Эквализация – самый широко используемый, самый востребованный, самый … (придумайте сами) тип устройств обработки звука. Кроме этого, он ещё и самый мощный. По определению, эквалайзер – это устройство управления уровнем сигнала в отдельно взятом частотном диапазоне.
Я очень много времени отдал изучению эквализации – сидя с графическим эквалайзером и морем разных фонограмм. После тридцати часов прослушивания, как влияют на звук изменения АЧХ , я начал слышать эффект эквализации в самых разных миксах, и с тех пор, как я начал заниматься мастерингом, это стало прямым руководством к действию по применению эквалайзера.
Коррекция в низкочастотном диапазоне
Эквализация – самый широко используемый, самый
востребованный, самый … (придумайте сами) тип устройств
обработки звука. Кроме этого, он ещё и самый мощный. По
определению, эквалайзер – это устройство управления уровнем
сигнала в отдельно взятом частотном диапазоне.
Я очень много времени отдал изучению эквализации – сидя с
графическим эквалайзером и морем разных фонограмм. После
тридцати часов прослушивания, как влияют на звук изменения
АЧХ , я начал слышать эффект эквализации в самых разных
миксах, и с тех пор, как я начал заниматься мастерингом, это
стало прямым руководством к действию по применению
эквалайзера.
Упражнения, подобные этому, хороши на самом раннем этапе
освоения эквалайзинга. Они достаточно широко представлена
на специальных компактдисках, хотя , конечно, ничто не
может заменить простой кнопки “ON/OFF” на эквалайзере.
Следующий шаг в освоении техники эквализирования – этоприменение специфической эквализации для отдельно взятого
инструмента. Для эквализации используются некие “ключевые”
частоты, при этом длжна быть возможность сравнивать
звучание инструмента с эквалайзером или без, и всё это как в
режиме “соло”, так и в общем миксе.
Целью этих упражнений является тренировка уха безошибочно
определять, какие именно изменения в АЧХ необходимы для
каждого отдельно взятого микса. В то время, как ктото
получает возможность по настоящему “слышать” частоты в
результате этих упражнений, другие приобретают лишь
ограниченную возможность правильно использовать
эквализацию.
Частотные диапазоны
Ключём к пониманию сущности эквализации является
понимание, какое именно влияние на микс или отдельно взятый
инструмент оказывает изменение в разных частотных
диапазонах.
Низкочастотный диапазонПокрывающий полторы октавы – от 80 до 250 герц, этот
диапазон частот определяет “жирность”, “наполненность”
звука. Эквализацию обычно применяют на частотах 100 и 200
герц.
В звук басгитары и гитары частоты этого диапазона привносят
основательность и наполненность. Чрезмерный их уровень
создаёт бубнящий грязный звук. Частоты этого диапазона в
высокой степени подвержены воздействию эффекта Флетчера
Мэнсона, то есть необходимо слушать ваш микс как с большим
уровнем громкости, так и с маленьким, на пределе слышимости,
что бы соблюсти правильный частотный баланс микса. В то
время, как частоты около 50 герц влияют на слитное звучание
басгитары и большого барабана, гитара при этом будет звучать
плотно и “жирно”, не вызывая эффекта “загрязнения” звука.
Уменьшение уровня частот в районе 100 герц вызовет различие
между звуком гитары и басгитары и, как следствие, раздельное
звучание их партий. Низшая частота основы гитарного звука
расположена около 80 герц.
Для вокала частоты в районе 200 герц определяют полноту и
насыщенность его звучания. Уровень частот этого диапазона
может быть уменьшен для увеличения разборчивости вокальной
партии. Тем не менее, если были сделаны изменения в АЧХ
тракта вокала в более высокочастотном диапазоне, повлёкшие
за собой потерю основательности звучания и появленияэффекта “тонкого” звука, некоторое увеличение усиления на
200 герцах поможет восстановить полноту звучания. Если при
обработке звука инструментов усиление на 100 герцах было
уменьшено для того, что бы избежать появления скомканного
звучания (некоторые ноты находятся на пределе слышимости, в
то время как остальные сливаются в непонятный шум),
некоторое увеличение уровня на 200 герцах позволяет
скомпенсировать это и вернуть звуку основательность. Гитара и
басгитара обладают почти одинаковой энергией на частоте
своей звуковой основы и её второй гармоники, и в связи с этим
очень часто их звуки сливается и партии становятся
трудноразличимыми. В этом случае уменшение усиления на 100
герцах и небольшое увеличение на 200 позволяет вернуть
нотную разборчивость.