Тематическое планирование внеурочной деятельности курса "Функциональная грамотность: учимся для жизни" (7 класс)

  • docx
  • 31.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тематическое планирование курса Функциональная грамотность учимся для жизни 7 класс.docx

Тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 7 класс

Модуль

Тема

Кол-во час

Содержание

Виды деятельности

Форма проведения

Образовательные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 7 класса.

Введение

1

Знакомство участников программы. Обсуждение понятий

«функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы.

Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; Сформировать внутреннюю позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформировать установку на активное участие

в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах

Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа в группах, планирование работы.

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/)

Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте

«Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http:// skiv.instrao.ru/)

Материалы из пособий «Функциональная грамотность.

Учимся для жизни» издательства «Просвещение» Материалы образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч)

Смысл жизни

(Я и моя жизнь)

1

Авторский   замысел и читательские установки (художественный текст)

Интегрировать и интерпретировать информацию

Дискуссия

«Чудо на своем месте»: демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru)

«Репетитор»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

 

Человек и книга

1

Особенности чтения и понимания электронных текстов (учебно-справочный текст)

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Практикум в компьютерном классе

«Справочное бюро» (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ chitatelskaya- gramotnost/)

«Как выглядит слон»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Проблемы повседневности

(выбор товаров и услуг)

1

Чтение и понимание несплошных текстов (инструкция, этикетка)

Использовать информацию из текста для решения практической задачи

Ролевая игра

«Сгущенка» (http:// skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya- gramotnost/)

«Мыльные открытия»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Будущее

(человек и технический прогресс)

1

Особенности   чтения и понимания смешанных текстов (соотнесение текста статьи и инфографики)

Интегрировать и интерпретировать информацию

Пресс-конференция

«Погружение»: демонстрационный вариант 2019 (http:// skiv.instrao.ru)

«Новости будущего века»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Планета людей (взаимоотношения) Интегрированные занятия: Читательская грамотность+ Глобальные компетенции

2

Особенности чтения и понимания множественных текстов (публицистический текст)

Интегрировать и интерпретировать информацию

Дискуссия

«Тихая дискотека» Открытый банк за- даний 2020 (http:// skiv.instrao.ru)

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (5 ч)

Наука и технологии

1

Выполнение заданий

«Луна» и «Вавилонские сады»

Объяснение процессов и принципов действия технологий.

Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«Луна», «Вавилонские сады»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Естественно-научная грамотность.

Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021.

 

Мир живого

1

Выполнение заданий

«Зеленые водоросли» и «Трава Геракла»

Объяснение происходящих процессов. Анализ методов исследования и интерпретация результатов экспериментов.

Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (Российская электронная школа) (https:// fg.resh.edu.ru)

 

Вещества, которые нас окружают

1

Выполнение задания

«Заросший пруд»

Проведение простых исследований и анализ их результатов. Получение выводов на основе интерпретации данных (табличных, числовых), построение рассуждений. Выдвижение и анализ способов исследования вопросов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий.

«Заросший пруд»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2021.

 

Мои увлечения

2

Выполнение заданий

«Мячи» ИЛИ «Антиграв и хватка осьминога»

Проведение простых исследований и анализ их результатов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов экспериментов.

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М.; СПб.: Просвещение, 2020.

Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия

1

Анализ моделей и ситуаций.

Модели заданий:

сюжеты, сценарии;

эмблемы, плакаты, постеры, значки;

проблемы экологии;

выдвижение гипотез

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности в ситуациях: создания сюжетов и сценариев,

создания эмблем, плакатов, постеров и других аналогичных рисунков,

решения экологических проблем (ресурсо- и энергосбережения, утилизации и переработки и др.),

выдвижения гипотез.

Работа в парах и малых группах над различными комплексными заданиями.

Презентация результатов обсуждения и подведение итогов

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

Комплексные задания

7 кл., В поисках

правды, задания 1,2, 3

7 кл., Поможем друг другу, задания 1, 2

7 кл., Хранители природы, задания 1, 2

7 кл., За чистоту

воды, задания 1,2, 3

 

Выдвижение разнообразных идей.

Учимся проявлять гибкость и беглость мышления.

1

Разные   сюжеты. Два основных способа, которыми могут различаться идеи для историй:

связи идей с легендой основаны на разных смысловых ассоциациях, что явно отражается на сюжете, ИЛИ

идеи имеют схожие сюжеты, однако каждая идея основана на своем способе воплощения

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и сюжетов. Выдвижение идей своих заданий по созданию сюжетов и сценариев, на основе иллюстраций, комиксов. Работа с поисковой системой Интернета по подбору / коллажу интересных иллюстраций. Выдвижение идей своих заданий по ресурсо - и энергосбережению, утилизации и переработки отходов.

Подведение итогов:

– чем могут различаться схожие сюжеты?

Каждая история описана с иной точки зрения, и это влияет на то, как представлен сюжет;

В каждой истории есть различающееся место действия, что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий;

Каждая история отражает различные взаимоотношения между героями, что влияет на взаимодействие героев или на значимость   предметов и событий;

Действия и/или выбор, совершаемые героями в каждой истории отличаются, из-за чего сюжет развивается по-разному;

Характеристики героев в каждой из историй отличаются, влияя

на их мотивацию или роль, которую они играют в истории (например, у героев может быть разное происхождение, способности, характеры и т.д.).

– какие решения социальных проблем относятся к разным категориям? (Нормативное регулирование, экономия, экологическое просвещение, профилактика и др.)

Работа в парах и малых группах.

Презентация результатов обсуждения

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

Комплексные задания

7 кл., Путь сказочного героя,

7 кл., Фотохудожник,

7 кл., Геометрические фигуры

7 кл., Танцующий

лес, задание 1 «Необычный диалог»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Выдвижение креативных идей и их доработка

1

Оригинальность и проработанность. Обсуждение проблемы: Когда возникает необходимость доработать идею?

Совместное чтение текста заданий.

Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи.

Подведение итогов:

– по каким причинам бывает нужна доработка идеи? (появилась дополнительная информация, надо сказать яснее, надо устранить/ смягчить недостатки, нужно более простое/удобное/ красивое и т.п. решение, …)

Работа в малых группах по поиску аналогий, связей, ассоциаций. Игра типа «Что?

Где? Когда?» Работа в парах и малых группах по анализу и моделированию ситуаций, по подведению итогов. Презентация результатов обсуждения.

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)

Комплексные задания

7 кл., В поисках правды

7 кл., Кафе для подростков

7 кл. Поможем друг другу

7 кл. За чистоту воды

 

От выдвижения до доработки идей

1

Использование навыков креативного мышления для создания продукта.

Выполнение проекта на основе комплексного

задания (по выбору учителя):

создание игры для пятиклассников «Знакомство со школой»,

социальное проектирование.

«Как я вижу свое будущее?»,

подготовка и проведение социально значимого мероприятия (например, книжной выставки),

подготовка и проведение классного часа с выбором девиза класса,

планирование и организация

системы мероприятий по помощи в учебе

Работа в малых группах. Презентация результатов обсуждения.

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru)

По выбору учителя

7 кл., Путешествие по школе, Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение,

7 кл., Нужный предмет,

7 кл., Книжная выставка,

7 кл., Мечтайте о великом,

7 кл. Как помочь отстающему. Креативное мышление, выпуск 1, Просвещение,

7 кл. Поможем друг другу. «Когда хочется вернуться в кафе»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Диагностика и рефлексия. Самооценка

1

Креативное мышление. Диагностическая работа для 7 класса.

Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения

Индивидуальная работа. Работа в парах.

Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru)

Диагностическая работа для 7 класса. Креативное мышление.

Вариант 1. Настольные игры

Вариант 2. Книжный магазин

 

Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях

1

Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Обсуждение результатов самооценки с целью достижения большей уверенности при решении задач по функциональной грамотности.

Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы.

Беседа

Приложение

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)

В домашних делах: ремонт и обустройство дома Комплексные задания

«Ремонт комнаты»,

«Покупка телевизора»

1

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение длин и расстояний, периметр фигуры. Вычисления с рациональными числами, округление. Зависимость «цена-количество- стоимость».

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы). Распознавать математические объекты. Описывать ход и результаты действий.

Предлагать и обсуждать способы решения. Прикидывать, оценивать, вычислять результат.

Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными. Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры). Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата). Применять приемы проверки результата. Интерпретировать ответ, данные.  Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формулировать обобщения

и выводы. Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах. Строить высказывания. Приводить примеры и контрпримеры. Выявлять сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моделировать ситуацию математически.

Наблюдать и проводить аналогии.

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, практическая работа (измерение)

Демонстрационный вариант 2019/2020:

«Ремонт комнаты»,

«Покупка телевизора» (http://skiv. instrao.ru)

«Выставка рисунков»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

В общественной жизни: спорт

Комплексные задания

«Футбольная команда»,

«Мировой рекорд

по бегу»,

«Питание самбиста»

1

Представление данных:

Таблицы, диаграммы,

Статистические характеристики,

Сравнение величин,

Процентные вычисления

 

Групповая работа, индивидуальная работа, конференция, круглый стол (спортивных экспертов)

РЭШ, 7 класс:

«Футбольная ко- манда», «Мировой рекорд по бегу»,

«Питание самбиста» (http://skiv.instrao. ru)

 

На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения Комплексные задания

«Бугельные подъемники»,

«Кресельные подъемники»

1

Зависимость» «скорость-время-расстояние», измерение времени и скорости. Графики реальных зависимостей.

 

Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, презентация (колонка блогера)

Демонстрационный вариант 2019/2020:

«Бугельные подъем- ники», «Кресельные подъемники» (http:// skiv.instrao.ru)

 

В профессиях: сельское хозяйство Комплексное задание «Сбор черешни»

1

Статистические характеристики. Представление данных (диаграммы, инфографика)

 

Групповая работа, индивидуальная работа, круглый стол, презентация (информационное сообщение в СМИ)

«Сбор черешни» (https://fg.resh.edu. ru)

«Работа летом для подростка»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)

Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности

1

Личная финансовая безопасность. Мошенничество. Виды финансового мошенничества

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач Беседа / Практикум / творческий проект

«Новые уловки мошенников» (http:// skiv.instrao.ru) «Опасное сообщение»: образовательный ресурс издательства, «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься

1

Финансовое мошенничество. Правила защиты от финансового мошенничества

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа / практическая работа / Составление Памятки безопасного финансового поведения

Комплекс «ПИН- код», «Где взять деньги» (http://skiv. instrao.ru)

«Предложение от блогера»: образовательный ресурс издательства, «Просвещение» (https://media. prosv.ru/func/)

 

Заходим в интернет: опасности для личных финансов

1

Финансовое мошенничество в социальных сетях Правила безопасного финансового поведения в социальных сетях

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа/ практическая работа/игра

Комплекс «Пицца с большой скидкой» (http://skiv.instrao. ru/) «Вымогатели в социальных сетях»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

 

Самое главное о правилах безопасного финансового поведения

1

Финансовая безопасность Финансовый риск Правила безопасного финансового поведения

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Практическая работа/ диспут/игра-кейс

Комплекс «Билеты на концерт» (2020) (http://skiv.instrao. ru/)

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)

«Покупать, но по сторонам не зевать»

«Акции и распродажи»

2

Финансовая грамотность: Финансовая безопасность Правила безопасного финансового поведения. Подведение итогов изучения раздела Рефлексия Математическая грамотность: Зависимость «цена

– количество-стоимость», Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями, Вычисление процентов

Финансовая грамотность:

Выявлять и анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания.

Математическая грамотность:

Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы),

Распознавать математические объекты,

Устанавливать и использовать

зависимости между величинами, данными,

Предлагать и обсуждать способы решения,

Прикидывать, оценивать, вычислять результат

Решение ситуативных и проблемных задач. Беседа/ Игра, групповая работа, индивидуальная работа

«Акция в интернет-магазине»,

«Акция в магазине косметики», «Предпраздничная распродажа» (http://skiv. instrao.ru)

«Сервис частных объявления» образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы» (5 ч)

С чем могут быть связаны проблемы в общении

1

Межкультурное взаимодействие: необходимость межкультурного диалога. Культура и диалог культур. Роль семьи и школы в жизни общества, в формировании культуры общения между представителями разных народов

Анализировать ситуации межкультурного диалога.

Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения в межкультурном диалоге.

Аргументировать свое мнение по вопросам межкультурного взаимодействия. Объяснять причины непонимания в межкультурном диалоге.

Оценивать последствия эффективного и неэффективного межкультурного диалога

Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций

Ситуации «Семейные ценности», «Школь- ная жизнь» Демонстрационный вариант 2019 (http:// skiv.instrao.ru)

 

Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга

1

Межкультурное взаимодействие: успешное и уважительное взаимодействие между людьми, действия в интересах коллектива.

Определять стратегии поведения в результате анализа ситуаций, связанных с противоречиями во взаимодействии между людьми. Оценивать действия людей в конфликтных ситуациях, предлагать пути разрешения конфликтов

Беседа / обсуждение / игровая деятельность / решение познавательных задач и разбор ситуаций

Ситуации «Кто пой- дет в поход», «Дай списать» (http://skiv. instrao.ru)

 

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

1

Глобальные проблемы как следствие глобализации.

Изменение климата, экологические и демографические проблемы

Объяснять ситуации, связанные с глобальным изменением климата, экологическими и демографическими проблемами. Приводить примеры и давать оценку действиям, которые усиливают проявление или предотвращают глобальные проблемы

Дискуссия / решение познавательных задач и разбор ситуаций

Ситуации «Нам не страшен гололед»,

«Деревья в городе»,

«Изменение климата» Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao. ru) Открытый банк заданий 2020

Ситуация «Изменения в Зедландии» Ситуация «Выбрасываем продукты или голодаем»

 

Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию

2

Глобальные проблемы: возможности и роль каждого человека в преодолении воздействия глобальных проблем или в их решении. Проблемы прав человека в современном мире.

Анализировать возможности и пределы возможностей воздействия одного человека

на решение глобальных проблем. Выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения о преодолении последствий глобализации,

о возможности участия каждого в решении глобальных проблем.

Беседа / обсуждение / решение познавательных задач и разбор ситуаций

Ситуации «Выбираем профессию», «Экологичная обувь», «Дети должны мечтать, а

не работать в поле» (http://skiv.instrao. ru)

«Образование    в мире: право и бизнес»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Ситуация «Образование в мире: право и бизнес»: Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

Подведение итогов программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях

1

Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.

Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения.

Групповая работа

Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http:// skiv.instrao.ru/)

 

Итоговое занятие

1

Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей).

Решение практических задач, успешное межличностного общение в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно- исследовательских, проектных и других творческих работах. Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу.

Театрализованное представление, фестиваль, выставка работ

 

 

Использованный материал:

https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_kursa_vneurochnoj_deyatelnosti_Funkcionalnaya_gramotnost_uchimsya_dlya_zhizni_osnovnoe_obschee_obrazov.htm


 

Скачано с www.znanio.ru