|
О.С.Костяков учитель МБОУ «Фрунзенская средняя школа» Сакского района Республики Крым |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ
ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ
В современной школе достижение планируемых образовательных результатов обусловливает необходимость оптимизации учебно-воспитательного процесса, использования эффективных и одновременно ресурсосберегающих педагогических технологий. Такие реалии являются основаниями для педагогических инноваций.
Инновация (от лат. in – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Инновации в образовании – направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
‒ в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
‒ в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
‒ в систему контроля и оценки уровня образования;
‒ в систему финансирования;
‒ в учебно-методическое обеспечение;
‒ в систему воспитательной работы;
‒ в учебный план и учебные программы;
‒ в деятельность учителя и ученика.
В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:
1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания;
2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области;
3. Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности;
4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.
Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.
Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:
1) по видам деятельности (педагогические, обеспечивающие педагогический процесс; управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями);
2) по срокам действия (кратковременные; долговременные;
3) по характеру изменений (радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах; комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов; модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм);
4) по масштабам изменений (локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов; модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций; системные – полная реконструкция системы как целого);
5) по масштабу использования (единовременные; повторяющиеся);
6) по источникам возникновения (внешние - за пределами образовательной системы; внутренние - внутри образовательной системы);
7) по методам осуществления (авторитарные; либеральные; административные; инициативные).
Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
Среди проблем внедрения инновационных технологий выделяются следующие: ригидность мышления; неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров, недостаток педагогических знаний и опыта; необходимость формирования психологических качеств педагогов; слабая и практически отсутствующая технически-информационная база; невозможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации в связи с недостаточным финансированием.
Возможные пути решения проблем внедрения инноваций:
√ обобщение и распространение опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации.
√ доступность и возможность выхода в информационную сеть для каждого педагога учебного учреждения.
√ компьютеризация учреждений дополнительного образования.
√ формирование государственной поддержки и позитивного отношения населения к инновационным процессам в образовании.
Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ
Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, на запоминание и сохранение материала в памяти и способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современным требованиям. Роль новых технологий в практике обучения следует рассматривать как необходимое условие развития обучающихся.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются: обучение в сотрудничестве; метод проектов; разноуровневое обучение; компьютерные телекоммуникационные системы; индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии. [19]
Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение нового подхода к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок ОБЖ с использованием современных технологий позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые умения.
Современный учитель, приходя сегодня в класс, наверняка задает такие вопросы: «Как заинтересовать учеников своим предметом? Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным?» В решении этих современные образовательные технологии позволяют формировать и развивать учебные знания и умения, развивать положительную мотивацию к изучению курса ОБЖ.
Преподаватели ОБЖ чаще используют следующие технологи: игровые, технологии уровневой дифференциации, технологии интегрированного обучения, проектная и поисково-исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии.
Представляет интерес инновационный проект в работе с допризывной молодежью в Центре допризывной подготовки студентов учреждений СПО в Москве. В полном объеме реализовать такой процесс подготовки допризывников в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга в настоящий момент не представляется возможным из-за финансовых и организационных проблем. Но ознакомиться с опытом коллег из Москвы было интересно, есть к чему стремиться.
Предлагается использовать самые современные инновационные технологии:
- интерактивные занятия и тесты по военно-исторической тематике;
- военно-патриотические медиапрограммы, имеющие целью героизацию образа защитника Отечества и включающие в себя подборку тематического видеоряда, посвященного знаменательным событиям (датам) в истории Отечества;
- виртуальные модели и реконструкции исторических событий и объектов; компьютерные игры военно-патриотической направленности («От Кремля до Рейхстага», «Сталинградское сражение», «Битва за Москву» и т.д.);
- обучающие компьютерные тренажеры и симуляторы («Выполнение стрельб», «Ориентирование на местности» и др.);
- интернет-сайты, виртуальные музейные экспозиции и выставки (биографические фото и печатные документы военачальников, полководцев, национальных героев; исторические карты и документы; описания битв, сражений, подвигов);
- интернет-занятия на тему «Узнай о героическом прошлом своих родных (дедушки, бабушки в годы Великой Отечественной войны; отца, дяди, брата, участвовавших в локальных войнах и вооруженных конфликтах)».
Для физической и морально-психологической подготовки будущих защитников Отечества и разнообразия проведения военно-спортивной игры «Зарница» предлагается создать на базе центра специализированную военно-спортивную площадку с элементами психологической подготовки (модель реалистического образа тактики боевых действий и возможностей «вероятного противника»), объединяющую в себе пейнтбольную площадку и военизированную полосу препятствий.
Для повышения качества огневой подготовки предлагается создать мультимедийный интерактивный страйкбольный тир. В отдельную дисциплину «Основы военной службы» предлагается включить подраздел «Военная психология и педагогика».
Таким образом, инновационные направления и технологии в деятельности Центра позволят качественно решить государственные цели и задачи, направленные на допризывную подготовку студентов учреждений СПО к военной службе по призыву в рядах ВС РФ.
На наш взгляд, такие самые современные инновационные технологии необходимо внедрять и в работе со старшеклассниками, а не только со студентами колледжей.
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную военную подготовку в школах, ПУ, техникумах и в связи с этим прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось на подготовке допризывников.
На современном этапе в России подготовка учащихся к военной службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Рассмотрим содержание и место учебных сборов по начальной военной подготовке на примере одной из действующих учебных программ курса ОБЖ – программы Латчук В.Н. и др.
Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537), Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р).
В этой связи среди целей и задач курса ОБЖ в 10-11 классах выделяем следующие:
- углублённое изучение тем в области ОБЖ, формирование современного уровня культуры ОБЖ и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышение защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы в объёме, необходимом для военной службы.
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета ОБЖ в 10 и 11 классах в программе предусмотрены 70 часов на 2 года (по одному часу в неделю в каждом классе). Этот объём для курса ОБЖ определён на базовом уровне (разделы 1-6 программы) (Приказ Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. №241). Особе место в структуре программы занимает раздел 6 и 7 модуля 3 «Обеспечение военной безопасности государства»: «Основы обороны государства» и «Основы военной службы» (в том числе военные сборы).
На этих занятиях учащиеся приобретают необходимые знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе военных учебных сборов приобретают практический опыт.
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и проводятся в рамках раздела программы «Основы военной службы» в соответствии с Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», утвержденной приказом Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ от 24.02.2010г. № 96/134. Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах.
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе (Закон РФ «Об образовании», статья 14, пункт 7) раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с учащимися — гражданами мужского пола. Подготовка учащихся — граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний (Положение о подготовке граждан РФ к военной службе (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 481).
В ходе изучения программы (модуль 3) особое внимание стоит уделить происходящим в обществе социально-экономическим преобразованиям и военной реформе, успех которой во многом зависит не только от уровня профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов, но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.
Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных Силах, которые проявляются в уровне дисциплинированности и ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет свое лицо и социальную значимость. Подготовка личности будущего воина на занятиях ОБЖ заключается в развитии познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности обучающихся.
В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию морально-психологической составляющей общей подготовки допризывников. В условиях подготовки допризывников в рамках программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не представляется реальным. В то же время формировать морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы и базовые знания о воинской службе является одной из обязательных задач предмета ОБЖ. Для будущего защитника Отечества имеет большое значение осознанность понятия «оптимальное боевое состояние», которое для каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных компонента: физический, психический и мыслительный.
Практика работы с допризывниками показала, что желание добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не готовы к военной службе.
Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками военных комиссариатов стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии, сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание это осуществить. Это сложно, ибо СМИ передают, а бывшие военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не «сладкую» миссию, связанную с безразличием офицерского корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщали СМИ, только подтверждают это.
Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и при этом оставаться человеком, способность к быстрой адаптации, раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого недостаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего подходит.
Современный отбор солдат в те или иные рода войск в большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья, специальной допризывной подготовкой на базе ДОСААФ, которая позволяет выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе с допризывниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя ОБЖ на выявление у будущих солдат предрасположенности к какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении воинской службы. Данный подход позволит молодым людям успешно осуществить процесс адаптации в армии, ответственно относиться к своим обязанностям и, в конечном итоге, с чувством выполненного гражданского долга вернуться домой.
Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов:
- назначение, состав, принципы строительства и комплектования Вооруженных Сил РФ и других войск. Руководство и управление Вооруженными Силами РФ, частями, подразделениями и другими войсками;
- боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции Вооруженных Сил РФ, героические подвиги воинов в военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской части.
В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят:
- с содержанием воинской обязанности и воинской службой граждан, с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности военнослужащих;
- с военно-учебными заведениями ВС РФ и правилами приема в них.
Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками:
- в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии;
- в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности военнослужащих к войскам министерства, виду ВС РФ и роду войск.
Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания.
Беседы с бывшими солдатами, ветеранами войны позволяют сделать определенные выводы о причинах негативного отношения определенной части современной молодежи к выполнению своего гражданского долга – службе в Вооруженных Силах РФ. На наш взгляд, эта причина кроется в отсутствии привычки быть ответственным, дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения и за них отвечать
В связи с этим учитель ОБЖ может определить в соответствии с программой обучения необходимые действия учащихся, которые необходимо перевести в привычные. Таким образом, учебная деятельность учащихся на занятиях по ОБЖ должна быть организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек: дисциплинированность и ответственность, умение и желание строго выполнять приказы, умение самим приказывать, быть исполнительными, обязательными.
Полагаем, что один из возможных вариантов подготовки учащихся к выполнению своего священного долга – служба в Вооруженных Силах – может заключаться в формировании у них привычек быть дисциплинированным и ответственным. Это возможно в условиях, приближенных к армейским, т.е. во время подготовки и проведения учебных сборов.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ
1. Закон РФ «Об образовании
Статья 14. п. 7: «В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования … в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы».
2. Постановление РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
В задачах Программы обозначены направления:
- выработка мер по содействию федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, и органам власти субъектов РФ, общественным организациям и объединениям патриотической направленности в создании и функционировании оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических и военно-исторических клубов, в проведении военно-спортивных игр и организации поисковой работы
- повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству.
Развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах РФ и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями) включает в себя:
· формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
· обеспечение формирования у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
· содействие формированию условий для успешного комплектования Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов и иных структур подготовленными гражданами, обладающими высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы;
· развитие и активизацию взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов), воинских частей и ветеранских организаций в целях повышения мотивации у молодежи к военной службе и готовности к защите Отечества;
· изучение и внедрение передового опыта в практику военно-патриотического воспитания молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе;
· развитие спортивно-патриотического воспитания, создание условий для увеличения численности молодежи, успешно выполнившей нормативы «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)»;
оценку эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты.
3. Письмо Министерства образования РФ от 23 февраля 2000 года N336/11-13 «Об изучении основ военной службы в общеобразовательных учреждениях».
«…Изучение основ военной службы в общеобразовательных учреждениях организуется в соответствии с Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне", вышеназванным Положением и другими нормативными правовыми актами.
В настоящее время основы военной службы в общеобразовательных учреждениях изучаются в рамках курса … ОБЖ как специальный раздел. Введение раздела "Основы военной службы" в курс "Основы безопасности жизнедеятельности" вместо отдельного предмета "Начальная военная подготовка", преподававшегося в образовательных учреждениях до 1991 года, было и остается основным направлением в организации образовательного процесса по основам военной службы…
Проведение учебных сборов с учащимися, предусмотренных Положением, должно проводиться в конце учебного года силами военных комиссариатов на базе воинских частей. Цель учебных сборов - теоретическое изучение вопросов по огневой, строевой и тактической подготовке, закрепление полученных знаний на практике…».
4. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Дополнения и изменения от 11.03.2006 г.)
Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
«1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в … образовательном учреждении среднего (полного) общего образования …; …
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Это означает, что все граждане РФ, обучающиеся в средней школе, обязаны пройти подготовку к военной службе и познакомиться с ее основами.
После утверждения этого Закона появилась рекомендация Минобразования РФ о включении в курс ОБЖ раздела «Основы воинской службы». Во исполнение этого положения Закона Правительство РФ издает Постановление от 31 декабря 1999 г. N 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». В нем подтверждается что:
«…2. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:
а) получение начальных знаний в области обороны;
б) подготовку по основам военной службы в … образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций …; …
6. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами…
16. С гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний …».
Требования перечисленных выше нормативно-правовых документов нашли отражение в «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы», изданной совместно Министерством обороны РФ и Министерством образования РФ 3 мая 2001 г. (N 203/1936) во исполнение Постановления Правительства РФ N 1441.
В этом документе подробно прописана организация сборов. В частности, говорится, что «… к участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего … , за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья» (статья 44).
5. Положение о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441
«…17. Порядок организации и проведения учебных сборов определяется совместными нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ». (Абзац в редакции, введенной в действие с 7 января 2015 года постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 года N 1469). [4]
6. Приказ Министерства обороны РФ от 15.10.2015 № 745 «Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».
7. Инструкция, утвержденная приказом Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 № 96/134 «О совершенствовании деятельности по организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
Согласно этому документу, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования организуют проведение учебных сборов совместно со штабами военных округов (флота). Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с ФГОС: в рамках предмета ОБЖ - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется педагогическими работниками.
Граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях, не прошедшие подготовку по основам военной службы, получают начальные знания в области обороны и проходят подготовку по основам военной службы в учебных пунктах, которые создаются при образовательных учреждениях.
К проведению занятий на учебно-методических сборах привлекаются представители военных комиссариатов, педагогические работники образовательных учреждений, работники органов здравоохранения, территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороной, офицеры соединений и воинских частей.
Руководитель учреждения и педагог, осуществляющий подготовку по основам военной службы, совместно с представителем военного комиссариата заблаговременно согласовывают с воинской частью: время и порядок проведения занятий, количество граждан, привлекаемых к проведению учебных сборов, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.
Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется в соответствии с расчетом часов по предметам обучения, учебно-тематическим планом и распорядком дня. Организация учебных сборов при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях может осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам учебных сборов, согласованным с военным комиссаром.
Во время учебных сборов занятия, не связанные с выполнением упражнений стрельб, проводят педагогические работники, осуществляющие обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, и преподаватели учебных пунктов совместно с военнослужащими, назначенными от закрепленных воинских частей.
Региональные документы
- Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 18.12.2012 № 82-пг «Об организации обучения граждан РФ, проживающих на территории Санкт-Петербурга, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы»;
- Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 27.11.2012 № 19-рп «О проведении пятидневных учебных сборов с гражданами, проживающими на территории Санкт-Петербурга, получившими начальные знания в области обороны и проходящими подготовку по основам военной службы»;
- Приказ командующего войсками военного округа от 02.12.2016 № 712 «О закреплении соединений и воинских частей за образовательными учреждениями и учебными пунктами для оказания практической помощи в организации и проведении учебных сборов, мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан и их военно-профессиональной ориентации».
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ
Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах предусматривает проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, профессионального начального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья. Продолжительность учебных сборов - 5 дней (35 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы по защите от современных средств массового поражения. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.
Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодёжных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей. С учащимися общеобразовательных учреждений сборы, как правило, проводятся в конце предпоследнего года обучения – в мае-июне.
Конкретные сроки проведения учебных сборов устанавливаются местными (муниципальными) органами управления образованием по согласованию с военными комиссариатами районов. Время проведения учебных сборов для граждан в учебных пунктах определяется в зависимости от сроков окончания обучения решением органов местного самоуправления по согласованию с военными комиссариатами районов.
Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с решением главы органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления, согласованным с начальником военного гарнизона, и планом подготовки к проведению учебных сборов.
В проекте решения предусматриваются: место и время проведения учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с воинскими частями, порядок финансирования учебных сборов, а также вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медобслуживание, доставка граждан к месту сборов).
Для проведения учебных сборов приказом руководителя органа управления образованием назначаются: начальник учебных сборов, его заместители - по воспитательной работе и по хозяйственной части, начальник штаба сборов и врач. Руководители образовательных учреждений при необходимости для оказания помощи преподавателям, осуществляющим подготовку по основам военной службы, выделяют дополнительно учителей-предметников.
Руководитель образовательного учреждения и преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, совместно с представителем военного комиссариата района заблаговременно согласовывают с воинской частью: время и порядок проведения занятий, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, меры безопасности на занятиях и другие вопросы. Образовательный процесс, осуществляемый во время сборов, организуется в соответствии с учебным планом, учебно-тематическим планом и распорядком дня.
Организация учебных сборов при образовательных учреждениях может осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам, согласованным с военным комиссаром района.
Обучение граждан стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия организуется и проводится в установленном порядке командирами воинских частей на стрельбищах или в тирах. Для проведения стрельб командиры воинских частей назначают ответственных лиц и предоставляют оружие и боеприпасы. Занятия по программе учебных сборов, не связанные со стрельбой из боевого оружия, проводят преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы, совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных воинских частей.
К занятиям могут привлекаться специалисты учреждений здравоохранения, территориальных органов управления гражданской обороной и другие специалисты, согласно решению руководителя органа местного самоуправления.
Основные задачи учебных сборов:
- получение юношами призывного возраста знаний и тактических навыков по основам военной службы, выполнение начального упражнения стрельбы из автомата боевым патроном (малокалиберной, пневматической винтовки);
- ознакомление с размещением, бытом, повседневной деятельностью, традициями и боевым путём воинской части, учёбой личного состава, образцами вооружения и боевой техникой, организацией караульной службы и службы суточного наряда;
- практически отработать действия солдата в различных видах боя.
Что же должен знать и уметь юноша, исходя из требований программы по ОБЖ в рамках сборов? Иметь представление об условиях прохождения военной службы по призыву и контракту, о воинских званиях и знаках различия военнослужащих. Знать правовые основы военной службы, основные положения общевоинских уставов ВС РФ, значение воинской присяги, права и обязанности военнослужащих, виды ответственности, сущность и значение дисциплины в жизни воина. Юноша должен уметь выполнять приёмы строевой подготовки, воинское приветствие на месте и в движении, производить подготовку автомата к стрельбе и вести стрельбу боевыми патронами, выполнять действия солдата в наступлении, разведке и обороне, оказывать само- и взаимопомощь, выносить раненых с поля боя.
Программа учебных сборов включает строевую, физическую, огневую и тактическую подготовку, военную топографию и уставы ВС РФ. Остановимся подробнее на некоторых составляющих.
Строевая подготовка
Занятие 1. Строевые приёмы и движение без оружия. Строй и его элементы. Обязанности солдат при построении и в строю. Выполнение команд "Становись", "Равняйсь", "Смирно!", "Вольно", "Разойдись", повороты на месте.
Занятие 2. Выход из одно- и двухшереножного строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. Перестроение из одношереножного строя в две шеренги и обратно.
Занятие 3. Строевые приёмы и движение с оружием. Выполнение строевых приёмов "На грудь", "На ремень", "За спину". Положить оружие в одно - и двух шереножном строю. "Ремень отпустить", "Ремень подтянуть".
Занятие 4. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Воинское приветствие.
Занятие 5. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение в строй, смыкание и размыкание
Занятие 6. Способы передвижения на поле боя (перебежка, переползание).
Огневая подготовка
Занятие 1. Знакомство с оружием и боевой техникой. Назначение, устройство, тактико-технические данные. Показное занятие.
Занятие 2. Меры безопасности при обращении с оружием. Изготовка к стрельбе лёжа. Изучение условий выполнения упражнений стрельбы из АК, MB, ПВ. Прекращение стрельбы,
Занятие 3. Неполная разборка автомата. Работа частей механизмов при стрельбе, причины раздутия ствола. Пробивное действие пуль.
Занятие 4. Сведения из внешней и внутренней баллистики. Назначение и устройство ручных гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами.
Занятие 5. Меры безопасности при проведении стрельб. Снаряжение магазина. Выдвижение на огневой рубеж. Изготовка, к стрельбе лёжа, прицеливание, спуск, прекращение огня, разряжение оружия. Выполнение команды "Оружие к осмотру".
Занятие 6. Разборка автомата и сборка после неполной разборки. Порядок чистки автомата. Снаряжение магазина. Выезд на стрельбище. Практическая стрельба по условиям начального упражнения.
Тактическая подготовка
Занятие 1. Обязанности солдата в бою. Личное оружие и экипировка солдата. Общевойсковой бой, виды боя. Понятие об огневой позиции и обороне. Порядок выбора позиции, её занятия, оборудования и маскировки.
Занятие 2. Выполнение способов передвижения в бою. Наступление, его виды. Предбоевой и боевой порядок. Действия по команде "Приготовиться к атаке". Движение в атаку и преодоление прохода в минных полях и проволочных заграждениях. Атака переднего края обороны противника.
Занятие 3. Способы ведения разведки. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Обнаружение противника в заданном секторе, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до обнаруженных целей и ориентиров с помощью угловых величин (по формуле тысячной).
Занятие 4. Оборона. Вид боя. Переход к обороне. Порядок построения обороны. Действия солдата в обороне при обнаружении разведки противника, при огневой подготовке, атаке и вклинивании в оборону, при применении ядерного, химического оружия. Особенности оборудования окопа на отделение. Отрывка окопа лёжа (зачёт).
Занятие 5. Понятия о действиях разведывательного дозора. Действия дозорных при осмотре местности и местных предметов, заграждений, мостов, отдельных строений, оврагов, леса.
Занятие 6. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и доклад командиру. Азимут и движение по азимуту. Порядок установки отдельных противотанковых и противопехотных мин. Порядок разминирования.
Ключевые задачи современных учебных сборов – пропаганда здорового образа жизни, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам безопасности, подготовка к службе в армии. Помимо этих, несомненно, важных государственных задач, в процессе учебных сборов учащиеся приобретут полезные знания, опыт и, конечно, новые впечатления и знакомства.
Подготовка старших школьников к защите Отечества – сложная государственная и педагогическая задача, обеспечить решение которой можно только при наличии многоступенчатой и динамической методической системы. Особое место в этой системе подготовки занимают учебные сборы, как связующее звено между армией и школой.
ВЫВОДЫ: Исходя из всего вышеизложенного
1. Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п. Инновации в педагогической практике направлены на повышение успешности образовательного процесса и содействуют этому.
В курсе ОБЖ, как показывает практика, педагогические инновации успешно применяются; это, прежде всего, инновационные технологии и средства обучения. Важно, что в условиях современной школы требует инновационных преобразований и организация образовательного процесса по ОБЖ.
2. Значимой составляющей курса ОБЖ старшей школы являются учебные сборы по начальной военной подготовке. Учебные сборы проводятся на завершающем этапе изучения раздела курса ОБЖ «Основы военной службы».
Учебные сборы для юношей являются формой обязательной подготовки граждан к военной службе. Конечный результат такой подготовки - готовность юношей к защите Отечества, которая представляет комплекс морально-психологических, военно-технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных ситуациях.
Основная цель проведения учебных сборов - закрепление знаний, умений и навыков учащихся по важнейшим разделам программы допризывной подготовки в условиях, приближенных к жизни воинских частей.
3. Организация и проведение учебных сборов по начальной военной подготовке регламентировано Федеральным Законом «Об образовании» (ст.14 п.7), федеральными нормативно-правовыми актами, а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления и локальными актами образовательной организации.
4. Помимо ключевой задачи – подготовки юношей к службе в армии, важными задачами современных учебных сборов являются пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности.
Программа учебных сборов включает строевую, физическую, огневую и тактическую подготовку, военную топографию и уставы Вооруженных Сил РФ.
Учебные сборы – вид образовательной деятельности, сложный в организационном отношении. Рациональные способы организации учебных сборов, в т.ч. инновационные, будут способствовать повышению успешности их проведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.