ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; Рабочей программы Всеобщая история 5-9 классы (предметная линия учебников А.А. Вигасина – Сороко-Цюпы) М: Просвещение 2011); Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.
Рабочая программа для 8 класса ориентирована на использование следующих учебников:
1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1800 – 1900. 8 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2016.
2. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 8 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
Сроки реализации рабочей программы: 1 год.
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: для обязательного изучения учебного предмета «История Нового времени» – 30 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России» - 40 ч (из расчёта два учебных часа в неделю). Соответственно, на изучение истории в 8 классе отводится 70 часов.
Рабочая программа по истории для 8 класса разработана в соответствии с общими целями основного общего образования по истории. Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей и решение следующих задач:
Для составления рабочей программы была использована Примерная программа по истории, потому что она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. Авторские программы по новой истории и истории России структурируют учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных программой и в соответствии с используемыми учебниками, что позволяет последовательно изучать материал.
В ходе составления рабочей программы изменений в основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников примерной программы внесено не было.
Учебный предмет история играет важную роль в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающимися (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основной формой организации образовательного процесса является - классно-урочной форма. Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. На уроке истории используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Реализация рабочей программы рассчитана на использовании в учебном процесс элементов таких современных технологий как: интерактивное обучение, метод проектов, личностно-ориентированные, деятельностные, проблемно-ориентированные.
Механизмом формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации рабочей программы является внедрение в процесс обучения IT — технологий, современных инвоационных технологий, интерактивных методов и приемов обучения.
В ходе реализации рабочей программы по истории на уроках используются следующие формы контроля:
Ø ндивидуальная,
Ø групповая,
Ø фронтальная,
Ø комбинированная,
Ø взаимоконтроль,
Ø самоконтроль.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) практические (работы); 4) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они учебном процессе дополняют друг друга.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной ирегиональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современногообщества,уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующихпоколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
· способность сознательно организовывать и регулировать своюдеятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой иразвёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источникиинформации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результатысвоей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школеи социальном окружении и др.
Предметные:
· овладение целостными представлениями об историческом путинародов своей страны и человечества как необходимой основойдля миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущностии значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая еёсоциальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своейстраны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страныи мира.
II. Содержание учебного предмета
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Начало индустриальной эпохи - 6
Второй период Новой истории: понятие, периодизация, основные характеристики. Традиционное общество и модернизация.
Экономическое развитие в XIX в.
Промышленный переворот и его особенности в странах Европы и США. Транспортная революция. Развитие машиностроенияи важнейшие изобретения. Складывание мирового рынка. Накопление капитала, акционерные общества и биржи. Новый обликпромышленного предприятия. Подъёмы и кризисы. Свободнаяторговля и протекционизм. «Вторая промышленная революция».Капиталистическая перестройка сельского хозяйства. Монополистический капитализм.
Меняющееся общество
Демографическая революция и её причины. Прогресс здравоохранения, санитарии и гигиены. Пауперизм. Социальные последствия промышленной революции. Рост пространственной исоциальной мобильности. Урбанизация. Социальное расслоение
крестьянства. Упадок дворянства. Буржуазия как ведущая социальная сила, её неоднородность. Промышленный пролетариаткак исторически новая социальная группа. Тяжёлые условия существования рабочих. Социальный протест и реформы.
Политическое развитие стран Запада в XIX в.
Демократизация как главное явление в политической жизнистран Запада. Формы правления: монархии и республики. Конституционные и парламентские монархии. Укрепление позицийпарламентов. Появление массовых политических партий. Двух-
партийная и многопартийная системы. Расширение гражданскихправ. Роль государства в жизни общества. Бюрократизация.
Новоеобщество — новыеидеи
Оформление основных идеологий. Личная, политическая и экономическая свобода как основные принципы либеральной идеологии. Главные представители либерализма. Критика либерализма консерваторами. Идеи Ж. де Местра, Э.Бёрка. Основные теоретики социализма и их проекты построения общества социальной справедливости. Утопичность подобных проектов. Марксизм как революционнаяидеология. Учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата.I и II Интернационал. Социал-демократические партии. Ревизионизм и раскол марксизма. Анархизм. Национальная идеология.
Век художественных исканий
Основные черты культурного развития. Последствия промышленной революции, секуляризация и демократизация. Народная,массовая и высокая культура. Основные художественные стили.Классицизм и ампир в архитектуре (К. Шинкель, Дж. Нэш), жи-
вописи (Ж.-Л. Давид), литературе (И.В. Гёте, Ф. Шиллер) и музыке (Й. Гайдн, В.А. Моцарт). Романтизм как реакция на классицизм. Писатели Дж. Байрон, У. Блейк, В. Гюго. ХудожникиЭ. Делакруа, Ф. Гойя, К. Фридрих. Композиторы Ф. Шуберт,Ф. Шопен, Л. Бетховен, Дж. Верди. Реализм как поиск «правды жизни», его критические функции. Реалистическая живописьТ. Руссо, Г. Курбе, Ж-Ф. Милле. Романы Ч. Диккенса, О. Бальзака, Стендаля. Натурализм Э. Золя. На пути к новому искусству:импрессионисты и экспрессионисты. Искусство модерна.
Образование и наука в XIX в.
Расширение начального образования и его причины. Малая доступность среднего и высшего образования. «Читательская революция» иеё причины. Развитие науки, её дифференциация и усиление связи спроизводством. Важнейшие научные открытия в физике (М. Фарадей,Дж. Максвелл) и биологии (Ч. Дарвин, Л. Пастер, И.Г. Мендель). Из-
учение радиоактивности (Н. Бор, А. Беккерель и др.). Квантовая теория М. Планка и теория относительности А. Эйнштейна.
Французская революция и Наполеон - 4
Французская революция XVIII в.
Правление Людовика XVI. Влияние «революции цен», отсталость сельского хозяйства, несбалансированность доходов и расходов. Финансовый кризис и пути его преодоления. Экономический спад 1778–1787 гг.Дворянство против реформ. Решение о созыве сословного представительства, наказы депутатам. От Генеральных штатов кУчредительномусобранию. Граф де Мирабо. Начало революции. Взятие Бастилии.
«Ночь чудес»: аграрные преобразования Учредительного собрания.Декларация прав человека и гражданина. Политические группировки и клубы: якобинцы, фейяны, жирондисты. Конституция 1791 г.Падение монархии. Установление республики. Диктатура монтаньяров. Гражданская война. Комитет общественного спасения. Конституция1793 г. Временный революционный порядок управления.Деятели революции: Ж.-П. Бриссо, Ж.-П. Марат, М. Робеспьер, Л.-А. Сен-Жюст, Ж. Кутон. Конвент и его комиссары. Установление режима террора, закон о подозрительных. Переворот 9 термидора.Термидор и Директория. Конституция 1795 г. Переворот 18 брюмера. Итоги революции.
Франция под властью Наполеона Бонапарта
Наполеон Бонапарт. Установление режима личной власти иего конституционные основы. Реорганизация управления страной.Конкордат с папой римским.Установление Империи. Изменение социальной структурыфранцузского общества. Гражданский кодекс. Экономические достижения и проблемы Франции. Экономические кризисы.
Изменение характера революционных войн. Создание новой армии. Появление новой когорты военачальников: Ж. Ланн, М. Ней,Ж.-Б. Бессьер, И. Мюрат. Установление Континентальной блокады. Войны с антифранцузскими коалициями. Трафальгарская бит-
ва. Сражение при Аустерлице. Великая армия. Закат империи. Война с Россией: причины и последствия. Битва народов. Сто дней. Итоги правления Наполеона Бонапарта.
Венский конгресс 1814–1815 гг. и послевоенное устройство Европы
Задачи конгресса. Основные принципы нового европейского порядка: реставрация, легитимизм и равновесие. Территориальные изменения. Значение конгресса. Создание Священного союза, его рольи значение. Режим Реставрации. Борьба против неё либеральных,национальных и демократических сил. Конгрессы великих держав
и подавление революции в Италии и Испании. Восстание в Греции.
Страны Европы и США до последней трети XIXвека- 7
Англия: экономическое лидерство и политические реформы
«Мастерская мира»: экономическое лидерство Англии и егопричины. Всемирная выставка 1851 г. Социальное развитие. Закон о бедных 1834 г. Политическое развитие: путь реформ, а нереволюций. «Хлебные законы». Парламентская реформа 1832 г.
Политическое развитие. Консервативная и либеральная партии.Рабочее движение. Луддиты. Чартисты и их цели. «Народная хартия». Особенности структуры английского рабочего класса.
Франция до последней трети XIX в.
Невысокие темпы экономического развития и его причины.Особенности французской аграрной структуры. Специфика демографического развития. Замедленная урбанизация. Особенностифранцузского рабочего класса и буржуазии.Политический раскол французского общества на монархистов и республиканцев. Традиции городского радикализма. Запаздывание власти с реформами.Конституционная хартия 1814 г. Политика Карла X и революция 1830 г. Июльская монархия. Восстания лионских ткачей.
Февральская революция 1848 г. Поражение революции. Наполеон IIIи Вторая империя во Франции.
Италия на пути к объединению
Италия в первые десятилетияXIX в. Политическая раздробленность и экономическая отсталость. Эпоха рисорджименто.Дж. Мадзини и «Молодая Италия». Революция 1848 г. в итальянских государствах. Аграрный и национальный вопросы.Война с Австрией. Дж. Гарибальди. К. Кавур и объединение Италии «сверху». Лидерство Пьемонта. Война Франции и Пьемонтапротив Австрии. Австро-итало-прусская и Франко-германская
войны и завершение объединения Италии.
Объединение Германии
Политическая ситуации в Германии в начале XIX в. Германский союз 1815 г. Соперничество Австрии и Пруссии. Рост населения. Прусские реформы 1807–1814 гг. Ускоренное промышленноеразвитие Пруссии. Деятельность Таможенного союза.
Либеральное и демократическое движение. Бурши. Меттернихи наступление реакции. Движения протеста. Восстание силезских ткачей. Революция 1848 г. в Германии. Франкфуртское национальное собрание. Поражение революции и её итоги.Бисмарк и три войны за объединение Германии. Победа во Франко-германской войне и провозглашение Германской империи.
Австрия и Турция: судьба многонациональных империй
Отставание в процессе модернизации. Разрушительное влияниенационального фактора.
Национальная структура Австрийской империи. Соперничестворазличныхнациональностей. Замедленные темпы и неравномерность развития австрийской экономики. Консервативный характерполитической системы. Революция 1848 г. в Австрии. Революцияв Венгрии и попытка добиться независимости. Л. Кошут. Поражение революции. Попытки конституционных преобразований конца1850-х — начала 1860-х гг.
Кризис Османской империи и рост национально-освободительногодвижения балканских народов. Попытки реформ. Танзимат. Конституция 1876 г. Экономическая и политическая зависимость Турции.
США до последней трети XIX в.
Территория и население. Доктрина Монро. Особенности социальной структуры. Фронтир. Экономическое развитие. Особенности промышленного переворота. Э. Уитни. Фермерский и рабовладельческий пути в сельском хозяйстве. Гомстед-акт 1862 г.
Двухпартийная система. Проблема рабства и рост противоречиймежду Севером и Югом. Расизм. Аболиционизм. Компромисс 1820 г.Гражданская война 1861–1865 гг. Избрание президентомА. Линкольна. Победа северян. Запрещение рабства в США. Значение Гражданской войны.
Международные отношения в середине XIX в.
Влияние модернизации на международные отношения. Венскаясистема и «европейский концерт». Роль национальных движений.Польское восстание 1863 г.Восточный вопрос в первой половине XIX в. Крымская война1853–1856 гг. и Парижский конгресс. Последствия войны. «Блестящая изоляция» Англии.Причины роста колониальной активности. Колониальное соперничество. Морское и колониальное преобладание Англии.
Азия, Африка и Латинская Америка вXIX в - 5
Индия и Центральная Азия
Индия к началу XIX в. Особенности этнической и социальнойструктуры. Британское владычество в Индии. Деятельность Ост-Индской компании. Восстание сипаев. Изменение управления Индией. Королева Виктория — «императрица Индии». Борьба индийцевза независимость. Индийский национальный конгресс. Б. Тилак.Персия к началу XIX в. Экономическое и политическое развитие. Шах Фатх Али. Соперничество в Персии России и Англии.Рост недовольства и восстание бабидов. Афганистан к началу XIXв. Политическая и экономическая раздробленность. Англо-русское соперничество в Афганистане.
Китай: от великой страны к полуколонии
Китай к началу XIX в. Причины стремления англичан в Китай.Опиумные войны и «открытие» Китая. Неравноправные торговыедоговоры и их последствия. Восстание тайпинов. Хун Сюцюань. Последствия восстания. Китай во второй половине XIX в. «Сто дней реформ». Японо-китайская война 1894–1895 гг. и раздел Китая. «Боксёрское» восстание 1900 г. Превращение Китая в полуколонию.
Япония: удачный опыт модернизации
Япония к началу XIX в. Насильственное «открытие» Японии.Неравноправные договоры. Переворот 1867 г. и начало «реставрации Мэйдзи». Политические, административные, образовательные реформы. Принятие конституции, появление партий. Промышленный переворот. Участие Японии в колониальной экспансии вАзии. Рост военной мощи и признание в качестве первой азиатской великой державы.
Латинская Америка: нелёгкий груз независимости
Латинская Америка к началу XIX в. Особенности этническойи социальной структуры. Аграрный характер экономики. Латифундии. Эксплуатация колоний Испанией и Португалией. Борьбаколоний за независимость. Восстание на Гаити. Война за незави-
симость 1810–1826 гг. С. Боливар, Х. Сан-Мартин.Развитие латиноамериканских стран после освобождения. Экономическая зависимость от США и стран Европы. Особенности
внутриполитического развития. Политическая нестабильность идиктаторские режимы. Каудильизм.Стремление США к политическому контролю над странами Латинской Америки. Панамериканизм. Испано-американская война1898 г. Политика «большой дубинки».
Африка в XIX в.
Север и юг Африки к началу XIX в. Вмешательство европейцев. Покорение Францией Алжира. Реформы Мухаммеда Али вЕгипте. Строительство Суэцкого канала. Борьба египтян противэкономической зависимости от Англии и Франции. Партия Ватан.
Захват Египта Англией. Протекторат Франции над Тунисом.«Схватка за Африку» и её причины. Колониальные владенияевропейских стран в Африке. Эксплуатация местного населения. Восстание Махди. Колониальное соперничество. Фашодский инцидент. Англо-бурская война.Изучение африканского континента. Положительные стороны европейского проникновения в Африку. Роль христианской церкви.
СтраныЕвропы и США в последней третиXIX в -7ч
Англия в последней трети XIX в.
«Викторианская эпоха». Потеря промышленного преобладанияи его причины. Парламентские реформы. Реформы образования.Развитие двухпартийной системы. Возникновение лейбористскойпартии. Изменения в профсоюзном движении.Ирландский вопрос. Ч. Парнелл. Борьба за гомруль. Деятельность фениев.
Третья республика во Франции
Поражение во Франко-германской войне 1870–1871 гг. и крушение Второй империи. Потеря Эльзаса и Лотарингии. Парижская коммуна 1871 г. «Кровавая неделя».
Борьба за республику. Конституция 1875 г. и учреждениеТретьей республики. Политическое развитие. Многопартийность.Внутренние кризисы. Панамская афера. Дело Дрейфуса.
Германия на пути к европейскому лидерству
Конституция 1871 г. и внутреннее устройство Германской империи. Основные партии. Консервативный характер политическойсистемы. Ускоренные темпы экономического развития. Успехи отраслей«Второй промышленной революции». Переход к монополистическому капитализму. Внутренняя политика Бисмарка: «культуркампф» и борьба против социалистов. Социальные реформы. «Личное правление» Вильгельма II. Рост национализма иагрессивности Германии.
Австро-Венгрия и балканские страны в последней трети XIX в.
Преобразование Австрии в дуалистическую Австро-Венгрию. Еёполитическая структура. Обострение национальной проблемы. Неудача законов Бадени. Сохранение аграрного характера экономики.Политические и национальные противоречия на Балканах. Ма-
кедонский вопрос. Усиление влияния Австро-Венгрии на страны Балканского полуострова. Восстание на о. Крит. Движение младотурок в Турции.
Италия: тяжёлое наследие раздробленности
Италия после объединения. «Римский» и «южный» вопросы.Проблема демократизации политического устройства. «Правая» и«Левая» в парламенте. Рабочее движение и протесты крестьян. «Кровавое десятилетие». Неравномерность и умеренные темпы экономического развития. Государственный сектор экономики. Тяжёлые социальные
условия и эмиграция в США.
США в эпоху «позолоченного века»
Реконструкция Юга. Убийство Линкольна. Компромисс 1877 г.Двухпартийная система. Сращивание политики и бизнеса. Движение популистов. Расовая проблема. Вытеснение индейцев.Резкое ускорение экономического роста. Его причины. Развитие новых отраслей промышленности и механизация сельскогохозяйства. Диктат монополий. Рабочее и фермерское движение.
Международные отношения на исходе XIX в.
Объединение Германии и Италии и изменения в европейскомраскладе сил. Кризис Венской системы и «реальная политика».Система союзов Бисмарка. Переход Германии к «мировой политике». Зарождение англо-германского антагонизма. Начало раскола
Европы на два противостоящих лагеря. Рост колониальных противоречий. Обострение ситуации на Балканах. Реваншизм Франции.Усиление националистических настроений.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Введение – 1 ч
Россия в эпоху преобразований Петра I- 13 ч
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Роль и место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток.
Социальные и национальные движения в первой четвертиXVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления.
Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четвертиXVIIIв.
Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене. Культурное пространство империи в первой четверти 18в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт. Нововведения. Просвещение и научные знания.Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи.
Санкт-Петербург - новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.
Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов – 12 ч
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов. Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг.
Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756— 1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя при ЕкатеринеII – 9 ч
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, и другие религии.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Украины. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения.
Российская империя при Павле I – 2 ч
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.- 9 ч
Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
III. Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела, темы |
Изних (количествочасов) |
||
Количество часов |
Лабораторные, практическиеработы |
Контрольные работы |
||
Всеобщая история |
28 |
|
3 |
|
1 |
Начало индустриальной эпохи |
7 |
|
1 |
2 |
Французская революция и Наполеон. |
3 |
|
|
3 |
Страны Европы и США до последней трети XIX в. |
5 |
|
1 |
4 |
Азия, Африка и Латинская Америка в XIX веке |
4 |
|
|
5 |
Страны Европы и США в последние десятилетия XIX века |
8 |
|
1 |
6 |
Итоговый урок по курсу |
1 |
|
|
История России |
40 |
|
2 |
|
1 |
Введение |
1 |
|
|
2 |
Россия в эпоху преобразований Петра I |
14 |
|
|
3 |
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов |
5 |
|
|
4 |
Российская империя при Екатерине II |
8 |
|
|
5 |
Россия при Павле I |
3 |
|
1 |
6 |
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. |
10 |
|
1 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
№ |
Тема урока |
Виды деятельности |
Домашнее задание |
Дата |
|||
предметные |
метапредметные |
личностные |
|
||||
Глава I. Начало индустриальной эпохи (7 ч) |
|||||||
1 |
Экономика делает решающий рывок |
Научатся определять термины: индустриализация, биржа, капитал, акции. |
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Коммуникативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формируют собственное мнение и позицию. Познавательные: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера |
Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий
|
§ 1 стр.10-13 |
|
|
2 |
Меняющееся общество. |
Научатся определять термины: аграрное общество, индустриальное общество.
|
Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Познавательные: высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач |
Мотивируют свои действия, выражают готовность к любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения |
§ 2 стр.14-17 |
|
|
3 |
Политическое развитие стран Запада в 19 веке |
Научатся определять термины: монархия, партия, бюрократизация.
|
Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала. Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точек зрения |
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние |
§ 3 стр.18-19 |
|
|
4 |
Новое общество – новые идеи. |
Научатся определять термины: либерализм,консерватизм, демократизм.
|
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения задачи. Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу; сопоставляют характеристики объектов по одному признаку. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние |
§ 4 стр.20-23 |
|
|
5 |
Век художественных исканий. |
Научатся определять термины: демократизация, секуляризация, классицизм. Получают возможность научиться: анализировать исторический источник, заполнять сравнительную таблицу |
Регулятивные: принимают и сохраняют задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние. Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, выражают положительное отношение к процессу познания; осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений
|
§ 5 стр.24-27 |
|
|
6 |
Образование и наука в 19 веке. |
Научатся определять термины: секуляризации чтения, дифференциация. Получают возможность научиться: характеризовать образование и науку 19 века |
Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала. Познавательные: высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. Коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние |
§ 6 стр.28-30 |
|
|
7 |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
Глава II. Французская революция и Наполеон (3 ч) |
|||||||
8 |
Конец Старого порядка. Французская революция. |
Научатся определять термины: Учредительное собрание, нации. Получают возможность научиться: характеризовать конец Старого порядка Научатся определять термины: Декларация прав человека и гражданина. Получают возможность научиться: на основании исторического источника характеризовать Французскую революцию |
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения задачи. Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу; сопоставляют характеристики объектов по одному признаку. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние. Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности |
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий
|
§ 7-8 стр.32-37
|
|
|
9 |
Консульство и Империя.
|
Научатся определять термины: префекты, Битва народов. Получают возможность научиться: составлять логическую цепочку |
Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала. Познавательные: высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива
|
§ 9 стр.38-41 |
|
|
10 |
Венский конгресс и послевоенное устройство Европы |
Научатся определять термины: реставрация, легитимизм, конгресс. Получают возможность научиться: давать характеристику Венскому конгрессу
|
Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точек зрения |
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние |
§ 10 стр.42-44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава III. Страны Европы и США до последней трети XIXв. (5 ч.) |
|||||||
11 |
Англия: экономическое лидерство и политические реформы * Франция до последней трети 19 века.: Реставрация, революции, Империя. |
Научатся определять термины: «мастерская мира», рабочая аристократия, Либеральная партия. Получают возможность научиться: анализировать исторический документ, рассказать об основных событиях Научатся определять термины: французское общество, радикализм. Получают возможность научиться: анализировать исторический документ, рассказать об основных событиях |
Регулятивные: принимают и сохраняют задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние. Познавательные: выявляют особенности различных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные: Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель; используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре |
Мотивируют свои действия, выражают готовность к любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий
|
§ 11-12 стр.46-51 |
|
|
12 |
Италия на пути к объединению Объединение Германии. |
Научатся определять термины: организация карбонариев. Получают возможность научиться: анализировать исторический документ, рассказать об основных событиях Научатся определять термины: юнкеры, бурши, Фракнфуртское национальное общество. Получают возможность научиться: анализировать исторический документ, рассказать об основных событиях |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точек зрения Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы.Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точек зрения |
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива
|
§ 13-14 стр.52-57
|
|
|
13 |
Австрия и Турция: судьба многонациональных империй |
Научатся определять термины: интеграция, модернизация. Получают возможность научиться: анализировать исторический документ, рассказать об основных событиях |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точек зрения.
|
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние |
§ 15 стр.58-61 |
|
|
14 |
США до последней трети 19 века: рабовладение, демократия и экономический рост. Международные отношения в середине 19 века. |
Научатся определять термины: социальная и пространственная мобильность. Получают возможность научиться: анализировать исторический документ, рассказать об основных событиях Научатся определять термины: международные отношения, «европейский концерт». Получают возможность научиться: анализировать политическое устройство |
Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Познавательные: высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы. Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точек зрения |
Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, выражают положительное отношение к процессу познания; осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений
|
§16-17 стр.62-68 |
|
|
15 |
Контрольная работа. |
|
|
|
|
|
|
Глава IV. Азия, Африка и Латинская Америка вXIXв. (4 ч) |
|
||||||
16 |
Индия и Центральная Азия |
Научатся определять термины: касты, буддизм, ислам. Получают возможность научиться: ориентироваться в политических особенностях стран |
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения задачи. Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, адекватно относятся другому мнению и позиции |
Мотивируют свои действия, выражают готовность к любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения |
§ 18 стр.70-73 |
|
|
17 |
Китай: от великой страны к полуколонии. Япония: удачный опыт модернизации. |
Научатся определять термины: династия, тайпины. Получают возможность научиться: на основе анализа исторического источника составлять схему Научатся определять термины: сегунат, дайме. Получают возможность научиться: ориентироваться в политических особенностях стран |
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения задачи. Познавательные: самостоятельно выделяют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, адекватно относятся другому мнению и позиции Регулятивные: принимают и сохраняют задачу, оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние. Познавательные: апробируют собственные нестандартные способы решения учебных задач. Коммуникативные: договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности |
Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние |
§ 19-20 стр.74-77 |
|
|
18 |
Латинская Америка: нелегкий груз независимости |
Научатся определять термины: креолы, мулаты, латифундии, пеоны. Получают возможность научиться: причины Войны за независимость |
Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель; используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре |
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние |
§ 21 стр.78-79 |
|
|
19 |
Африка в 19 веке. |
Научатся определять термины: негус, партия Ватан. Получают возможность научиться: основе анализа исторического источника составлять схему |
Регулятивные: составляют план последовательность действий, корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Познавательные: выявляют особенности экономического развития России. Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства |
Мотивируют свои действия, выражают готовность к любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения |
§ 22 стр.80-84 |
|
|
Глава V. Страны Европы и США в последние десятилетия XIXв.(9 ч) |
|||||||
20 |
Англия в последней трети 19 века Третья республика во Франции
|
Научатся определять термины: гомруль, Лейбористская партия. Получают возможность научиться: анализировать политическое устройство Научатся определять термины: Коммуна, многопартийность, анархия. Получают возможность научиться: анализировать исторический документ, рассказать об основных событиях |
Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала. Познавательные: структурируют знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точек зрения Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Коммуникативные: Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формируют собственное мнение и позицию. Познавательные: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера |
Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий; оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, выражают положительное отношение к процессу познания; осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений
|
§ 23-24 стр.86-89 |
|
|
21 |
Германия на пути к европейскому лидерству |
Научатся определять термины: канцлер, рейхстаг. Получают возможность научиться: составлять логическую цепочку |
Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель; используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: Сотрудничают с товарищамипривыполнениизаданий в паре |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива
|
§ 25 стр.90-91 |
|
|
22 |
Австро-Венгрия и Балканские страны в последней трети 19 века |
Научатся определять термины: младотурки. Получают возможность научиться: анализировать исторический документ с целью извлечения полезной информации |
Регулятивные: составляют план последовательность действий, корректируют деятельность. Вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Познавательные: выявляют особенности экономического развития России. Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства |
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние
|
§ 26 стр.92-93 |
|
|
23 |
Италия: тяжелоенаследиераздробленности |
Научатся определять термины: итальянские эмигранты. Получают возможность научиться: анализировать исторический документ с целью извлечения полезной информации |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы.Коммуникативные: во взаимодействии с партнером допускают возможность различных точек зрения |
Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризируют эмоциональное состояние |
§ 27 стр.94-95 |
|
|
ИСТОРИЯ РОССИИ ( 40 ч.)
№ |
Тема |
Виды деятельности |
Дом. задание |
Дата |
|
11 |
Введение |
|
|
|
|
Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I (14 ч) |
|
|
|
||
2 |
Россия и Европа в конце XVII в. |
Личностные результаты: • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; формулирование ценностных суждений или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • осмысление социально-нравственного опыта; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа; • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями. Метапредметные результаты: • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ; • определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты: • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества; • способность применять понятийный аппарат исторического знания; • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории; • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. • знать имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии; • основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII— XVIIIв.в.; • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; • изученные виды исторических источников; • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников; • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности |
§1 стр.8 |
|
|
3 |
Предпосылки Петровских реформ |
§2 стр.14 |
|
||
4 |
Начало правления Петра I |
§3 стр.19 |
|
||
5 |
Великая Северная война 1700—1721 гг. |
§4 стр.25 |
|
||
6 |
Реформы управления Петра I |
§5 стр.35 |
|
||
7 |
Экономическая политика Петра I |
§6 стр.40 |
|
||
8 |
Российское общество в Петровскую эпоху |
§7 стр.48 |
|
||
9 |
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий |
§8 стр.52 |
|
||
10 |
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам |
§9 стр.57 |
|
||
11 |
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ |
§10 стр.64 |
|
||
12 |
Повседневная жизнь и быт при Петре I |
§11 стр.70 |
|
||
13 |
Значение петровских преобразований в истории страны |
§12 стр.74 |
|
||
14 |
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
||
|
|
||||
Глава II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (5 ч) |
|
|
|||
15 |
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762) |
§13-14 стр.84 |
|
||
16 |
Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. |
§15 стр.92 |
|
||
17 |
Внешняя политика России в 1725-62 гг. |
§16 стр.98 |
|
||
18 |
Национальная и религиозная политика |
§16* стр.105-109 |
|
||
19 |
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
||
|
|
||||
Глава III. Российская империя при Екатерине II (8 ч) |
|
|
|||
20 |
Россия в системе международных отношений |
§17 стр.4 |
|
||
21 |
Внутренняя политика Екатерины II |
§18 стр.9 |
|
||
22 |
Экономическое развитие России при Екатерине II |
§19 стр.15 |
|
||
23 |
Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. |
§20 стр.20 |
|
||
24 |
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва |
§21 стр.26 |
|
||
25 |
Народы России. Религиозная и нац. полит. Екатерины II |
§21* стр.32 |
|
||
26 |
Внешняя политика Екатерины II |
§22 стр.38 |
|
||
27 |
Начало освоения Новороссии и Крыма |
§23 стр.50 |
|
||
|
|
||||
Глава IV. Россия при Павле I (3 ч) |
|
|
|||
28 |
Внутренняя политика Павла I |
§24 стр.58 |
|
||
29 |
Внешняя политика Павла I |
§25 стр.63 |
|
||
30 |
Контрольная работа |
|
|
||
Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. ( 10 ч) |
|
|
|||
31 |
Общественная мысль, публицистика, литература. |
c.72-76 |
|
||
32 |
Образование в России в XVIII в. |
с. 77-80 |
|
||
33 |
Российская наука и техника в XVIII в. |
с. 81-85 |
|
||
34 |
Русская архитектура XVIII в. |
с. 86-90 |
|
||
35 |
Живопись и скульптура |
с. 91-96 |
|
||
36 |
Музыкальное и театральное искусство |
с. 97-100 |
|
||
37 |
Народы России в XVIII в. |
с. 101-105 |
|
||
38 |
Перемены в повседневной жизни российских сословий |
§26 стр.105 |
|
||
39 |
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
||
40 |
Контрольная работа |
|
|
||
|
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.