Раздел 1
Духовно-нравственные ориентиры
в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные
качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку
(окружению), нравственные идеалы
и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
Темы сочинений прошлых лет
1.Чем
люди живы?
101. Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
102. Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
103. Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
104. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
105. Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
108. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
109. Когда разум и чувство борются в человеке?
110. Над какими чувствами разум может быть не властен?
111. Когда нужно сдерживать душевные порывы?
112. Как разум и чувства влияют на поступки человека?
113. Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
«Честь и бесчестие»
201. Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
204. «Досадно мне, коль слово "честь" забыто…» (В.С. Высоцкий).
205. Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный,
всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
206. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить
в бесчестии»?
207. Какой поступок можно назвать бесчестным?
208. Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
209. Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
210. Почему человеку важно не запятнать свою честь?
211. Что может привести человека к бесчестному поступку?
212. Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
213. Какими качествами должен обладать человек чести?
«Победа и поражение»
302. Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
304. Что значит достойно пережить поражение?
305. Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
306. Всегда ли победа возвышает победителя?
307. Можно ли добиваться победы любыми средствами?
308. Какие уроки можно извлечь из поражения?
309. Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а
любовью и великодушием»?
310. Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
311. Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
312. Только ли горечь несут человеку поражения?
313. Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
«Опыт и ошибки»
401. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
402. Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
403. Что значит «учиться на горьком опыте»?
404. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
406. Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
407. В чём ценность исторического опыта?
408. Нужно ли анализировать свои ошибки?
409. В чём различие между ошибкой и преступлением?
410. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный,
обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
411. Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше
собственного опыта».
412. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
«Дружба и вражда»
501. Может ли дружба принести человеку разочарование?
503. Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы
порой приходится сносить и обиды?
504. Какими качествами должен обладать настоящий друг?
505. Почему человек стремится обрести друзей?
506. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
507. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
508. В чём причины вражды между людьми?
509. Что разрушает дружбу?
510. Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
511. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть
вражда, то виноваты оба»?
513. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?501. Какую жизнь можно
считать прожитой не зря?
502. Что важнее: любить или быть любимым?
503. Чем опасна свобода без ограничений?
504. Кого можно считать счастливым человеком?
505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
506. Чем опасно равнодушие?
507. Что такое взаимопонимание?
508. «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)
509. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
510. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
511. Как Вы понимаете слово «долг»?
301. Какие качества раскрывает в
человеке любовь?
303. Что такое «любовь к жизни»?
304. Почему в любви важно понимать и прощать?
305. Почему любовь не всегда приносит счастье?
306. Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит
смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном
направлении»?
308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью
того, кого любишь»?
309. Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но
полюбить – лишь только душу»?
310. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит
забыть о себе»?
311. Светлые и трагические стороны любви.
312. Можно ли быть счастливым без любви?
313. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
Надежда
и отчаяние
201. Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
202. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
203. Верно ли, что надеяться можно только на себя?
204. Можно ли жить без надежды на лучшее?
205. Как помочь человеку обрести надежду?
206. Как надежда помогает выстоять в жизненных испытаниях?
207. Чем опасно для человека отчаяние?
208. Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?
210. Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?
211. Верно ли, что надежда делает человека сильнее?
213. В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние?
Добро и зло
301. Почему так трудно отвечать добром на зло?
302. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
303. Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
304. Всегда ли легко различить добро и зло?
305. Верно ли, что добро всегда сильнее зла?
306. Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?
307. Как связаны добро и благородство?
309. Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?
310. Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу
«постыдным»?
312. Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
313. Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла
– сердце человека?
Гордость и смирение
401. Чем можно и нужно гордиться?
403. Почему «гордость» и «гордыня» – разные понятия?
404. Должен ли человек смирять свою гордость?
405. Почему гордые люди часто бывают одинокими?
406. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
407. Считаете ли Вы смирение добродетелью?
408. В чём проявляется смирение?
410. С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?
411. Почему поединок между гордостью и смирением так драматичен?
412. Как победить в себе гордыню?
413. В чём разница между смирением и покорностью?
Он и она
502. Помогает ли любовь лучше понять самого себя?
503. Что мешает взаимопониманию между любящими?
504. В чём заключается рыцарское отношение к женщине?
505. Всегда ли он достоин её?
506. Нужны ли подвиги во имя любви?
508. Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
509. Он и она: в чём причины непонимания?
510. На какие жертвы способны он и она ради любви?
511. Какое значение в любви имеет взаимопонимание?
512. Что может привести к разрушению любви?
513. Он и она: искусство понимать друг друга.
401. Почему люди обманывают себя?
402. Трудно ли всегда оставаться самим собой?
405. Что значит быть совестливым человеком?
406. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
408. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
409. Чему мешают и чему помогают сомнения?
410. Помогает ли разговор с собой понять других людей?
411. Чем опасна завышенная самооценка?
412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.