учебника.

§ 5, вопросы. Упр. 4 (3)

 

 

4

Годичное движение Солнца. Эклиптика.

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и  солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 6, вопросы. Упр. 5 (4,1). Задания 6,7.

 

 

5

Движения и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 7-9, вопросы. Упр. 6 (1), упр. 7 (3), задание 10.

 

 

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 часов)

 

 

6

Развитие представлений о строении мира.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 10, вопросы. Проект.

 

 

7

Конфигурация планет. Синодический период.

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.

Тестирование.

Беседа.

§ 11, вопросы. Упр. 9 (1, 2)

 

 

8

Законы движения планет Солнечной системы.

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца.

Фронтальный опрос.

§ 12, вопросы. Упр. 10 (1)

 

 

9

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 13, вопросы. Упр. 11 (1,4)

 

 

10

Практическая работа № 1 с планом Солнечной системы.

План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год.

Практическая работа.

 

 

11

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 14 (1-5), вопросы. Упр. 12 (1,2)

 

 

12

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее.

Индивидуальный опрос.

Беседа.

§ 14 (6), вопросы. Упр. 12 (3)

 

 

13

Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии. Строение Солнечной системы».

Выполнение контрольной работы за I полугодие.

Контрольная работа

 

 

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 часа)

 

 

14

Солнечная система как комплекс тел имеющих общее происхождение.

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы.

Беседа.

§ 15-16, вопросы. Задание 12.

 

 

15

Земля и Луна – двойная планета.

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности – моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 17, вопросы. Упр. 13 (1)

 

 

16

Две группы планет.

Состав планет Солнечной системы. Краткие характеристики планет.

Индивидуальный опрос. Беседа.

§ 18, вопросы. Проекты.

 

 

17

Природа планет земной группы

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 18, вопросы. Упр. 14 (1)

 

 

 

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (3 часа)

18

Планеты гиганты, их спутники и кольца.

Химический состав и внутренне строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразии природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 19, вопросы. Упр. 15. Задание 13

19

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы).

Астероиды главного пояса. Их размеры численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения.

Тестирование.

Беседа.

§ 20 (1-3), вопросы. Упр. 16 (1,3)

20

Метеоры, болиды, метеориты.

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные.

Беседа.

§ 20 (4) вопросы.

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 часов)

21

Солнце: его состав и внутренне строение.

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики.

Беседа.

§ 21 (1-3) вопросы. Упр. 17 (1)

22

Солнечная активность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности.

Фронтальный опрос.

Беседа.

§ 21 (4) вопросы. Упр. 17 (3)

23

Физическая природа звезд.

Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд.

Тестирование.

Беседа

§ 22-23, вопросы. Упр. 18 (1), Упр. 19 (1)

24

Переменные и нестационарные звезды.

Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды.  Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд.

Индивидуальный опрос. Беседа.

§ 24, вопросы.

25

Эволюция звезд.

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. Нейтронные звезды (пульсары), черные дыры.

Беседа.

§ 22-24, повторить. Проекты.

26

Проверочная работа по теме «Солнце и Солнечная система».

Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

Проверочная работа.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (6 часов)

27

Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы».

Беседа.

§ 25 (1-2), вопросы.

28

Наша Галактика.

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд.

Индивидуальный опрос. Беседа.

§ 25 (3-4), вопросы.

29

Другие звездные системы-галактики.

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик.

Тестирование. Беседа.

§ 26, вопросы. Упр. 21 (1)

30

Космология начала ХХ века.

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно.

Фронтальный опрос. Беседа.

§ 27, вопросы.

31

Основы современной космологии.

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Беседа.

§ 27, вопросы. Проекты

32

Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы. Солнце и звезды».

Контрольная работа  № 4 по итогам года (1 час).

Контрольная работа

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 часа)

33

Заключительный урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной»

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Беседа.

§ 28, вопросы

34

 

 

Учебно-методическое обеспечение программы

 

Литература для учащихся:

1.   Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс», М. Дрофа, 2013

2.   Е.К. Страут, Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута, М. Дрофа, 2013

3.   Г.И. Малахова, Е.К. Страут, Дидактические материалы по астрономии, М. Просвещение, 2000 г.

4.   Левитан Е.П., «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия», - М. Аргументы и факты, 1999.

Литература для учителя:

1.     А.В. Засов, Э.В. Кононович, Астрономия, Издательство Физмалит, 2017.

2.     Н.Н.Гомулина. Открытая астрономия, под редакцией В.Г. Сурдина

3.     В.Г. Сурдин, Астрономические задачи с решениями, издательство ЛКИ, 2017.

Электронные образовательные ресурсы:
     1.  http://www.astro.websib.ru/  - конспекты уроков, справочный материал

2.       http://www.astrotime.ru/  - демонстрационные таблицы по астрономии в электронном
формате
3. http://www.astronet.ru/  - календарь лунных и солнечных затмений.

 


 

Скачано с www.znanio.ru