Содержание
Введение………………………………………………………………………. |
3 |
Глава 1 Теоретические аспекты саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры……………………………………… |
7 |
1.1 Основные компоненты и функции профессиональной культуры современного учителя………………………………………………………... |
7 |
1.2 Саморазвитие ценностных ориентаций учителя как доминанта профессиональной деятельности……………………………………………. |
11 |
Глава 2 Основные направления организации процесса саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры…………. |
18 |
2.1 Психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности педагогической культуры учителя………………………………………….. |
18 |
2.2 Реализация основных направлений организации процесса саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры……………………………………………………………………….. |
24 |
Заключение……………………………………………………………………. |
30 |
Список использованных источников……………………………………….. |
32 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Список педагогов принявших участие в исследовании………………………………………………………………….. |
36 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Опросник «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога» (модифицированная методика авторов В.В. Бойко, И.М.Юсупова)………………………………………... |
37 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Карта педагогической оценки уровня педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревская)………... |
40 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Диагностика «Способность педагога к эмпатии» (И.М.Юсупов)…………………………………………………………………. |
45 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Программа саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры……………………………………… |
50 |
Введение
Актуальность исследования. Изучение ценностных ориентаций личности по праву занимает одно из центральных мест в психологии. Его значимость определяется тем, что ценностные ориентации регулируют человеческое поведение во всем его многообразии. Ценностные ориентации представляют собой подсистему сознания, в которой отражаются ценности, признаваемые личностью в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [19, с. 141].
Российское образование вступило в новый этап развития, который связан со сменой системы социальных ценностей и приоритетов. Новые условия общественной жизни диктуют особые требования к формированию ценностных ориентации выпускников школы. Изменившийся социальный заказ в области образования привел к его модернизации. Модернизация призвана решить ряд нормативно-правовых, содержательных и экономических задач. В психолого-педагогическом плане модернизация ставит задачу ориентации образования на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей [2, с. 76].
Успешное развитие личности во многом зависит от ценностных ориентиров образования в целом. А ценностные ориентиры образования проявляются как профессиональные и личностные ценности отдельного учителя. Сейчас есть необходимость в подготовке таких учителей, которые были бы способны к работе по ориентации учащихся на социально значимые ценности нового времени [17, с. 18].
Актуальность исследования профессиональной культуры современного педагога заключается в реформировании российского общества, которое закономерно сопровождается обновлением всех социальных институтов и систем, в том числе и системы образования. Из этого вытекает необходимость в обновлении содержания и технологий образования, а также в подготовке педагога, который способен решать сложные социально-педагогические задачи, ведь личность педагога является ключевой фигурой, определяющей состояние образования. В настоящее время, в связи с возрастанием в обществе роли общечеловеческих ценностей, активизации культуросозидающей функции современного образования, большое значение придается педагогу как носителю культурных традиций, профессионального педагогического творчества, педагогу, способного обеспечить не только передачу готовых знаний, умений и навыков, но и способного развивать индивидуальность в каждом ученике.
Современный педагог должен быть широко образованным, высоко нравственным и гуманистически направленным. В последнее время стало очевидным, что от уровня его культуры и профессиональной подготовки, широты интересов и гражданской позиции напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития российского общества, облик вступающих в самостоятельную жизнь поколений молодежи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, B.C. Собкин, С.Г. Вершловский, Ф. Г. Зиятдинова и др.) и анализ реальной школьной практики говорят о том, что педагоги не готовы к тому, чтобы решать эти задачи, потому что профессиональная компетентность современного педагога и его общая культура не соответствуют требованиям модернизации образования. Социально-экономические изменения, резкое увеличение объема научной информации на фоне общего кризиса системы образования привели к необходимости существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования, что, в свою очередь, потребовало разработки новой парадигмы образования, соответствующей запросам обновляющегося общества. Причём процесс формирования профессиональной культуры учителя в педагогическом вузе должен осуществляться на основе методологического положения о личности как субъекте деятельности и ее целостности [1, с. 46].
Объект исследования - ценностные ориентации учителя.
Предмет исследования - саморазвитие ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры.
Цель исследования - реализация основных направлений организации процесса саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры.
Гипотеза исследования - саморазвитие ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры будет проходить успешно, если:
- Изучить основные компоненты и функции профессиональной культуры современного учителя;
- Рассмотреть саморазвитие ценностных ориентаций учителя как доминанта профессиональной деятельности;
- Выявить уровни сформированности педагогической культуры учителя;
- Реализовать основные направления организации процесса саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- Изучить основные компоненты и функции профессиональной культуры современного учителя.
- Рассмотреть саморазвитие ценностных ориентаций учителя как доминанта профессиональной деятельности.
- Выявить уровни сформированности педагогической культуры учителя.
- Реализовать основные направления организации процесса саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры.
Методологическая основа исследования:
- процесс воспроизводства и функционирования педагогических кадров: аксиологические основания педагогического образования (М.В. Богуславский, И.Ф. Исаев, В.А. Караковский, И.Б. Котова, Б.Т. Лихачев, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);
- педагогические технологии в подготовке учителя (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.М. Коротов, А.И. Кочетов, Н.В. Кухарев, М.М. Левина, А.И. Мищенко, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др.);
- труды по проблемам ценностей и ценностных ориентаций (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Э. Шпрангер, З.И. Файнбург и др.); работы по исследованию ценностных ориентаций педагогов (Касимов Е., Терентьева Е.А, Кутняк С., Коротаева А.С) и работы по проблемам и тенденциям модернизации образования в России (Брызгалина Е., Широких О.Б. и др.).
Методы исследования:
- теоретические – анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация и обобщение;
- эмпирические – тестирование, педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа.
Теоретическая значимость исследования: изучены основные компоненты и функции профессиональной компетенции учителей. Рассмотрен процесс саморазвития ценностных ориентаций учителя как доминанты профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что выводы и результаты данной работы могут быть использованы в учебном процессе школьных учреждений.
База исследования: МОУ СШ № 18 г. Волжского Волгоградской области.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1 Теоретические аспекты саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры
1.1 Основные компоненты и функции профессиональной культуры современного учителя
Проблема педагогической культуры находит свое отражение в работах таких исследователей, как: С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, в связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя [11, с. 138].
Педагогическая культура – «существенная часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности [15, с. 26].
Педагогическая культура может рассматриваться на различных уровнях (социально-педагогическом, личностном):
- как социальная сфера общества, способ сохранения межпоколенных отношений и передачи социально-педагогического опыта;
- как часть общечеловеческой и национальной духовной культуры, сфера педагогических ценностей, включающая педагогические теории, педагогическое мышление, педагогическое сознание, культурные образцы практической деятельности;
- как сфера профессиональной деятельности педагога, включающая общественные требования к ней, закономерности культурной идентификации педагога;
- как личностное свойство учителя, воспитателя, родителя, интегрирующее педагогическую позицию.
Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования [15, с. 27].
Систему профессионально-педагогической культуры И.Ф. Исаев рассмотрел в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов. Структурными компонентами, по И.Ф. Исаеву, являются аксиологический, технологический и личностно-творческий, которые являются относительно самостоятельными системами, обладающими структурой и логикой.
Аксиологический компонент педагогической культуры состоит из системы ценностей, которые определяют отношение учителя к своей деятельности, ее целям и средствам, свойствам личности педагога, необходимым в профессиональном труде, к самому себе как учителю, той системе знаний, идей, норм, традиций, которые являются основой педагогической деятельности. Самая полная система ценностей, которые образуют содержательную основу профессионально-педагогической культуры, выделена И.Ф. Исаевым. Он включает в нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические профессионально-групповые и индивидуально личностные ценности), определяя их синкретический характер, обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей. Поэтому каждое разделение профессиональных ценностей очень условно, так как лишь в процессе целостного их присвоения происходит становление профессионально-ценностных ориентаций педагога.
Технологический компонент раскрывает её технологический аспект, способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе и речевого, активное использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и т.д. Этот компонент культуры учителя характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей [18, с. 38].
Культура педагогической деятельности формируется в процессе практической работы путём более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта.
К элементам деятельностной культуры педагога обычно относят:
- знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-воспитательной работы;
- педагогическое мышление;
- педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные, проективные, коммуникативные, экспрессивные, организаторские);
- педагогическую технику; педагогическую саморегуляцию [3, с. 4].
Личностно-творческий компонент профессиональной культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений. Культура профессионального педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработке на основе собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффективных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной [9, с. 632].
Одной из самых важных проблем в культурологиии является проблема функций. В работах А.И. Арнольдова, Е.М. Бабосова, Э.В. Соколова и других предпринимались попытки обосновать и выделить основные функции культуры как социального явления. Выделяются следующие основные функции профессионально-педагогической культуры: гносеологическая; гуманистическая; коммуникативная; информационная; нормативная; обучающая; воспитывающая.
Используя все эти функции, педагог способен решать методологические, инновационные, исследовательские, дидактические и другие педагогические задачи. Признание многообразия функциональных компонентов педагогической культуры подчеркивает многоаспектность содержания педагогической деятельности и разнообразие форм ее реализации. Отсюда следует, что функции раскрывают процессуальную сторону культуры [13, с. 120].
Гносеологическая функция педагогической культуры отображается в целенаправленном исследовании, отборе и систематизации научных знаний о субъектах и объектах образовательного процесса. Гносеологическая функция направлена на изучение и осознание преподавателем самого себя, своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма. Данная функция инициирует развитие таких видов педагогической культуры, как методологическая, исследовательская, интеллектуальная.
Гуманистическая функция педагогической культуры утверждает в учебно-воспитательном процессе общечеловеческие ценности, создает условия для развития способностей и дарований человека, служит укреплению сотрудничеству равенства, справедливости, гуманности в совместной деятельности. Коммуникативная функция педагогической культуры предполагает установление правильных взаимоотношений с учащимися и нормальных, деловых отношений с коллегами, родителями учащихся и другими субъектами образовательного процесса [20, с. 14].
Таким образом, содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.
1.2 Ценностные ориентации педагога как доминанта профессиональной деятельности
В отечественной литературе имеется значительное количество научных работ, посвященных формированию и функционированию ценностных ориентаций личности, социальных групп и общества в целом. Поскольку специфика ценностей лежит в междисциплинарном поле, то и исследования имеются как в области психологии, так и в социологии [22, с. 138].
Так в зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации исследовались Шпранглером Э., Холландом Дж., Рокичем М. и др. В отечественной психологии общие вопросы ценностных ориентаций отражены в трудах Здравомыслова А.Г., Леонтьева Д.А.
В работах отечественных социологов проблема исследования ценностных ориентаций личности представлена достаточно глубоко. Процессы формирования и функционирования ценностных ориентаций на уровне личности и социальной группы рассмотрены в работах И.Б. Бестужева – Лады, В.Я. Ядова, Н.И. Лапина.
Исследованиями социального самочувствия социально-профессиональной группы учителей в современных условиях жизни, в которых затрагивались их ценностные ориентации, занимались Л.А. Семенова, А.А. Орлов, Л.А. Орлова, В.С. Собкин, Л.Я. Рубина, О.Н. Никитина и др.
Отдельные исследования по изучению ценностных ориентаций учителей отражены в работах С.И. Железняковой, Л.А. Семенова [4, с. 260].
Современные социологические исследования по изучению ценностных ориентаций разнообразны, как по методике, так и по набору ценностей. Чаще всего исследователями используется анкетный опрос.
В мировой социологической и социально-психологической литературе ценностным представлениям посвящено немало работ, однако какие-либо общие традиции их понимания и общепринятые определения так и не были выработаны.
Понятие «ценностные ориентации» было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ценностные ориентации рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностных ориентаций различались либо по параметру «общее – индивидуальное», либо по параметру «реально действующее – рефлексивно сознаваемое (декларируемые)» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [16, с. 28].
Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:
1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения [23, с. 27].
Ценностные ориентации представляют собой один из важнейших компонентов структуры личности. Ценностные ориентации состоят из мотивационной, отношенческой, когнитивной, эмоциональной и оценочной составляющих. Они выступают в качестве наиболее гибкой связи между личностью и социумом с его институтами, культурой, ценностями [8, с. 163].
Единого взгляда на понимание понятий «ценностные ориентации», «ценность» до сих пор не существует. В нашем исследовании мы придерживались определения Д.А. Леонтьева. Автор изучал ценности в качестве особой психологической реальности, которая выполняет «функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения».
Исследования ценностных ориентаций показывают, что профессиональная деятельность влияет на иерархическую структуру ценностных ориентаций, а профессиональные установки входят в систему ценностных установок личности [14, с. 379].
В профессиональной деятельности можно выделить собственно профессиональные ценности. Это ценности, которые релевантны именно профессиональной сфере жизнедеятельности человека. Они формируются с учетом типа профессиональной деятельности (объекта), различного отношения субъекта труда к его процессу и результату, а также под воздействием различных внешних факторов, в той или иной степени влияющих на реализацию в избранной профессии (социальная престижность профессии, условий труда и т.д.). Профессиональные ценности удовлетворяют одну из важнейших потребностей профессионального сообщества, а именно потребность в консолидации для решения профессиональных задач. Большая роль в консолидации принадлежит идеалам, которые выступают как эталон должного и главный оценочный критерий, выражающий высшую цель деятельности [7, с. 40].
Если рассматривать профессию как отдельную ценность в системе ценностных ориентаций личности, то она включает в себя важность для человека содержания профессиональной деятельности, профессионального продвижения, достижения успеха в профессии, реализации своего потенциала в сфере профессиональной деятельности. Профессия может быть материальной или постматериальной ценностью [5, с. 99].
При доминировании системы материальных ценностей профессия значима для субъекта как средство достижения высоких доходов, материального благосостояния, и т.д. Для людей, ориентированных на постматериальные ценности, более важны такие профессиональные ценности, как самореализация в профессии, инициативность и ответственность в профессиональной деятельности.
Ценностные ориентации учителей также во многом обусловлены их профессиональной направленностью. Система этих ориентаций, как и система ценностей и личностных смыслов любой профессиональной группы, имеет свои особенности [10, с. 22].
Терентьева Е.А. отмечает, что ценностные ориентации учителей слабо связаны с другими структурами их личности. Автор выявила, что их ценности характеризуются неустойчивостью и изменчивостью. В качестве наиболее важных для учителя автор выделяет следующие ценности:
- любовь к детям, стремление к общению с ними, желание передавать знания и опыт, воспитывать, желание учить и учиться;
- стремление выразить в процессе обучения и воспитания своё отношение к жизни, свои взгляды и т. п.;
- значимость индивидуального характера организаторской деятельности;
- престижность профессии.
Изучение мотивов профессионального выбора педагогической деятельности учителей свидетельствует о преобладании внешних мотивов. В меньшей степени им свойственны мотивы, связанные с личностной самореализацией в выбранной профессии [12, с. 8].
Согласно мнению Э.Ф. Зеер, анализ личности специалиста той или иной профессии, его отношения к миру невозможен без изучения системы его ценностных ориентаций, которые являются одним из центральных личностных образований. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, существенно влияя на все стороны профессиональной деятельности. В зависимости от структуры ценностных ориентации личности, сочетания и степени предпочтения относительно других ценностей, можно определить, на какие цели направлена профессиональная деятельность человека [5, с. 103].
Вершловский С.Г. и Хазард Дж., исследуя ценностные ориентации российских и американских педагогов, выделили следующие группы педагогических ценностей:
1) ценности, раскрывающие профессиональный статус педагога;
2) ценности, показывающие степень вовлеченности личности в педагогическую профессию;
3) ценности, отражающие цели педагогической деятельности.
Как видим, основой выделения педагогических ценностей для авторов послужила удовлетворенность работой и возможность самореализации в профессиональной деятельности, однако это, на наш взгляд, не отражает всего многообразия педагогических ценностей [5, с. 105].
Шиянов Е.Н., положив в основу классификации материальные, духовные и общественные потребности учителя, которые служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, предложил следующее разделение педагогических ценностей:
1) ценности, связанные с утверждением личности в социальной и профессиональной среде: общественная значимость труда учителя, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением и т.п.;
2) ценности, удовлетворяющие потребность учителя в общении: общение с детьми, коллегами, референтными людьми; переживание детской любви и привязанности; обмен духовными ценностями;
3) ценности, связанные с развитием творческой индивидуальности: возможности развития профессионально-творческих способностей; приобщение к мировой культуре; занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование [6, с. 1].
Таким образом, проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Они выступают в качестве связующего звена между объективной для человека социальной среды и его индивидуальным сознанием, деятельностью, поведением. Ценностные ориентации развивают в человеке способность к преобразованию себя и окружающего мира и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Основным видом деятельности учителя является профессиональная деятельность в условиях модернизации образования. Успешность во многом зависит от понимания взаимосвязи личностных и профессиональных ценностных ориентаций. Педагогическая профессия требует от специалиста особых личностных качеств и наличия определенной системы ценностных ориентаций, определяющих успешность профессионального самоопределения.
Глава 2 Основные направления организации процесса саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры
2.1 Психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности педагогической культуры учителя
Исходя из темы исследования: «Саморазвитие ценностных ориентаций учителя как компонента педагогической культуры», нами была разработана психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности педагогической культуры учителя.
Мы подобрали следующие диагностические методики:
- Опросник «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога» (для членов педагогического коллектива) (модифицированная методика на выявление уровней эмпатии, толерантности, конфликтности учителя авторов В.В. Бойко, И.М.Юсупова)
Цель: выявить уровень проявления профессионально значимых черт личности учителя (эмпатии, толерантности и конфликтности) в условиях образовательного процесса участниками образовательного процесса (коллегами). Инструкция: ответьте, пожалуйста, на предложенные суждения относительно поведенческих проявлений вашего коллеги. При ответе важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая. Поставьте свой ответ в соответствующей колонке. Подробное описание диагностической методики представлено в приложении Б.
- Карта педагогической оценки уровня педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревская). Необходимо оценить каждый показатель по шкале от 1 до 5. Просчитайте средний показатель по каждому критерию: 5 баллов – качество проявляется постоянно и зримо, 4 балла – качество проявляется в большинстве случаев, 3 – качество может проявляется и не проявляться, 2 – качество проявляется изредка (эпизодично), 1- качество не проявляется совсем. Подробное описание диагностической методики представлено в приложении В.
- Способность педагога к эмпатии (И.М.Юсупов). Цель: Определение уровня развития эмпатии личности в общении.
Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.
Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа:
если Вы ответили «не знаю» — 0,
ответу «нет, никогда» припишите 1,
«иногда» — 2,
«часто» — 3,
«почти всегда» — 4 и ответу «да,
всегда» — 5.
Отвечать нужно на все пункты». Подробное описание диагностической методики представлено в приложении Г.
Исследование проводилось на базе МОУ СШ № 18 г. Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие 10 учителей – предметников. Список учителей мы представили в приложении А.
В начале констатирующего этапа исследования мы провели опросник «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога» (для членов педагогического коллектива) (модифицированная методика на выявление уровней эмпатии, толерантности, конфликтности учителя авторов В.В. Бойко, И.М.Юсупова). Цель: выявить уровень проявления профессионально значимых черт личности учителя (эмпатии, толерантности и конфликтности) в условиях образовательного процесса участниками образовательного процесса (коллегами).
Результаты мы представили в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1 – Уровни эмпатии, толерантности, конфликтности педагога (В.В. Бойко, И.М.Юсупова) на констатирующем этапе исследования, %
Уровни эмпатии, толерантности, конфликтности педагога |
Количество детей |
Доля, % |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
2 |
20 |
Низкий |
6 |
60 |
Рисунок 1 – Уровни эмпатии, толерантности, конфликтности педагога (В.В. Бойко, И.М.Юсупова) на констатирующем этапе исследования, %
Из рисунка мы увидели, что высокий уровень эмпатии, толерантности и конфликтности педагога всего у 20%, также 20% педагогов имеют средний уровень эмпатии, толерантности и конфликтности, и низкий уровень был выявлен у 60% педагогов.
Далее мы провели карту педагогической оценки уровня педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревская).
Результаты мы представили в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 – Уровни педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская) на констатирующем этапе исследования, %
Уровни педагогической культуры |
Количество детей |
Доля, % |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
3 |
30 |
Низкий |
5 |
50 |
Рисунок 2 – Уровни педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская) на констатирующем этапе исследования, %
Из рисунка мы увидели, что высокий уровень педагогической культуры всего у 20%, средний уровень педагогической культуры был выявлен у 30% педагогов, и низкий уровень был выявлен у 50% педагогов.
Далее мы провели диагностическую методику на определение способности педагога к эмпатии (И.М.Юсупов).
Результаты мы представили в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3 – Уровни эмпатии педагогов (И.М. Юсупов) на констатирующем этапе исследования, %
Уровни эмпатии |
Количество детей |
Доля, % |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
3 |
30 |
Низкий |
5 |
50 |
Рисунок 3 – Уровни эмпатии педагогов (И.М. Юсупов) на констатирующем этапе исследования, %
Из рисунка мы увидели, что высокий уровень эмпатии всего у 20%, средний уровень эмпатии был выявлен у 30% педагогов, и низкий уровень был выявлен у 50% педагогов.
Уровни педагогической культуры, полученные в ходе констатирующего этапа исследования мы представили на рисунке 4.
Рисунок 4 – Уровни педагогической культуры на констатирующем этапе исследования, %
В соответствии с результатами проведенного исследования, 2 педагога (20%) имеют высокий уровень педагогической культуры, 3 педагогов (30%) имеют средний уровень педагогической культуры и 5 педагогов (50%) имеют низкий уровень.
Таким образом, можно сделать общий вывод по исследованию, среди исследуемой группы педагогов преобладает средний и низкий уровни профессионально-педагогической культуры (80% педагогов). Следовательно, с педагогами исследуемой группы необходимо проводить целенаправленную работу по повышению педагогической культуры.
2.2 Реализация основных направлений организации процесса саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры
Педагогическая деятельность это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания учащихся, в решающей степени зависит от личности педагога, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Личностный компонент профессиональной культуры требует от преподавателя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др. [34].
По результатам нашего исследования именно личностный компонент профессионально-педагогической культуры преподавателей нуждается в формировании и развитии. Но проведением отдельных, разрозненных мероприятий эту проблему не решить, следовательно, нужна система психолого-педагогических средств, направленных на ее решение.
В результате теоретического анализа литературы, нами было подобрано направление работы, а именно, организован процесс саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры.
Одним из главных направлений профессионального саморазвития в вузе является формирование ценностных ориентаций. Профессиональное саморазвитие немыслимо без сохранения уникальности ценностей каждой личности.
Деформация или разрушение моральных принципов, нравственных норм, ценностных ориентиров ведут, в конечном счете, к дезинтеграции. Отсюда, то огромное значение, которое приобретает исследование проблемы, формирования индивидуальной системы ценностей личности в профессиональном саморазвитии, ибо она связана с фундаментальными вопросами человеческого бытия, поскольку все предметы и явления окружающего мира способствуют или препятствуют достижению поставленных целей. Человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от имеющихся представлений постепенно формируется определенная направленность интересов, а, следовательно, и деятельность личности.
Совокупность личностных и профессиональных ценностей определяет процесс саморазвития личности, влияя на динамику его протекания, и является центральным механизмом, детерминирующим саморазвитие на всех этапах личностного и профессионального становления. Личностные и профессиональные ценности влияют на возможные пути и способы саморазвития, формируя цели и внутреннюю программу его реализации.
Мы разработали курс занятий для педагогов, состоящий из тренинговых занятий, деловых игр и т.д., который направлен на организацию процесса саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры. Подробное описание мы представили в приложении Д.
После проведения формирующего этапа исследования, мы перешли к контрольному этапу, для отслеживания динамики. Мы провели повторное исследование, с помощью тех же диагностических методик, что и на констатирующем этапе исследования.
В начале контрольного этапа исследования мы повторно провели опросник «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога» (для членов педагогического коллектива) (модифицированная методика на выявление уровней эмпатии, толерантности, конфликтности учителя авторов В.В. Бойко, И.М.Юсупова).
Результаты мы представили в таблице 4 и на рисунке 5.
Таблица 4 – Уровни эмпатии, толерантности, конфликтности педагога (В.В. Бойко, И.М.Юсупова) на контрольном этапе исследования, %
Уровни эмпатии, толерантности, конфликтности педагога |
Количество детей |
Доля, % |
Высокий |
5 |
50 |
Средний |
2 |
20 |
Низкий |
3 |
30 |
Рисунок 5 – Уровни эмпатии, толерантности, конфликтности педагога (В.В. Бойко, И.М.Юсупова) на контрольном этапе исследования, %
Из рисунка мы увидели, что высокий уровень эмпатии, толерантности и конфликтности педагога стал выше – у 50%, 20% педагогов имеют средний уровень эмпатии, толерантности и конфликтности, и низкий уровень был выявлен у 30% педагогов.
Далее мы повторно провели карту педагогической оценки уровня педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревская).
Результаты мы представили в таблице 5 и на рисунке 6.
Таблица 5 – Уровни педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская) на контрольном этапе исследования, %
Уровни педагогической культуры |
Количество детей |
Доля, % |
Высокий |
5 |
50 |
Средний |
3 |
30 |
Низкий |
2 |
20 |
Рисунок 6 – Уровни педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская) на контрольном этапе исследования, %
Из рисунка мы увидели, что высокий уровень педагогической культуры у 50%, средний уровень педагогической культуры был выявлен у 30% педагогов, и низкий уровень был выявлен у 20% педагогов.
Далее мы повторно провели диагностическую методику на определение способности педагога к эмпатии (И.М.Юсупов).
Результаты мы представили в таблице 6 и на рисунке 7.
Таблица 6 – Уровни эмпатии педагогов (И.М. Юсупов) на контрольном этапе исследования, %
Уровни эмпатии |
Количество детей |
Доля, % |
Высокий |
5 |
50 |
Средний |
3 |
30 |
Низкий |
2 |
20 |
Рисунок 7 – Уровни эмпатии педагогов (И.М. Юсупов) на контрольном этапе исследования, %
Из рисунка мы увидели, что высокий уровень эмпатии у 50%, средний уровень эмпатии был выявлен у 30% педагогов, и низкий уровень был выявлен у 20% педагогов.
Уровни педагогической культуры, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов исследования мы представили на рисунке 8.
Рисунок 8 – Уровни педагогической культуры, полученные в ходе констатирующего и контрольного этапов исследования, %
В соответствии с результатами проведенного исследования, 5 педагогов (50%) имеют высокий уровень, 3 педагога (30%) средний уровень, и 2 педагога (20%) имеют низкий уровень педагогической культуры.
Таким образом, в результате проведения комплекса занятий с педагогами, нам удалось повысить уровень готовности к саморазвитию ценностных ориентаций. Значимость саморазвития у обучающихся напрямую связано с их готовностью к саморазвитию, так как она отражает установку на саморазвитие, положительное отношение к действиям по саморазвитию.
Обобщая результаты контрольного этапа исследования, можно заключить следующее. У обследуемых педагогов наблюдается положительная динамика в уровне сформированности саморазвития ценностных ориентаций.
Заключение
Ценность рассматривается как система функций, в которую входят такие структурные составляющие как ценностные ориентации и личностные смыслы. Без наличия ценностей невозможно формирование личности, т. к. они представляют собой неотъемлемый компонент ее структуры. Формирование личной системы ценностей, т. е. системы ценностных ориентаций личности, происходит постепенно в процессе социализации человека. Процесс формирования ценностных ориентаций течет наиболее активно в ходе образовательного процесса и личностно-деятельностной практики [24, с. 26].
В рамках рассмотрения особенностей формирования саморазвития ценностных ориентаций, является актуальной проблемой в настоящее время.
Профессионально-педагогическая культура преподавателя служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Ядром профессионально-педагогической культуры преподавателя являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума [14, с. 382].
Неразвитость и недостаточная сформированность основ профессионально-педагогической культуры преподавателя актуализируют необходимость поиска путей их формирования и повышения.
Исследование проводилось на базе МОУ СШ № 18 г. Волжского Волгоградской области. В исследовании приняли участие 10 учителей – предметников.
Для решения задач исследования, мы подобрали следующие диагностические методики: опросник «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога» (для членов педагогического коллектива) (модифицированная методика на выявление уровней эмпатии, толерантности, конфликтности учителя авторов В.В. Бойко, И.М.Юсупова); карта педагогической оценки уровня педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревская); способность педагога к эмпатии (И.М.Юсупов).
В соответствии с результатами проведенного констатирующего этапа исследования, мы выявили, что 2 педагога (20%) имеют высокий уровень педагогической культуры, 3 педагогов (30%) имеют средний уровень педагогической культуры и 5 педагогов (50%) имеют низкий уровень.
Мы разработали курс занятий для педагогов, состоящий из тренинговых занятий, деловых игр и т.д., который направлен на организацию процесса саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры. Затем провели повторное обследование педагогов, с целью отслеживания динамики.
В соответствии с результатами проведенного контрольного этапа исследования, 5 педагогов (50%) имеют высокий уровень, 3 педагога (30%) средний уровень, и 2 педагога (20%) имеют низкий уровень педагогической культуры.
Таким образом, в результате проведения комплекса занятий с педагогами, нам удалось повысить уровень готовности к саморазвитию ценностных ориентаций. Значимость саморазвития у обучающихся напрямую связано с их готовностью к саморазвитию, так как она отражает установку на саморазвитие, положительное отношение к действиям по саморазвитию.
Список использованных источников
1. Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования/ В. Г. Алексеев. – Москва: Академия, 2019. – 227 с.
2. Белоусова, Н. С. Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи [Электронный ресурс] : монография / Н. С. Белоусова, Н. А. Юдина ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-7186-0963-9
3. Битянова, М. Профессия несовершенного вида : педагогика как образ жизни / М. Битянова // Классное руководство и воспитание школьников : [журн. Изд. дома «Первое сент.»]. 2016. № 5/6. С. 4-6
4. Бототова Ж.А., Кострикова Ю.В., Радченко Е.А., Рахманова М.Н. Ценностные ориентации педагогов начальных классов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-2. – С. 260-263; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8363 (дата обращения: 12.06.2021).
5. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Психологический журнал. – 2017. – № 5. – С. 99-105.
6. Виды оценочных средств. Подготовка практикоориентированного педагога : Практическое пособие : Для вузов по гуманитарным направлениям / Авт.-сост.: Н. В. Быстрова и др. ; Под ред. Е. В. Слизковой . – Москва : Юрайт, 2019 . – 137, 1 с. - ISBN 978-5-534-08089-6 .
7. Гузева, М. В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания / М. В. Гузева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 2 (15). - С. 40¬43.
8. Елисеева, Л.Я. Педагогика и психология планирования карьеры : Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : Для вузов по гуманитарным направлениям / Л. Я. Елисеева . – 2. изд . – Москва : Юрайт, 2019 . – 241, 1 с. : ил., табл. – (Бакалавр и магистр. Академический курс) (УМО ВО рекомендует) . - На тит. л. в подзаг.: Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru . – Библиогр.: с. 160-173 . – На рус. яз. - ISBN 978-5-534-09493-0.
9. Жуйкова, Т. П. Идеи ценностей, их развитие в общей аксиологии / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. – 2016. – № 21. – С. 632-634. – Электрон. дан. – Режим доступа: https: // moluch.ru\archive/80/14284 (дата обращения 22.06.2021).
10. Забегалина, С. В. Формирование ценностных ориентаций и идеалов личности / С. В. Забегалина // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - № 1. - С. 22-28.
11. Залесский, Г. Е. Психологические вопросы формирования личности / Г. Е. Залесский. – Москва: Мысль, 2016. – 234 с.
12. Зеленов, В. И. Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у студентов с позиции компетентностного подхода в системе высшего образования / В. И. Зеленов // Социальные отношения. - 2017. - № 1 (20). - С. 8-14.
13. Купчигина, И. М. Ценностные ориентации личности педагога в условиях модернизации образования / И. М. Купчигина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 9(44). – Новосибирск: СибАК, 2014. – URL: https://sibac.info/ (дата обращения 12.06.2021).
14. Мамедова, Ж. С. Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. – Москва, 2016. – С. 379-382
15. Мартынова Е.А., Еналеева Н.И. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в образовательном пространстве // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4. С. 26-30.
16. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаевича. – Москва: Академия, 2016. –176 с.
17. Петрушин, В. И. Педагогическая компетентность учителя-воспитателя / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина // Классный руководитель. 2017. № 4. С. 18-29.
18. Савинова Т.В., Бирюлева Е.И. Проектирование программы развития ценностных ориентаций будущих психологов в образовательном пространстве педагогического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (109). С. 38-42.
19. Свирина, Н. М. Мастерская современного учителя / Н. М. Свирина // Школь- ные технологии. 2016. № 2. С. 141-147.
20. Серый, А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов / А.В. Серый. – М., 2016. – 25 с.
21. Теория и практика устойчивого ценностно-позитивного развития молодё- жи: коллективная монография под ред. С.В.Тетерского, Т.К.Ростовской. – М.: ПЕРСПЕКТИВА, 2016. – 280 с.
22. Факторович, А.А. Педагогические технологии : Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович . – 2. изд., испр. и доп . – Москва : Юрайт, 2020 . – 128 с. – (Профессиональное образование) . – ISBN: 978-5-534-13194-9.
23. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации совре- менного общества [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской с между- народным участием научно-практической конференции 12 февраля 2020 г. / под ред. Г. Ю. Лизуновой. – Электрон. дан. и прогр. (6,72 Мб). - Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020. – 565 с.
24. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государ- ственной молодёжной политики: результаты исследования [Текст] : моногра- фия / Государственный университет управления ; [под общ. ред. С.В. Чуева]. – М. : Издательский дом ГУУ, 2017. – 131 с. ISBN 978–5–215–02993–0. – Текст: электронный.
Приложение А
Список педагогов принявших участие в исследовании
1) Анна Николаевна К.
2) Ирина Владимировна Ш.
3) Ирина Владимирована Е.
4) Татьяна Викторовна С.
5) Вера викторовна Б.
6) Алена Виктровна А.
7) Олеся Анатольевна Н.
8) Светлана Геннадбевна Г.
9) Елена Александрова Н.
10) Леонид Сергеевич Б.
Приложение Б
Опросник «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога» (для членов педагогического коллектива) (модифицированная методика на выявление уровней эмпатии, толерантности, конфликтности учителя авторов В.В. Бойко, И.М.Юсупова)
Цель: выявить уровень проявления профессионально значимых черт личности учителя (эмпатии, толерантности и конфликтности) в условиях образовательного процесса участниками образовательного процесса (коллегами). Инструкция: ответьте, пожалуйста, на предложенные суждения относительно поведенческих проявлений вашего коллеги. При ответе важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая. Поставьте свой ответ в соответствующей колонке.
№ |
|
верно |
верно в некоторой степени |
совсем не верно |
1. |
Ваш коллега в условиях профессиональной деятельности направлен на дело |
|
|
|
2. |
Имеет адекватную самооценку |
|
|
|
3. |
Умеет почувствовать настроение другого |
|
|
|
4. |
Внимательно относится к проблемам других коллег |
|
|
|
5. |
Прислушивается к мнению других |
|
|
|
6. |
Выдерживает корректный тон в споре, тактичен |
|
|
|
7. |
Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
|
|
|
8. |
Не раздражается при виде суетливых и |
|
|
|
|
непоседливых или медлительных людей |
|
|
|
9. |
Спокойно относится к шумным детским играм |
|
|
|
10. |
Спокоен, даже если дважды обращаешься к нему по одному и тому же вопросу |
|
|
|
11. |
Легко идет на уступки коллегам |
|
|
|
12. |
Детям нравится, когда ваш коллега предлагает им свою идею, дело и охотно приступают к совместной деятельности |
|
|
|
13. |
Ваш коллега не пройдет мимо расстроенного ученика |
|
|
|
14. |
Ваш коллега считает, что человеку станет легче, если внимательно отнестись к его проблеме |
|
|
|
15. |
Считает, что родители должны относиться к своим детям справедливо |
|
|
|
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Ключ:
Для анализа результатов каждый ответ оценивается: «верно» - 3 балла; «верно в некоторой степени» - 2 балла; «совсем не верно» - 1 балл.
Интерпретация результатов основывается на средней статической оценке по шкалам. Конфликтность – вопросы 2, 4, 5, 6, 7. Количество баллов делится 5.
Толерантность – вопросы 1, 8, 9, 10, 11. Количество баллов делится на 5.
Эмпатийность – вопросы 3, 12, 13, 14, 15. Количество баллов делится на 5.
Уровень проявления толерантности и эмпатийности личности определяется на основе среднестатической оценки (при необходимости провести округление результатов):
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень.
Уровень проявления конфликтности личности определяется на основе среднестатической оценки (при необходимости провести округление результатов):
1 балл – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – низкий уровень.
Для определения уровня проявлений толерантности, эмпатии и конфликтности по результатам диагностики коллектива вычисляется среднестатистическое значение по формуле: сумма баллов, выставленных каждым участником опроса, делится на количество участников опроса (при необходимости провести округление результатов).
Приложение В
Карта педагогической оценки уровня педагогической культуры (Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревская)
Оцените каждый показатель по шкале от 1 до 5. Просчитайте средний показатель по каждому критерию: 5 баллов – качество проявляется постоянно и зримо, 4 балла – качество проявляется в большинстве случаев, 3 – качество может проявляется и не проявляться, 2 – качество проявляется изредка (эпизодично), 1- качество не проявляется совсем.
Свойства личности |
|
1. Активная педагогическая позиция |
|
Вера в воспитание, убежденность в общественной значимости и правильности выбора профессии, сформированность системы педагогических принципов и гуманистических ценностей ориентации на работу с детьми 1 Активность в защите интересов детей и оказание помощи им Способность самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания и жизни детей и нести за них ответственность |
|
2. Профессионально - педагогическая направленность личности |
|
2. 1 . Интерес к профессии учителя, потребность в работе с детьми 2.2. Убежденность в необходимости передавать детям социальный опыт 2.3. Отношение к ребенку как главной ценности 2.4. Потребность в достижении воспитательных целей 2.5. Стремление быть эталоном человека культуры, мерилом добра и гуманности 2.6. Социальная активность, гражданственность |
|
3. Отношение к педагогическому труду |
|
3.1. Отношение к педагогическому труду как главному смыслу жизни 3.2. Добросовестное, ответственное отношение к труду 3.3. Способность к самоотдаче в педагогической работе 3.4. Увлечение и удовлетворение собственной педагогической деятельности |
|
4. Интересы и духовные потребности |
|
4.1. Познавательная активность 4.2. Разносторонность интересов и духовных потребностей (интерес к музыке, искусству, литературе, истории и т.д., потребность в постоянном общении с детьми) 4.3. Потребность в красоте 4.4. Автономия внутреннего мира, цельность |
|
5. Профессионально - нравственные качества |
|
5.1. Милосердие, доброта в отношении к детям 5.2. Способность к состраданию, сопереживанию 5.3. Готовность оказывать помощь детям и взрослым 5.4. Стремление защищать и охранять детство 5.5. Понимание ценности человеческой жизни 5.6. Общительность 5.7. Справедливость 5.8. Требовательность 5.9. Принципиальность 5.10. Объективность |
|
6. Личностно - педагогическая саморегуляция |
|
6.1. Самоконтроль, самодисциплина 6.2. Самокритичность 6.3. Самоограничение 6.4. Оптимизм, чувство юмора, хорошее настроение 6.5. Педагогический такт, выдержка, терпение 6.6. Культура внешнего вида 6.7. Профессионально - педагогическое самосовершенствование и самовоспитание 6.8. Культура поведения |
|
7. Профессиональные знания |
|
7.1. Методологические (знания общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) 7.2. Теоретические (знание цели, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка) 7.3. Методические ( знание основ и приемов обучения и воспитания) 7.4. Технологические (знание способов и приемов обучения и воспитания) |
|
8. Информационные умения |
|
8.1. Умение отобрать содержание необходимой информации 8.2. Умение творчески переработать необходимую информацию 8.3. Умение выразительно показать собственные чувства и отношения к тому, о чем идет речь 8.4. Умение излагать материал логично, доступно, образно, выразительно 8.5. Умение вызывать интерес слушателей к излагаемой информации 8.6. Умение выделить главное 8.7. Умение излагать материал проблемно побуждая слушающих к дискуссии 8.8. Умение учитывать в ходе изложение особенности усвоения, восприятия, понимания информации слушающими и корректировать процесс изложения 8.9. Умение сочетать изложение информации с руководством познавательной деятельности слушающих по ее усвоению |
|
9. Умение определять конкретные учебно-воспитательные задачи исходя из общей цели воспитания с учетом |
|
9.1. Умение определять возрастные и индивидуальные особенности учащихся; 9.2. Умение определять уровня воспитанности коллектива и отдельных учащихся; 9.3. Умение определять конкретной социально - педагогической ситуации, сложившейся в коллективе; 9.4. условий семейного воспитания 9.5. Умение проектировать конечный результат учебно-воспитательной работы на полугодие, год 9.6. Умение определять способы его достижения 9.7. Умение планировать этапы и средства педагогической деятельности по достижению конечного результата 9.8. Умение планировать индивидуальную работу с отдельными учащимися в коллективе 9.9. Умение планировать дифференцированный подход к учащимся |
|
10. Организаторские умения |
|
10.1. Умение организовать самого себя 10.2. Умение организовать отдельные виды учебно-воспитательной работы 10.3. Умение организовать жизнедеятельность детей 10.4. Умение организовать работу с родителями 10.5. Умение организовать свой труд и труд детей в соответствии с основными принципами НОТ 10.6. Умение координировать свою деятельность ч деятельностью учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, администрации |
|
11. Коммуникативные умения |
|
11.1. Умение конструировать предстоящее общение с детьми 11.2. Умение сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с отдельными учащимися и группами 11.3. Умение вызывать доверие у учащихся, формировать чувство сопереживания и сопричастности в современной деятельности 11.4. Умение создавать зону успеха каждому учащемуся 11.5. Умение слушать ребенка 11.6. Умение отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию 11.7. Умение верно воспринимать индивидуальность ребенка 11.8. Умение целенаправленно влиять на ребенка 11.9. Умение управлять инициативой в общении 11.10. Умение выявить свой индивидуальный стиль в общении 11.11. Умение организовать общение не «от себя», а «от детей» |
|
12. Умение анализа и самоанализа |
|
12.1. Умение изучать коллектив и личность 12.2. Умение осуществлять диагностику состояния воспитанности учащихся 12.3. Умение анализировать конкретные педагогические ситуации 12.4. Умение верно оценивать деятельность учеников 12.5. Умение подходить с педагогических позиций к анализу явлений школьной жизни 12.6. Умение анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными 12.7. Умение анализировать опыт других учителей с целью общения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы 12.8. Умение на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать новые педагогические задачи 12.9. Умение выявлять эффективность воспитательных дел и мероприятий 12.10. Умение обучать учащихся анализу и самоанализу своей деятельности. |
|
13. Умения морально-волевой саморегуляции |
|
13.1. Умение быть всегда терпеливым 13.2. Умение всегда владеть собой в любой ситуации 13.3. Умение всегда управлять своими эмоциями 13.4. Умение постоянно контролировать себя 13.5. Умение быть деликатным и предупредительным в отношении с детьми 13.6. Умение владеть своим настроением 13.7.Умение бороться с несправедливостью, нелестными поступками 13.8. Умение проявлять к себе повышенную требовательность 13.9. Умение поступиться своими интересами, потребностями ради других людей 13.10. Умение правильно воспринимать и учитывать критику 13.11. Умение быть корректными во взаимоотношениях с коллегами, администрацией |
|
14. Умения педагогической техники |
|
14.1. Умение анализировать ситуацию с позиции ученика и принимать решения в его пользу 14.2. Умение предъявлять разумные требования к ученику и обеспечивать условия их осуществления 14.3. Умение заинтересовать, вдохновлять 14.4. Умение стимулировать положительные проявления в поступках ученика 14.5. Умение проявлять поощрение и наказание в их разумном сочетании 14.6. Умение правильного речевого дыхания и артикуляции 14.7. Умение владеть голосом, придавать ему различные интонации 14.8. Умение владеть мимикой, жестами, придавать своему лицу необходимое выражение 14.9. Умение транслировать собственную расположенность к детям, дружественность 14.10. Умение создавать обстановку комфортности своим ученикам 14.11. Умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого ребенка |
|
15. Прикладные умения |
|
15.1. Умения художественного творчества: пение, танец, рисование, вязание, фотографирование, киносъемка и др. 15.2. Умение технического творчества: конструирование и моделирование, радиотехника 15.3. Умение сельскохозяйственного опытничества: садоводство, птицеводство, растениеводство, пчеловодство 15.4. Спортивные умения (по видам спорта) 15.5. Военно-прикладные умения: вождение автомобиля, мотоцикла, стрельба и т.д. |
|
16. Творческие умения |
|
16.1. Умение самостоятельно, оригинально осмысливать педагогические задачи 16.2. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации, способствующие развитию ученика (ставить перед ним творческую цель, побуждать к ее решению и т.д.) 16.3. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации реальной ответственности ученика за учебу, общественные дела, побуждать их к жизнетворчеству 16.4. Умение разрабатывать и осуществлять средства, способы приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных. |
После того, как вы заполните анкету, суммируйте полученные данные по каждому отдельному критерию и разделите на количество оценок. Полученный результат позволит вам определить уровень педагогической культуры.
4 – 5 баллов – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты и ярко выражены потребность в дальнейшем ее совершенствовании.
2,5 – 4 балла – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов педагогической культуры и недостаточная сформированность других.
1 – 2,5 – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов педагогической культуры, а также потребность в их формировании, в профессиональном самосовершенствовании.
Приложение Г
Способность педагога к эмпатии (И.М.Юсупов)
Цель: Определение уровня развития эмпатии личности в общении
Необходимые материалы: текст опросника, опросный лист.
Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа:
если Вы ответили «не знаю» — 0,
ответу «нет, никогда» припишите 1,
«иногда» — 2,
«часто» — 3,
«почти всегда» — 4 и ответу «да,
всегда» — 5.
Отвечать нужно на все пункты».
Опросник
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в «современных ритмах».
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Ключ
Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали.
Если ответы «не знаю» даны на утверждения №№ 3, 9, 11, 13, 28, 36, а ответы «да, всегда?» на №№ 11, 13, 15, 27 и их четыре и более, то следует сомневаться в достоверности всех ответов, а при пяти — можете считать, что работу выполнили напрасно.
Просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты №№ 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
82 до 90 баллов — это очень высокий уровень эмпатийности, болезненно развитое сопереживание. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы.
63 - 81 балла — высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.
37 - 62 баллов — нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.
12—36 баллов — низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда Вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием.
11 баллов и менее — очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выгладите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
По результатам проведенного тестирования сформулируйте выводоб уровне развития эмпатийных тенденций Вашей личности.
Приложение Д
Программа саморазвития ценностных ориентаций учителя как педагогической культуры
Цель практического курса – способствовать повышению профессионально-педагогической культуры педагогов.
Задачи курса:
1. познакомить учителей с понятием профессионально-педагогической культуры и его значением для развития личности и профессиональной деятельности учителя;
2. изучить составляющие профессионально-педагогической культуры, рассмотреть основные направления и формы развития профессионально-педагогической культуры двух сторон труда педагога: педагогического общения, личностного развития учителя;
3. обучить учителей приемам повышения профессионально-педагогической культуры;
Функции программы:
- Просветительная функция состоит в знакомстве педагогов с явлением профессионально-педагогической культуры с двух сторон педагогического труда: педагогического общения, личностного развития.
- Развивающая функция заключается в развитии у педагогов мотивов и практических приемов повышения профессионально-педагогической культуры.
- Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов профессионально-педагогической культуры педагога.
Программа реализуется в два этапа:
На первом (подготовительном) этапе осуществляются:
- создание положительной установки на восприятие и осознание информации о профессионально-педагогической культуре педагога;
- формирование внутренней мотивации на повышение профессионально-педагогической культуры педагога
На втором (основном) этапе осуществляется проведение занятий в группах коррекции по основным проблемам: культура педагогического общения, личностное развитие учителя (прил. 3, 4).
В структуру каждого коррекционного занятия включаются следующие части:
- теоретическая (информационно-познавательная часть занятий);
- практическая часть, включающая отработку навыков повышения профессионально-педагогической культуры педагога;
- рефлексивная часть, включающая индивидуальную и групповую рефлексию на эмоциональном и интеллектуальном уровнях;
- апробация учителями коррекционных техник в ходе практической деятельности;
- обсуждение результатов применения психологических техник учителями в учебно-воспитательном процессе и разработка индивидуальных коррекционных программ.
На занятиях используются методы: теоретическая информация предлагается в форме проблемных лекций, информационных сообщений; практическая часть осуществляется посредством социально-психологического тренинга, анализа и решения конкретных педагогических ситуаций, требующих высокого уровня психолого-педагогической компетентности; рефлексивная часть осуществляется посредствам вербальных и невербальных реакций на эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Особое место среди них занимает метод социально-психологического тренинга.
В формировании профессионально-педагогической культуры педагога главная роль принадлежит совершенствованию его личности. Поэтому профессиональный тренинг — это не только отработка внешних «техник», но и тренинг психики. Особое внимание на нем уделяется развитию у педагога приемов психологической разгрузки и психологической самозащищенности.
Данные педагогический тренинг направлен: на совершенствование психолого-педагогической компетентности; на развитие психических процессов (педагогическое мышление, педагогическая рефлексия и др.), качеств личности (например, гуманистическая направленность); совершенствование педагогических умений (например, приемов решения педагогических задач, способов снятия напряженности, конструктивных приемов выхода из конфликта); расширение профессиональных знаний [5].
В ходе профессионального тренинга педагогу важно вызвать у себя новые формы психических состояний, затем новые формы поведения и закрепить их сначала в условиях, затем в реальных ситуациях повседневной жизни. Переход на новые уровни профессионально-педагогической культуры — сложный процесс, имеющий своим содержанием изменение старых и возникновение новых форм, поэтому в нем выделяют несколько стадий. Перечислим их:
- «разогрев» педагогов — обеспечение его открытости, снижение напряженности, преодоление личностного сопротивления изменениям;
- лабилизация — осознание человеком неадекватности своего поведения в определенных ситуациях, неудовлетворенность прежними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению (приходящей на смену кратковременной отрицательной мотивации), готовность к освоению нового;
- действия по изменению, отработке приемов, «техник» нового поведения, разработке возможных альтернатив поведения;
- «замораживание» — закрепление новых способов деятельности, интеграция их в личности.
Наиболее эффективно профессиональный тренинг происходит в активных формах группового обучения. Общим в этих многообразных формах является то, что каждый участник группового занятия научается самостоятельно (при косвенной помощи других) ставить диагноз своим трудностям и возможностям, находить пути решения своих проблем, понимать самого себя, осуществлять самодиагностику. Назовем некоторые формы и варианты таких групповых занятий, приемлемые для педагогов.
Режим работы: длительность каждого занятия составляет 1,5 часа периодичностью 2 раза в неделю.
Структура тренинга: программа включает 24 занятия.
Структура занятий: Каждое занятие состоит из 5 упражнений:
1) вводное упражнение, подготавливающее участников к основным упражнениям;
2) основные упражнения, направленные на развитие качеств и отработку навыков согласно цели занятия;
3) упражнение на рефлексию, где участники проговаривают, что нового они узнали на занятии, что больше всего понравилось, пригодятся ли им полученные знания и навыки
Тематический план тренинга саморазвития ценностных ориентаций
№ п/п |
Тема занятия |
Цели занятия |
Часы |
|
|||
1 |
«Знакомимся заново» |
Помочь участникам лучше узнать друг друга настроиться на доверительную работу |
1,5 |
|
|||
2 |
«Внутренние ресурсы» |
Повышение готовности к саморазвитию |
1,5 |
|
|||
3 |
«Гибкость поведения» |
Развитие коммуникативных способностей |
1,5 |
|
|||
4 |
«Жизненная траектория» |
Развитие умения выстраивать свою жизненную траекторию в целях достижения наиболее высоких результатов |
1,5 |
|
|||
5 |
«Движение к цели» |
Определение жизненных приоритетов, усиление ощущения направленности жизни |
1,5 |
|
|||
6 |
«Ценность собственного «Я» |
Формирование установок на познание себя и развитие личностных качеств |
1,5 |
|
|||
7 |
«Кто Я» |
Формирование навыков самопонимания |
1,5 |
|
|||
8 |
«Будущее» |
Осознание ресурсов для самоизменения |
1,5 |
|
|||
9 |
«Я в глазах других» |
Формирование установок на саморазвитие |
1,5 |
|
|||
10 |
«Уникальная личность» |
Осознание себя как уникальной личности, способной к саморазвитию |
1,5 |
|
|||
11 |
«Самоанализ» |
Развитие стремление к самоанализу |
1,5 |
|
|||
12 |
«Что я могу» |
Повышение готовности к саморазвитию |
1,5 |
||||
13 |
«Сферы саморазвитие» |
Формирование установок на саморазвитие |
1,5 |
||||
14 |
«Моя профессия» |
Повышение значимости ценности саморазвития в профессиональной сфере |
1,5 |
||||
15 |
«Профессиональная деятельность» |
Повышение значимости ценности саморазвития в профессиональной сфере |
1,5 |
||||
16 |
«Мое образование» |
Повышение значимости ценности саморазвития в сфере образование |
1,5 |
||||
17 |
«Я все знаю» |
Повышение значимости ценности саморазвития в сфере образование |
1,5 |
||||
18 |
«Духовность» |
Повышение значимости ценности саморазвития в духовной сфере |
1,5 |
||||
19 |
«Сила Я» |
Повышение значимости ценности саморазвития в духовной сфере |
1,5 |
||||
20 |
«Самоуправление» |
Повышение значимости ценности саморазвития в сфере самоуправления |
1,5 |
||||
21 |
«Саморегуляции» |
Повышение значимости ценности саморазвития в сфере самоуправления |
1,5 |
||||
22 |
«Мой мир» |
Развитие стремление к самоанализу |
1,5 |
||||
23 |
«Ответственность за развитие Я» |
Развитие интернальности, повышение ответственности за результаты работы над собой |
1,5 |
||||
24 |
«Подведение итогов» |
Развитие рефлексии, навыков эмпатии. |
1,5 |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.