Тематическое планирование при различных формах дисграфии

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тематическое планирование при различных формах дисграфии.docx

 Тематическое планирование при различных формах дисграфии

Индивидуальный тематический план работы

по коррекции акустической дисграфии

Тема занятия

 

Содержание работы

 

Кол-во

часов

1. Подготовительный этап работы

1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления

6-8

2

Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков

1-2

3

Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

1-2

2. Основной этап работы

4

Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е

Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме

1-2

5

Дифференциация гласных А-Я

Гласная буква Я.  Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах,  словосочетаниях, предложениях и в тексте

3

6

Дифференциация гласных У-Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях и тексте

3

7

Дифференциация гласных О-Ё

Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях и тексте

3

8

Дифференциация гласных Ы-И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях и тексте

3

9

Дифференциация гласных Э-Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях и тексте

3

10

Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется  Ь. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения

3

11

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического  восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

12

Звуки Б-Б’, П-П’

Звуки Б-Б’, П-П’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза

3

13

Звуки В-В’, Ф-Ф’

Звуки В-В’, Ф-Ф’. Дифференциация  звуков  В-В’, Ф-Ф’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза

3

14

Звуки Г-Г’, К-К’, Х-Х’

Звуки Г-Г’, К-К’, Х-Х’. Дифференциация  звуков  Г-Г’, К-К’, Х-Х’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза

3

15

Звуки Д-Д’, Т-Т’

Звуки Д-Д’, Т-Т’. Дифференциация  звуков Д-Д’, Т-Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза

3

16

Звуки З-З’, С-С’

Звуки З-З’, С-С’. Дифференциация  звуков З-З’, С-С’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза

3

17

Звуки Ж-Ш

Звуки Ж-Ш. Дифференциация  звуков Ж-Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа  и синтеза

3

18

Лабиализованные гласные. Звуки О-У

Закрепление знаний о гласных звуках О-У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация  звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

1-2

19

Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю

Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация  гласных букв Ё-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

1-2

20

Дифференциация соноров.

Звуки Р-Р’-Л-Л’

Звуки Р-Р’-Л-Л’. Дифференциация звуков Р-Р’-Л-Л’ в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4

21

Звуки Л-Л’-Й

Звуки Л-Л’-Й. Дифференциация звуков Л-Л’-Й в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4

22

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

2-3

23

Звуки С-С’, Ш

Звуки С-С’, Ш. Дифференциация звуков С-С’, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

24

Звуки З-З’, Ж

Звуки З-З’, Ж. Дифференциация звуков З-З’, Ж  в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

25

Звуки С-С’, Ц

Звуки С-С’, Ц. Дифференциация звуков  С-С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

26

Звуки ТС-Ц

Знакомство со звуками ТС-Ц. Дифференциация звуков Ц-ТС в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

27

Звуки Ч-Щ

Звуки Ч-Щ. Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно,  в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза

3

28

Звуки Ч-ТЬ

Звуки Ч-ТЬ. Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.  Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

29

Звуки Ч-Ш

Звуки Ч-Ш. Дифференциация звуков Ч-Ш в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.  Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

3

30

Звуки Ч-Ц

Звуки Ч-Ц. Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте.  Соотнесение звуков с символами  и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков

3. Заключительный этап

31

Развитие связной речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение

6-10

 

 

Индивидуальный тематический план работы

по коррекции оптической  дисграфии и оптической  дислексии

Тема занятия

 

Содержание работы

 

Кол-во

часов

 

1

Дифференциация  букв о -а

Подготовительный этап

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.

-Развитие зрительного гнозиса:

А) развитие восприятия цвета;

Б) развитие восприятия формы;

В) развитие восприятия размера и величины.

-Развитие буквенного гнозиса:

А) развитие восприятия цвета букв;

Б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

В) дифференциация расположения элементов букв.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

А) развитие запоминания формы предметов;

Б) развитие запоминания цвета;

В) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

4. Формирование пространственного восприятии и представлений:

А) ориентировка в схеме собственного тела;

Б) дифференциация правых и левых частей предмета;

В) ориентировка в окружающем пространстве.

5. Формирование речевых средств, отражающих  зрительно-пространственные отношения.

6. Развитие зрительно-моторных координаций.

 

1

 

2

Дифференциация  букв о–а  в  словосочетаниях, предложениях и тексте

1

 

3

Дифференциация  букв и –у

1

 

4

Дифференциация  букв и–у  в  словосочетаниях, предложениях и тексте

3

 

5

Дифференциация  букв и –ш

1

 

6

Дифференциация  букв и–ш  в  словосочетаниях, предложениях и тексте

1

 

7

Дифференциация  букв б –д

1

 

8

Дифференциация  букв б–д  в  словосочетаниях, предложениях и тексте

1

 

9

Дифференциация  букв п –т, П-Т

1

 

10

Дифференциация  букв п –т, П-Т в  словосочетаниях, предложениях и тексте

1

 

11

Дифференциация  букв л –м, Л-М

1

 

12

Дифференциация  букв л –м, Л-М  в  словосочетаниях, предложениях и тексте

1

 

13

Дифференциация  букв к –н, К-Н  изолированно, в слогах и в словах 

1

 

14

Дифференциация  букв к –н, К-Н в  словосочетаниях, предложениях и тексте

1

 

Основной этап

1. Закрепление связей между произнесением звука и его  графическим изображением на письме.

2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

-Дифференциация гласных букв.

А) изолированно (написание);

Б) в слогах и в словах;

В) в словосочетаниях;

Г) в предложениях и тексте.

-Дифференциация гласных и согласных букв.

А) изолированно;

Б) в слогах и в словах;

В) в словосочетаниях;

Г) в предложениях и тексте.

-Дифференциация согласных букв.

А) изолированно;

Б) в слогах и в словах;

В) в словосочетаниях;

Г) в предложениях и тексте.

 

15

Дифференциация  букв ш –щ, Ш-Щ 

1

 

16

Дифференциация  букв ш –щ, Ш-Щ  в  словосочетаниях, предложениях и тексте

1

 

17

Дифференциация  букв и –ц, И-Ц

1

 

18

Дифференциация  букв и –ц, И-Ц  в  словосочетаниях, предложениях и тексте

1

 

19

Дифференциация  букв ц –щ, Ц-Щ 

1

 

20

Дифференциация  букв ц –щ, Ц-Щ  Ц  в  словосочетаниях, предложениях и тексте

1

 

21

Дифференциация  букв З-Е

1

 

22

Дифференциация  букв З-Е в  словосочетаниях, предложениях и тексте 

1

 

Заключительный этап

1. Закрепление полученных навыков.

2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности

 

 

 

 

 

 =SUM(ABOVE) 24

 

Индивидуальный тематический план работы

по коррекции дисграфии  на  почве  нарушения  языкового  анализа  и  синтеза  и фонематической  дислексии

Тема логопедического занятия

Развитие фонематического анализа  и  синтеза

Развитие слогового  анализа  и  синтеза

Этап 1 (занятия 1-21)

Звук. Буква. Гласные – согласные звуки

Знакомство с речевыми –звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации

Гласные звуки и буквы

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме

Согласные звуки и буквы

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации.

Этап 2 (занятия 22-26)

Слог. Слоговой анализ и синтез

Фонематический анализ обратного слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов

Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем

Этап 3 (занятия 27-31)

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст

Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа  и  синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков

Слоговой анализ слов:

-двусложные с открытыми слогами;

-трёхсложные с открытыми слогами;

-односложные с закрытым слогом;

-двусложные с закрытым слогом на конце слова;

-двусложные со стечением согласных в середине слова;

-двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова;

-трёхсложные с закрытым слогом на конце;

- трёхсложные с закрытым слогом на конце  и стечением согласных в середине слова;

-трёхсложные с двумя стечениями согласных;

-односложные со стечением согласных;

-двусложные с двумя стечениями согласных;

-четырёхсложные слова

 

Занятие 1. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.

Занятие 2. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.

Занятие 3. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.

Занятие 4. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э.

Занятие 5. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы.

Занятие 6. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.

Занятие 7. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я.

Занятие 8. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю.

Занятие 9. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е.

Занятие 10. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё.

Занятие 11. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л.

Занятие 12. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н.

Занятие 13. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П.

Занятие 14. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К.

Занятие 15. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф.

Занятие 16. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т.

Занятие 17. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С.

Занятие 18. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш.

Занятие 19. Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков.

Занятие 20. Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов.

Занятие 21. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие.

Занятие 22. Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие).

Занятие 23. Слог.

Занятие 24. Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов.

Занятие 25. Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.

Занятие 26. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.

Занятие 27. Ударение.

Занятие 28. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

Занятие 29. Дифференциация  предлогов и приставок.

Занятие 30. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

 

 

Индивидуальный тематический план работы

по коррекции аграмматической  дисграфии  и аграмматической  дислексии

 

Темы занятий

Содержание

Часы

1. Слово. Словосочетание. Предложение

67

А. Развитие навыков словообразования

22

1. Родственные слова

Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования

2

2. Корень слова

Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов

2

3. Приставка

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами

3

4. Суффикс

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса

3

5. Морфологический состав слова

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов

2

6. Предлоги

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того  или иного предлога

10

Б. Развитие навыков словоизменения

16

7. Слова-предметы

Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря

2

8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа

Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного)

2

9. Практическое употребление существительных разного рода

Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления

2

10. Употребление существительных в косвенных падежах

Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи

10

В. Развитие навыков согласования слов

29

11. Слова-признаки

Развитие  словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой

2

12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами

2

13. Согласование прилагательных с существительными в падеже

Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи

10

14. Слова-действия

Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой

1

15. Согласование глагола с существительным в числе

Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления, восприятия

 

2

16. Согласование глагола с существительным в роде

Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами

2

17. Согласование глагола с существительным во времени

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений

4

18. Имя числительное

Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи

6

2. Предложение

10

1. Предложение

Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды  связи  в  словосочетаниях и предложениях. Построение  сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст

5

2. Состав предложения

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями

5

3. Текст

3

1. Работа над текстом

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста

3