Тематическое планирование по учебному предмету «Русская родная литература»(5 класс )

  • docx
  • 24.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Начало статьи для ЕН. Володиной.docx

Тематическое планирование по учебному предмету «Русская родная литература»(5 класс )                                                                            

 Учитель русского языка и литературы МАОУ

                   «Викуловская СОШ№2»

                                 Вальтерова Светлана Ивановна

                                               Тюменская область Викуловский район

    Тематическое планирование по учебному предмету «Русская родная литература»(5 класс )  разработано на основе Примерной  программы по учебному предмету «Родная  литература (русская)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20. Н. В. Беляева, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; М. А. Аристова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; Ж.Н. Критарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»).

    В учебном плане основного общего образования МАОУ «Викуловская СОШ №2» на изучение  родной (русской) литературы в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год, предусмотрены часы  на изучение произведений  писателей и поэтов Тюменской области.

В рабочей программе по предмету «Родная (русская)литература» прописаны планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

Личностные результаты:

-понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

-уважительно относиться к родной литературе;

-оценивать свои и чужие поступки;

-проявлять внимание, желание больше узнать. 

-понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:  

Учащийся научится:

-планированию пути достижения цели;

-установлению целевых приоритетов; 

-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

-учитывать условия выполнения учебной задачи;

-осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пошаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

-строить сообщение в устной форме;

-находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 

-осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

-обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

-устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

-аргументировать свою точку зрения;

-задавать вопросы.

-продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметные результаты

Учащийся научится:

-владеть различными видами пересказа,

-пересказывать сюжет;

-выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

-видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

-пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

-выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

-воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

-характеризовать нравственную позицию героев;

-формулировать художественную идею произведения;

-формулировать вопросы для размышления;

-участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

-давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

-выразительно читать произведения лирики;

-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

После изучения каждого тематического раздела представлена проектная деятельность обучающихся. Ценность метода проектов  состоит в том, что он обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной; в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы обучающихся. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках  родной(русской)литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки обучающихся, вызывает большой личностный интерес у детей. Обучающиеся, занимающиеся проектной деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, учатся грамотно задавать вопросы, они становятся более коммуникативными, активно участвуют в конференциях,  конкурсах исследовательских работ различного уровня. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения  информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы обучающихся. Главное –  грамотно продумать введение метода проектов в структуру учебных занятий.