Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для 10 класса составлена на основе следующих документов:
1. Учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2010г.
2. Учебника «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, 2017 г.
3. Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года;
С учетом:
1. Федерального перечня учебников;
2. Информационного письма № 162 от 09.03.2016 г. «Об использовании учебников учебно- методических комплексов, не вошедших и исключенных из Федерального перечня учебников в образовательных организациях Забайкальского края».
Учебник «Астрономия. 11 класс» (авторы Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут) для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по астрономии для 11 класса, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Общая характеристика учебного предмета.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения, современной научной картины мира. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Место учебного предмета «Астрономия» в учебном плане.
На основании учебного плана МОУ Даурской ОСШ на изучение курса предусмотрено 34 часа при планировании 1 часа в неделю. Уровень обучения – базовый.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней школе являются:
· формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
· формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
· формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
· находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
· анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
· на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
· извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
· готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены в содержании курса по темам.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
1. цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2. учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3. организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера,
Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
Должны уметь:
· использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
· решать задачи на применение изученных астрономических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации
· естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
· владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой и профессионально-трудового выбора.
Технология обучения
В курс астрономии 10 класса входят следующие разделы:
1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.
2. Практические основы астрономии.
3. Строение Солнечной системы.
4. Природа тел Солнечной системы.
5. Солнце и звезды.
6. Строение и эволюция Вселенной.
7. Жизнь и разум во Вселенной.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.
На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование принципа генерализации учебного материала — такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Формы организации учебной деятельности.
· классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий);
· индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям;
· групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
· внеклассная работа, исследовательская работа;
· самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Способы проверки достижения результатов обучения.
При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной деятельности.
Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.
Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).
Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть зафиксирована в портфолио учащегося.
Содержание курса астрономии 10
Введение в астрономию (1 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
· воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
· использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии (4 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
· воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
· объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
· объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
· применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Демонстрации.
1. географический глобус Земли;
2. глобус звездного неба;
3. звездные карты;
4. звездные каталоги и карты;
5. карта часовых поясов;
6. модель небесной сферы;
7. разные виды часов (их изображения);
8. теллурий.
Строение Солнечной системы (8 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
· воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира;
· воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
· вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;
· формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
· описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
· объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы;
· характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Демонстрации.
1. динамическая модель Солнечной системы;
2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
4. схема Солнечной системы;
5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис-следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
· формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
· определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
· описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
· перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
· проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
· объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
· описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
· характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
· описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
· описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
· объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Демонстрации.
1. глобус Луны;
2. динамическая модель Солнечной системы;
3. изображения межпланетных космических аппаратов;
4. изображения объектов Солнечной системы;
5. космические снимки малих тел Солнечной системы;
6. космические снимки планет Солнечной системы;
7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
8. фотография поверхности Луны.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
· определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
· описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
· объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
· описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
· вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
· называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
· сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
· объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
· описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
· оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
· описывать этапы формирования и эволюции звезды;
· характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Демонстрации.
1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
2. схема внутреннего строения звезд;
3. схема внутреннего строения Солнца;
4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
7. фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
· объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
· характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
· сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
· обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
· формулировать закон Хаббла;
· определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
· оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
· интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;
· классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
· интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Демонстрации.
1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;
2. схема строения Галактики;
3. схемы моделей Вселенной;
4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
5. фотографии звездных скоплений и туманностей;
6. фотографии Млечного Пути;
7. фотографии разных типов галактик.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты позволяют:
· систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Содержание урока |
Формы и методы контроля |
Домашнее задание |
|
||||||
|
|||||||||||
ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ (1 час) |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии |
Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. |
Беседа. Работа с текстом учебника и иллюстрациями. |
§ 1-2, вопросы. Упр. 1 (1). Доклады про телескопы и их виды. |
|
|
|||||
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ (4 часа) |
|
|
|||||||||
2 |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. |
Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. |
Фронтальный опрос. Беседа. |
§ 3-4, вопросы. Упр. 2 (1). Упр. 3 (1,2) Задание 3 в виде доклада. |
|
|
|||||
3 |
Видимое движение звезд на различных географических широтах |
Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации. |
Фронтальный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника. |
§ 5, вопросы. Упр. 4 (3) |
|
|
|||||
4 |
Годичное движение Солнца. Эклиптика. |
Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах. |
Индивидуальный опрос. Беседа. |
§ 6, вопросы. Упр. 5 (4,1). Задания 6,7. |
|
|
|||||
5 |
Движения и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. |
Луна — ближайшее к Земле небесное тело. ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений. |
Фронтальный опрос. Беседа. |
§ 7-9, вопросы. Упр. 6 (1), упр. 7 (3), задание 10. |
|
|
|||||
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (8 часов) |
|
|
|||||||||
6 |
Развитие представлений о строении мира. |
Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира. |
Индивидуальный опрос. Беседа. |
§ 10, вопросы. Проект. |
|
|
|||||
7 |
Конфигурация планет. Синодический период. |
Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет. |
Тестирование. Беседа. |
§ 11, вопросы. Упр. 9 (1, 2) |
|
|
|||||
8 |
Законы движения планет Солнечной системы. |
Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца. |
Фронтальный опрос. |
§ 12, вопросы. Упр. 10 (1) |
|
|
|||||
9 |
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. |
Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы. |
Индивидуальный опрос. Беседа. |
§ 13, вопросы. Упр. 11 (1,4) |
|
|
|||||
10 |
Практическая работа № 1 с планом Солнечной системы. |
План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год. |
Практическая работа. |
|
|
||||||
11 |
Открытие и применение закона всемирного тяготения. |
Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы |
Фронтальный опрос. Беседа. |
§ 14 (1-5), вопросы. Упр. 12 (1,2) |
|
|
|||||
12 |
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. |
Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выход на орбиту вокруг нее. |
Индивидуальный опрос. Беседа. |
§ 14 (6), вопросы. Упр. 12 (3) |
|
|
|||||
13 |
Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии. Строение Солнечной системы». |
Выполнение контрольной работы за I полугодие. |
Контрольная работа |
|
|
||||||
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 часа) |
|
|
|||||||||
14 |
Солнечная система как комплекс тел имеющих общее происхождение. |
Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. |
Беседа. |
§ 15-16, вопросы. Задание 12. |
|
|
|||||
15 |
Земля и Луна – двойная планета. |
Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности – моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны. |
Фронтальный опрос. Беседа. |
§ 17, вопросы. Упр. 13 (1) |
|
|
|||||
16 |
Две группы планет. |
Состав планет Солнечной системы. Краткие характеристики планет. |
Индивидуальный опрос. Беседа. |
§ 18, вопросы. Проекты. |
|
|
|||||
17 |
Природа планет земной группы |
Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе. |
Фронтальный опрос. Беседа. |
§ 18, вопросы. Упр. 14 (1) |
|
|
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (3 часа) |
||||
18 |
Планеты гиганты, их спутники и кольца. |
Химический состав и внутренне строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразии природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец. |
Фронтальный опрос. Беседа. |
§ 19, вопросы. Упр. 15. Задание 13 |
19 |
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). |
Астероиды главного пояса. Их размеры численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения. |
Тестирование. Беседа. |
§ 20 (1-3), вопросы. Упр. 16 (1,3) |
20 |
Метеоры, болиды, метеориты. |
Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные. |
Беседа. |
§ 20 (4) вопросы. |
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 часов) |
||||
21 |
Солнце: его состав и внутренне строение. |
Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики. |
Беседа. |
§ 21 (1-3) вопросы. Упр. 17 (1) |
22 |
Солнечная активность и ее влияние на Землю. |
Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности. |
Фронтальный опрос. Беседа. |
§ 21 (4) вопросы. Упр. 17 (3) |
23 |
Физическая природа звезд. |
Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их масса, плотность, состав и возраст. Модели звезд. |
Тестирование. Беседа |
§ 22-23, вопросы. Упр. 18 (1), Упр. 19 (1) |
24 |
Переменные и нестационарные звезды. |
Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд. |
Индивидуальный опрос. Беседа. |
§ 24, вопросы. |
25 |
Эволюция звезд. |
Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики. Нейтронные звезды (пульсары), черные дыры. |
Беседа. |
§ 22-24, повторить. Проекты. |
26 |
Проверочная работа по теме «Солнце и Солнечная система». |
Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». |
Проверочная работа. |
|
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (6 часов) |
||||
27 |
Наша Галактика. |
Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы». |
Беседа. |
§ 25 (1-2), вопросы. |
28 |
Наша Галактика. |
Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд. |
Индивидуальный опрос. Беседа. |
§ 25 (3-4), вопросы. |
29 |
Другие звездные системы-галактики. |
Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик. |
Тестирование. Беседа. |
§ 26, вопросы. Упр. 21 (1) |
30 |
Космология начала ХХ века. |
Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод Л. Л. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно. |
Фронтальный опрос. Беседа. |
§ 27, вопросы. |
31 |
Основы современной космологии. |
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. |
Беседа. |
§ 27, вопросы. Проекты |
32 |
Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы. Солнце и звезды». |
Контрольная работа № 4 по итогам года (1 час). |
Контрольная работа |
|
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 часа) |
||||
33 |
Заключительный урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной» |
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. |
Беседа. |
§ 28, вопросы |
34 |
Учебно-методическое обеспечение программы
Литература для учащихся:
1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс», М. Дрофа, 2013
2. Е.К. Страут, Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута, М. Дрофа, 2013
3. Г.И. Малахова, Е.К. Страут, Дидактические материалы по астрономии, М. Просвещение, 2000 г.
4. Левитан Е.П., «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия», - М. Аргументы и факты, 1999.
Литература для учителя:
1. А.В. Засов, Э.В. Кононович, Астрономия, Издательство Физмалит, 2017.
2. Н.Н.Гомулина. Открытая астрономия, под редакцией В.Г. Сурдина
3. В.Г. Сурдин, Астрономические задачи с решениями, издательство ЛКИ, 2017.
Электронные
образовательные ресурсы:
1. http://www.astro.websib.ru/ -
конспекты уроков, справочный материал
2. http://www.astrotime.ru/ - демонстрационные
таблицы по астрономии в электронном
формате
3. http://www.astronet.ru/ -
календарь лунных и солнечных затмений.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.