Рождённый в 30-х годах, эквалайзер является старейшей и наиболее часто используемой звукорежисёрами обработкой звука. Сегодня на рынке хватает самых разных приборов для тембровой коррекции – от простого НЧ-ВЧ корректора 50-х до навороченного многополосного эквалайзера с совершенной параметрикой. В своей основе эквалайзер представляет собой несколько электронных фильтров, позволяющих изменять амплитудно-частотную характеристику звукового устройства. За последние пол века схемотехника эквалайзеров усовершенствовалась необычайно, стремясь удовлетворить от возросшие требования аудиоиндустрии.
Немного истории
Рождённый в 30х годах, эквалайзер является старейшей и
наиболее часто используемой звукорежисёрами обработкой
звука. Сегодня на рынке хватает самых разных приборов для
тембровой коррекции – от простого НЧВЧ корректора 50х до
навороченного многополосного эквалайзера с совершенной
параметрикой. В своей основе эквалайзер представляет собой
несколько электронных фильтров, позволяющих изменять
амплитудночастотную характеристику звукового устройства.
За последние пол века схемотехника эквалайзеров
усовершенствовалась необычайно, стремясь удовлетворить от
возросшие требования аудиоиндустрии.
Понимание сущности тембровой коррекции и её
воздействия на звуковой сигнал
Остановимся на разъяснении двух областей применения
эквалайзера, а именно голос и его музыкальное сопровождение.
Я хочу обсудить различные спектральные составляющие звука –
что они делают для самого звука, и как мы это воспринимаем.
Почему иногда звук бывает резким или грязным? Почему мы
иногда не можем разобрать текст песни? Я постараюсь дать
ответы на эти вопросы и, вообще, внести хоть немного ясности
в мистический мир эквалайзеров.
ВокалГрубо говоря, спектр голоса можно разделить на три основных
полосы, соответствующих главным речевым компонентам –
основе, гласным и согласным.
Область голосовой основы расположена на довольно
ограниченном участке спектра – приблизительно между 125 и
250 герцами. Основа позволяет нам определить – кто именно
говорит, и поэтому, правильная передача её является
неотъемлемой часть качественного звука.
Проводящие наибольшую голосовую энергию гласные занимают
полосу 350 до 2000 герц. Согласные же, расположенные на
участке от 1500 до 4000 герц, обладают небольшой энергией, но
зато являются основной составляющей разборчивости голоса.
К примеру, на участок от 63 до 500 герц приходится около 60%
всей энергии голоса, но он всего лишь на 5 % влияет на
разборчивость. Область 500 – 1000 герц обеспечивает 35%
разборчивости, в то время как на диапазон от 1 до 8 килогерц
приходится 5% от энергии и 60% от разборчивости.
Уменьшив уровень составляющих низкочастотной части
спектра и увеличив уровень в диапазоне от 1 до 5 килогерц
можно существенно увеличить разборчивость и ясность голоса.
Вот несколько возможных последствий грубого тембрового
вмешательства в звук:поднятие АЧХ на участке 100 – 250 герц делает вокал гулким;
вырезание участка 150 – 500 герц порождает пустоту,
неосновательность;
уменьшение уровня на участке от 500 до 1000 герц влечёт за
собой излишнюю жёсткость;
поднятие части спектра около 3 килогерц несёт жесткую
металлическую гнусавость;
уменьшение усиления в полосе от 2 до 5 килогерц приводит к
общему снижению разборчивости, делает звук безжизненным;
поднятие участка от 4 до 10 килогерц приводит к свистам и
появлению “звукового песка”.
Следствия тембровой коррекции вокала
Во всех случаях для уверенного управления тембром лучше
всего использовать эквалайзер с регулируемой параметрикой.
Придание чувственности
80 –
певцам,
поющим в
125
басовом регистре.
герц
160 – Звуковая основа.250
герц
315 –
500
герц
630 –
1000
герц
1250
–
4000
герц
5000
–
8000
герц
1250
–
8000
герц
5000
–
1600
0
важно для
Очень
качественного звука.
для
Важно
естественного звучания.
Чрезмерное поднятие
приводит к получению
“телефонного звука”.
Артикуляция вокала,
манера исполнителя.
важно для
Очень
разборчивости.
Придают чистоту и
ясность.
Чрезмерное усиление
приводит к сыпучему,
свистящему звуку.герц
Слишком сильное увеличение уровня на участке 200 – 400 герц
приводит к маскировке согласных, таких как “м”, “б”, “в”.
Слишком сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 – 4000
герц приводит к быстрому утомлению слуха. Вокал можно
слегка осветлить, подняв в районе 3 килогерц, одновременно
уменьшив усиление на этой же частоте у всех инструментов
аккомпанимента.
Инструменты
Микширование инструментов – это настоящее искусство, и
звукорежиссёру приходится не один раз обращаться к помощи
эквалайзера, прежде чем он найдёт тот звук, который ему
нужен. Многие инструменты имеют столь мощный и богатый
звук, что его практически невозможно передать близко
поставленным микрофоном. Вот здесьто и приходит на помощь
эквалайзер, основная цель которого – донести до нас этот звук в
наиболее естественной его форме.
Прозрачность звука многих инструментов может быть
существенно увеличена путём подчёркивания их гармоник.
Наше ухо их слышит даже в самых низких звуках с, казалось бы,
узким спектром. Барабаны – это один из таких инструментов,
яркость звука которых можно существенно повысить путём
простого уменьшения усиления в нижней части спектра,подчёркивая тем самым существующие в звуке гармоники. Вот
несколько мыслей по поводу того, что именно некоторые из
частот делают со звуком и что при этом чувствуют наши уши.
31 –
50
герц
80 –
125
герц
160 –
250
герц
энергию.
Дают музыке мощность
и
При
чрезмерном
их
подчёркивании
звук
может помутнеть, стать
тусклым.
Так же
маскируют некоторые
гармонические
компоненты.
При
чрезмерном
поднятии их возникает
“бумэффект”
проблема
Обычная
большинства миксов.
Избыток
лишает
фонограмму мощности,
но они,
всё же,
необходимы
для
“теплого”
звучания
фонограммы. 160 герц,
по моему мнению –
самая раздражающая
частота.
Здесь же
расположена звуковая300 –
500
герц
400 –
1000
герц
800 –
4000
герц
расположена
основа
и
основа басгитары и
других
бас
инструментов
Здесь
звуковая
струнных
перкуссионных
инструментов.
Основа и гармоники
струнных, клавишных и
перкуссии.
Здесь,
вероятно, самая важная
область, отвечающая за
естественность звучания
– здесь расположен
“голос”
именно
инструмента.
Избыток
приводит
к
“трубоподобности”
звучания.
Здесь самая подходящая
область,
что бы
выделить инструмент
или слегка “подогреть”
его звучание. Избыток
приводит к быстрому
ауральному утомлению.1000
–
2000
0
герц
4000
–
1000
0
герц
5000
герц
8000
–
2000
0
герц
Избыток приводит к
заметному
“истончению” звука.
Область разборчивости
перкусии,
тарелок,
малого барабана.
Отвечает
за
прозрачность. Избыток
привносит некоторую
“отдалённость”
звучания.
Очень часто именно с
ассоциируется
ней
понятие
“качества
записи” или микса.
Именно здесь лежит
источник
“глубины”
микса и чистоты его
“атмосферы”. Избыток
к
приводит
пронзительному
и
ломкому звучанию.А здесь ещё несколько замечаний по поводу формирования
АЧХ, но уже относительно разных инструментов. При работе с
живым звуком я даже выставляю эти значения эквалайзера
перед саундчеком – это позволяет сэкономить время на
отстройке. Но не придавайте этому слишком большого значения
– это не более чем точка отсчёта – с этого просто удобно
начинать.
Большой барабан: кроме обычного вырезания области от 200 до
400 герц обычно вырезается узкая полоса спектра в области
160, 800 и 1300 герц. Это позволяет освободить место для
звуковой основы басгитары и музыки в целом. Ещё я
обнаружил, что применение ВЧ фильтрации от 50 герц
позволяет уплотнить звук большого барабана, оставив для
вашего компрессора именно тот сигнал, с которым он может
музыкально работать. Подъём 5 – 7 кГц – для отчётливого
щелчка.
Малый барабан: это именно тот инструмент, звук которого
очень легко замутнить слишком большим количеством “низа”.
Частоты ниже 150 герц никогда не используются для получения
современного звука. Могу предложить для их подавления всё
тот же ВЧ фильтр. Большинство моделей малых барабанов
требуют лишь “подрезать” несколько частот. Начните с 400
герц, 800 герц и некоторого количества 1300 герц. Именно,
начните – вовсе не обязательно, что вам придётся крутить их
все. Если малый барабан слишком “торчит” в миксе, но вы не
хотите изменять его уровень, приснимите немного 5кГц – это
слегка “отдалит” его – и потом скомпенсируйте это лёгкимподнятием 10 кГц.
Хайхэт: В НЧ участке спектра содержится очень мало
информации о звуке хайхэта. Применение ВЧ фильтра с
частотой среза 200 герц может освободить звук от
нежелательной грязи. Основными в звуке хайхэта являются
частоты в диапазоне от 400 до 1000 герц, а особенно 600 – 800
герц. Для осветления звука достаточно поднять АЧХ на участке
выше 12500 кГц.
Томы и флортомы: требуют вырезания участка от 300 до 800
герц. Кроме этого, участок ниже 100 герц не несёт в себе
практически никакой тембровой информации, а лишь
маскирует собой полезные гармоники и искажает естественное
звучание томов.
Overhead: я считаю, что верхние микрофоны – это самая
значимая часть в подзвучке барабанной установки. Именно они
одни определяют звук установки в целом. Они дают барабанам
толику пространственного объёма. Они, как правило, требуют
ослабления усиления в районе 400 герц и хорошей фильтрации
ВХ от 150 герц. Они не используются для придания мощности
звуку барабанов, а лишь “красят” его, так что смело “режьте”
всё, что маскирует гармонические составляющие звука или
“притупляет” его. Вырезание участка около 800 герц и
поднятие верхней части спектра от 12500 герц принесёт
большую “определённость” звуку барабанов в миксе и добавит
необходимую долю прозрачности.Басгитара: требует наличия в спектре тех частот, от которых
необходимо избавляться при работе с другими инструментами.
В частности, в районе 800 герц находится область, отвечающая
за чистоту звучания басгитары. Слишком большой уровень
нижних составляющих спектра способен замаскировать область
чистоты басовой партии. Я слышал, как говорили, что лучший
путь поиска звука басгитары – это обрезать всё, что ниже 150
герц, сформировать тот звук, который вам нужен в средней
части спектра, и потом постепенно возвращать “низ” до тех пор,
пока не вернётся “основа” звука до того момента, когда она
начнет маскировать “область чистоты”. Представьте себе АЧХ
в виде рисунка. Если слишком большой уровень НЧ
составляющей – звук будет бубнящим и непрозрачным, с
замаскированными ВЧ гармониками. Именно применение
эквалайзера и позволяет не допускать такие ошибки.
Гитара, пиано и т.д. имеют основу в среднечастотной области.
Тем не менее, уменьшение усиления в низкочастотной области
спектра – там, где находятся неиспользуемые НЧ гармоники
не является хорошей идеей. Даже если вы чувствуете, что не
можете определённо услышать в низкочастотной области, то,
что там находится, всё равно присутствует в миксе и играет
какуюто роль.
Звуки выше названных инструментов в низкочастотной части
спектра дают то, что обычно называют “поддержкой”.
Непосредственно тембр формируется в области середины – 400
и 800 герц внизу и от 1000 до 5000 наверху. Всё, что больше 5
килогерц – лишь придаёт прозрачность и ясность.Не забывайте контролировать спектр инструментов по
отношению друг к другу. Например, не ярче ли звук большого
барабана, или пиано, или тарелок, чем вокал.
Наконец
Эквалайзер – самый используемый прибор в аудиоиндустрии.
Лишь понимая его суть, аудиоинженер может грамотно
управлять им и получить тот результат, которого добивался.
Ключ к пониманию сути тембровой коррекции это понимание
того, КАК добиться нужного тебе результата. Не менее важно
знать особенности применяемых микрофонов или возможные
проблемы, связанные с их размещением. Эквалайзер – это не
панацея, он не умеет исправлять ошибки – он всего лишь
помогает выделить тот сигнал, с которым вы будете работать
дальше. Он значительно лучше справляется с задачей отсекания
ненужного, чем с задачей выделить из сигнала чтото, в нём не
существующее.