Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6 г.Чехова Московской области
Тематическое родительское собрание:
«Поощрение и наказание в семье».
Нагоева Фатима Рустемовна
учитель русского языка и литературы
2017г.
Цели:
Помочь родителям овладеть культурой воспитания; помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей.
Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо; что лучше лишний раз похвалить ребёнка, чем его наказать; что наказание и поощрение не должны идти во вред ребёнку.
Развивать педагогическое мышление и такт родителей; умение прислушиваться к мнению своих детей.
Подготовительная часть.
Провести анкетирование учащихся и их родителей; обработать итоги.
Составить «Памятку строгим родителям», напечатать для всех родителей.
Подготовить с учащимися инсценировку стихотворения О. В Гребнёвой «Родительское собрание на лесной поляне».
Основная часть.
Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы-
Всё начинается с семьи.
Умение прощать любить и ненавидеть,
Умение страдать и сложность жизни видеть.
Всё начинается с семьи.
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь и только не сдаваться.
Все начинается с семьи.
Учитель: Добрый вечер дорогие родители. Благодарю вас, что вы нашли время и пришли на собрание. Собрание необычное. Сегодня вам будут предложены: деловая игра, выступление детей, результаты анкетирования, теоретическая части и памятка для родителей.
Давно уже изгнана розга из сферы общественного воспитания. «Применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допускается», - записано в Уставе общеобразовательной школы. Но не секрет, что во многих семьях «воспитательные розги» всё ещё сохраняются. И сегодня можно встретить родителей, которые не только бьют своих детей, но и пытаются «теоретически обосновать» необходимость физического наказания.
Вопрос о поощрениях и наказаниях ребёнка, представляется крайне важным, их можно рассматривать как контролирующую фразу в воспитательной стратегии семьи.
Легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если кто-то чужой – сосед, няня или учитель – попытается ударить их ребёнка или как-то обидеть его.
При этом многие родители способны поднять руку на своих детей.
В своих анкетах некоторые дети указывают, что их бьют родители. Почему? Возможно, кто-то считает, что будто без ремня ничего хорошего из ребёнка не выйти не может. Есть три причины, по которым родители бьют своих детей.
Многих из них в детстве били (25% родителей ответили положительно). Они рассуждают: « Нельзя спускать, разбалуется , совсем от рук отобьётся».
Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают, вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Вот слова одного мальчика: «Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда им это надоедает, набрасываются на меня и всегда выискивают, за что наказать». Не вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
А ещё бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по-другому разговаривать не умеют с детьми. Слов не знают, не находят нужных.
Все знают: бить детей очень вредно. И по медицинским показаниям тоже. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть своё чадо умным. По рукам врачи категорически запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу самый унизительный, он никогда не забывается и никогда не будет прощён.
Но дело не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают чаще всего из небитых детей. Понимаю, что рискованное утверждение. И всё-таки лишь человек, который не ждёт удара, может быть смел не только с подчинёнными, может быть смел в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая инстинктивно голову в плечи. Неправда, что небитый ребёнок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает и бьёт. Удары судьбы для него несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть, небитый не воспримет их покорно, как должное, привычное.
Никогда не бейте своих детей! Ибо жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх.
Проведённые специалистами исследования показывают, что телесные наказания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени – оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребёнка вообще. Чаще всего оно приводит к противоположным результатам: ребёнок чувствует себя униженным и, «отбыв» наказание, возвращается к прежнему поведению. Систематические физические наказания вырабатывают у ребёнка своего рода «иммунитет», и побои перестают приводить его «в норму».
Многие родители не наказывают детей физически, но почему-то забывают, что грубое слово может ранить душу ребёнка намного больше, чем ремень. К несчастью, с грубым, нечутким отношением взрослых к детям мы сталкиваемся в очень многих семьях. Это обстоятельство волнует не только нас, педагогов, но и врачей-психиатров. Они рассказывают, что дидактогении- заболевания, вызванные грубым словом, бестактным поведением, увеличиваются и среди детей. Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы?
Пожалуй, чаще всего дело не только в том, что взрослые не осознают вреда, который их грубость наносит здоровью и воспитанию характера детей, но и в том, что у них не хватает выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычной манерой учить детей уму-разуму.
Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношение взрослых и детей в семье, вызывают ответную грубость, внутреннее сопротивление требованием старших, а значит, и новые конфликты, которые ещё больше расшатывают нервную систему и детей и взрослых, омрачают жизнь и тех и других.
Но что же делать?
Вот такие советы, мне кажется, будут полезны каждой семье, где хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.
Родители, после обсуждения, сообща выводят советы .
Во-первых, попробуйте какое-то время не говорить с ребёнком сразу после поступка. У ребёнка будет возможность задуматься над своим поведением. У родителей пройдёт вспышка гнева, и разговор примет уже совсем другой, действительно воспитывающий характер.
Второй совет. Умейте выбрать место и время для серьёзного разговора. Не оставляют в душе нужного следа разговоры на ходу и у порога.
В-третьих, замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают желанного педагогического воздействия.
В-четвёртых, никогда не давайте характеристику ребёнку, лучше дайте оценку его поступку. Вместо того, чтобы сказать : «ты плохой», лучше произнести: «ты поступил плохо».
И вообще всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкое замечание? Ведь способы выражения недовольства могут быть разнообразными, и дети лучше воспринимают те из них, где взрослые проявляют больше такта.
А теперь давайте послушаем, что говорят об этом на «лесной поляне»
Инсценировка стихотворения О. В. Гребнёвой «Родительское собрание на лесной поляне».
Как-то осенью по лесу прокатилась вдруг молва:
На поляне ровно в 8 собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,
Кто пошёл, кто полетел на тревожный этот зов.
Енот: Ты не ведаешь, кума , чем встревожена сова?
Может, твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?
Лиса: Ой не говори Енот, он и дома сущий чёрт.
Крот: Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
Волк: Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть.
Ежиха: А скажи-ка мне, Медведь , твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье испытал «прекрасным» пеньем?
Медведь: Не могу сказать соседка, я Мишутку вижу редко.
Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос.
Сова: Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек папы?
Зашумела тут толпа:
Все: - Что за глупости сова?
Лиса: Я Лисёнка лишь вчера дома за уши драла.
Медведь: Про Медведей говорят, он на ухо глуховат.
Я за шалости сыночка приласкаю лишь пруточком.
Папа-заяц на пеньке, хрумкая морковку,
Важно с пафосом изрёк:
Заяц: Я же против порки!
Я косых своих детей лапою не трону,
По дороге каждый день им внушаю строго:
Не ходите «на умах» не грызите двери.
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели.
Протрещала тут сорока.
Сорока: Я в беде не одинока.
Моим детям каждый день
Коль трещат они помногу-
Я ремень беру в подмогу.
Зашумела вновь толпа,
Кто был «против», кто был «за».
Долго не могла Сова донести до них слова:
Сова: Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности – папы,
Прекратить в своей семье воспитанье «на ремне».
Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,
Что от нас учителей, ждут таких же вот вещей.
Как не бить!- сказал Енот.
Да, да, да!- тут вторил Крот.
Ну, а мне,- всплакнула Белка,-
Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной, подведёт себе глаза
И порхает по поляне, где танцует до утра.
Тут родительские страсти накалились докрасна.
Не в Совиной было власти прекратить их голоса.
Сова: Нерешённая проблема о битье и не битье
Стать, должна, несовременной
Если мир царит в семье.
Обсуждение данной инсценировки.
Получается, что детей наказывать нельзя. Или всё таки можно, а иногда даже и нужно? (Родители высказывают свои мнения).
Деловая игра «Ваш ребёнок провинился. Как быть?»
Сейчас мы проведём деловую игру, для этого вам надо, разделиться на 4 группы. Каждая группа получает листок с ситуацией, которую должна решить. Ситуация у каждой группы будет одна, но высказать мнения необходимо с трёх позиций, меняя стиль взаимоотношения с детьми: сотрудничество ( демократический), подавление (авторитарный), индифферентность (безразличный). Стили называть не надо, так как остальные группы должны назвать данный стиль и выразить своё согласие или несогласие. Ситуации:
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел и мальчик выбросил осколки. Вечером мама обнаружила пропажу.
Ваш ребёнок пригласил в ваше отсутствие друзей. Играли они очень шумно и навели беспорядок. Вечером дети ушли домой, а ваш ребёнок не успел убрать в квартире до вашего прихода.
Два брата постоянно ссорятся между собой. Очередная разборка опять окончилась дракой. Вам это уже надоело, надо что-то делать.
Дочь постоянно приносит из школы плохие отметки и замечания. Как быть?
Родители делают выводы, как и за что можно наказывать детей.
Подбирать наказания в соответствии с поведением ребёнка.
Быть последовательными в своих наказаниях.
Нельзя наказывать физическими упражнениями или трудом.
За один поступок достаточно одного наказания.
Перед вынесением «приговора» не забывать о сроке давности. Запоздалое наказание возвращает ребёнка к прежним ошибкам, тем самым не позволяя ему стать лучше.
Если ребёнок кроме своего поступка сделал что-то хорошее, то лучше отменить наказание.
Нельзя наказывать за незнания и неумения, надо ребёнку помочь.
Прежде чем наказать ребёнка за плохую отметку, надо разобраться за что он её получил, скорее всего, ребёнку нужна ваша помощь, а не наказание.
Никогда не наказываете ребёнка сгоряча или просто, потому что у вас плохое настроение.
Очень часто родители забывают о том, что ребёнка надо ещё и поощрять. Старайтесь хвалить детей как можно чаще. Мы и сами порой не подозреваем, насколько глубоко сидят в нашем сознании и подсознании слова взрослого человека, его выражения и даже интонация. Только похвала укрепляет в ребёнке уверенность в себе, помогает проявляться всему самому лучшему, что только есть в нём!
Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепляет в их сознании представление о правильном действии.
Старайтесь похвалить ребёнка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно. Помните, что достаточно часто прибегая к поощрению, вы способствуете развитию у ребёнка уверенности в себе.
Чаще говорите добрые ласковые слова, утешайте, просто улыбайтесь – это делает жизнь намного приятнее и снимает стресс. Не даром русская пословица гласит «Прекрасны те уста, которые часто произносят добрые слова».
За хорошее поведение, поступки, успехи 86% родителей хвалят своих детей, 43%родителей в качестве поощрения дарят подарки, включая сладости,34% предпочитают предоставлять детям дополнительные развлечения, 3.6% дают Деньги, 13,6% другие виды поощрения. Выбор за вами, дорогие родители. Ведь никто не знает вашего ребёнка лучше вас. Но помните:
Поощрения и наказания не должны идти во вред ребёнку.
Конечно, воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Мифы об ангельских чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Всем спасибо за работу!
Приложение № 1.
Анкета для родителей.
1.Надо ли наказывать детей?
а) да; б) нет.
2.За что надо наказывать детей?
а) за плохое поведение;
б ) за невыполненное поручение;
в) за беспорядок в комнате;
г) за плохие отметки;
д) другое.
3.Надо ли наказывать за плохие отметки?
а) да; б) нет.
4.Как реагируете на плохие отметки:
а) никак;
б) беседуем;
в) наказываем;
г) помогаем исправить;
д) другое.
5.Часто ли хвалите своего ребёнка?
а) часто;
б) редко;
в) никогда.
6.Как вы поощряете своего ребёнка?
а) словами;
б) подарками;
в) деньгами;
г) развлечениями;
д) другое.
7.Наказывали ли вас в детстве?
а) да; б) нет; в) иногда.
Приложение №2.
Памятка строгим родителям.
Нельзя наказывать и ругать ребёнка:
когда он болен, плохо себя чувствует или ещё не набрался сил после перенесённой болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакция непредсказуемы;
когда он ест, перед сном и после сна;
сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например упал, подрался, принёс плохую отметку и т. д.;
если он при всём старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки;
если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;
если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;
если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены.
Несколько «волшебных» способов как обойтись без нотаций.
Попробуйте рассказать ребёнку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический приём. Полезно также рассказать о своём прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.
Можно с иронией похвалить детей за то что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: «Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше!» Ироническая похвала – как стрела: всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.
Не промахнётесь, если объясните плохой поступок ребёнка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.
Таких «волшебных» способов воспитания можно придумать множество. Выбор за вами, дорогие родители. Ведь никто не знает вашего ребёнка лучше вас.
Литература:
Бабкина О. Б. «Акулята пера» (родительское собрание в третьем классе)// ПедСовет – № 8 – М., 2001, с.4 – 6 .
Брюхова В. М. Школа и семья: от диалога к партнёрству// Классный руководитель - № 7 – М., 2007, с.113 – 129.
Буленкова Н. Семья – это любовь//Воспитание школьников - №1 – М., 2003, с.42 – 44.
Корецкая М. Л. Воспитание без насилия// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 учебного года, диск №1.
Литарова Н., Аксюченко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения//Воспитание школьников - №1 – М,,2003, с.16-17.
Сергеева Л. И. Что такое педагогический такт и в чём он должен проявляться у родителей//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 учебный год, диск №2.
Ступакова Н. Когда ребёнок провинился//Воспитание школьников - № 9 – М., 2004, с.43 – 44 .
Тархова Л. А. Педагогика понимания//ПедСовет - № 8 – М .,2001, с.3 – 4 .
Файнберг С. Смысл наказания//Семья и школа - № 11 – 12 – М.,1997, с.85 – 86.
Ханхасаева И. Как растить ребёнка//Воспитание школьников - № 1 – М. 1993, с.26 – 29.
Шарапова Е. П. У хороших родителей – счастливые дети.// Фестиваль педагогических идей « Открытый урок» 2006-2007 учебный год, диск № 2.
Шуман С. Г. Родительские тревоги – М..»Педагогика», 1989, с.38-45.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.