Тематическое планирование при различных формах дисграфии
Индивидуальный тематический план работы
по коррекции акустической дисграфии
№ |
Тема занятия
|
Содержание работы
|
Кол-во часов |
1. Подготовительный этап работы |
|||
1 |
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия |
Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления |
6-8 |
2 |
Звуки |
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков |
1-2 |
3 |
Гласные и согласные звуки |
Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме |
1-2 |
2. Основной этап работы |
|||
4 |
Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е |
Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме |
1-2 |
5 |
Дифференциация гласных А-Я |
Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А-Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте |
3 |
6 |
Дифференциация гласных У-Ю |
Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте |
3 |
7 |
Дифференциация гласных О-Ё |
Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О-Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте |
3 |
8 |
Дифференциация гласных Ы-И |
Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте |
3 |
9 |
Дифференциация гласных Э-Е |
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте |
3 |
10 |
Мягкий знак |
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется Ь. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения |
3 |
11 |
Звонкие и глухие согласные |
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
12 |
Звуки Б-Б’, П-П’ |
Звуки Б-Б’, П-П’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
13 |
Звуки В-В’, Ф-Ф’ |
Звуки В-В’, Ф-Ф’. Дифференциация звуков В-В’, Ф-Ф’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
14 |
Звуки Г-Г’, К-К’, Х-Х’ |
Звуки Г-Г’, К-К’, Х-Х’. Дифференциация звуков Г-Г’, К-К’, Х-Х’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
15 |
Звуки Д-Д’, Т-Т’ |
Звуки Д-Д’, Т-Т’. Дифференциация звуков Д-Д’, Т-Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
16 |
Звуки З-З’, С-С’ |
Звуки З-З’, С-С’. Дифференциация звуков З-З’, С-С’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
17 |
Звуки Ж-Ш |
Звуки Ж-Ш. Дифференциация звуков Ж-Ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
18 |
Лабиализованные гласные. Звуки О-У |
Закрепление знаний о гласных звуках О-У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений |
1-2 |
19 |
Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю |
Буквы Ё-Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё-Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза |
1-2 |
20 |
Дифференциация соноров. Звуки Р-Р’-Л-Л’ |
Звуки Р-Р’-Л-Л’. Дифференциация звуков Р-Р’-Л-Л’ в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3-4 |
21 |
Звуки Л-Л’-Й |
Звуки Л-Л’-Й. Дифференциация звуков Л-Л’-Й в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3-4 |
22 |
Дифференциация свистящих и шипящих звуков |
Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. |
2-3 |
23 |
Звуки С-С’, Ш |
Звуки С-С’, Ш. Дифференциация звуков С-С’, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
24 |
Звуки З-З’, Ж |
Звуки З-З’, Ж. Дифференциация звуков З-З’, Ж в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
25 |
Звуки С-С’, Ц |
Звуки С-С’, Ц. Дифференциация звуков С-С’, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
26 |
Звуки ТС-Ц |
Знакомство со звуками ТС-Ц. Дифференциация звуков Ц-ТС в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях, тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
27 |
Звуки Ч-Щ |
Звуки Ч-Щ. Дифференциация звуков Ч-Щ изолированно, в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического анализа и синтеза |
3 |
28 |
Звуки Ч-ТЬ |
Звуки Ч-ТЬ. Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
29 |
Звуки Ч-Ш |
Звуки Ч-Ш. Дифференциация звуков Ч-Ш в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок |
3 |
30 |
Звуки Ч-Ц |
Звуки Ч-Ц. Дифференциация звуков Ч-Ц в слогах, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза |
3 |
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков |
|||
3. Заключительный этап |
|||
31 |
Развитие связной речи |
В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение |
6-10 |
Индивидуальный тематический план работы
по коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии
№ |
Тема занятия
|
Содержание работы
|
Кол-во часов |
|
1 |
Дифференциация букв о -а |
Подготовительный этап 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов. -Развитие зрительного гнозиса: А) развитие восприятия цвета; Б) развитие восприятия формы; В) развитие восприятия размера и величины. -Развитие буквенного гнозиса: А) развитие восприятия цвета букв; Б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; В) дифференциация расположения элементов букв. 2. Развитие зрительного анализа и синтеза. 3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): А) развитие запоминания формы предметов; Б) развитие запоминания цвета; В) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов. 4. Формирование пространственного восприятии и представлений: А) ориентировка в схеме собственного тела; Б) дифференциация правых и левых частей предмета; В) ориентировка в окружающем пространстве. 5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. 6. Развитие зрительно-моторных координаций.
|
1 |
|
2 |
Дифференциация букв о–а в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
3 |
Дифференциация букв и –у |
1 |
|
|
4 |
Дифференциация букв и–у в словосочетаниях, предложениях и тексте |
3 |
|
|
5 |
Дифференциация букв и –ш |
1 |
|
|
6 |
Дифференциация букв и–ш в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
7 |
Дифференциация букв б –д |
1 |
|
|
8 |
Дифференциация букв б–д в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
9 |
Дифференциация букв п –т, П-Т |
1 |
|
|
10 |
Дифференциация букв п –т, П-Т в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
11 |
Дифференциация букв л –м, Л-М |
1 |
|
|
12 |
Дифференциация букв л –м, Л-М в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
13 |
Дифференциация букв к –н, К-Н изолированно, в слогах и в словах |
1 |
|
|
14 |
Дифференциация букв к –н, К-Н в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
Основной этап 1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. 2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. 3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. -Дифференциация гласных букв. А) изолированно (написание); Б) в слогах и в словах; В) в словосочетаниях; Г) в предложениях и тексте. -Дифференциация гласных и согласных букв. А) изолированно; Б) в слогах и в словах; В) в словосочетаниях; Г) в предложениях и тексте. -Дифференциация согласных букв. А) изолированно; Б) в слогах и в словах; В) в словосочетаниях; Г) в предложениях и тексте. |
|
|||
15 |
Дифференциация букв ш –щ, Ш-Щ |
1 |
|
|
16 |
Дифференциация букв ш –щ, Ш-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
17 |
Дифференциация букв и –ц, И-Ц |
1 |
|
|
18 |
Дифференциация букв и –ц, И-Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
19 |
Дифференциация букв ц –щ, Ц-Щ |
1 |
|
|
20 |
Дифференциация букв ц –щ, Ц-Щ Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
21 |
Дифференциация букв З-Е |
1 |
|
|
22 |
Дифференциация букв З-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте |
1 |
|
|
Заключительный этап 1. Закрепление полученных навыков. 2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности |
|
|
||
|
|
|
=SUM(ABOVE) 24 |
Индивидуальный тематический план работы
по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и фонематической дислексии
Тема логопедического занятия |
Развитие фонематического анализа и синтеза |
Развитие слогового анализа и синтеза |
Этап 1 (занятия 1-21) |
||
Звук. Буква. Гласные – согласные звуки |
Знакомство с речевыми –звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова |
Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации |
Гласные звуки и буквы |
Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове |
Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме |
Согласные звуки и буквы |
Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков |
Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. |
Этап 2 (занятия 22-26) |
||
Слог. Слоговой анализ и синтез |
Фонематический анализ обратного слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов |
Знакомство с открытыми и закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем |
Этап 3 (занятия 27-31) |
||
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст |
Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков |
Слоговой анализ слов: -двусложные с открытыми слогами; -трёхсложные с открытыми слогами; -односложные с закрытым слогом; -двусложные с закрытым слогом на конце слова; -двусложные со стечением согласных в середине слова; -двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; -трёхсложные с закрытым слогом на конце; - трёхсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; -трёхсложные с двумя стечениями согласных; -односложные со стечением согласных; -двусложные с двумя стечениями согласных; -четырёхсложные слова |
Занятие 1. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.
Занятие 2. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.
Занятие 3. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.
Занятие 4. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э.
Занятие 5. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы.
Занятие 6. Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.
Занятие 7. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я.
Занятие 8. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю.
Занятие 9. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е.
Занятие 10. Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё.
Занятие 11. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л.
Занятие 12. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н.
Занятие 13. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П.
Занятие 14. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К.
Занятие 15. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф.
Занятие 16. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т.
Занятие 17. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С.
Занятие 18. Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш.
Занятие 19. Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков.
Занятие 20. Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов.
Занятие 21. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие.
Занятие 22. Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие).
Занятие 23. Слог.
Занятие 24. Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов.
Занятие 25. Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.
Занятие 26. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.
Занятие 27. Ударение.
Занятие 28. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.
Занятие 29. Дифференциация предлогов и приставок.
Занятие 30. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Индивидуальный тематический план работы
по коррекции аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии
Темы занятий |
Содержание |
Часы |
1. Слово. Словосочетание. Предложение |
67 |
|
А. Развитие навыков словообразования |
22 |
|
1. Родственные слова |
Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования |
2 |
2. Корень слова |
Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов |
2 |
3. Приставка |
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания. Образование новых слов при помощи приставок. Работа с антонимами |
3 |
4. Суффикс |
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по теме «Профессии». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Выбор суффикса |
3 |
5. Морфологический состав слова |
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Формирование навыка разбора слов по составу. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами. Развитие неречевых процессов |
2 |
6. Предлоги |
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога |
10 |
Б. Развитие навыков словоизменения |
16 |
|
7. Слова-предметы |
Знакомство со словами-предметами. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. Обогащение номинативного словаря |
2 |
8. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа |
Знакомство с понятием числа. Словоизменение. Устранение аграмматизма в устной речи. Формирование навыка образования форм единственного и множественного числа имён существительных. Развитие восприятия (зрительного, слухового). Развитие внимания (слухового, зрительного) |
2 |
9. Практическое употребление существительных разного рода |
Знакомство с понятием рода. Тренировка в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу. Обогащение словаря. Развитие логического мышления |
2 |
10. Употребление существительных в косвенных падежах |
Знакомство с падежными формами имён существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Формирование навыка словоизменения. Преодоление аграмматизма в устной речи |
10 |
В. Развитие навыков согласования слов |
29 |
|
11. Слова-признаки |
Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой |
2 |
12. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе |
Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами |
2 |
13. Согласование прилагательных с существительными в падеже |
Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи |
10 |
14. Слова-действия |
Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой |
1 |
15. Согласование глагола с существительным в числе |
Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления, восприятия
|
2 |
16. Согласование глагола с существительным в роде |
Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами |
2 |
17. Согласование глагола с существительным во времени |
Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений |
4 |
18. Имя числительное |
Знакомство с числительными. Согласование числительных с существительными в роде и падеже. Правописание числительных. Работа по словоизменению. Устранение аграмматизма в устной речи |
6 |
2. Предложение |
10 |
|
1. Предложение |
Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях. Построение сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст |
5 |
2. Состав предложения |
Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями |
5 |
3. Текст |
3 |
|
1. Работа над текстом |
Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста |
3 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.