№
Тема урока
Час
Практикум
1.
Введение.
1
2.
Что изучает география. Значение науки в жизни людей
1
3.
Основные этапы познания поверхности земли
1
Пр.2. Наблюдение за географическими объектами своей местности
4.
Выдающиеся географические путешествия и открытия
1
Пр. 1. нанесение на контурную карту маршрутов изучаемых географических путешествий
Раздел 1. Планета Земля. Изображение земной поверхности
17 час
5.
Земля — планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.
1
Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»;
6.
Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.
1
Пр.1. Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу
по программе для общеобразовательных учреждений по географии 611 классы под редакцией Душиной И.В.
Тематическое планирование 6 класс по предмету география,
Допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, издательский центр «Вента – Граф», 2011 год.
Автор учебника ЛетягинА.А. «География 6 класс», «Вентана – граф», 2010 год
Дата
Час Практикум
1
1
1
№ Тема урока
1. Введение.
2. Что изучает география. Значение науки в жизни людей
3. Основные этапы познания поверхности земли
4. Выдающиеся географические путешествия и открытия
5.
Раздел 1. Планета Земля. Изображение земной
поверхности
Земля — планета Солнечной системы. Солнце — источник
жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной
системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их
взаимодействие.
6. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли
вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг
Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.
7. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь
людей
8. Объяснение географических следствий движения земли
вокруг солнца и вращения земли вокруг оси . Дни
равноденствия и солнцестояний
План местности
9. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование и
измерение расстояний на местности и плане.
1
17
час
1
1
1
1
8 час
1
Пр.2. Наблюдение за географическими объектами своей
местности
Пр. 1. нанесение на контурную карту маршрутов изучаемых
географических путешествий
Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в
Солнечной системе»;
Пр.1. Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу
Пр.2. Наблюдение за высотой солнца
Составление и объяснение схем: б) «Движение Земли
вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни
равноденствий и солнцестояний)»
Пр.3. Чтение карты; определение местоположения
географических объектов и явлений на карте, их описания10 Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности.
11 Масштаб и его виды
12 Способы построения планов местности, маршрутная и
полярная съемка.
13 Абсолютная и относительная высота
14 Определение высоты точки на местности. Изображение
холма с помощью горизонталей. Способы изображения
земной поверхности на плане.
15 Условные знаки.
16 Повторительнообобщающий урок. Значение планов
местности в практической деятельности человека
Глобус и географическая карта — модели земной
поверхности
17 Глобус — модель земли. Изображение поверхности земли на
глобусе. Географическая карта
18 Градусная сетка на глобусе и карте. Географические
координаты
19 Изображение на географических картах неровностей земной
поверхности. Шкала глубин и высот
20 Географическая карта — особый источник информации.
Легенда карты. Условные знаки. Географические атласы
21 Сходстваи различия плана местности и географической
карты. Значение карт
Раздел 2. Геосферы земли
Литосфера
по карте.
Пр.1. Определение направлений на местности по компасу,
местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на
местности и плане.
Пр.2 Построение простейших глазомерных планов
небольших участков местности
Измерение относительной высоты точек местности,
изображение рельефа местности горизонталями.
Решение практических задач по топографическому плану;
описание маршрута; составление простейшего плана
местности
Тест
Пр.1 Измерение расстояний по глобусу и карте
Пр.2. Определение по карте координат точек
Пр. 3. Определение координат г. Вологда
1
1
1
1
1
1
1
5 час
1
1
1
1
1
45час
10 час
22 Внутреннее строение Земли, методы его изучения. 1Литосфера — твердая оболочка Земли.
23 Земная кора; ее строение под материками и океанами.
24 Минералы и горные породы. Горные породы магматического,
метаморфического и осадочного происхождения. Изменение
температуры горных пород с глубиной.
25 Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.
Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле
26 Выветривание, результаты действия текучих вод, льда, ветра
и антропогенной деятельности
27 Грозные природные явления в литосфере. Методы
предсказания и защиты от опасных природных явлений;
правила обеспечения личной безопасности
28 Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия
гор и равнин по высоте.
29 Формы рельефа своей местности
30 Особенности жизни и деятельности человека в горах и на
равнинах. Природные памятники литосферы.
31 Повторичельно обобщающий урок по теме «Литосфера»
Гидросфера
32 Гидросфера ее состав. Мировой круговорот воды
33 Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши.
Океаны. Части Мирового океана.
34 Температуры и соленость вод Мирового океана.
35 Динамика вод. Движение воды в океане.
36 Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия.
Речная система. Питание и режим рек.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 час
1
1
1
1
1
Пр.1. Определение горных пород и минералов по образцам.
Изучение свойств минералов, горных пород и полезных
ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.).
Нанесение на контурную карту основных зон
землетрясений и вулканизма, географических объектов,
необходимых для изучения соответствующих тем, а также
ряда месторождений полезных ископаемых
Составление и объяснение схем: д) «Различия гор и равнин
по высоте»
Пр.2. Определение по карте высоты гор и равнин, глубин
морей и океанов, направлений морских течений, течений рек,
других объектов, явлений и процессов, необходимых для
объяснения учебного материала.
Пр.3. Описание гор и равнин
Пр.2. Определение по картам географического положения
одного из океанов или морей. Описание его по карте.
Пр.3. Определение по картам географического положения
одной из крупнейших рек земли. Описание ее по плану.37 Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное
значение рек и озер.
38 Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков,
характера горных пород, близости к озерам. Ледники —
главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Оледенение.
39 Болота, подземные воды
40 Природные памятники гидросферы. Человек и гидросфера.
Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных
средств
41 Повторительно обобщающий урок по теме «Гидросфера»
1
1
1
1
1
Атмосфера
42 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение
атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее
структура. Изменение состава атмосферы во времени.
43 Температура воздуха. Суточные и годовые колебания
температуры воздуха. Средние температуры. Изменение
температуры и давления с высотой.
44 Атмосферное давление.
45 Постоянные ветры Земли. Направление и сила ветра. Роза
ветров.
46 Влажность воздуха. Туман.
47 Облачность, ее влияние на погоду.
48 Атмосферные осадки, их виды, условия образования,
влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность
воздуха.
49 Климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Зависимость климата от географической широты места,
близости океана,
рельефа,
господствующих ветров.
океанических течений,
50 Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
10 час
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Пр.1. Наблюдение за поведением реки своей местности в
течении года: половодье, паводок, межень, ледостав.
Описание реки своей местности
Составление и объяснение схем: в) «Рельеф дна Мирового
океана»
Пр.2. Изготовление атласа облаков, наблюдение за
облаками и облачностью, построение диаграмм облачности.51 Погода и сезонные явления своей местности.
Почвенный покров
52 Почва и ее образование
53 Плодородие почв
Биосфера
54 Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы.
Разнообразие растительного и животного мира Земли.
55 Жизнь в океане. Приспособления живых организмов к среде
обитания.
56 Наблюдения за растительным и животным миром для
определения качества окружающей среды. Сохранение
человеком растительного и животного мира Земли.
57 Человек как часть биосферы. Происхождение и расселение
человека на Земле. Рассовый состав населения Земли.
58 Повторительно обобщающий урок по теме «Атмосфера» и
«Биосфера»
Географическая оболочка Земли.
59 Взаимосвязь и взаимодействие земных оболочек. Природные
компоненты
60 Природные и природнохозяйственные комплексы.
61 Географическая оболочка Земли, ее составные части,
взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как
окружающая человека среда.
Природа и население своей местности
62 Особенности взаимодействия компонентов природы и
хозяйственной деятельности человека в разных природных
зонах.
1
2 час
1
1
5 час
1
1
1
1
1
3 час
1
1
1
4 час
1
63 Население своей местности. Населенные пункты.
64 Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельности
1
1
Пр.1. Обработка результатов наблюдений за погодой своей
местности (г. Вологда)
Пр. Описание почвенного разреза своей местности
Пр. Ознакомление с наиболее распространенными
растениями и животными своей местности.
Пр. Построение модели природного комплекса своей
местности.
Пр.2. Описание типичных природных комплексов своей
местности и оценка их изменений под влиянием
хозяйственной деятельности человекачеловека, мероприятия по охране природы.
65 Ознакомление с компонентами природы своей местности на
экскурсии
66 Итоговый контроль за год. Повторительно обобщающий
урок по темам курса.
Резерв 2 часа
1
1