Тематическое музыкально-литературное занятие «Вспомним, братцы, Русь и славу!», посвящённое 200 – летию Бородинского сражения.
(для подготовительной к школе группы)
Цель: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны через знакомство с событиями 1812 года, прочтения поэмы М. Ю. Лермонтова «Бородино», исполнение солдатских народных песен и танцев.
(Для данного мероприятия родителями дошкольников были приготовлены костюмы гусар и барышень).
Дети под «Полонез» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» заходят парами в зал, рассаживаются на места.
Ведущий: В жизни нашей страны есть события, о которых должно знать каждое новое поколение. Когда узнаёшь, какими сильными были наши деды и прадеды, как любили они нашу землю, как гордились ею и умели с честью и славой выйти из беды, если она случалась, то хочется быть похожими на них. Война 1812 года, победа над Наполеоном, вот о чём расскажут нам герои, которые предстанут сейчас перед нами. В этом году исполняется 200 лет со дня знаменитого Бородинского сражения.
Исполняется русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу!»
Звучит фрагмент увертюры «1812 год» П.И. Чайковского.
Выходят два ребёнка.
1 ребёнок: На поле бранном тишина, огни между шатрами.
Друзья, здесь светит нам луна, здесь кров небес над нами.
2 ребёнок: Родного неба милый свет, знакомые потоки,
Златые игры первых лет и первых лет уроки.
Далее продолжает звучать музыка П.И. Чайковского.
Декорации, изображающие привал – несколько пеньков, палатка, вдалеке пушка. Появляются дети, изображающие гусаров. Все рассаживаются вокруг «бывалого».
Бывалый: Был вчера я солдатом, а сейчас – генерал.
За Россию сражался, под Москвой полк стоял.
Те далёкие годы никогда не забыть,
Обещаем Отчизне также верно служить.
Молодой: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва,
Спалённая пожаром, французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые, да говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
Бывалый: - Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля –
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
1-й ребёнок: Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
« Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
2-й ребёнок: И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
3-й ребёнок: Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою:
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!
4-й ребёнок: Два дня мы были в перестрелке,
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Ведущий: Честь и слава героям войны 1812 года, нашим доблестным защитникам! Ребята, а какие пословицы о них вы знаете?
Дети называют: Тяжело в ученье – легко в бою.
Русский солдат смекалкою богат.
Сражайся смело за правое дело.
Жить – Родине служить.
Русский боец – всем образец.
Смелость города берёт.
Нет друга, так ищи, а нашёл – береги.
Все за одного и один за всех.
Ведущий: Ребята, а вы хотели бы быть похожими на наших смелых героев, простых солдат и офицеров? Тогда давайте проведём разминку – соревнование «Заряди снаряд».
Проводится эстафета «Заряди снаряд»
Ведущий: А сейчас, ребята, давайте мы снова перенесёмся в те далёкие времена и узнаем, что же дальше происходило на Бородинском поле.
5-й ребёнок: Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
6-й ребёнок: И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом –
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
7-й ребёнок: И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой».
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
8-й ребёнок: Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
9-й ребёнок: Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
10- ребёнок: Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
11-й ребёнок: Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
12-й ребёнок: Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля:
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Труба трубит сбор.
Исполняется танец гусар «Гусарская эпоха».
Ведущий: А сейчас другое задание. В штаб армии нужно доставить пакет с секретной информацией. Путь неблизкий и опасный. Донесение нужно передать фельдмаршалу Кутузову.
Эстафета «Доставь пакет»
Ведущий: В войне 1812 года участвовали как офицеры, гусары, так и простые русские солдаты. Без них, без этих безымянных героев не одолеть бы нам французскую армию.
Исполняется старинная солдатская песня «Солдатушки – бравы ребятушки».
Ведущий: Участник Бородинской битвы и многих других сражений, герой войны 1812 года – Александр Александров. Долгое время никто не знал, что под этим именем сражалась замечательная русская женщина – Надежда Дурова. О ней написаны книги, снят фильм.
Выбегает Шурочка (героиня фильма «Гусарская баллада»).
Шурочка: Нет, это не заслуга, а удача – девчонке быть корнетом на войне.
Выходит Кутузов.
Шурочка: Вы звали, Ваша светлость?
Кутузов: Да, корнет. Скажи, который год тебе?
Шурочка: Семнадцать.
Кутузов: А на войне тебе не страшно драться?
Шурочка: О, Ваша светлость, нет!
Кутузов: Твоё как имя?
Шурочка: По дяде Александром звать.
Кутузов: Задам тебе ещё один вопрос. Не удивляйся, коли… Ну, короче, корнет, вы – девушка?
Шурочка: Врать не имею мочи Вам, Ваша светлость. Да, девушка и…
Кутузов: Что-оо-о? Как смели вы комедию устроить из чести воинской?
Шурочка: Хотела стать героем. Коль Родина в беде – нет силы дома быть!
Кутузов (покачав головой): Ну, что ж, служи!
Шурочка: Честь воинскую, клянусь, не уроню, доверье оправдаю!
Звучит музыка из кинофильма «Гусарская баллада». Шурочка поёт.
Шурочка: Меня зовут юнцом безусым,
Мне это, право, это, право, всё равно,
Зато не величают трусом
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!
Шурочка и Кутузов (поют вместе): И если враг в слепой надежде
Русь покорить, Русь покорить
Захочет вновь,
Его погоним, как и прежде,
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.
Ведущий: И в заключение нашего разговора о событиях 1812 года вы увидите танец гусар и барышень на музыку «Аты-баты, шли солдаты».
Исполняется «Танец гусар с барышнями».
Ведущий: За ловкость и смелость, проявленную вами в боевых учениях, дорогие наши мальчики, мы награждаем вас медалями. Поздравляем всех с праздником. Наказ своих отцов и дедов – беречь тебя, Отчизна-мать, мы пронесём через столетья!
Шоколадные медали вручает мальчик, исполняющий роль Кутузова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.