Тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 7 класс
Модуль |
Тема |
Кол-во час |
Содержание |
Виды деятельности |
Форма проведения |
Образовательные ресурсы |
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 7 класса. |
Введение |
1 |
Знакомство участников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. |
Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах |
Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы. |
Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http:// skiv.instrao.ru/) Материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» Материалы образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч) |
Смысл жизни (Я и моя жизнь) |
1 |
Авторский замысел и читательские установки (художественный текст) |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
Дискуссия |
«Чудо на своем месте»: демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) «Репетитор»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
|
Человек и книга |
1 |
Особенности чтения и понимания электронных текстов (учебно-справочный текст) |
Использовать информацию из текста для решения практической задачи |
Практикум в компьютерном классе |
«Справочное бюро» (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ chitatelskaya- gramotnost/) «Как выглядит слон»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) |
1 |
Чтение и понимание несплошных текстов (инструкция, этикетка) |
Использовать информацию из текста для решения практической задачи |
Ролевая игра |
«Сгущенка» (http:// skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya- gramotnost/) «Мыльные открытия»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Будущее (человек и технический прогресс) |
1 |
Особенности чтения и понимания смешанных текстов (соотнесение текста статьи и инфографики) |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
Пресс-конференция |
«Погружение»: демонстрационный вариант 2019 (http:// skiv.instrao.ru) «Новости будущего века»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Планета людей (взаимоотношения) Интегрированные занятия: Читательская грамотность+ Глобальные компетенции |
2 |
Особенности чтения и понимания множественных текстов (публицистический текст) |
Интегрировать и интерпретировать информацию |
Дискуссия |
«Тихая дискотека» Открытый банк за- даний 2020 (http:// skiv.instrao.ru) |
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (5 ч) |
Наука и технологии |
1 |
Выполнение заданий «Луна» и «Вавилонские сады» |
Объяснение процессов и принципов действия технологий. |
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. |
«Луна», «Вавилонские сады»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021. |
|
Мир живого |
1 |
Выполнение заданий «Зеленые водоросли» и «Трава Геракла» |
Объяснение происходящих процессов. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов. |
Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. |
Портал РЭШ (Российская электронная школа) (https:// fg.resh.edu.ru) |
|
Вещества, которые нас окружают |
1 |
Выполнение задания «Заросший пруд» |
Проведение простых исследований и анализ их результатов. Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. Выдвижение и анализ способов исследования вопросов. |
Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. |
«Заросший пруд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021. |
|
Мои увлечения |
2 |
Выполнение заданий «Мячи» ИЛИ «Антиграв и хватка осьминога» |
Проведение простых исследований и анализ их результатов. |
Работа в парах или группах. Презентация результатов экспериментов. |
Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2020. |
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) |
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия |
1 |
Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: сюжеты, сценарии; эмблемы, плакаты, постеры, значки; проблемы экологии; выдвижение гипотез |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях: создания сюжетов и сценариев, создания эмблем, плакатов, постеров и других аналогичных рисунков, решения экологических проблем (ресурсо- и энергосбережения, утилизации и переработки и др.), выдвижения гипотез. |
Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями. Презентация результатов обсуждения и подведение итогов |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Комплексные задания 7 кл., В поисках правды, задания 1,2, 3 7 кл., Поможем друг другу, задания 1, 2 7 кл., Хранители природы, задания 1, 2 7 кл., За чистоту воды, задания 1,2, 3 |
|
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. |
1 |
Разные сюжеты. Два основных способа, которыми могут различаться идеи для историй: связи идей с легендой основаны на разных смысловых ассоциациях, что явно отражается на сюжете, ИЛИ идеи имеют схожие сюжеты, однако каждая идея основана на своем способе воплощения |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и сюжетов. Выдвижение идей своих заданий по созданию сюжетов и сценариев, на основе иллюстраций, комиксов. Работа с поисковой системой Интернета по подбору / коллажу интересных иллюстраций. Выдвижение идей своих заданий по ресурсо - и энергосбережению, утилизации и переработки отходов. Подведение итогов: – чем могут различаться схожие сюжеты? Каждая история описана с иной точки зрения, и это влияет на то, как представлен сюжет; В каждой истории есть различающееся место действия, что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий; Каждая история отражает различные взаимоотношения между героями, что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий; Действия и/или выбор, совершаемые героями в каждой истории отличаются, из-за чего сюжет развивается по-разному; Характеристики героев в каждой из историй отличаются, влияя на их мотивацию или роль, которую они играют в истории (например, у героев может быть разное происхождение, способности, характеры и т.д.). – какие решения социальных проблем относятся к разным категориям? (Нормативное регулирование, экономия, экологическое просвещение, профилактика и др.) |
Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения |
Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Комплексные задания 7 кл., Путь сказочного героя, 7 кл., Фотохудожник, 7 кл., Геометрические фигуры 7 кл., Танцующий лес, задание 1 «Необычный диалог»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Выдвижение креативных идей и их доработка |
1 |
Оригинальность и проработанность. Обсуждение проблемы: Когда возникает необходимость доработать идею? |
Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи. Подведение итогов: – по каким причинам бывает нужна доработка идеи? (появилась дополнительная информация, надо сказать яснее, надо устранить/ смягчить недостатки, нужно более простое/удобное/ красивое и т.п. решение, …) |
Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций. Игра типа «Что? Где? Когда?» Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию ситуаций, по подведению итогов. Презентация результатов обсуждения. |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Комплексные задания 7 кл., В поисках правды 7 кл., Кафе для подростков 7 кл. Поможем друг другу 7 кл. За чистоту воды |
|
От выдвижения до доработки идей |
1 |
Использование навыков креативного мышления для создания продукта. |
Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя): создание игры для пятиклассников «Знакомство со школой», социальное проектирование. «Как я вижу свое будущее?», подготовка и проведение социально значимого мероприятия (например, книжной выставки), подготовка и проведение классного часа с выбором девиза класса, планирование и организация системы мероприятий по помощи в учебе |
Работа в малых группах. Презентация результатов обсуждения. |
Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) По выбору учителя 7 кл., Путешествие по школе, Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение, 7 кл., Нужный предмет, 7 кл., Книжная выставка, 7 кл., Мечтайте о великом, 7 кл. Как помочь отстающему. Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение, 7 кл. Поможем друг другу. «Когда хочется вернуться в кафе»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Диагностика и рефлексия. Самооценка |
1 |
Креативное мышление. Диагностическая работа для 7 класса. |
Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения |
Индивидуальная работа. Работа в парах. |
Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Диагностическая работа для 7 класса. Креативное мышление. Вариант 1. Настольные игры Вариант 2. Книжный магазин |
|
Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях |
1 |
Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности. |
Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы. |
Беседа |
Приложение |
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч) |
В домашних делах: ремонт и обустройство дома Комплексные задания «Ремонт комнаты», «Покупка телевизора» |
1 |
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение длин и расстояний, периметр фигуры. Вычисления с рациональными числами, округление. Зависимость «цена-количество- стоимость». |
Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы). Распознавать математические объекты. Описывать ход и результаты действий. Предлагать и обсуждать способы решения. Прикидывать, оценивать, вычислять результат. Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными. Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры). Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата). Применять приемы проверки результата. Интерпретировать ответ, данные. Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формулировать обобщения и выводы. Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах. Строить высказывания. Приводить примеры и контрпримеры. Выявлять сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моделировать ситуацию математически. Наблюдать и проводить аналогии. |
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа (измерение) |
Демонстрационный вариант 2019/2020: «Ремонт комнаты», «Покупка телевизора» (http://skiv. instrao.ru) «Выставка рисунков»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
В общественной жизни: спорт Комплексные задания «Футбольная команда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста» |
1 |
Представление данных: Таблицы, диаграммы, Статистические характеристики, Сравнение величин, Процентные вычисления |
|
Групповая работа, индивидуальная работа, конференция, круглый стол (спортивных экспертов) |
РЭШ, 7 класс: «Футбольная ко- манда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста» (http://skiv.instrao. ru) |
|
На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения Комплексные задания «Бугельные подъемники», «Кресельные подъемники» |
1 |
Зависимость» «скорость-время-расстояние», измерение времени и скорости. Графики реальных зависимостей. |
|
Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, презентация (колонка блогера) |
Демонстрационный вариант 2019/2020: «Бугельные подъем- ники», «Кресельные подъемники» (http:// skiv.instrao.ru) |
|
В профессиях: сельское хозяйство Комплексное задание «Сбор черешни» |
1 |
Статистические характеристики. Представление данных (диаграммы, инфографика) |
|
Групповая работа, индивидуальная работа, круглый стол, презентация (информационное сообщение в СМИ) |
«Сбор черешни» (https://fg.resh.edu. ru) «Работа летом для подростка»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч) |
Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности |
1 |
Личная финансовая безопасность. Мошенничество. Виды финансового мошенничества |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа / Практикум / творческий проект |
«Новые уловки мошенников» (http:// skiv.instrao.ru) «Опасное сообщение»: образовательный ресурс издательства, «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься |
1 |
Финансовое мошенничество. Правила защиты от финансового мошенничества |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания |
Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа / практическая работа / Составление Памятки безопасного финансового поведения |
Комплекс «ПИН- код», «Где взять деньги» (http://skiv. instrao.ru) «Предложение от блогера»: образовательный ресурс издательства, «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/) |
|
Заходим в интернет: опасности для личных финансов |
1 |
Финансовое мошенничество в социальных сетях Правила безопасного финансового поведения в социальных сетях |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания |
Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа/ практическая работа/игра |
Комплекс «Пицца с большой скидкой» (http://skiv.instrao. ru/) «Вымогатели в социальных сетях»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
|
Самое главное о правилах безопасного финансового поведения |
1 |
Финансовая безопасность Финансовый риск Правила безопасного финансового поведения |
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания |
Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Практическая работа/ диспут/игра-кейс |
Комплекс «Билеты на концерт» (2020) (http://skiv.instrao. ru/) |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч) |
«Покупать, но по сторонам не зевать» «Акции и распродажи» |
2 |
Финансовая грамотность: Финансовая безопасность Правила безопасного финансового поведения. Подведение итогов изучения раздела Рефлексия Математическая грамотность: Зависимость «цена – количество-стоимость», Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями, Вычисление процентов |
Финансовая грамотность: Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания. Математическая грамотность: Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать, вычислять результат |
Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа/ Игра, групповая работа, индивидуальная работа |
«Акция в интернет-магазине», «Акция в магазине косметики», «Предпраздничная распродажа» (http://skiv. instrao.ru) «Сервис частных объявления» образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы» (5 ч) |
С чем могут быть связаны проблемы в общении |
1 |
Межкультурное взаимодействие: необходимость межкультурного диалога. Культура и диалог культур. Роль семьи и школы в жизни общества, в формировании культуры общения между представителями разных народов |
Анализировать ситуации межкультурного диалога. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения в межкультурном диалоге. Аргументировать свое мнение по вопросам межкультурного взаимодействия. Объяснять причины непонимания в межкультурном диалоге. Оценивать последствия эффективного и неэффективного межкультурного диалога |
Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Ситуации «Семейные ценности», «Школь- ная жизнь» Демонстрационный вариант 2019 (http:// skiv.instrao.ru) |
|
Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга |
1 |
Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах коллектива. |
Определять стратегии поведения в результате анализа ситуаций, связанных с противоречиями во взаимодействии между людьми. Оценивать действия людей в конфликтных ситуациях, предлагать пути разрешения конфликтов |
Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Ситуации «Кто пой- дет в поход», «Дай списать» (http://skiv. instrao.ru) |
|
Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем |
1 |
Глобальные проблемы как следствие глобализации. Изменение климата, экологические и демографические проблемы |
Объяснять ситуации, связанные с глобальным изменением климата, экологическими и демографическими проблемами. Приводить примеры и давать оценку действиям, которые усиливают проявление или предотвращают глобальные проблемы |
Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Ситуации «Нам не страшен гололед», «Деревья в городе», «Изменение климата» Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao. ru) Открытый банк заданий 2020 Ситуация «Изменения в Зедландии» Ситуация «Выбрасываем продукты или голодаем» |
|
Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию |
2 |
Глобальные проблемы: возможности и роль каждого человека в преодолении воздействия глобальных проблем или в их решении. Проблемы прав человека в современном мире. |
Анализировать возможности и пределы возможностей воздействия одного человека на решение глобальных проблем. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о преодолении последствий глобализации, о возможности участия каждого в решении глобальных проблем. |
Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций |
Ситуации «Выбираем профессию», «Экологичная обувь», «Дети должны мечтать, а не работать в поле» (http://skiv.instrao. ru) «Образование в мире: право и бизнес»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Ситуация «Образование в мире: право и бизнес»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. |
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. |
Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях |
1 |
Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. |
Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения. |
Групповая работа |
Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http:// skiv.instrao.ru/) |
|
Итоговое занятие |
1 |
Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). |
Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих работах. Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу. |
Театрализованное представление, фестиваль, выставка работ |
|
Использованный материал:
https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Funkcionalnaya_gramotnost_uchimsya_dlya_zhizni_osnovnoe_obschee_obrazov.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.